Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 12:21, курсовая работа
Причины, по которым искусство прошлых эпох возрождается спустя столетия, не всегда ясны и объяснимы. Почему русское музыкальное наследие XVIII века было практически забыто в XIX, казалось бы, более близком к нему, и напротив, вызвало глубокий научный и художественный интерес в нашем XXI? Духовная культура каждого времени наследовала творческие ценности прошлых времен. XX век уникален в своей универсальной заинтересованности.
Введение
Глава 1. Понятие русской музыки в начале XX века.
Александр Николаевич Скрябин,  Сергей Васильевич Рахманинов, Игорь Федорович  Стравинский.
Глава 2.  Русская музыка во второй половине и в середине XX века.
Сергей  Сергеевич Прокофьев,  Дмитрий Дмитриевич Шостакович и д.р.
Глава 3.  Русская музыка в последующие годы XX столетия.
Заключение
Список  использованной литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Республики Таджикистан
Российско-Таджикский (славянский) университет.
  
Кафедра Отечественной 
истории  
                              
По  
истории России. 
 
 
На тему: 
“История русской музыки в XX веке”. 
Выполнила : Студентка 2-го курса факультета
ИМО заочного отделения “Истории” Мардонова Б.
                                                Принял: Профессор исторических 
наук Пирумшоев Р.П. 
 
                              
                              
Введение
Глава 1. Понятие русской музыки в начале XX века.
Александр Николаевич Скрябин, Сергей Васильевич Рахманинов, Игорь Федорович Стравинский.
Глава 2. Русская музыка во второй половине и в середине XX века.
Сергей Сергеевич Прокофьев, Дмитрий Дмитриевич Шостакович и д.р.
Глава 3. Русская музыка в последующие годы XX столетия.
Заключение
Список использованной литературы
 
                                          
Введение 
Причины, по которым искусство прошлых эпох возрождается спустя столетия, не всегда ясны и объяснимы. Почему русское музыкальное наследие XVIII века было практически забыто в XIX, казалось бы, более близком к нему, и напротив, вызвало глубокий научный и художественный интерес в нашем XXI? Духовная культура каждого времени наследовала творческие ценности прошлых времен. XX век уникален в своей универсальной заинтересованности.
          
