Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:14, курсовая работа
Важнейшим элементом системы государственного управления внешнеполитическими связями является таможенная структура, и в первую очередь – таможенно-тарифный механизм, без которого невозможно наладить здоровую экономическую политику в государстве.
Введение …………………………………………………………………………
1) Понятие таможенного дела ………………………………………………
2) Проблема содержания и структуры таможенного дела ………………..
- Основные понятия относящиеся к таможенному делу ………………….
- Принципы таможенного дела ……………………………………………...
3) Цели таможенного дела …………………………………………………..
Заключение ……………………………………………………………………….
Список литературы ……………………
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение …………………………………………………………………………
1) Понятие таможенного дела ………………………………………………
2) Проблема содержания и структуры таможенного дела ………………..
- Основные понятия относящиеся к таможенному делу ………………….
- Принципы таможенного дела ……………………………………………...
3) Цели таможенного дела …………………………………………………..
Заключение ……………………………………………………………………….
Список литературы ………………………………………………………………
Введение.
Важнейшим элементом системы государственного управления внешнеполитическими связями является таможенная структура, и в первую очередь – таможенно-тарифный механизм, без которого невозможно наладить здоровую экономическую политику в государстве.
Таможенное дело - это порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, организация и осуществление таможенного контроля.
Таможенное дело составляют таможенная политика государств, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.
Таможенное дело относится к ведению высших органов законодательной и исполнительной власти государств.
В современный период, в условиях развития рыночных отношений в России, восстановления функций таможенного дела, как регулятора внешнеэкономических связей, развития экономики и стабилизации финансов, возрастает роль таможенных органов, их место в государственном устройстве.
Значительный интерес в этом плане представляют вопросы обновления таможенной системы.
Цель работы состоит в том, чтобы понять назначение и функции таможенного дела.
В связи с поставленной целью, мы можем выдвинуть следующие задачи:
- дать понятие таможенного дела,
- выявит проблемы таможенного дела,
- проследить структуру таможенного дела,
- выявить принципы таможенного дела.
1) Понятие таможенного дела.
Термин "таможенное дело" в его современном понимании охватывает довольно сложный комплекс отношений, непосредственно связанный с внешней и внутренней политикой и деятельностью государства. В рамках проводимой в стране государственной политики таможенное дело носит многоцелевой характер и служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей современного российского общества.
В Таможенном кодексе Российской Федерации (ТК РФ) таможенным делом понимается сама таможенная политика, а также средства ее реализации: порядок и условия перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.
Согласно ст. 1 ТК, таможенное дело в Российской Федерации составляют таможенная политика Российской Федерации, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь. Это лаконичное и в то же время достаточно емкое определение понятия и одновременно структуры таможенного дела.
Из самого словосочетания “таможенное дело” следует, что оно в собственном смысле слова означает деятельность, причем деятельность специализированную — таможенную, поэтому и характеризовать его нужно, прежде всего, как деятельность.
В федеративных государствах таможенное дело составляет, как правило, компетенцию федеральной власти. Конституция РФ относит таможенное регулирование к ведению федеральных органов ( ст. 71). Этот важнейший принцип таможенного права.Конституции РФ, закрепляющей единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств на территории Российской Федерации.
Это означает исключительное право государства на выработку таможенной политики, инструментом практической реализации которой является таможенное дело, а также обеспечивает единство таможенной территории и централизацию таможенного дела в стране.
Отнесение таможенного дела к ведению федеральных органов государственной власти гарантируется также и особенностями законодательного процесса в отношении федеральных законов по вопросам таможенного регулирования.
В соответствии со ст. 106 Конституции РФ такие нормативные акты подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Единство таможенной территории и таможенного дела конкретизировано в ч. 1 ст. 74 Конституции РФ: “На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов, и каких либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств”. Отсутствие внутренних таможенных границ является одной из основных гарантий свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств является. Таким образом, Основной закон гарантирует основы конституционного строя.
2) ПРОБЛЕМА СОДЕРЖАНИЯ И СТРУКТУРЫ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА:
Проблема содержания и структуры таможенного дела имеет не только концептуально-теоретическое, но и прикладное значение. Однако если попробовать обобщенно определить главные отличительные особенности такого феномена, как таможенное дело, то это, во-первых, его сложный, комплексный характер и, во-вторых, неоднородность составляющих элементов.
Эти особенности обусловлены природой и предназначением таможенного дела, служащего решению весьма разнородных задач. Между тем приведенное из ТК определение не охватывает ряда очень важных составных частей таможенного дела. Остается также не совсем ясным вопрос о месте и содержании таможенной политики в структуре таможенного дела. И почему вообще таможенная политика включается в понятие "таможенное дело"?
Что касается составных частей таможенного дела, то к ним, помимо перечисленных, должны быть отнесены таможенная статистика и ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, борьба с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела, а также с нарушениями таможенных правил, производство по делам о нарушениях таможенных правил.
Структуру таможенного дела можно представить следующими пунктами:
1) таможенная политика;
2) перемещение через таможенную границу товаров и транспортных средств;
3) таможенные режимы;
4) таможенно-тарифное регулирование;
5) таможенные платежи;
6) таможенное оформление;
7) таможенный контроль;
8) таможенная статистика и Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности;
9) контрабанда и иные преступления в сфере таможенного дела;
10) нарушения таможенных правил и ответственность за них;
11) производство по делам о нарушениях таможенных правил;
12) рассмотрение дел о нарушениях таможенных правил.
