Таможенное дело в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы являются изучения структуры и содержания таможенного дела и таможенной политики в Российской Федерации.
В связи с этим основными задачами, предопределившими структуру работы, при раскрытии данного вопроса, являются:
необходимо определить, когда произошло зарождение таможенного дела и таможенной политики, что явилось предпосылками и каково состояние таможенной системы в настоящее время;

Оглавление

Введение 3
1. Организация и законодательная основа таможенного дела в РФ 6
1.1. Понятие таможенного регулирования и таможенного дела 6
1.2. Таможенная территория и таможенная граница 9
1.3. Таможенная политика РФ, цели и методы ее осуществления 14
1.4. Структура таможенных органов РФ и их основные функции 19
2. Нормативно-правовые основы таможенного дела в России 23
Заключение 27
Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

Таможенное дело в РФ.docx

— 49.08 Кб (Скачать)

ТК РФ в новой редакции содержит иной подход (по сравнению  с прежней редакцией ТК РФ) к  понятию исключения из таможенной территории: территории свободных таможенных зон  и свободных складов являются частью таможенной территории Российской Федерации. Товары, перемещенные в свободные  таможенные зоны и на свободные склады, для таможенных целей рассматриваются  как находящиеся вне таможенной территории России (за исключением  случаев, определяемых ТК РФ и иными  законодательными актами Российской Федерации  по таможенному делу).

Для определения пространственных пределов действия таможенно-правовой нормы используется также понятие  «таможенная граница».

Под таможенной границей понимается линия, ограничивающая таможенную территорию: «Таможенная граница — граница  таможенной территории Российской Федерации». Таможенная граница очерчивает пространственные пределы действия таможенного законодательства данного государства и разделяет  таможенные территории сопредельных стран. Иными словами, таможенная граница  устанавливает область действия таможенного суверенитета.

В связи с вышеупомянутым различием в подходах российского  законодателя к определению исключения из таможенной территории претерпело небольшие изменения и определение  понятия «таможенная граница  Российской Федерации», под которой  теперь понимаются пределы таможенной территории Российской Федерации, в  том числе пределы (в прежней  редакции ТК РФ — периметры) свободных  таможенных зон и свободных складов.

Таможенная граница является юридической фикцией (воображаемой линией) в отличие от государственной  границы, представляющей собой реальную линию на местности. Практика таможенного  регулирования (чаще всего в связи  с разбирательством уголовных дел  о контрабанде) не раз обращала внимание на возможность несовпадения таможенной и государственной границ и юридические  последствия, вызванные этим несовпадением.

Различают понятия внешней  и внутренней таможенных границ.

Внешней таможенной границей являются пределы таможенной территории Российской Федерации. Внешняя таможенная граница разделяет таможенные территории смежных государств. Она, как правило, совпадает с государственной  границей. На внешней таможенной границе  действует административно-правовой режим, устанавливаемый законодательством  о государственной границе. Охрана внешней таможенной границы осуществляется таможенными органами совместно  с пограничными войсками. Иногда на границе создают совместные таможенные пункты, объединяющие потенциалы таможенных органов сопредельных стран. Такие пункты организуются, как правило, на наиболее оживленных коммерческих и туристических магистралях. Первые совместные таможенные пункты появились в СНГ на границах России с Украиной и Белоруссией.

Внутренние таможенные границы  проходят в глубине таможенной территории. Они возникают в связи с  использованием отдельных таможенных режимов (свободной таможенной зоны, свободного таможенного склада). Согласно прежней редакции ТК РФ внутренняя граница была приравнена по правовому  статусу к внешней границе: территория свободной таможенной зоны рассматривалась  как пограничная, въезд туда осуществлялся  строго по пропускам через специальные  контрольно-пропускные пункты. Охрана внутренней таможенной границы обеспечивалась таможенниками совместно с администрацией свободной таможенной территории.

Существенное влияние  на определение таможенной территории оказывает практика создания таможенных союзов.

