Понятие таможенного дела

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:14, курсовая работа

Краткое описание

Важнейшим элементом системы государственного управления внешнеполитическими связями является таможенная структура, и в первую очередь – таможенно-тарифный механизм, без которого невозможно наладить здоровую экономическую политику в государстве.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………

1) Понятие таможенного дела ………………………………………………

2) Проблема содержания и структуры таможенного дела ………………..

- Основные понятия относящиеся к таможенному делу ………………….

- Принципы таможенного дела ……………………………………………...

3) Цели таможенного дела …………………………………………………..

Заключение ……………………………………………………………………….

Список литературы ……………………

Файлы: 1 файл

1.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

- Во втором случае – о таможенной службе только как о виде государственной службы, т. е. о порядке и условиях ее прохождения в таможенных органах.

 

      Руководство таможенным делом – одна из форм управления, координации и контроля за реализацией таможенной политики. Оно входит в компетенцию государственной власти Российской Федерации – Федерального Собрания, Президента, Правительства.

     Управление таможенным делом следует определить как организацию и ествление управленческой деятельности, нацеленной на проведение в жизнь таможенной политики на различных территориальных уровнях: в рамках Российской Федерации в целом, на региональном – республиканском, краевом, областном уровнях; на уровне территории деятельности таможенных постов.

Прежде чем перейти к вопросу о содержании и месте таможенной политики в структуре таможенного дела, необходимо еще раз сказать о следующем. Включение таможенной политики в понятие таможенного дела, как это сделано в ТК, – новшество, причем не бесспорное. Многое за-висит от того, какое содержание вкладывать в понятие "таможенная политика". В предыдущих таможенных кодексах, в том числе в ТК СССР 1991 г., таможенная политика не включалась в понятие "таможенное дело". Она рассматривалась отдельно, только как составная часть внешней и внутренней политики страны. В действующем российском ТК таможенная политика включена в состав понятия "таможенное дело". Однако цели этой политики, которые подробно определены в ч. 2 ст. 2 ТК, выходят далеко за рамки приведенного в ст. 1 определения таможенного дела. По смыслу ч. 2 ст. 2 ТК, таможенная политика – это нечто более широкое, охватывающее стимулирование и защиту национальной экономики России, регулирование товарооборота, проведение структурной перестройки и другие масштабные процессы.

- Во-первых. Таможенная политика призвана обеспечивать не только защиту национальной экономики, но и ее развитие, прогресс и, в конечном счете, процветание.

- Во-вторых. В приведенном выше определении наряду с масштабными и правильными положениями и нормами включены относительно вторичные правовые предписания, в частности, касающиеся мер тарифного и нетарифного регулирования.

       Наличие среди составляющих таможенного дела столь обобщенного и многопланового понятия, как таможенная политика, и одновременно относительно частных, хотя и весьма важных, таможенных инструментов и рычагов, таких, как порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенное оформление, таможенный контроль и "другие средства проведения" таможенной политики в жизнь, вызывает некоторые сомнения и вопросы. Валютный контроль входит в таможенное дело, и таможенные органы обладают здесь определенной компетенцией.

Таможенная политика России – это система политико-правовых, экономических, организационных и иных широкомасштабных мероприятий в сфере таможенного дела, направленных на реализацию и защиту внутри- и внешнеэкономических интересов. Это самое общее определение таможенной политики.

 

Таможенная политика является составной частью внутренней и внешней политики Российской Федерации. Ее "причастность" к внутренней политике Российского государства очевидна и обоснованна. Таможенная политика как продолжение внутренней политики, инструмент и средство решения внутриэкономических задач приобрела в условиях приватизации, формирования и развития рыночных отношений большую значимость.

- Во-первых, она призвана стимулировать всестороннее развитие отечественной экономики, придать ей новые импульсы.

- Во-вторых, ее цель – ограждать эту экономику от проникновения деструктивных элементов.

       Как составная часть внутренней политики, таможенная политика является по своему характеру правоохранительной, стоящей на страже государственных интересов, прав предприятий, хозяйственных объединений, предпринимателей, граждан. Причем ее правоохранительная направленность все более возрастает, особенно с принятием российского ТК. .