Любое деление таможенного дела на те или иные отдельные части является условным и рассматривать их по отдельности нужно через призму единства и тесной взаимосвязи между собой. Различные по своему характеру, в совокупности все они направлены на достижение экономических, регулятивных и правоохранительных целей таможенного дела.
ТК определяет общее направление развития таможенного дела - гармонизация и унификация с общепринятыми международными нормами и практикой (ч. 3 ст. 2).
Значение, роль и статус каждого из отмеченных блоков неодинаковы. Однако, будучи различными по характеру и целям, по месту в системе таможенного дела, в совокупности они составляют органическое единство, поскольку служат общим таможенным задачам Российской Федерации.
Нельзя не видеть серьезной разницы между таможенной политикой, составляющей "душу" таможенного дела, и, скажем, таможенным оформлением или таможенным контролем – очень важными элементами, но все же подчиненными этой политике, обслуживающими ее.
Надо различать также нормы материального и процессуального таможенного права, которыми регулируется статус тех или иных блоков таможенного дела. Например, контрабанда, уклонение от уплаты таможенных платежей и иные преступления в сфере таможенного дела регулируются нормами материального уголовного права и выделены в самостоятельные статьи ТК.
Еще больше видно разделение на нормы материального таможенного права и таможенно-процессуального права в ТК: "Нарушения таможенных правил и ответственность за эти нарушения. Производство по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрение". Данный раздел состоит из двух относительно самостоятельных подразделов.
Первый охватывает нормы материального таможенного права: понятие нарушения таможенных правил, ответственность лиц за их совершение; виды взысканий, классификация видов нарушений таможенных правил и ответственность.
Второй подраздел – это таможенно-процессуальные нормы, регулирующие порядок производства по делам о нарушениях таможенных правил.
Значительными особенностями отличается пункт, как таможенный контроль, который носит как бы "сквозной" характер и проявляется практически на всех стадиях таможенной деятельности – в частности, в процессе перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств.
Все это свидетельствует о целостности таможенного дела.
- ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОТНОСЯЩИЕСЯ К ТАМОЖЕННОМУ ДЕЛУ
В связи с общей характеристикой таможенного дела, его содержания и структуры необходимо хотя бы кратко определить наиболее часто употребляемые в "обороте" понятия. К их числу следует отнести прежде всего такие, как "таможня", "таможенная территория", "таможенная граница", "таможенные органы", "таможенная система", "таможенная служба", "таможенная политика", "таможенное законодательство". Содержание ряда других понятий, относящихся к таможенному делу, раскрывается в ст. 18 ТК. Всего – 20 понятий, используемых при закреплении соответствующих норм ТК.
Что касается первой группы понятий, то их, ввиду концептуального значения, рассмотрим более подробно:
- Термин таможня произошел от слова "тамга", означавшего у тюркских народов знак – клеймо, которое проставлялось на товаре, имуществе. Получение ханских ярлыков сопровождалось сбором, который в сущности являлся пошлиной, взимавшейся при торговле на рынках и ярмарках. От слова "тамга" был образован глагол "тамжить", т. е. облагать товар пошлиной, а место, где товар тамжили, стало называться таможней. С тех пор, конечно, содержание данного понятия существенно видоизменилось. В настоящее время таможня – это правоохранительный по своему характеру орган исполнительной власти, входящий в единую систему таможенных органов Российской Федерации.
Таможенную территорию Российской Федерации, согласно ТК, составляют сухопутная территория, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. В нее включаются также находящиеся в
исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.
- Понятие таможенная граница Российской Федерации означает пределы таможенной территории Российской Федерации, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов.
- Таможенные органы – это правоохранительные органы исполнительной власти, непосредственно осуществляющие таможенное дело. Они составляют единую систему, в которую входят Государственный таможенный комитет Российской Федерации, региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты.
- Таможенная система – собирательное понятие; оно подразумевает не только действующую структуру таможенных органов, но и нормы таможенного законодательства, в том числе подзаконные и иные нормативно-правовые акты.
Система таможенного управления включает все структурные компоненты таможенных органов, непосредственно связанные с функционированием механизма государственного управления в таможенном деле, а также те таможенно-правовые акты, которые определяют правовой статус, компетенцию таможенных органов, порядок их взаимодействия.
Под системой таможенных органов следует понимать только материальный компонент таможенной системы – собственно исполнительные и распорядительные органы государства, осуществляющие реализацию таможенной политики. Необходимо подчеркнуть, что для любой системы управления наиболее существенным признаком является наличие строгой субординации отношений, иерархической административной подчиненности. С этой точки зрения в систему таможенных органов нельзя включить целый ряд государственных и коммерческих структур, учреждений, организаций, которые хотя и занимаются решением отдельных вопросов таможенного дела, но не находятся в подчинении центрального или местных таможенных органов.
Термин таможенная служба в самом общем виде обозначает организацию государственной службы в таможенных органах. При исследовании ее аспектов главным объектом выступают не система таможенных органов и не отдельный орган, а сотрудники данных учреждений как особая группа государственных служащих.
Можно условно различать широкое и узкое понятие таможенной службы.
- В первом случае речь идет о совокупности таможенных органов, органов таможенной охраны, об иных звеньях и структурах, непосредственно участвующих в таможенном деле, а также о правовом статусе должностных лиц таможенных органов, о порядке и правовых условиях прохождения государственной службы в таможенных органах, лабораториях, вычислительных центрах, НИИ, вузах и иных учреждениях таможенного профиля.