Таможенное дело в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы являются изучения структуры и содержания таможенного дела и таможенной политики в Российской Федерации.
В связи с этим основными задачами, предопределившими структуру работы, при раскрытии данного вопроса, являются:
необходимо определить, когда произошло зарождение таможенного дела и таможенной политики, что явилось предпосылками и каково состояние таможенной системы в настоящее время;

Оглавление

Введение 3
1. Организация и законодательная основа таможенного дела в РФ 6
1.1. Понятие таможенного регулирования и таможенного дела 6
1.2. Таможенная территория и таможенная граница 9
1.3. Таможенная политика РФ, цели и методы ее осуществления 14
1.4. Структура таможенных органов РФ и их основные функции 19
2. Нормативно-правовые основы таможенного дела в России 23
Заключение 27
Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

Таможенное дело в РФ.docx

— 49.08 Кб (Скачать)

Задача ведущихся переговоров  о присоединении – добиться наилучших  условий для России, т. е. наиболее выгодного соотношения преимуществ  от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков.

Сохранение экономического суверенитета страны в рамках переговоров  по данному вопросу – стратегическое направление деятельности Российского  государства в интересах российских производителей.

1.4. Структура таможенных органов РФ и их основные функции

Собственно таможенное дело ведет единая система таможенных органов, которые, относясь к исполнительной власти, имеют конкретные цели формирования, осуществляют государственные исполнительно-распорядительные функции, наделены определенной компетенцией, образуются вышестоящими органами управления, подотчетны и подконтрольны им и  ответственны за свою деятельность перед  государством и гражданами.

Таможенный орган представляет собой федеральный государственный  орган исполнительной власти, наделенный специальной компетенцией в области  таможенного дела и выполняющий  задачу содействия развитию внешней  торговли.

Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему, в которую входят:

1) Федеральная таможенная  служба РФ;

2) региональные таможенные  управления;

3) таможни;

4) таможенные посты.

В таможенную систему входят также учреждения, подведомственные непосредственно ФТС (таможенные лаборатории, учебные заведения, вычислительные центры и др.). В ведении ФТС  могут находиться государственные  унитарные предприятия, деятельность которых способствует решению задач, возложенных на таможенные органы.

Все звенья системы являются федеральными и не подчиняются органам  государственной власти субъектов  Федерации, органам местного самоуправления и общественным объединениям. Каждый нижестоящий таможенный орган подчинен по вертикали только вышестоящим  таможенным органам, контролирующим его  деятельность.

Места нахождения таможенных органов определяются исходя из объема пассажиро– и товаропотоков, транспортных организаций, интенсивности развития внешнеэкономических связей отдельных  регионов, потребностей экспортеров, импортеров, других участников ВЭД, а также иных факторов.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в  РФ, является ФТС РФ. ФТС находится  в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ.

Создание, реорганизация  и ликвидация региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов, а также компетенция конкретных таможенных органов по осуществлению  конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности таможенных органов определяются ФТС РФ.

Таможенная служба вправе создавать специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных  на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров.

Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании  положений, утверждаемых ФТС.

В систему таможенных органов  также входят не являющиеся правоохранительными  органами учреждения, которые учреждаются  ФТС для обеспечения деятельности таможенных органов.

Таможенные органы РФ выполняют  следующие основные функции:

    • осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу;
    • взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;
    • обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;
    • обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами РФ запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;
    • обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;
    • ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации;
    • осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле;
    • ведут таможенную статистику внешней торговли;
    • обеспечивают выполнение международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;
    • осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;
    • проводят научно-исследовательские работы в области таможенного дела.

ФТС РФ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и общественными объединениями. Государственные органы и их должностные  лица обязаны оказывать содействие таможенным органам РФ в решении  возложенных на них задач, в том  числе путем создания для этого  надлежащих условий.

 

2. Нормативно-правовые  основы таможенного дела в  России

На территории России действует  единое таможенное законодательство, которое включает в себя Конституцию  РФ, международные договоры и соглашения, федеральные законы, а также подзаконные  нормативно-правовые акты, включающие указы Президента РФ, постановления  Правительства РФ, а также нормативно-правовые акты Министерства экономического развития и торговли РФ и ряда иных федеральных  органов исполнительной власти.

Таможенным законодательством  регулируется следующий круг отношений:

    • по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;
    • таможенному оформлению;
    • таможенному контролю;
    • обжалованию актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц;
    • установлению и применению таможенных режимов;
    • установлению, введению и взиманию таможенных платежей.

Таможенное законодательство состоит из следующих элементов.

