Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 20:57, доклад
В царствование Петра I организация таможенного дела в России также претерпела существенные изменения. Управление таможенными сборами «и вообще всякими делами по таможенной части» года начали осуществлять учрежденные Петром Коммерц- и Камер-коллегии, которые были самостоятельными управленческими ведомствами. С самого начала основное внимание деятельности Коммерц-коллегии было сосредоточено на вопросах внешней торговли России, а что касается внутренних таможенных пошлин, внутренней торговли и торгового суда отечественных купцов, то все эти вопросы перешли в ведение Камер-коллегии.
В царствование Петра I организация таможенного дела в России также претерпела существенные изменения. Управление таможенными сборами «и вообще всякими делами по таможенной части» года начали осуществлять учрежденные Петром Коммерц- и Камер-коллегии, которые были самостоятельными управленческими ведомствами. С самого начала основное внимание деятельности Коммерц-коллегии было сосредоточено на вопросах внешней торговли России, а что касается внутренних таможенных пошлин, внутренней торговли и торгового суда отечественных купцов, то все эти вопросы перешли в ведение Камер-коллегии.
В 1720 году была создана специальная комиссия для разработки внешнеторгового таможенного тарифа — первого в истории России. Работа над ним завершилась в 1724 году. Его пересмотр и подготовка новых тарифов осуществлялись в организованной в 1727 году Комиссии о коммерции.
Элементы нового появились и на местах. Избиравшиеся по-прежнему из торгового и посадского населения управляющие таможнями назывались теперь не таможенными головами, а по городской реформе 1699 года таможенными бурмистрами, а позже в некоторых таможнях — директорами или обер-инспекторами. В документах XVIII века появляются новые названия должностей: «приеморасходчик», «писчик», «копиист», «канцелярист» и «подканцелярист», «забухгалтер» и просто «таможенный выборный». С учреждением царским указом Бурмистерской палаты (Ратуши) в Москве и земских изб в городах под контроль земских бурмистров перешли те дела, которые раньше находились в ведении приказа Большой казны, в частности, обеспечение сбора таможенных пошлин. Таким образом, таможенное управление было полностью освобождено от вмешательства воевод и передано таможенным бурмистрам. На местах это выражалось в том, что собранные в каком-либо городе пошлины, минуя воевод, поступали в земскую избу или провинциальный магистрат, а оттуда отправлялись в Москву в Бурмистерскую палату, несколько позже — в государственную Ревизион-коллегию. Служба таможенных бурмистров, как и прежних целовальников, была по-прежнему «по своей сущности ни чем иным, как сословным тяглом, [...] очень тяжелой обязанностью, за нерадивое исполнение которой грозит лишение животов , а подчас и батоги нещадные.
Постепенно в правительстве сформировалась точка зрения, согласно которой «содержать таможенных служителей без жалованья опасно для таможенных сборов» и что «в оном служении для интересу Его Императорского Величества надлежит быть беспеременным, которые б торгов и промыслов не имели». С 1720-х годов штаты некоторых портовых таможен по инициативе Коммерц-коллегии начинают комплектоваться получающими фиксированное жалование служителями, то есть по существу государственными служащими. Среди таможенных служителей возникла своего рода специализация — появились, например, такие должности, как стемпельмейстер, ведавший клеймением товаров и сбором пошлин; вагмейстер, наблюдавший за взвешиванием товаров и сбором весовых пошлин; безухер, чьей задачей было, находясь на груженном товаром корабле «бессходно» до отплытия его в обратный путь, не допустить выгрузки товара без уплаты пошлин. Более высокое положение занимали обер-инспекторы и обер-цольнеры, имевшие «высшую дирекцию и управление всех дел», а также следившие за правильностью сбора пошлин и «всякими таможенными распорядками». На эти должности предписывалось принимать дворян.
Особенное внимание уделялось формированию таможенной инфраструктуры и развитию штатов таможен.
Российская таможенная служба постепенно переходила на государственные рельсы. Однако в большинстве таможен, в том числе и во внутренних, организация сбора пошлин оставалась прежней – с выборными бурмистрами и целовальниками «погодно с переменою».
Нередки были случаи когда таможенные целовальники направлялись в другие города
Резкое увеличение при Петре 1 государственных расходов, связанных со строительством новой столицы, реформированием армии, созданием флота и подготовкой военных походов потребовало новых поступлений в казну. С целью увеличения доходов от внутренней торговли правительство Петра 1 увеличило количество внутренних платежей. Так, в 18 веке стали вновь взиматься отвальная и привальная пошлина с судов, «десятая доля» с найму подвод и судов, хомутовый, водопойный, весовой, перекупной и некоторые другие «накладные новоположенные» сборы, ранее отмененные царем Алексеем Михайловичем.
Фискальная нагрузка на
В первой половине XVIII века участилась практика отдачи таможенных и питейных сборов с торгов на откуп частным лицам.
При Петре I
было положено начало таможенной службе
на море. В инструкции Коммерц-коллегии,
ведавшей делами торговли, изданной в
1724 г., было записано: "Коммерц-коллегии
иметь таможенные яхты с служителями
для всяких отправлений купеческих
дел". Эта инструкция, по существу, стала
первым актом, который предписывал иметь
на море специальные таможенные суда для
контроля за коммерческими судами, приходившими
в российские порты и уходившими из них.
