Таможенное дело в СССР

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 16:34, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение истории таможенной политики и таможенного дела в СССР. Я рассматриваю следующие задачи:
- раскрытие понятия таможенного дела в СССР;
- рассмотрение основных событий и в истории таможенной политики и таможенного дела в СССР;

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...……3
Начальный этап развития таможенного дела в СССР……………………….........4
Таможенное законодательство СССР в 20-е годы………………………………...5
Таможенное законодательство Советского государства в 30 - 60- е годы………6
Таможенная политика СССР в период Сталинского тоталитарного режима…...7
Таможенная политика в годы Великой Отечественной Войны…………………..8
Структура таможенных органов СССР в послевоенный период………………....9
Таможенная политика СССР в 80-90-е годы……………………………………..10
Заключение………………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………………....17

Файлы: 1 файл

сука реферат.docx

— 44.74 Кб (Скачать)

                                               Содержание

Введение………………………………………………………………………...……3

Начальный этап развития таможенного  дела в СССР……………………….........4

Таможенное законодательство СССР в 20-е годы………………………………...5

Таможенное законодательство Советского государства в 30 - 60- е годы………6

Таможенная политика СССР в период Сталинского тоталитарного  режима…...7

Таможенная политика в  годы Великой Отечественной Войны…………………..8

Структура таможенных органов  СССР в послевоенный период………………....9

Таможенная политика СССР в 80-90-е годы……………………………………..10

Заключение………………………………………………………………………….16

Список литературы………………………………………………………………....17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Введение

   «Только зная прошлое можно понять настоящее и предвидеть будущее» – именно поэтому я считаю необходимым для российского таможенника знать историю таможенного дела России.

    Торговля между народами всегда имела большое хозяйственное и политическое значение. Через торговлю народы обменивались товарами, продавая произведения своего труда и покупая необходимые для себя сырье и изделия. Купцы часто были первыми политическими агентами государств. 

Возникновение таможенного дела восходит к древнейшим временам российской истории и существует не менее тысячи лет .При всей сложности и противоречивости исторического пути российской таможни опыт его свидетельствует о том, что таможенное дело, таможенная политика в России сложились как важнейшая сфера экономической политики государства, инструмент регулирования внешней торговли и защиты национальных интересов.

   Создание таможенной системы России в современный период опирается на ее предшествующий опыт, в том числе накопленный и в советский период развития нашего государства.

   Предметом исследования данной работы является история таможенной политики и таможенного дела в СССР. Основными объектами исследования можно считать нормативные документы, осуществлявшие контроль в сфере таможенной политики и таможенного дела в СССР, а также государственную политику в области таможенного регулирования.

   Целью данной работы является изучение истории таможенной политики и таможенного дела в СССР. Я рассматриваю следующие задачи:

- раскрытие  понятия таможенного дела в  СССР;

- рассмотрение  основных событий и в истории таможенной политики и таможенного дела в СССР;

 

          

 

 

 

 

 

           Начальный этап развития таможенного дела в СССР

 

   Ко времени Октябрьской революции таможенное дело в России регулировалось Уставом 1910 г. Руководил таможенным делом образованный в 1864 г. в составе Министерства финансов Департамент таможенных сборов, который в 1917 году находился в довольно плачевном состоянии, поскольку таможенная система в России практически была разрушена: большинство таможен были закрыты, а их служащие эвакуированы. В сентябре 1917 г. на съезде таможенных служащих был образован ЦК профсоюза таможенных работников, который более года фактически руководил таможенным ведомством при поддержке Наркома финансов В. Р. Менжинского.

     Новая государственная власть, пришедшая к управлению страной в результате Октябрьского переворота в России, отказалась от таможенной политики, проводимой в дооктябрьский период, и ликвидировала существовавшую в России систему таможенных органов. Реализация ленинской идеи государственной монополии внешней торговли по существу заблокировала широкое применение таможенно-тарифного регулирования и сделала систему таможенного контроля чисто вспомогательным инструментом регулирования внешней торговли. В период военного коммунизма неоднократно предлагалось закрыть таможенные учреждения . Такие предложения были логическим следствием идеи монополии внешней торговли и обусловили негативное отношение к таможенной службе и таможенному делу в целом.

   Первым нормативным актом советской власти в области таможенных отношений был декрет от 29 октября 1917 года «О разрешении на ввоз и вывоз товаров», который установил государственный контроль за внешнеторговыми операциями посредством лицензирования: для экспорта и импорта товаров требовалось разрешение НКТиП.

