Услуги в таможенном деле

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 17:52, курсовая работа

Краткое описание

Международная торговля услугами не является новым явлением. В условиях развития внешней торговли, расширения сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами появилась острая необходимость в освоении новых путей повышения качества и эффективности таможенного обслуживания в целях максимального содействия развитию внешнеторговой деятельности.
Таможенная служба, являясь неотъемлемой частью системы государственного управления внешнеторговой деятельностью, активно участвует в ее регулировании, начиная с регламентации заявляемых сведений и предъявляемых документов и вплоть до непосредственного создания условий осуществления торговли.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 218.50 Кб (Скачать)

Однако  по какому критерию информирование, консультирование и принятие таможенными органами предварительных решений отнесены к государственным услугам? Анализируя закрепленные административными регламентами ФТС России государственные услуги, можно выделить следующие их общие признаки. Услуги предоставляются таможенными органами на безвозмездной основе. Федеральная таможенная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности функции по оказанию платных услуг, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

Однако  данный признак не следует рассматривать  в качестве отличительной особенности  государственной услуги, так как  совершение таможенными органами в  интересах обратившихся лиц в  рамках исполнения государственных функций юридически значимых действий также осуществляется на безвозмездной основе. Следует согласиться с Н.В. Путило, которая определяет сущность государственной услуги как получение гражданином благ, выгодных лично ему, не связанных с исполнением обязательств. А.В. Нестеров к государственным услугам относит бесплатные услуги, оказываемые в соответствии с регламентами и стандартами государственных услуг, уполномоченными услугодателями добровольно обратившимся заинтересованным лицам.

На основании  изложенного представляется, что государственную услугу в сфере таможенного дела характеризуют следующие признаки.

Во-первых, добровольность обращения лиц в  таможенные органы, если оно не связано  с исполнением требований таможенного  законодательства. Так, если рассматривать государственные функции, закрепленные в административных регламентах ФТС, то обращение в таможенные органы заинтересованных лиц за совершением определенных действий (включение в реестр, выдача квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению, оформление пассажирской декларации и т.п.) основано на выполнении норм ТК ТС и представляет собой, по сути, таможенную обязанность.

Во-вторых, государственные услуги представляют собой получение определенных благ в сфере таможенного дела исключительно в интересах обратившегося лица. Так, при информировании и консультировании заинтересованное лицо получает необходимую информацию в сфере таможенного дела, которая позволяет ему правильно сориентироваться в тех или иных вопросах таможенного дела; принятие предварительного решения позволяет участнику внешнеэкономической деятельности существенно упростить и ускорить проведение таможенных операций и таможенного контроля.

Представляется, что перечисление услуг таможенных органов является простым набором разнопорядковых действий (функций, услуг, таможенных операций) данных органов, без указания на признак, по которому они отнесены к их услугам. Кроме того, таможенные операции являются не правом, а законной обязанностью любого лица, перемещающего товары и транспортные средства через таможенную границу. При таможенных операциях таможенные органы как раз реализуют свои властно-распорядительные полномочия в соответствии с законодательством. Вышеизложенное исключает отнесение таможенных операций к государственной услуге.

Таможенное сопровождение представляет собой таможенную операцию, которая осуществляется должностными лицами таможенных органов исключительно в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства, в связи с чем объективно не может рассматриваться в качестве государственной услуги.

Что касается предоставления таможенными органами услуги по хранению товаров, находящихся  под таможенным контролем на складах  временного хранения и на таможенных складах, то существенными особенностями являются, во-первых, возмездный характер ее оказания, во-вторых, договорная основа ее предоставления. Правовое оформление данной услуги в форме публичного договора и распространение на действия по ее оказанию норм гражданского законодательства исключают возможность принятия административного регламента ее предоставления, а следовательно, и определения ее в качестве государственной услуги.

Все вышеизложенное свидетельствует об отсутствии единообразного понимания государственных услуг  в сфере таможенного дела и  их перечня, что объясняется отсутствием соответствующей нормативной базы. Вместе с тем в настоящее время необходимо принятие нормативного акта, определяющего понятие и сущность государственной услуги в целом. Именно после этого станет возможной разработка правовой концепции государственной услуги в сфере таможенного дела.

2.2 Исследование эффективности применения административных регламентов в управлении таможенными услугами в РФ

 

Административный  регламент устанавливает:

- сроки  и последовательность административных процедур и административных действий таможенного органа;

- порядок  взаимодействия между структурными  подразделениями и должностными  лицами таможенного органа;

- порядок  взаимодействия таможенного органа  с физическими или юридическими  лицами, а также с учреждениями, предприятиями и организациями при исполнении государственных функций или предоставлении государственных услуг.

Внедрение административных регламентов в  таможенных органах введено в  рамках Административной реформы.

Административная  реформа, осуществленная в соответствии с Указом Президента России от 13.05.2000 г. повлекла за собой изменения и в системе таможенных органов. Количество таможен сократилось до 143 (было 161), но количество таможенных постов увеличилось до 571 (вместо 507). Сформировалось новое территориально-структурное размещение таможенных органов России.

Последовательная  реализация принятого курса направлена на преобразование российской таможни  в новое качество - «таможню для  клиента», которая по стандартам Всемирной  таможенной организации представляет высший класс таможни - таможню нового века. 2008 год был ознаменован тем, что Совет Всемирной таможенной организации принял решение об использовании русского языка в качестве рабочего в работе Комитета по гармонизированной системе. Таможенная служба развернула активную работу по присоединению Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции), которая определила основные черты и принципы деятельности таможни XXI века. Был введен в эксплуатацию Международный автомобильный пункт «Сайменское» на российско-финляндской границе, рассчитанный на пропуск 1280 автомобилей в сутки.