Правда, осуществиться этим планам при
жизни Петра I не пришлось. Его дело было
продолжено преемниками.
К концу XVII в. в России сложилась таможенная система, хотя её структура ещё не была стабильной. Вообще до начала XVIII в. в Российском государстве таможенные тарифы были рассчитаны лишь на решение фискальных задач. Сумма таможенных пошлин не превышала 10 % стоимости товаров, т.е. проводилась политика свободной торговли, что не стимулировало развитие промышленности и ремесленного производства.
В связи с проведением Петровских реформ, открытием новых заводов, фабрик и мануфактур, расширением внешней торговли принимались ме-ры по защите экономических интересов России. На это была направлена таможенная политика, в формировании которой принимал сам Пётр I.
Таможенное дело при Петре I стало ме-ханизмом регулирования внешней торговли, которая была тесно связана с экономикой. Торговлей и разработкой таможенно-тариф-ной политики занималась Коммерц-коллегия.
Для успеха таможенных мероприятий необходимо было укрепить границу. На за-паде охрана границы была возложена на регулярные войска. В конце царствования Петра I её защищали морские (Санкт- Пе-тербург, Кронштадт, Шлиссельбург, Рига и др.) и сухопутные (Псков, Великие Луки, Смоленск, Брянск) крепости. Между крепо-стями и перед ними протянулась цепь фор-постов.
По инициативе Петра
I 31 января 1724 г. начал действовать
протекционистский тамо-женный тариф.
В нем было установлено, что если
внутреннее производство продукта достигает
четвёртой части его
В соответствии с тарифом 1724 г. ввози-мые железо, парусина, шёлковые ткани, ленты, иглы, воск, сухие кожи облагались наибольшей пошлиной - в 75 % с цены, голландское полотно, бархат, золочёное и прядильное серебро - в 50 %; шерстяные ткани, железное оружие - в 25 %. На това-ры, не производившиеся в стране, налага-лась умеренная пошлина - от 4 до 10 %; на математические и хирургические инструмен-ты, а также на очки пошлина не начислялась. На вывозимые из России товары суще-ствовала 3 %-ная пошлина, кроме промыш-ленного сырья и полуфабрикатов, необхо-димых для российских фабрик (например, пряжа шерстяная и льняная), которые обла-гались запретительной пошлиной.
Этот тариф применялся сначала только в портах, а затем и на сухопутной польской границе. Для портов Балтийского моря ос-тались местные тарифы.
Протекционистский тариф 1724 г. регулировал внешнюю торговлю в интересах обеспечения конкурентоспособности российской промышленно-сти, но в то же время способствовал развитию контрабанды.
Покровительственный тариф 1724 г. просуществовал до 1731 г., пока не был принят новый тариф. В соответствии с ним на товары, не произ-водившиеся в стране, вводилась умеренная пошлина (от 4 до 10 %), на производившиеся - повышенная (до 20 %). Этот тариф исключал воз-можность покровительственной системы, в которой так нуждалась зарож-давшаяся русская промышленность.
Не смотря на то, что
некоторые западные исследователи
полагают, что экономическую политику
Петра I можно определить как меркантилистскую,
лишь учитывая при этом характерные
для неё черты принудительности
и «политики с позиции силы». Эти
особенности позволяют говорить не о меркантилистской,
а, скорее, об ультрамеркантилистской
политике царя. Но, тем не менее, Пётр I
был оригинальным мыслителем, выдающимся
экономистом, который в лучших традициях
российской мысли XVII в. творчески развил
совершенно новые доктрины, исходя при
этом из насущных потребностей государства.
21. Петровские преобразования в таможенном деле в России.
В царствование Петра I одним из первых таможенных мероприятий был Указ 1699 года о взимании в Архангельске пошлин с привозных напитков. В Петровскую эпоху развитие промышленности, мануфактур, сельского хозяйства дало внутренней торговле новый толчок. А выход России к Балтийскому морю открыл путь русским мануфактурным товарам в Европу. Активизировалось развитие внешней торговли, из-за принятия в 1724 году протекционистского таможенного тарифа. Первые мероприятия Петра I в области таможенного дела не отличались революционной новизной и последовательностью. Продолжалось расширение системы государственных торговых монополий. Разрешался ввоз табака, сахара и некоторых других ранее запрещенных товаров. Таможенные пошлины продолжали взиматься согласно статьям Новоторгового устава 1667 года. В 1723 году был принят ряд правительственных решений резко протекционистской направленности. Новизна тарифа 1724 года заключалась в том , что перечень привозных и отпускных товаров был составлен в алфавитной последовательности. Резко сократился привоз иностранных товаров, оживились контрабандисты. Поэтому 1731 году был принят новый тариф, по сути отменивший покровительственную систему Петра I. В том же году С. Петербурге были объединены внутренние и портовые таможни. Также была учреждена должность таможенного бурмистра, таможенные органы перешли в ведение Коммерц-коллегии (внешние таможни) и Камор-коллегий (внутренние таможни).