История таможенного дела на Руси в IХ – ХIV веках

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 17:08, реферат

Краткое описание

Для выполнения работы определены следующие задачи:
1. Рассмотреть зарождение таможенного дела;
2. Проследить зарождение таможенного дела в 9-14 веках в Древней Руси.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 25.12 Кб (Скачать)

Челябинский  Государственный Университет

Институт  экономики отраслей бизнеса и  администрирования 
 
 
 
 
 

Реферат

Тема: «История таможенного дела на Руси в IХ – ХIV веках» 
 
 
 
 

Выполнил: Студент 2 – го курса

                                                                                  Олейник Павел

                                                               Проверил: Преподаватель 

                                                                                      Бадердинова Н. Д. 
 
 
 
 

                                           Челябинск 2011

                                               Введение

Актуальность  темы реферата.

Таможенная служба существует в России уже несколько  сотен лет. Еще в Киевской Руси взимался мыт - сбор за провоз товаров  через внешние или внутренние заставы, за пользование участком, отведенным для торга, за покровительство, оказываемое  купцам и т.п. В условиях следующего, удельного периода российской государственности, содержание таможенных мероприятий  стало более предсказуемым, сопряженным  с экономическими интересами крупных  земельных собственников. Появились  новые виды таможенных платежей. С  начала XIII в. их взимание осуществлялось уже не только с определенного  количества, но также в зависимости  от ценности взвешиваемых продуктов. На развитие таможенного дела сильное  влияние оказали монголы-завоеватели. Взимание пошлин переводилось на откуп (откупная система была также заимствована у монголов), передавалось князьями «откупным таможенникам».Очередной поворот в таможенном деле был связан с преодолением удельных порядков и созданием Московского государства с его сложной и запутанной финансовой системой, множеством различных податей и сборов (денежных и натуральных), обширным государственным хозяйством.

Данный вопрос исследовали различные ученые, однако выделим несколько из них. Так, работа Ю. Г. Кисловского посвящена истории  таможенного дела и таможенной политики России. А.А. Смирнова рассмотрела исторический опыт таможенного дела в России и  проблемы формирования современной  торговой политики. К.Н. Лодыженский изучил историю русского таможенного тарифа.

Для выполнения работы определены следующие задачи:

1.  Рассмотреть зарождение таможенного дела;

2.  Проследить  зарождение таможенного дела  в 9-14 веках в Древней Руси. 
 
 

Глава 1. Зарождение таможенного дела

      Зарождение  таможенного дела, как утверждают историки, относится к глубокой древности. На территории нашей страны это произошло  во 2-3 веках до н.э., то есть в период появления древних государств, в которых экономика достигла такого уровня развития, когда происходит разделение труда внутри них и в межгосударственном масштабе. Рост производительности труда приводит к появлению излишков производимого. На этой основе происходит обмен товаров, а затем и купля – продажа. Появляется особый слой людей – купцы, которые специализируются не в области производства товаров, а занимаются их продажей. Объективно возникают и определенные сборы за перевоз товаров и проезд по территории, за место продажи и т.д. Но это еще не были таможенные сборы, а лишь налог, который шел на пополнение казны города или государства, то есть представлял собой фискальный сбор.

      Развитие  государства привело к созданию его институтов, администрации, армии, полиции. В связи с этим возросла потребность в средствах для  их содержания. Пополнением казны  занимались налоговые органы, в руках  которых сосредоточился не только сбор налогов с населения, но и сбор торговых взносов на рынках, путях  сообщения, в морских портах. Сборы (пошлины) на привозные товары в западных государствах устанавливались по-разному  и колебались от 0.01 стоимости товара до 0.1 , то есть в зависимости от воли того или иного господствующего  лица и сложившейся торговой конъюнктуры.

      В 3 веке до н.э. в городе Тарифа в нынешней Андалусии, в провинции Кадис, на юге Испании, где в то время господствовал Карфаген, была впервые составлена таблица, в которую вносилось название товара, его меры измерения и указана величина пошлины (сбора) за его провоз через Гибралтарский пролив. Таблица (перечень товаров) систематизировала порядок и величину пошлины и была названа по названию города – тариф.