   В начале 1918 г. возобновил работу Департамент таможенных сборов при Наркомате финансов. 29 мая 1918 г. СНК издал Декрет "О разграничении прав Центральной и местных Советских властей по собиранию пошлин и о регулировании деятельности местных таможенных учреждений". Обложение таможенной пошлиной и другими сборами товаров, перевозимых через границу, передавалось в исключительное ведение центральной государственной власти. Таможенные учреждения признавались органами центральной Советской власти и управлялись Наркоматом по финансовым делам. Никакие гражданские и военные власти, профессиональные организации не могли вмешиваться в деятельность таможен (ст. 4, 5 Декрета). Местные Советы имели право надзора за деятельностью таможенных учреждений, не вмешиваясь при этом в распорядительную и административную части работы. Советы могли назначать при таможенных учреждениях комиссаров, которые не имели функций распорядительного характера и были вправе осуществлять лишь общий надзор за деятельностью таможен (ст. 6, 7 Декрета). В целом этот Декрет был первым крупным актом о создании советских таможенных учреждений. Декретом СНК от 29 июня 1918 г. Департамент таможенных сборов был переименован в Главное управление таможенного контроля, которое переходило в подчинение Наркомата торговли и промышленности (НКТиП), а последний, в соответствии с Декретом СНК от II июня 1920 г., был преобразован в Народный комиссариат внешней торговли (НКВТ). К НКВТ перешли все функции в области управления таможенным делом.    Утвержденное постановлением ЦИК СССР от 12 ноября 1923 г. Положение об НКВТ рассматривало таможенное дело как составную часть внешнеторговой деятельности. В соответствии с этим постановлением Главное таможенное управление (ГТУ) вошло в состав НКВТ, а таможенные округа стали органами НКВТ на территории СССР.

   12 ноября 1920 г. СНК РСФСР издал Декрет "О порядке приема, хранения и отпуска импортных и экспортных товаров", который впоследствии послужил основой для Таможенного устава СССР 1924 г.

 

             Таможенное законодательство СССР в 20-е годы

 

   В первые месяцы Советской власти, а затем и в период военного коммунизма (1918—1921 гг.) таможенным пошлинам отводилась весьма скромная роль. Объяснялось это тем, что НКВТ в эти годы не продавал, а распределял товары. Почти полное отсутствие стоимостного механизма обмена внутри страны, нерегулярность внешнеторгового оборота и его незначительность серьезно затрудняли использование таможенного тарифа как инструмента торговли  Советской России с другими государствами. С переходом к нэпу, с расширением внешней торговли, предоставлением права самостоятельного выхода на мировой рынок хозяйственным и государственным организациям возникла необходимость восстановить таможенно-тарифное дела. После того, как 9 марта 1922 г. ВЦИК и СНК РСФСР утвердили первый таможенный тариф по европейской привозной торговле, 23 февраля 1922 г. был утвержден Таможенно-тарифный комитет (ТТК), а чуть позже первый советский тариф по вывозной торговле. В его компетенцию входили: составление новых и изменение старых списков запрещенных товаров; решение вносимых Таможенным управлением вопросов по применению тарифа; разрешение жалоб на решения Таможенного управления по вопросам применения тарифа; дача заключений по всем проектам законов, торговых договоров, конвенций и соглашений, имеющих отношение к таможенно-тарифному делу. ТТК играл важную роль в выработке таможенной политики и в управлении таможенным делом. Многие положения и инструкции по таможенному регулированию содержат ссылки на его решения. Важными  элементами активной таможенной политики СССР в 20-е годы явился таможенный  тариф  1922г., который не только защищал  советскую промышленность от конкуренции иностранных товаров, но и стимулировал развитие советского экспорта за счет снижения или отмены вывозной пошлины на значительную часть товаров.   Почти полностью отсутствовала торговля внутри страны, и внешнеторговая деятельность была незначительной. Возврат к таможенно-тарифным методам во внешней торговле произошел в связи с переходом к новой экономической политике. СНК утвердил Таможенный тариф по европейской торговле, по азиатской торговле и по отпускной торговле. В данный период были запрещены к вывозу многие продукты питания "первой необходимости".

 

Таможенное законодательство Советского государства в 30 - 60- е годы

 

   На рубеже 20—30-х годов в СССР доминирует командно-бюрократический стиль управления. Внешнеторговая политика опять основывается на принципе государственной монополии, а таможенные органы постепенно утрачивают свои наиболее существенные функции и перестают выполнять роль фискальных учреждений. Система управления таможенным делом постепенно упрощается.

   В период с 1929 по 1932 г. все более отчетливой становится тенденция к отказу от экономической модели управления и доминированию административно-командных методов регулирования общественных отношений. Этот процесс затронул и внешнеэкономическую деятельность, в том числе и организацию таможенного дела. Значительно сократился оборот международного пассажирского сообщения, резко уменьшился состав участников внешнеторговых связей.