С победой Октябрьской 
Российская музыка ХХ в., успешно развивавшая традиции зарубежных и отечественных композиторов, в то же время пролагала новые пути и осуществляла смелые эксперименты. Несмотря на революционные потрясения и социальные катаклизмы
     Новейшего 
времени, в ней органично соединялись 
различные стили и направления, 
представленные творчеством талантливейших 
композиторов-классиков. Многие произведения 
А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова, И. Ф. Стравинского, 
С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Г. В. 
Свиридова принадлежат к 
Самобытный путь отечественной музыкальной культуры ХХ в. определяет и уникальное явление массовой песни, не имеющее аналогов в мире.
     Музыка 
рубежа столетий успешно развивала 
лучшие традиции отечественных композиторов-
Целью моей курсовой работы является музыкальное историю развития русской музыки в XX веке.
Задачами являются : во-первых это раскрыть понятие русской музыки начала XX века, а также охарактеризовать её развитие уже во второй половине и середине XX века и в последующие годы XX столетия.
Для составления 
данной курсовой мной были использованы 
следующие источники и 
Источники 
и литература :  Большая советская энциклопедия. 
М., 1974 и Малый энциклопедический словарь 
Брокгауза и Ефрона. М., 1988 , а так же Васина-Гроссмана 
В. “Книга о музыке и великих музыкантах”. 
- Санкт -Петербург., 1984 помогли мне ознакомиться 
с понятием русской музыки в начале XX века. 
Литература : Так труды Крюкова А.Н. "Могучая кучка" - М., 1984 , Смирновой Э. “Русская музыкальная литература”. - М., 2001 и Третьяковой Л.С. “Страницы русской музыки”. - М., 1998 позволили мне узнать развитие русской музыки во второй половине и в середине XX века.
Труды  
Даттеля Е.Л. “Музыкальное путешествие”. 
- М., 1993 , Фрида Э.Л. "Русская музыкальная 
литература". – М., 1989 и Ю. Келдыша “История 
русской музыки” - М., 1976 позволили мне 
очень хорошо узнать историю русской музыки 
после второй половины XX века. 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1. Понятие русской музыки в начале XX века.
Александр 
Николаевич Скрябин,  
Сергей Васильевич Рахманинов, 
Игорь Федорович  
Стравинский. 
Конец 
XIX и начало XX века (до 1917 года) - период 
не менее богатый, но гораздо более 
сложный. Он не отделён от предыдущего 
каким-либо переломом: лучшие, вершинные 
сочинения Чайковского и 
Но уже ушли из жизни Мусоргский и Бородин, а в 1893 году и Чайковский. На смену им приходят ученики, наследники и продолжатели их традиций: С. Танеев, А. Глазунов, С. Рахманинов. Но как ни близки они своим учителям, в их творчестве ясно чувствуются новые вкусы. Опера, в течение более чем столетия занимавшая главное место в русской музыке, явно отходит на второй план. А роль балета, наоборот вырастает.¹
Среди молодого поколения музыкантов, вступивших в творческую жизнь в конце прошлого- начале нынешнего века, были композиторы и иного типа. Уже первые их сочинения написаны очень по своему: остро, иногда даже дерзко. Таков Скрябин.² Одних слушателей его музыка покоряла вдохновенной силой, других возмущала необычностью. Несколько позднее выступил
¹ Большая советская энциклопедия. - М., 1974 с. 100
Стравинский. Его балеты, Поставленные во время “Русских сезонов” в Париже, привлекли внимание всей Европы.¹
Творчество Александра Николаевича Скрябина (1872–1915), одного из талантливейших композиторов начала ХХ в., нередко связывают с символизмом. Действительно, художественные искания Скрябина во многом определили поэты-символисты, а также современные ему философские и мистические учения. В своих произведениях он стремился передать мир зыбких и утонченных переживаний человека. Душевный порыв, восторг и сомнение, томление духа и силу страсти он мог воплотить в прекрасные образы-символы, надолго запоминающиеся слушателям. Не случайно его творческим девизом стали слова, произнесенные еще в юности: «Иду сказать людям, что они сильны и могучи».² Он был мечтателем. На протяжении всего творческого пути Скрябина привлекала идея синтеза искусств. В «Поэме огня», известной также под названием «Прометей» (1910), он мечтал соединить звук и цвет. Его никогда не покидала мечта о всеобщем «дионисийском танце». Даже оркестр, по его мнению, должен был находиться в постоянном движении – танцевать.² Остро ощущая противоречия своего сложного времени, он мечтал о всемирной гармонии человечества. Его заветной мечтой стал храм в Индии на берегу горного озера для постановки неосуществленного произведения «Мистерии».
¹ Большая советская энциклопедия. - М., 1974 с. 100
² Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. - М., 1988 с. 165
Он неустанно верил в особую силу искусства, способную изменить, преобразовать мир и человека. Не случайно Первая симфония (1900) заканчивалась его собственными стихами:
Придите все народы мира,
Искусству славу воспоем!
     Скрябин 
является автором девятнадцати фортепианных 
поэм, трех симфоний, концерта для фортепиано 
с оркестром, десяти сонат, мазурки, 
вальсов и этюдов. В каждом произведении 
сказались непревзойденный 
Не меньшую известность приобрело творчество Сергея Васильевича Рахманинова (1873—1943), также выпускника Московской консерватории, закончившего ее с золотой медалью. В отличие от Скрябина, во многом связавшего свой творческий путь с символизмом, Рахманинов придерживался романтического направления в музыке. Не признавая модернистских новаций, он писал:¹
«В искусстве что-нибудь понять — значит полюбить. Модернизм мне органически непонятен, и я не боюсь открыто в этом признаться. Для меня это просто китайская грамота...
Выразительный диссонанс красив, но нескончаемая какофония, доведенная до безжалостных крайностей, никогда не бывает и не может быть искусством».
¹ Васина-Гроссман В. “Книга о музыке и великих музыкантах”. - Санкт -Петербург., 1984 с. 89
Музыкальное творчество С. В. Рахманинова отличают ритмическая энергия, взволнованность, достигающие сильнейшего напряжения, и одновременно лирическая мечтательность и эмоциональность. Важнейшим элементом его стиля является мелодия, которой он придавал первостепенное значение.
В девятнадцать лет он создал одноактную оперу «Алеко» (1892) на сюжет поэмы А.С.Пушкина «Цыганы», которая была высоко оценена П. И. Чайковским. Это была высшая награда дипломной работе начинающего композитора. В двадцать лет в концертных залах ему рукоплескала восторженная публика.¹ В круг его поклонников входили известнейшие деятели культуры того времени: Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, И. Е. Репин, К. С. Станиславский, Ф. И. Шаляпин, М. Горький, многие поэты Серебряного века. И все же жизнь Рахманинова не представляется спокойной и безмятежной: он знал не только взлеты, но и падения. Рахманинов стал свидетелем двух мировых войн и двух российских революций. Он восторженно приветствовал крушение царского режима, но не принял Октябрь. Почти половину жизни он провел вдали от родины, но до последнего дня чувствовал себя русским человеком:
«Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и на мои взгляды. Моя музыка — это плод моего характера, и потому это русская музыка...
¹ Васина-Гроссман В. “Книга о музыке и великих музыкантах”. - Санкт -Петербург., 1984 с. 90
Музыка композитора должна выражать дух страны, в которой он родился, его любовь, его веру и мысли, возникшие под впечатлением книг, картин, которые он любит. Она должна стать обобщением всего жизненного опыта композитора».
     Трудно 
представить музыкальную 
     В 
историю мировой музыкальной 
культуры он вошел как смелый новатор, 
неутомимо пролагающий 
¹ Васина-Гроссман В. “Книга о музыке и великих музыкантах”. - Санкт -Петербург., 1984 с. 95-96
² Большая советская энциклопедия. - М., 1974 с. 103
В рамках одного сочинения он мог свободно соединить стилистику различных музыкальных эпох (барокко, классицизма, романтизма). Обращение к музыкальным традициям прошлого отнюдь не мешало ему экспериментировать, наполняя произведения духом современности. Вот что он говорил по этому поводу:
«Традиция... не просто «передается» от отцов к детям, но претерпевает жизненный процесс: рождается, растет, достигает зрелости, идет на спад и, бывает, возрождается...
Говорить языком ушедших поколений не есть творчество, это — не искусство, а рутина».