      Таможенный  тариф стал для таможенных органов  государства важным инструментом пополнения казны. Ставки тарифа ежегодно увеличивались  или уменьшались с учетом экономической  конъюнктуры.

      Древние государства, умело, используя тарифную сетку, приспосабливали ее к своим  потребностям и пополняли казну. Практически около 80 % поступлений  в казну шли за счет таможенных пошлин.

      Примером  является Карфаген, где Ганнибал, используя  систему таможенного тарифа, не только пополнил казну и вел на эти  средства войну с Римом, но и освободил  часть населения от налогов. Однако стремление собрать, как можно больше доходов за счет таможенных пошлин имело и противоположную сторону: оно способствовало появлению альтернативного  явления – контрабанды – и  тем самым ослабляло экономику  государства. Чем выше пошлины, тем  выше становились цены на ввозимые товары, а одновременно на рынок  проникали товары по более низким ценам контрабандным путем. Государство  от этого проигрывало, казна недополучала возможные в других условиях денежные поступления. Это случилось не только в Карфагене, но и в Древней  Греции, Месопотамии и других государствах.

      Исторический  экскурс показывает, что таможенное дело находится в тесной связи  с господствующим в данный период общественно-экономическим строем государства. В 5 веке натуральное хозяйство  переходит в денежное. Деньги – конечная цель хозяйственной деятельности. Таможенная политика в этот период стояла на страже накопительства.

      Развитие  таможенного дела и превращение  его в инструмент регулирования  товарообмена прослеживается в 7-9 веках. В этот период таможенники имели  в государствах высокий статус. Среди  городских чиновников таможенник занимал  третье место после графа и  мэра, казначей – четвертое. И если граф или мэр назначались, то таможенники  и казначеи избирались из числа граждан города и так же освобождались. Они отчитывались перед гражданами всего города, их правовой статус определялся демократическими институтами.

      В последующем, на протяжении многих столетий местные власти и правители стремились подчеркнуть бескорыстие и беспристрастность  таможенников.

      В связи с расширением экономических  связей между городами и государствами  в таможенной политике проявляется  стремление выработать общую пошлинную  систему, складываются элементы таможенного  права.

      Таможенная  политика является составной частью внутренней и внешней политики государства  и определяет стратегию таможенного  дела, что находит отражение в  соответствующих законодательных  и нормативных актах государства.

      Таможенное  дело – это объективный процесс, проявляющийся в сфере меж  экономических и торговых связей между государствами и внутри государств, это один из механизмов регулирования экономики, внешней  торговли, стабилизации финансов. Таможенное дело развивается по своим специфическим  законам, имеет свой предмет и  содержание. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2.  Зарождение таможни в Древней Руси в 9-14 веках

Многочисленные  факты истории позволяют утверждать о 1000-летнем периоде существования  в России таможенном дела. Достаточно сказать, что еще в Киевской Руси взимался мыт. В условиях следующего, удельного (ХII - ХV вв.) периода российской государственности, содержание таможенных мероприятий стало более предсказуемым, сопряженным с экономическими интересами крупных земельных собственников. Появились новые виды таможенных платежей. С начала ХIII в. их взимание осуществлялось уже не только с определенного количества, но также в зависимости от ценности взвешиваемых продуктов (при определении “весчего сбора” ) .

История не сохранила  для нас документальных свидетельств о времени возникновения таможенного  обложения на территории России. В  договоре Олега с Византией таможенные обычаи и льготы упоминаются как  издавна бытовавшие в жизни явления.

Данным договором  предусматривалось освобождение русских  купцов в Византии от уплаты мыта: “Да  творять куплю, якоже им надобе, не платяча мыта ни в чем же” . Это условие подтверждает древний славянский обычай взимать торговый сбор (мыт или мыто) за провоз товаров через заставы, пользование местом, отведенным для торга, “а может быть, и за соблюдение порядка во время торговли” .