Осуществлялось  планомерное обеспечение подразделений  правоохранительного блока таможенной службы специальным обмундированием, снаряжением, вооружением. Таможенные органы получили в свое распоряжение морские и речные катера, вертолеты. Повысился уровень воспитательной работы в таможенных органах и учреждениях.

Получила  развитие социальная сфера таможенной службы. Она включает социальную защиту сотрудников таможенных органов и членов их семей, пенсионеров таможенной службы, социально-правовую и жилищно-бытовую работу, медицинское обслуживание. 

 

2.3 Внедрение логистических услуг как фактора совершенствования качества таможенных услуг

 

С целью  совершенствования качества оказания таможенных услуг путём дополнения перечня услуг, реализации принципа «одного окна» и сокращение времени, затрачиваемого на оформление полного  пакета документов, перспективным направлением деятельности РУП «Белтаможсервис» является развитие логистических услуг.

В классическом понимании логистика - наука о  планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и  другими операциями, совершаемыми в  процессе доведения сырья или товаров до конкретного потребителя. Она предполагает широкую инфраструктуру, особый сервис по сопровождению грузов. Сюда входят экспедиторские услуги, оформление необходимых документов, анализ востребованности тех или иных товаров, расчет оптимальных маршрутов, владение информацией о ценах на услуги компаний-перевозчиков и многое другое. В настоящее время в Беларуси активно развиваются только транспортная и складская логистика. Для этого имеются все территориальные предпосылки, создана довольно неплохая материально-техническая база.

Логистические услуги - услуги, связанные с поставкой  и обработкой оптовых партий потребительских  товаров и продукции производственно-технического назначения отечественного и импортного производства, а также транспортные, складские, экспедиторские, информационные, финансовые, страховые услуги, оказываемые транспортно- и оптово-логистическими (торгово-логистическими) центрами

 

РАЗДЕЛ 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЕНИЯ ТАМОЖЕНЫМИ УСЛУГАМИ В РАМКАХ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ

 

Сегодня таможенные органы России находятся  в стадии активного институционального развития, на которое оказывают влияние  два важных фактора. Первый - предстоящее  присоединение Российской Федерации  к Всемирной торговой организации, в рамках которого российское таможенное законодательство и таможенное администрирование должны быть гармонизированы в соответствии с общепризнанными нормами в области таможенного дела. Именно данные обстоятельства вызвали необходимость принятия в 2003 г. нового Таможенного кодекса РФ (далее - ТмК РФ), создавшего необходимые предпосылки для формирования практически новой, соответствующей мировым стандартам правовой базы таможенного дела и организационно-правовых основ деятельности таможенных органов России.

Второй важный фактор, вызывающий кардинальные изменения в деятельности таможенных органов, - реформирование системы государственного управления в соответствии с утвержденной Правительством РФ Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах.

Одной из основных целей административной реформы является повышение эффективности  деятельности органов исполнительной власти. Для реализации этой цели, в  Российской Федерацией создана новая  система и структура федеральных  органов исполнительной власти, оптимизированы функции органов исполнительной власти, введена их типология, разрабатываются и внедряются в практику административные регламенты, стандарты государственных услуг, принципы и процедуры управления по результатам.

Именно  под влиянием данного фактора ТмК РФ закрепил новые подходы к структуре, порядку формирования системы таможенных органов России.

Часть 1 ст. 402 ТмК РФ устанавливает, что  таможенными органами являются:

1) федеральный  орган исполнительной власти, уполномоченный  в области таможенного дела;

2) региональные  таможенные управления;

3) таможни;

4) таможенные  посты.

ТмК РФ не называет конкретный федеральный  орган, уполномоченный в области  таможенного дела. Однако им является Федеральная таможенная служба (далее - ФТС России).

Таким образом,  ТК ТС  хранил существовавшую ранее четырехзвенную систему таможенных органов. Вместе с тем, нельзя не заметить, что Кодекс расширяет содержание понятия «система таможенных органов». Так, согласно ч. 4 ст. 402 ТмК РФ в систему таможенных органов также входят не являющиеся правоохранительными органами учреждения, которые находятся в ведении федеральной службы, уполномоченной в области таможенного дела, для обеспечения деятельности таможенных органов.

Из этого  можно сделать вывод, что система  таможенных органов включает, во-первых, таможенные органы, во-вторых, учреждения, созданные для обеспечения деятельности таможенных органов. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таможенные  услуги относятся к важной сфере  услуг, обслуживающих внешнеторговую деятельность экспортеров и импортеров. Кроме того, таможенные органы предоставляют услуги не только субъектам внешнеэкономической деятельности на определенном этапе внешнеторговой сделки, но и государству, выполняя функцию по регулированию, а также возможности защиты экономики, здоровья населения и охраны окружающей среды.

Сегодня таможенные органы России находятся  в стадии активного институционального развития, на которое оказывают влияние  два важных фактора. Первый - предстоящее  присоединение Российской Федерации  к Всемирной торговой организации, в рамках которого российское таможенное законодательство и таможенное администрирование должны быть гармонизированы в соответствии с общепризнанными нормами в области таможенного дела. Именно данные обстоятельства вызвали необходимость принятия в 2009 г. нового Таможенного кодекса РФ (далее - ТмК РФ), создавшего необходимые предпосылки для формирования практически новой, соответствующей мировым стандартам правовой базы таможенного дела и организационно-правовых основ деятельности таможенных органов России.

Информация о работе Услуги в таможенном деле