Образование таможенных союзов призвано служить интересам развития и укрепления международной экономической  интеграции. Ориентиром в этой деятельности являются общепризнанные нормы международного права.

Таможенный союз представляет собой более высокий уровень  сближения по сравнению с зоной  свободной торговли, в которой  устраняются таможенные тарифы и  количественные ограничения во взаимной торговле при сохранении самостоятельности  стран-участниц в таможенно-тарифном регулировании на границах с третьими странами. Иными словами, таможенный союз — это такая зона свободной  торговли, участники которой согласовали  свою таможенную политику по отношению  к государствам — нечленам. В  таможенном союзе появляется общий  внешний тариф, завершающий унификацию таможенно-тарифного законодательства стран-участниц.

Создание таможенного  союза означает, что на место национальной таможенной политики приходит согласованная  межгосударственная политика, которая, в свою очередь, приводит к появлению  единого таможенного законодательства, действующего на территориях стран  — членов союза. Таможенные территории государств, составивших таможенный союз, теряют самостоятельное значение. Их объединение дает новое качество — союзную общую таможенную территорию.

В настоящее время реализуются  планы создания таможенных союзов в  рамках СНГ. Примером может служить  формирование таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном.

Образование этого таможенного  союза (ТС) привело к переносу таможенного контроля с границы Российской Федерации с государствами-участниками ТС на внешние границы Республики Белоруссия и Республики Казахстан, отмене взимания таможенных платежей в отношении двустороннего товарооборота и т.д. Таким образом, завершение формирования ТС позволяет говорить о появлении общей таможенной территории. Наличие «таможенного пространства союза Казахстана, Белоруссии и России» не упраздняет существование национальных таможенных территорий государств — участников союза.

1.3. Таможенная политика РФ, цели и методы ее осуществления

Круг общественных отношений, определенных в Конституции РФ как  таможенное регулирование, представляет собой общественные отношения, обеспечивающие государственное регулирование  внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности. Одной из основных форм проявления таможенного регулирования  является разработка и реализация таможенной политики России.

Таможенная политика представляет собой комплекс политико-правовых, экономических, организационных и  иных мер государственного регулирования внешней торговли, а также мер по защите национальной экономики и решению ее фискальных задач.

Таможенная политика государства  способствует расширению экономических  связей, увеличению объема внешнеторговых операций, развитию международного туризма  и иных форм, т. е. всего того, что  так или иначе опосредуется в  деятельности таможенных органов государства.

Таможенная политика реализуется  посредством разумного сочетания  политики протекционизма, направленной на защиту отечественного производителя  от иностранной конкуренции, и политики фритредерства (свободной торговли), направленной на расширение внешнеторгового  оборота страны и повышение уровня международного разделения труда.

Протекционизм предусматривает  увеличение уровня таможенного обложения  ввозимых на внутренний рынок иностранных  товаров, результатом чего является сокращение импорта в страну и, следовательно, ограничение иностранной конкуренции.

Политика свободной торговли (фритредерство) достигается путем  установления минимального уровня таможенных пошлин либо их полной отмены. Фритредерство  – политика временная, зачастую просто вынужденная, необходимая в тех  случаях, когда, например, важно удовлетворить  внутренний спрос за счет импортных  товаров. Так, в нашей стране либерализация  внешнеэкономической деятельности начала 90-х гг. XX в. не могла бы реально  состояться без устранения тарифных и нетарифных барьеров на открытых границах. В условиях тотального дефицита крайне необходимо было наполнить внутренний рынок страны дешевым импортным  товаром. Такие цели были достигнуты в течение полутора-двух лет именно благодаря политике свободной торговли. После того как предпринимательские  структуры наладили внешнеэкономические  связи с иностранными партнерами, Россия перешла к протекционистской  таможенной политике.

В современной ситуации таможенная политика призвана обеспечить «тонкую» настройку всего механизма регулирования  импорта и экспорта на всех уровнях  управления, нацелить его на интересы отечественного производства, не нарушая  правил, признанных мировым торговым сообществом.

