Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2011 в 15:24, доклад
В X-XII вв. среди восточнославянских городов важное торговое значение имели Киев и Новгород. Находясь торговом пути "из варяг в греки", Киев был расположен в центре этого пути и поддерживал связи с западными странами.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I.Зарождение таможенного дела на Руси…………………………….4
Глава II. Рассвет таможенного дела на Руси………………………………..6
Глава III. Современные таможенные органы и их анализ………………10
Заключение……………………………………………………………………..17
Список использованной литературы……………………………………….18
Приложение
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение…………………………………………………………
Глава I.Зарождение таможенного дела на Руси…………………………….4
Глава II. Рассвет таможенного дела на Руси………………………………..6
Глава III. Современные таможенные органы и их анализ………………10
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….18
Приложение
Введение.
«Внутренняя история
народа не может быть признана всесторонней
и полной, если в ней не затрагивается
вопрос о последовательном ходе изменений,
которым подвергалась его таможенная
политика».120 лет назад к такому
выводу пришел, изучая историю русского
таможенного тарифа , служащий Министерства
финансов Российской Империи Константин
Лодыженский. Но и сегодня справедливость
этого наблюдения не вызывает сомнений
– настолько очевидна значимость
таможенно - тарифной политики для интеграции
России в мировое хозяйство. Ведь
именно от структуры тарифа зависит,
займет ли экономика нашей страны
наиболее выгодное, с учётом имеющихся
сравнительных преимуществ, место
в международном разделении труда,
или, как это бывало уже в нашей
истории, возобладает политика бессистемного
предоставления привилегий наиболее влиятельным
отраслям в ущерб другим отечественным
производителям и конечным потребителям.
В условиях повышения роли таможенной
политики как составной части
экономической стратегии государства
увеличивается потребность в
изучении и творческом освоении богатого
исторического опыта в данной
области.
Глава I. Зарождение таможенного дела на Руси.
В X-XII вв. среди восточнославянских городов важное торговое значение имели Киев и Новгород. Находясь торговом пути "из варяг в греки", Киев был расположен в центре этого пути и поддерживал связи с западными странами. По оценке историка В.О. Ключевского, "кто владел Киевом, тот держал в своих руках ключ от главных ворот русской торговли". Участвуя в международной торговле, Киевское государство экспортировало за рубеж продукты лесных промыслов, пушнину и меховые изделия, мед, воск, смолу. В меньшем количестве экспортировались выделанная кожа, сало, зерно, обработанный лен, пенька, предметы домашнего обихода из дерева и металлов, резная кость, мечи, стрелы и др. Значительного развития достиг кузнечно-слесарный и оружейный промысел, обработка цветных металлов (ковка и чеканка, тиснение и штамповка золота и серебра, филигрань, зернь, гончарное, кожевенное и портняжное производство). Все эти предметы были необходимы для экспорта. Внешней торговлей занимались князья и дружинники, но в XI в. она перешла в руки профессиональных купцов[5;с.23].
Среди импорта, поступающего в города Киевской Руси, были, в первую очередь, предметы роскоши и оружие. Предметами импорта торговли были: бусы, стекло, ювелирные украшения для конской сбруи, изделия из слоновой и моржовой кости, серебряная посуда, изделия из резного мрамора. В Киев ввозились дорогие ткани (парча, восточные шелка), серебро, олово, свинец, медь, пряности, благовония, лекарственные средства, красящие вещества, мыло, церковная утварь. Из Византии поступали золотые и серебряные монеты, ценные бархатные ткани, жемчуг, бисер, бусы, сафьян, копья, мечи, пряности и соль, мыло. Торговля осуществлялась на основе соблюдения таможенных обрядностей, взаимном согласии между купцами и купеческими обществами. Пошлина, собранная таможенниками, пополняла казну.
В Киевской Руси
широко использовались для торговли
водным путем несколько видов
судов-однодневок, так называемых "моноксилов"(рис.1),
на два-три человека и
Гравюра «Моноксивы»
рис.1. ладьи,
приводимые в действие не только течением
реки Днепр, но и веслами, при этом одновременно
используя паруса. Основное назначение
этого водного транспорта состояло в перемещении
товаров и грузов из Киева в Византию и
вверх по Днепру к Новгороду и другим городам.
Водный путь являлся наиболее надежным
и обеспечивал потребность торговых людей.
Перевозка товаров водным путем сокращала
время, обеспечивала сохранение груза.
Глава II. Рассвет таможенного дела на Руси.
В апреле
1703г. Царь Петр на Заячьём
острове в устье реки Невы
выбирает место для возведения
крепости, призванной закрепить
завоевания в Прибалтике. Основанная 16
мая 1703 г. цитадель получила имя Святого
Петра (Санкт – Питер – Бурх) (рис.2)
и стала вскоре портовым городом, связавшим
В 1703 г. Основывается
форт Кронштат. По замыслу царя городу-крепости
надлежало стать и торговым центром. Для
этого здесь сооружается просторная купеческая
гавань, планируется переселение на постоянное
жительство 1212 знатных бояр и дворян, 2000
купцов и ремесленников.
Начиная с 1718 г. внешними таможенными сборами
ведала Коммерц-коллегия, расположенная
в Петербурге в здании двенадцати коллегий.
С учетом аналогов интерьеров музея-заповедника
«Коломенское», Саввино-Сторожевского
монастыря и Палат бояр Романовых представляется
возможным восстановить примерный вид
интерьера таможенной избы XVII в. Вход в
саму комнату, где сидели подьячие, предваряли
сени. В сенях посетители ожидали своей
очереди. У дверей мог стоять караульный,
следивший за порядком. Как правило, в
правом от входа углу помещения, где вели
прием, вешали икону, а перед ней - лампаду
или свечу. Полы, стены и лавки в крупных
таможенных пунктах покрывались сукном.
