Таможенное дело в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы являются изучения структуры и содержания таможенного дела и таможенной политики в Российской Федерации.
В связи с этим основными задачами, предопределившими структуру работы, при раскрытии данного вопроса, являются:
необходимо определить, когда произошло зарождение таможенного дела и таможенной политики, что явилось предпосылками и каково состояние таможенной системы в настоящее время;

Оглавление

Введение 3
1. Организация и законодательная основа таможенного дела в РФ 6
1.1. Понятие таможенного регулирования и таможенного дела 6
1.2. Таможенная территория и таможенная граница 9
1.3. Таможенная политика РФ, цели и методы ее осуществления 14
1.4. Структура таможенных органов РФ и их основные функции 19
2. Нормативно-правовые основы таможенного дела в России 23
Заключение 27
Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

Таможенное дело в РФ.docx

— 49.08 Кб (Скачать)

Содержание

Введение 3

1. Организация  и законодательная основа таможенного  дела в РФ 6

1.1. Понятие  таможенного регулирования и  таможенного дела 6

1.2. Таможенная  территория и таможенная граница 9

1.3. Таможенная  политика РФ, цели и методы  ее осуществления 14

1.4. Структура  таможенных органов РФ и их  основные функции 19

2. Нормативно-правовые  основы таможенного дела в  России 23

Заключение 27

Список использованной литературы 29

 

 

Введение

Децентрализация внешнеэкономической  деятельности и интегрирование экономики  в мировое хозяйство, предопределяет необходимость регулирования внешнеторговых отношений. Все эти процессы должны быть обеспечены надлежащим таможенным механизмом, четко урегулированным  правовыми нормами. Этого требуют  нормальное функционирование экономики  и развития гражданского общества. В этом и заключается неотъемлемая функция любого государства, стремящегося обеспечить свою политическую независимость  и экономическую безопасность. В  связи с чем, актуальным является изучения вопросов регулирования внешнеторговых отношений.

Целью курсовой работы являются изучения структуры и содержания таможенного дела и таможенной политики в Российской Федерации.

В связи с этим основными  задачами, предопределившими структуру  работы, при раскрытии данного  вопроса, являются:

    • необходимо определить, когда произошло зарождение таможенного дела и таможенной политики, что явилось предпосылками и каково состояние таможенной системы в настоящее время;
    • далее в работе происходит более детальное описание и раскрытие понятий «таможенное дело» и «таможенная политика». Эти два понятия необходимо разграничивать, так как таможенное дело представляет собой сферу деятельности государственных органов, осуществляющих таможенную политику страны, а таможенная политика – это система мероприятий, проводимых государством, направленных на всестороннее регулирование таможенных отношений;
    • таможенная политика осуществляется на основании законодательных актов, регламентирующих деятельность таможенной системы и поэтому следующим будет рассмотрение этих законодательных актов;
    • для более детального рассмотрения таможенной политики и таможенного дела необходимо изучить ряд понятий, касающихся данной сферы деятельности государства;
    • таможенное дело и таможенная политика осуществляется на территории России через таможенные органы, которые регулируют правоотношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в данной сфере, в связи, с чем в работе будут раскрыты структура, функции, задачи и обязанности таможенных органов.

В качестве литературы, использованной при написании данной работы центральное  место занимает Таможенный Кодекс РФ, который постоянно модернизируется  в целях эффективного осуществления  таможенной политики. Также вместе с Таможенным Кодексом РФ были использованы ряд законов, указов и постановлений, касающихся таможенного дела в России. Существенным изменением законодательной  базы явился Указ Президента РФ от 9 марта 2004 года №314 "О системе и структуре  федеральных органов исполнительной власти", на основании, которого четко  определена структура таможенных органов, во главе которых стоит Федеральная  Таможенная Служба РФ (ранее центральным  звеном в системе таможенных органов  являлся Государственный Таможенный Комитет РФ). Данный указ придал государственным  органам статус федерального агентства. Государственный таможенный комитет  Российской Федерации преобразовался, в свою очередь, в Федеральную  таможенную службу, при этом его  по принятию нормативных правовых актов  в установленной сфере деятельности передаются Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации.