В V - IV веках до нашей эры в городах Причерноморья  существовали таможенные порядки; знали  о них и в Скифском государстве, торговавшем и воевавшем с  Ольвией, Херсонесом и другими городами. Издавна у русских как норма обычного права существовало правило взимать мыт или мыто. Было мыто “сухое” - при провозе товаров по суше и мыто “водяное” - при провозе по воде. Именно к этим понятиям восходят сохранившиеся в славянских языках слова “мытник” или “мытчик” - сборщик пошлин, “мытница” или “митница” - место сбора мыта.

Финансовые сборы  и обычаи были неотъемлемой частью общей политики Киевского государства. Известный памятник права “Русская правда” защищает интересы купцов по охране их имущества. Если перекупщик чужой вещи на торгах - феодал, зажиточный горожанин - купил краденое, а продавец исчез, то покупатель мог доказать добросовестное приобретение вещи, выставив в качестве свидетелей или двух свободных мужей, или одного мытника, которые могли  под присягой подтвердить факт покупки  вещи на торгу (ст. 37 Пространной редакции “Русской правды) .

В XI - ХII веках быстро растут торгово-ремесленные центры - города, богатеет городская знать - бояре, растет авторитет купцов и сборщиков пошлин. Вот как говорит об этом выдающийся русский историк С. М. Соловьев: “Торговля в описываемое время была главным средством накопления богатств на Руси, ибо не встречаем более известий о выгодных походах в Грецию или на Восток, о разграблении богатых городов и народов” .

Постепенно единство Киевской Руси в ХI веке начали разрушать местные князья, которые рассматривали свои владения как наследственные вотчины и отказывались подчиняться киевскому князю. В ХII - начале ХIII века государство фактически распалось на отдельные земли, а их владельцы феодалы на своих территориях стали изобретать собственные системы таможенных пошлин, подчиненные целям личного обогащения. В это время применялись пошлины, которые обычно назывались проезжими и торговыми.

Во время монголо-татарского ига в русском языке появилось  слово “тамга” , означающее клеймо, печать, тавро татар и башкир. Вскоре тамгой стали называть пошлину, взимаемую при торговле на рынках и ярмарках, а место ее уплаты - таможней. Постепенно за всеми сборами с товаров, предназначенных для продажи, закрепилось наименование таможенных. Но “это не были таможенные пошлины в настоящем смысле слова. Им не хватало одного пограничного характера. Они взимались везде где угодно: повсюду были заставы в городах, селах и слободах, на рынках и у ворот” . Некоторые из указанных сборов, называемые “большой тамгой” , уплачивались на границе. Однако ни по размеру, ни по порядку взимания эти пошлины долгое время не отличались от прочих таможенных сборов. Таможенные сборы, существовавшие на Руси, делились на проезжие и торговые. Первоначально они взимались с известного количества товаров - с воза, меры без учета стоимости объекта обложения. Впоследствии при определении их размера стали обращать внимание и на ценность продаваемого имущества.

Основной проезжей пошлиной был мыт: от одной до трех денег (т.е. 0,5 - 1,5 копейки) с воза; в  зависимости от величины воза в саженях  возникла разновидность мыта - посаженное; с людей, сопровождавших товар, собиралась головщина; при проезде по мосту взыскивалась мостовщина (от двух до четырех денег с телеги с лошадью) и т.д.

К торговым пошлинам относился замыт, равный одной деньге с рубля стоимости товара, дающий право торговли этим товаром; амбарное за наем амбара под товар на гостином дворе; контарное - за взвешивание больших количеств соли на контаре; явка - сбор с торговца по одной - три деньги за явку товара на заставе; роговая и привязная пошлины - за привязывание скота на торгах; узольцовое - за обвязку товара с приложением таможенных печатей в качестве гарантии продажи его только в местах, где установлены мытные знаки, и др.

Один и тот  же товар облагался несколькими  видами сборов, которые взыскивались независимо друг от друга. Некоторые  сборы, например, мостовщина, могли взиматься с объекта продажи неоднократно.

Информация о работе История таможенного дела на Руси в IХ – ХIV веках