Таможенная политика России в первую очередь должна обеспечивать наиболее эффективное использование  инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории страны, а также  участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка  и стимулированию развития национальной экономики.

Таким образом, таможенная политика предопределяет основные направления  таможенного регулирования и  таможенного дела.

Конституция также закрепила, что одним из основных принципов  таможенной политики является принцип  единого экономического пространства, который означает, что на территории Российской Федерации принято свободное  перемещение товаров, услуг и  финансовых средств. Единство экономического пространства обеспечивается отсутствием  внутренних таможенных границ на территории Российской Федерации.

Основные положения таможенной политики регламентируются на основе определенных принципов внешнеторговой деятельности, к которым относятся:

1) защита государством  прав и законных интересов  участников внешнеторговой деятельности, производителей и потребителей  товаров и услуг;

2) равенство и недискриминация  участников внешнеторговой деятельности;

3) единство таможенной  территории Российской Федерации;

4) взаимность в отношении  другого государства (группы государств);

5) обеспечение выполнения  обязательств Российской Федерации  по международным договорам РФ  и осуществление возникающих  из этих договоров прав;

6) выбор мер государственного  регулирования внешнеторговой деятельности;

7) гласность в разработке, принятии и применении мер  государственного регулирования  внешнеторговой деятельности;

8) обоснованность и объективность  применения мер государственного  регулирования внешнеторговой деятельности;

9) исключение неоправданного  вмешательства государства или  его органов во внешнеторговую  деятельность и нанесения ущерба  участникам внешнеторговой деятельности  и экономике Российской Федерации;

10) обеспечение обороны  страны и безопасности государства;

11) обеспечение права на  обжалование в судебном или  ином установленном законом порядке  незаконных действий (бездействия)  государственных органов и их  должностных лиц и нормативных  правовых актов РФ, ущемляющих  право участника внешнеторговой  деятельности на осуществление  внешнеторговой деятельности;

12) единство системы государственного  регулирования внешнеторговой деятельности;

13) единство применения  методов государственного регулирования  внешнеторговой деятельности на  всей территории Российской Федерации.

Основа таможенной политики проявляется в таможенно-тарифном законодательстве, организации таможенных союзов, таможенных конвенций, свободных  таможенных зон и т. д.

Предстоящее вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) обязательно ставит перед государством новые задачи, в числе которых  – создание благоприятных условий  для партнерских отношений с  участниками ВЭД.

Таможенная политика непосредственно  связана с проблемой экономической  безопасности, которая для России по-прежнему остается одной из самых  серьезных, так как все еще  велико преобладание в отечественном  экспорте сырьевых товаров; ограничены традиционные рынки сбыта машинотехнической  продукции и т. д.

Другое направление таможенной политики России посвящено решению  проблемы иностранных инвестиций. Благоприятный  инвестиционный климат предусматривает  не только упрощение таможенных процедур, но и создание таможенных режимов  переработки, которые способствовали бы международной кооперации производства. Таким образом, таможенная политика и ее практическая реализация опирается, прежде всего, на деятельность таможенных органов. Но формирование и реализация таможенной политики – это довольно сложный процесс, в котором участвуют  все органы государственной власти: и законодательная, и исполнительная, и судебная. При этом обязательно  учитывается также мнение и участников внешнеэкономической деятельности.

Таможенная политика России, как отмечалось выше, строится с  учетом намерения вступить во Всемирную  торговую организацию и стать  полноправным участником мирового товарооборота. Участие России в ВТО может  дать стране множество преимуществ, в том числе:

    • улучшение существующих условий для доступа российской продукции на иностранные рынки (отмена дискриминационных условий по ряду товарных групп);
    • доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
    • создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
    • расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, банковской сфере;
    • создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
    • участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
    • улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

Информация о работе Таможенное дело в РФ