Также для написания работы был изучен ряд учебников, касающихся данной проблематики, в которых очень  подробно и четко описываются  вопросы, входящие в ведение таможенных органов, структура таможенной системы. Были использованы работы таких специалистов как доцент, кандидат юридических наук – Бакаева О.Ю., кандидат юридических наук – Матвиенко Г.В., доктор юридических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ – Химичева Н.И. и другие.

 

 

1. Организация и законодательная основа таможенного дела в РФ

1.1. Понятие таможенного регулирования и таможенного дела

Таможенная политика предопределяет основные направления таможенного  регулирования и таможенного  дела.

В Конституции РФ содержится понятие «таможенное регулирование». Согласно ч. 1 ст. 1 Таможенного кодекса  РФ (ТК), оно заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право  на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу  России. Иными словами, государство  с помощью норм права определяет те положения, которые подлежат выполнению физическими и юридическими лицами при перемещении грузов через  границу. Совокупность этих норм составляет содержание таможенного законодательства. Таким образом, таможенное регулирование  – это деятельность по установлению таможенных правил.

Международная торговля предполагает перемещение грузов через границу  из одной страны в другую. Для  регулирования этого товарооборота  существуют органы государственного управления внешнеэкономической деятельностью, в системе которых особую роль играет служба, занимающаяся таможенным делом. На мировом уровне таможенное дело выступает в качестве одного из важнейших звеньев внешней  торговли.

Согласно ч. 2 ст. 1 ТК таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения  соблюдения мер таможенно-тарифного  регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с  законодательством РФ о государственном  регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров  и транспортных средств через  таможенную границу.

Данное определение позволяет  уяснить, что при перемещении  товаров и транспортных средств  через таможенную границу должны соблюдаться меры таможенно-тарифного  регулирования, а также установленные  запреты и ограничения.

Дело в том, что любые  операции по ввозу и вывозу какого-либо имущества не проходят для государства  бесследно. Они могут как нанести  вред отечественной экономике, так  и стимулировать внутреннее производство. Для того чтобы удержать эти процессы в определенных рамках, все страны мира прибегают к использованию  барьеров на торговых путях. Чаще всего  такие препятствия применяются  при ввозе товаров на территорию государства, поскольку экспорт (сбыт) наиболее выгоден как производителю, так и экономике в целом.

Таможенно-тарифное регулирование  выступает в качестве одного из таких  барьеров и основано, в первую очередь, на взимании таможенных платежей. Иными  словами, участник внешнеэкономической  деятельности при перемещении грузов через границу обязан уплатить таможенные платежи, тем самым, формируя доходную часть федерального бюджета.

Элементы современного таможенного  дела можно представить следующими основными блоками:

    • принципы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;
    • таможенные режимы;
    • таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей;
    • таможенное оформление;
    • таможенный контроль;
    • предоставление таможенных льгот;
    • ведение таможенной статистики и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;
    • правовая регламентация ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела.

Любая дифференциация таможенного  дела на те или иные элементы является весьма условной, поэтому рассматривать  эти элементы необходимо через призму их единства и тесной взаимосвязи. Различные  по характеру, все они в своей совокупности используются для достижения экономических, социальных и правоохранительных целей таможенного дела.

Экономические цели подразделяются на две составляющие: фискальную и  регулятивную, которые должны дополнять  друг друга и обеспечивать развитие национальной экономики. Регулятивные цели таможенного дела достигаются  посредством установления ставок экспортных и импортных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу РФ, а  также путем установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз  товаров, лицензирования, выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдельных товаров  и рядом иных мер. Фискальное начало экономической цели состоит в  пополнении доходной части федерального бюджета, так как один из существенных источников – это именно платежи  в сфере внешней торговли. Используя  эти инструменты, государство воздействует на экономические интересы субъектов  внешнеэкономической деятельности, сохраняя вместе с тем их полную оперативную самостоятельность.