Также обтягивались сукном двери. На лавках
могли стоять «поставцы» - шкафчики для
хранения книг и писарского имущества:
запаса чернил, перьев, песка, сургуча,
воска, бумаги, мешков. Сундук-подголовник,
где лежали важные документы, названный
так потому, что для сохранности содержимого
при дальних переездах его клали под голову,
если засыпали на ночь, хранился в малодоступных
местах, при старшем подьячем или под образами.
Изготовляли подголовники, как правило,
из дуба. Снаружи оковывали железными
полосами и врезали замок. В отдельном
ларце, выделанном внутри красным бархатом,
хранили печати и пломбы. Ларь с таможенной
казной, за которую отвечал ларешный целовальник,
мог закрываться на замок и находиться
в охраняемом помещении. Под образами
стоял аналой с Евангелием и крестом для
принятия присяги. В избе находился окованный
железом сундук, где хранился архив делопроизводства.
Напротив стола, за которым велась работа,
ставили скамью. В одном из углов комнаты
стояла печь. В избе находился переносной
фонарь. В условиях восстановления государственного
управления таможенные функции были распределены
между несколькими учреждениями: Четвертной
Приказ, Приказ Большого прихода, Сибирский
и Казанский Приказы, Приказ Большой казны.
В конце XVII века большинство функций были
сосредоточены в Приказе Большой казны.
В XVII в. таможни возглавлял «таможенный
голова». Назначение таможенного головы
оформлялось царским указом. Под надзором
местных воевод (нередко из других городов
для предотвращения злоупотреблений)
выбирались головы из купеческих сотен,
посадских и земских людей. В подчинении
у таможенных голов находились «целовальники».
Старший из них, ведал таможенной казной,
ларем, и поэтому назывался «ларечным».
Ларечному подчинялись «караульные» и
«ходячие» целовальники. В их обязанности
входила охрана таможенной избы и сбор
пошлины на торговых местах. Таможенные
головы и целовальники не получали содержания
из казны. При вступлении в эту повинность
они давали присягу по уставной грамоте
на верность и честность Государю. Целовальников
избирали местные жители из «людей добрых,
не воров и не бражников», как того требовало
правительство. Документацию на таможне
вели подьячие, получавшие за свою работу
жалованье от «писчей денги» - суммы, взимаемой
с участников сделки. На таможнях собирались
различного вида пошлины и сборы. За увеличение
сбора таможенных пошлин царь жаловал
серебряные именные ковши, соболя и, дорогие
ткани .
В 1747 г. при Сенате
была учреждена специальная
Архангельский
порт (рис.3)
закупки у Адмиралтейства таможенной
яхты (рис.4). В 1747 г. такая яхта была спущена
на воду под командованием офицера. На
ней было 10 надсмотрщиков и солдат из Кронштадтского
гарнизона.
20 декабря 1753 г. Елизавета Петровна подписала
указ "Об уничтожении внутренних таможенных
и мелочных сборов". Уже в 1754 г. внутренние
таможни были ликвидированы на большей
части территории страны, прекратился
сбор 17 мелочных сборов, обременявших
внутреннюю торговлю. Заменившую их "новоположенную
прибавочную" пошлину в размере 13% планировалось
взимать в портовых и пограничных таможнях
со всех ввозимых и отпускных товаров.[6.]
Также было решено
упразднить таможенную черту между
Россией и Украиной. Это потребовало
создания новых таможен на западных
рубежах страны. Всего в 1754-1755 .было
укреплено и вновь образовано
10 портовых и 27 пограничных таможен
с целой системой Таможенная
яхта (рис.4)
Глава III. Современные таможенные органы и их анализ.
Важной вехой
в развитии правовых основ таможенной
деятельности стал Федеральный Закон
«О службе в таможенных органах Российской
Федерации», вступивший в действие
1 сентября 1997 г. Закон определил
новые условия прохождения
В 2000 г. внешнеторговый
оборот России по сравнению с 1999 г. увеличился
на 32 процента и составил почти 137 млрд.
долларов США. Экспорт вырос на 42
процента (до 103 млрд. долларов США). Таможенные
органы собрали и
В 1999 г. была разработана «Стратегия и основные направления деятельности ГТК России на 1999 - 2000 гг. по развитию и укреплению сотрудничества с зарубежными таможенными службами и международными организациями». Особенность этой программы в том, что она нацелена на активное развитие международного таможенного сотрудничества на региональном уровне. В целях повышения эффективности борьбы с незаконным оборотом наркотиков в сентябре 1999 г. был создан Северо-Западный кинологический центр. На него были возложены функции по организации и обеспечению кинологической деятельности таможенных органов, применению служебных собак для поиска наркотических средств, психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ. Сделан заметный шаг в сторону либерализации таможенно-тарифной политики России. В качестве приоритетной задачи рассматривается вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО)[4;с.95].
Осуществляя таможенную реформу, ГТК России разработал и утвердил Целевую программу развития таможенной службы Российской Федерации на 2001 - 2003 годы. Основное звено реализации этой программы -компьютеризация и автоматизация таможенных ЕАИС(рис.6) технологий, оснащение таможенных органов современными средствами передачи данных, информационного взаимодействия со смежными службами. В связи с этим ГТК сосредоточил усилия Главного научно-информационного вычислительного центра на создании комплексного проекта развития второй очереди Единой автоматизированной информационной системы ЕАИС(рис.6)) таможенных органов. Она предусматривает сквозную комплексную автоматизацию