   Таможенное дело в целом и таможенный контроль в частности перестали играть важную роль в регулировании экспортно-импортных операций. В 1932—1934 гг. был упорядочен ускоренный пропуск через границу грузов общественного сектора и централизованный расчет по таможенным пошлинам за эти грузы, в связи с чем сократилось число таможенных служащих. Например, аппарат сотрудников Московской, Ленинградской и Одесской таможен, насчитывавший по 800—1000 человек, был сокращен в каждой из них в 6—8 раз.(3)

   Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1964 г. был утвержден новый Таможенный кодекс. По сравнению с Таможенным кодексом СССР 1928 г. он был значительно меньше по объему (120 статей, сгруппированных в три раздела). Управлению таможенным делом был посвящен первый раздел Кодекса, содержащий всего семь статей. Управление таможенным делом на территории СССР было отнесено к ведению Министерства внешней торговли и осуществлялось через входящее в его состав Главное таможенное управление (ст. 1 Кодекса). Среди функций таможенных учреждений выделялись контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли, совершение таможенных операций и борьба с контрабандой.(4)

   К моменту принятия Таможенного кодекса 1964 г. существенные изменения претерпела структура самого ГТУ. Оно состояло из отделов: оперативно-инспекторского, по борьбе с контрабандой, таможенного права и международных связей, кадров, финансирования, бухгалтерского учета и контроля. В системе ГТУ уже не существовало структурного подразделения, непосредственно занимавшегося вопросами тарифно-пошлинного регулирования.

   Устанавливалась двухзвенная система управления таможенным делом: местные таможенные учреждения (таможни и таможенные посты) подчинялись непосредственно ГТУ. Создание, реорганизация и ликвидация таможен и таможенных постов производилась Министерством внешней торговли (МВТ). Принятые после 1964 г. нормативные акты по таможенному делу не внесли существенных изменений в таможенное управление.

   Структура таможенных органов, сложившаяся де-факто во второй половине 30-х годов и получившая юридическое закрепление в Таможенном кодексе 1964 г., с очень незначительными изменениями сохранялась вплоть до середины 80-х годов.

 

    Таможенная политика СССР в период Сталинского тоталитарного режима

 

   На рубеже 20—30-х годов в СССР доминирует командно-бюрократический стиль управления. Таможенные органы постепенно утрачивают свои функции и перестают выполнять роль фискальных учреждений. Система управления таможенным делом постепенно упрощается. Все более отчетливой становится тенденция к отказу от экономической модели управления и доминированию административно-командных методов регулирования общественных отношений. Этот процесс затронул организацию таможенного дела.       Таможенное дело в целом и таможенный контроль в частности перестали играть важную роль в регулировании экспортно-импортных операций. Был упорядочен ускоренный пропуск через границу грузов общественного сектора и централизованный расчет по таможенным пошлинам за эти грузы, в связи с чем сократилось число таможенных служащих. 5 мая 1964 г. был утвержден новый Таможенный кодекс. Кодекса содержал всего семь статей. Управление таможенным делом на территории СССР было отнесено к ведению Министерства внешней торговли и осуществлялось через входящее в его состав Главное таможенное управление.  Среди функций таможенных учреждений выделялись контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли, совершение таможенных операций и борьба с контрабандой. Изменения претерпела структура самого ГТУ. Оно состояло из отделов: оперативно-инспекторского, таможенного права и международных связей, кадров, финансирования, бухгалтерского учета и контроля. Устанавливалась двухзвенная система управления таможенным делом: местные таможенные учреждения (таможни и таможенные посты) подчинялись непосредственно ГТУ. Создание, реорганизация и ликвидация таможен и таможенных постов производилась Министерством внешней торговли (МВТ). Такая структура сохранялась вплоть до середины 80-х годов.

 

   Таможенная политика в годы Великой Отечественной Войны

 

   В годы ВОВ деятельность таможенных органов в значительной степени была свернута. Основными грузами, следовавшими через границу, были грузы благотворительной помощи для Красной Армии и Военно-Морского флота(с 1943 года беспошлинно). Грузы, направляемые в адрес советских организаций, пропускались по минимальным ставкам таможенных пошлин, а в адрес дипломатических и консульских учреждений, а также физических лиц - по максимальным ставкам. работа таможенников была сопряжена с постоянным риском, требовала профессионализма, бдительности. В кротчайшие сроки была налажена четкая работа по приему поступавшей в СССР вооружений, боевой техники, транспортных средств и оборудования. По южному направлению в Советский Союз доставлялись самолеты, танки, автомобили, взрывчатые вещества, порох. Не менее напряженная работа велась таможенными органами и на Дальнем Востоке. Через порт Находка, например, было ввезено десятки тысяч тонн продовольствия. Особое место в деятельности таможенных органов занимала борьба с контрабандой, прежде всего, продовольственных грузов, а также с нелегальным вывозом культурных ценностей. Основными направлениями работы таможенных учреждений в военное время стали: контроль над пропуском грузов в страну по линии Международного красного Креста, проверка наземного, морского, авиационного транспорта и его экипажей. Разгрузка велась круглосуточно.

Информация о работе Таможенное дело в СССР