Социальная цель выражается в том, что развитие таможенного  дела невозможно без гармонизации унификации с общепринятыми международными нормами и практикой.

Правоохранительные цели таможенного дела заключаются в  защите государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни  и здоровья людей, нравственности, моральных  устоев и культурных ценностей общества; в охране животных, растений и окружающей природной среды; в обеспечении  интересов российских потребителей; в борьбе с незаконным перемещением через таможенную границу РФ наркотических  средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и т. д.

Для этого применяются  разнообразные юридические средства, к которым можно отнести процедуру  таможенного оформления, ограничения  перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, таможенный контроль и др. Например, запрет провоза через границу оружия основан на защите безопасности государства.

1.2. Таможенная территория и таможенная граница

Основными понятиями, характеризующими территориальные аспекты таможенного  регулирования, являются таможенная территория и таможенная граница.

Под таможенной территорией  понимают территорию, на которой в  полном объеме действует таможенное законодательство данной страны. Такая  формулировка содержится в документах Совета таможенного сотрудничества. Подобный подход к определению таможенной территории непосредственно указывает  на пространственные пределы действия норм таможенного законодательства.

ТК РФ при определении  таможенной территории опирается на понятие государственной территории. Согласно Закону РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе  Российской Федерации» пределы государственной  территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, т. е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации, определяются Государственной границей Российской Федерации, т.е. линией и проходящей по этой линии вертикальной поверхностью.

Понятие «единая таможенная территория Российской Федерации» помимо государственной территории Российской Федерации включает в себя также  находящиеся в исключительной экономической  зоне Российской Федерации искусственные  острова, установки и сооружения, над которыми Россия обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного  дела. Это положение ранее уже  нашло свое развитие в Федеральном  законе ОТ 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном  шельфе». Российская Федерация на континентальном  шельфе осуществляет исключительное право  сооружать, а также разрешать  и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил.

Более четкому определению  понятия «единая таможенная территория Российской Федерации» служат и положения  Федерального закона от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической  зоне Российской Федерации». Исключительная экономическая зона Российской Федерации — это морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным законом, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права. Определение исключительной экономической зоны применяется также ко всем островам Российской Федерации, за исключением скал, которые не пригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных и иных законов и правил над искусственными островами, установками и сооружениями, созданными в исключительной экономической зоне.

Статус прилежащей зоны установлен в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Согласно данной Конвенции в  зоне, прилежащей к территориальному морю и называемой прилежащей зоной (прилежащая зона не Может распространяться за пределы 24 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря), прибрежное государство  может осуществлять контроль, необходимый:

— для предотвращения нарушений  таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или  территориального моря;

— наказания за нарушение  вышеупомянутых законов и правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря.

ТК РФ в прежней редакции содержал понятие исключения из таможенной территории, согласно которому территории свободных таможенных зон и свободных  складов рассматривались как  находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации, за исключением  случаев, определяемых ТК РФ и иными  законодательными актами Российской Федерации  по таможенному делу. О таких исключениях  говорится, например, в Федеральном  законе от 22 января 1996 г. № 13-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской  области». Созданная в Калининградской  области особая экономическая зона является частью государственной и  таможенной территории Российской Федерации. В отношении взимания таможенных пошлин и иных платежей (в том  числе налогов), уплачиваемых при  таможенном оформлении ввозимых и вывозимых  товаров, особая экономическая зона рассматривается как находящаяся  в таможенном режиме свободной таможенной зоны с особенностями, установленными в данном законе. Именно из-за этих особенностей территория, которую занимает Калининградская  особая экономическая зона, несмотря на действие в ее пределах режима свободной  таможенной зоны, не была выведена из состава  таможенной территории Российской Федерации.

Информация о работе Таможенное дело в РФ