 

     

 

 

 

- ПРИНЦИПЫ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА:

 

       Таможенная политика служит обеспечению и реализации внешнеэкономических задач и интересов России. Причем продуманная и сбалансированная таможенная политика призвана:

- во-первых, создать условия для оздоровления и подъема российской экономики,

- во-вторых, активно способствовать ее интегрированию в мировое хозяйство.

       Один из основополагающих принципов – единство таможенной политики, осуществляемой в Российской Федерации. Это исключает возможность ее разделения между Федерацией и ее субъектами.

       Принцип единства таможенной политики обусловливает отнесение таможенного регулирования к ведению Российской федерации. В соответствии со ст. 74 Конституции, имеющей прямое отношение к характеристике таможенной политики, как, впрочем, и таможенного законодательства:

1) на территории России не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств;

2) ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

       Что касается субъектов Российской Федерации, то целесообразно всемерно учитывать их потребности и интересы, а также опираться на информационно-консультативную помощь с их стороны в ходе подготовки нормативных документов в области таможенного дела, проектов дислокации таможен, обеспечения их инфраструктурой и т. д. Такой подход к интересам субъектов Российской Федерации реализован в ряде указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ по таможенным вопросам.

       Учитывая также тесную "соприкасаемость" таможенных и других государственных органов, необходимо всесторонне углублять взаимодействие между ними. Такой характер взаимоотношений предусмотрен ст. 13 ТК. В ней установлено, что таможенные органы Российской Федерации в целях решения задач таможенного дела взаимодействуют с иными правоохранительными и другими государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами. Более того, в третьем абзаце данной статьи говорится: "В соответствии с законодательными актами Российской Федерации таможенные органы Российской Федерации вправе допускать выполнение под своим контролем отдельных действий, относящихся к их компетенции, другими государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3) ЦЕЛИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА:

 

       Основные цели таможенной политики Российской Федерации, в соответствии со ст. 2 ТК, – наиболее эффективное использование инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию структурной перестройке и другим задачам экономической политики Российской Федерации.

       Если кратко охарактеризовать правовую основу современного российского таможенного дела, то условно можно говорить о трех ее составных частях:

1) конституционные нормы, прямо или косвенно регулирующие таможенное дело;

2) нормы законодательства, т. е. собственно таможенные законы, и нормы иных законов, регулирующие таможенное дело;

3) текущие нормативно-правовые акты по вопросам таможенного дела.

      В связи с этим представляется явно неточной формулировка ст. 7 ТК об осуществлении Президентом и Правительством Российской Федерации общего руководства таможенным делом. Следовало бы ввести понятие непосредственного регулирования таможенного дела указами Президента и постановлениями Правительства Российской Федерации. Ведь реально это регулирование осуществляется, причем по ключевым направлениям, – таким, как таможенный контроль; порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности; ставки ввозных таможенных пошлин; создание и развитие таможенной инфраструктуры.

      Что касается понятия таможенное законодательство, то возможны разные его трактовки. Предпочтительна , широкая трактовка, которую подразумевают соответствующие правовые нормы Конституции, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные акты Президента, постановления Правительства, акты некоторых министерств и государственных комитетов. В данном случае содержание терминов "правовая основа таможенного дела" и "таможенное законодательство" однозначны. При ином подходе сфера таможенного законодательства искусственно сужается. Из нее необоснованно исключаются многочисленные и очень важные правовые акты по вопросам таможенного дела, изданные Президентом, Правительством Российской Федерации, ГТК России, министерствами и некоторыми другими федеральными органами исполнительной власти.

       В таможенное законодательство могут быть включены не только законы и иные правовые акты, прямо регулирующие таможенное дело. Например, Закон Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей" от 15 апреля 2009 г. говорит о перемещении любыми лицами и в любых целях через таможенную границу Российской Федерации культурных ценностей, находящихся на территории Российской Федерации, без обязательства их обратного ввоза, о функциях ГТК России по государственному регулированию вывоза и ввоза культурных ценностей и контроля за этим процессом, о порядке использования культурных ценностей, задержанных или конфискованных таможенными органами, об экспортной таможенной политике относительно культурных ценностей.