1. Международно-правовые  договоры и соглашения, ратифицированные  или подписанные Россией, которые  регулируют отношения в области  таможенного права и способствуют  развитию международного сотрудничества. К ним можно отнести:

    • Конвенцию о создании совета таможенного сотрудничества (Брюссель, 15 декабря 1950 г.);
    • Таможенную конвенцию о временном ввозе частных дорожных перевозочных средств (Нью-Йорк, 4 июня 1954 г.);
    • Конвенцию о международных смешанных перевозках грузов (Женева, 24 мая 1980 г.);
    • Конвенцию о создании международного союза публикации таможенных тарифов (Брюссель, 5 июля 1890 г.);
    • Конвенцию о создании Совета таможенного сотрудничества (Женева, 9 октября 1990 г.);
    • Конвенцию о таможенном режиме, применяемом к контейнерам, переданным в пул и используемым для международных перевозок (Женева, 21 января 1994 г.) и др.

2. Внутреннее таможенное  законодательство представлено:

    • Таможенным кодексом РФ;
    • Законом РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе»;
    • Федеральным законом от 5 июня 2003 г. № 64-ФЗ «О ратификации Соглашения о правовом обеспечении формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства» и др.

3. Другие федеральные  законы:

    • указы Президента РФ;
    • постановления Правительства РФ;
    • нормативные акты ФТС РФ.

Центральное место в правовом обеспечении таможенного дела занимают Таможенный кодекс РФ (от 28.05.2003) и Закон  РФ «О таможенном тарифе» (от 21.05.93).

Таможенный кодекс РФ определяет виды таможенных режимов и платежей, порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств, статус таможенных органов, регулирует правоотношения между ними и юридическими и физическими лицами.

Таможенный кодекс состоит  из 6 разделов, 42 глав и 439 статей и является законом прямого действия, что  позволяет непосредственно применять  на практике его нормы, которые посвящены  исключительно таможенному делу. Кодекс регламентирует, прежде всего, права и обязанности таможенных органов, а также лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу. По таможенному законодательству РФ российские участники ВЭД относятся к лицам, перемещающим товары и транспортные средства через таможенную границу. Соответственно в кодекс не вошли положения, непосредственно не относящиеся к таможенному делу, например, административные правонарушения и производство по ним, таможенные преступления и порядок дознания по таким преступлениям.

Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 № 61-ФЗ вступил в силу с 1 января 2004 г.

С введением в действие Таможенного кодекса решены такие  принципиально важные задачи, как:

    • приведение российского таможенного законодательства в соответствие с международными стандартами в этой сфере;
    • упрощение и ускорение таможенных процедур;
    • снижение административного фактора в регулировании товаропотока.

Особое значение для участников ВЭД имеет значительное упрощение  и ускорение таможенных процедур, а также снижение административного  давления на них со стороны таможенных органов и чиновников таможенной службы на основе:

    • законодательного ограничения права требовать новые документы и сведения, в них содержащиеся, при таможенном оформлении на всех этапах от пересечения границы до выпуска товара в соответствии с заявленным таможенным режимом во внутренней таможне;
    • ограничения времени таможенного оформления товара до трех дней со дня принятия таможенной декларации (ТД), а также со дня предъявления товара;
    • установления в законе возможности выпуска товара до завершения таможенного оформления, применения специальных, упрощенных процедур таможенного оформления для отдельных лиц;
    • введения в закон важнейшего принципа использования форм управления рисками при проведении таможенного контроля, что означает избирательность действий таможни на основе анализа рисков для определения товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих проверке, и степени такой проверки. Тем самым налицо решительный отказ от тотального таможенного контроля, который, с одной стороны, сдерживал движение товара, а с другой – способствовал коррупции в таможенных органах.

Закон «О таможенном тарифе» (действует с 1 июля 1993 г.) является одним  из важнейших в блоке таможенно-тарифного  регулирования. Он определяет структуру  тарифа, устанавливает виды таможенных пошлин, порядок и методологию  таможенного обложения, важнейшие  торгово-экономические условия сделок и связанные с этим действия субъектов  внешнеэкономической деятельности, тарифные льготы и преференции.

Таможенное дело тесно  связано с международными отношениями.

Международные договоры и конвенции обладают приоритетом перед нормами внутреннего права, т. е. если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом РФ, то применяются правила международного договора.

 

Заключение

Итак, таможенное дело представляет собой сферу деятельности государственных  органов, осуществляющих таможенную политику страны, регулирование отношений, связанных  с порядком перемещения через  таможенную границу Российской Федерации  товаров и транспортных средств, взиманием таможенных платежей, проведением  таможенного контроля.

На территории России действует  единое таможенное законодательство, регулируемое нормами федерального уровня. Кроме этого таможенное дело тесно связано с международными отношениями. Гармонизация и унификация с общепринятыми международными нормами и практикой — основное направление развития таможенного  дела России на современном этапе.

Информация о работе Таможенное дело в РФ