       Теперь перейдет к вопросу о соотношении таможенной политики и таможенного законодательства. Поскольку ст. 1 ТК включает таможенную политику в само понятие "таможенное дело", можно сделать два вывода.

Во-первых, она в известной мере обусловливает характер и специфику такого многопланового феномена, каким является таможенное дело.

Во-вторых, именно таможенная политика определяет обще-стратегические и конкретно-прикладные задачи, которые призвано решать таможенное законодательство. Учитывая довольно быстро изменяющиеся политические и социально-экономические условия в России, ее таможенная политика призвана быть динамичной, маневренной, гибкой и в то же время достаточно устойчивой и стабильной, когда дело касается экономического суверенитета, стимулирования отечественной экономики, соблюдения коренных интересов России при ее интеграции в мировое хозяйство.

       Таким образом, целями и конкретными задачами, которые формулируются таможенной политикой, определяются характер и специфика таможенного законодательства Российской Федерации. Но это только самый общий взгляд. Необходимо иметь в виду и структуру таможенного дела. Одни его блоки и элементы меньше других подвержены сиюминутным колебаниям политической конъюнктуры и в целом имеют довольно стабильный характер. К ним относятся, например, институты таможенного оформления, таможенной статистики. Другие части таможенного дела – в первую очередь таможенные платежи, таможенно-тарифное регулирование, ставки таможенных пошлин, таможенные режимы, процедуры и правила перемещения через таможенную границу товаров, транспортных средств, физических лиц, формы и методы таможенного контроля – весьма подвижны. Регулирование этих блоков во многом обусловлено учетом политических, экономических, социальных, природных, криминогенных и ряда других факторов. Поэтому можно сказать, что таможенная политика – основа таможенного дела, а все остальные блоки служат ее совершенствованию и эффективной реализации.

        Таким образом, целями и конкретными задачами, которые формулируются таможенной политикой, определяются характер и специфика таможенного законодательства Российской Федерации. Но это только самый общий взгляд. Необходимо иметь в виду и структуру таможенного дела. Одни его блоки и элементы меньше других подвержены сиюминутным колебаниям политической конъюнктуры и в целом имеют довольно стабильный характер. К ним относятся, например, институты таможенного оформления, таможенной статистики. Другие части таможенного дела – в первую очередь таможенные платежи, таможенно-тарифное регулирование, ставки таможенных пошлин, таможенные режимы, процедуры и правила перемещения через таможенную границу товаров, транспортных средств, физических лиц, формы и методы таможенного контроля – весьма подвижны. Регулирование этих блоков во многом обусловлено учетом политических, экономических, социальных, природных, криминогенных и ряда других факторов. Поэтому можно сказать, что таможенная политика – основа таможенного дела, а все остальные блоки служат ее совершенствованию и эффективной реализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

     Управление таможенным делом следует определить как организацию и ествление управленческой деятельности, нацеленной на проведение в жизнь таможенной политики на различных территориальных уровнях: в рамках Российской Федерации в целом, на региональном – республиканском, краевом, областном уровнях; на уровне территории деятельности таможенных постов.

 

       В федеративных государствах таможенное дело составляет, как правило, компетенцию федеральной власти. Конституция РФ относит таможенное регулирование к ведению федеральных органов ( ст. 71). Этот важнейший принцип таможенного права напрямую связан со ст. 8 Конституции РФ, закрепляющей единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств на территории Российской Федерации.

 

       Это означает исключительное право государства на выработку таможенной политики, инструментом практической реализации которой является таможенное дело, а также обеспечивает единство таможенной территории и централизацию таможенного дела в стране.

 

       Отнесение таможенного дела к ведению федеральных органов государственной власти гарантируется также и особенностями законодательного процесса в отношении федеральных законов по вопросам таможенного регулирования. В соответствии с п. "в" ст. 106 Конституции РФ такие нормативные акты подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Информация о работе Понятие таможенного дела