История русской музыки в XX веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 12:21, курсовая работа

Краткое описание

Причины, по которым искусство прошлых эпох возрождается спустя столетия, не всегда ясны и объяснимы. Почему русское музыкальное наследие XVIII века было практически забыто в XIX, казалось бы, более близком к нему, и напротив, вызвало глубокий научный и художественный интерес в нашем XXI? Духовная культура каждого времени наследовала творческие ценности прошлых времен. XX век уникален в своей универсальной заинтересованности.

Оглавление

Введение
Глава 1. Понятие русской музыки в начале XX века.
Александр Николаевич Скрябин, Сергей Васильевич Рахманинов, Игорь Федорович Стравинский.
Глава 2. Русская музыка во второй половине и в середине XX века.
Сергей Сергеевич Прокофьев, Дмитрий Дмитриевич Шостакович и д.р.
Глава 3. Русская музыка в последующие годы XX столетия.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая на тему Музыка Росс в 20 веке.docx

— 41.75 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации

Министерство  образования Республики Таджикистан

Российско-Таджикский (славянский) университет.

  

Кафедра Отечественной  истории  

                                  

По  истории России. 
 
 

На тему: “История русской музыки в XX веке”. 

                                                Выполнила : Студентка 2-го курса факультета   

                                         ИМО заочного отделения “Истории” Мардонова Б.       

 

                                                Принял: Профессор исторических наук Пирумшоев Р.П. 
 

                                                                   Душанбе 2012 г.                                          

                                  Оглавление 

Введение

Глава 1. Понятие русской музыки в начале XX века.

Александр Николаевич Скрябин,  Сергей Васильевич Рахманинов, Игорь Федорович  Стравинский.

Глава 2.  Русская музыка во второй половине и в середине XX века.

Сергей  Сергеевич Прокофьев,  Дмитрий Дмитриевич Шостакович и д.р.

Глава 3.  Русская музыка в последующие годы XX столетия.

Заключение

Список  использованной литературы

 

                                          Введение 

Причины, по которым искусство прошлых  эпох возрождается спустя столетия, не всегда ясны и объяснимы. Почему русское  музыкальное наследие XVIII века было практически забыто в XIX, казалось бы, более близком к нему, и напротив, вызвало глубокий научный и художественный интерес в нашем XXI? Духовная культура каждого времени наследовала творческие ценности прошлых времен. XX век уникален в своей универсальной заинтересованности.

          С победой Октябрьской революции  советская власть сразу приступила  к осуществлению новой культурной политики. Под этим подразумевалось создание невиданного в истории - пролетарского - типа культуры, опирающегося на самую революционную и передовую, как тогда считали, идеологию марксизма, воспитание нового типа человека, распространение всеобщей грамотности и просвещения, создание монументальных художественных произведений, воспевающих трудовые подвиги простых людей и т. д. Как мыслилось, пролетарская культура должна была прийти на смену дворянской и буржуазной культурам.

     Российская  музыка ХХ в., успешно развивавшая  традиции зарубежных и отечественных  композиторов, в то же время пролагала  новые пути и осуществляла смелые эксперименты. Несмотря на революционные  потрясения и социальные катаклизмы

     Новейшего времени, в ней органично соединялись  различные стили и направления, представленные творчеством талантливейших композиторов-классиков. Многие произведения А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова, И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Г. В. Свиридова принадлежат к шедеврам мировой музыкальной культуры. Достижения композиторов русского авангарда также  имеют непреходящее значение и до сих пор привлекают внимание слушателей во многих странах мира.

     Самобытный  путь отечественной музыкальной  культуры ХХ в. определяет и уникальное явление массовой песни, не имеющее  аналогов в мире.

     Музыка  рубежа столетий успешно развивала  лучшие традиции отечественных композиторов-романтиков и композиторов «Могучей кучки». Вместе с тем она продолжала смелые поиски в области формы и содержания, представляя на суд слушателей оригинальные сочинения, поражающие новизной замысла  и его воплощения.

Целью моей курсовой работы является музыкальное  историю развития русской музыки в XX веке.

Задачами  являются : во-первых это раскрыть понятие русской музыки начала XX века,  а также охарактеризовать её развитие уже во второй половине и середине XX века и в последующие годы XX столетия.

Для составления  данной курсовой мной были использованы следующие источники и литература:

    Источники и литература : Большая советская энциклопедия. М., 1974 и Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. М., 1988 , а так же Васина-Гроссмана В. “Книга о музыке и великих музыкантах”. - Санкт -Петербург., 1984 помогли мне ознакомиться с понятием русской музыки в начале XX века. 

    Литература :  Так труды Крюкова А.Н. "Могучая кучка" - М., 1984 , Смирновой Э. “Русская музыкальная литература”. - М., 2001 и Третьяковой Л.С. “Страницы русской музыки”. - М., 1998 позволили мне узнать развитие русской музыки во второй половине и в середине XX века.

    Труды  Даттеля Е.Л. “Музыкальное путешествие”. - М., 1993 , Фрида Э.Л. "Русская музыкальная литература". – М., 1989 и Ю. Келдыша “История русской музыки” - М., 1976 позволили мне очень хорошо узнать историю русской музыки после второй половины XX века. 
     
     
     
     
     
     
     

Глава 1.  Понятие русской  музыки в начале  XX века.

Александр Николаевич Скрябин,  Сергей Васильевич Рахманинов, Игорь Федорович  Стравинский. 

Конец XIX и начало XX века (до 1917 года) - период не менее богатый, но гораздо более  сложный. Он не отделён от предыдущего  каким-либо переломом: лучшие, вершинные  сочинения Чайковского и Римского-Корсакова  относятся именно к 90 -м годам XIX и  к первому деcятилетию XX века.

Но уже  ушли из жизни Мусоргский и Бородин, а в 1893 году и Чайковский. На смену  им приходят ученики, наследники и продолжатели их традиций: С. Танеев, А. Глазунов, С. Рахманинов. Но как ни близки они своим учителям, в их творчестве ясно чувствуются  новые вкусы. Опера, в течение  более чем столетия занимавшая главное  место в русской музыке, явно отходит  на второй план. А роль балета, наоборот вырастает.¹

Среди молодого поколения музыкантов, вступивших в творческую жизнь в конце  прошлого- начале нынешнего века, были композиторы и иного типа. Уже  первые их сочинения написаны очень  по своему: остро, иногда даже дерзко. Таков  Скрябин.² Одних слушателей его музыка покоряла вдохновенной силой, других возмущала необычностью. Несколько позднее выступил

¹ Большая советская энциклопедия. - М., 1974 с. 100

Стравинский. Его балеты, Поставленные во время  “Русских сезонов” в Париже, привлекли внимание всей Европы.¹

     Творчество  Александра Николаевича Скрябина (1872–1915), одного из талантливейших композиторов начала ХХ в., нередко связывают с символизмом. Действительно, художественные искания Скрябина во многом определили поэты-символисты, а также современные ему философские и мистические учения. В своих произведениях он стремился передать мир зыбких и утонченных переживаний человека. Душевный порыв, восторг и сомнение, томление духа и силу страсти он мог воплотить в прекрасные образы-символы, надолго запоминающиеся слушателям. Не случайно его творческим девизом стали слова, произнесенные еще в юности: «Иду сказать людям, что они сильны и могучи».² Он был мечтателем. На протяжении всего творческого пути Скрябина привлекала идея синтеза искусств. В «Поэме огня», известной также под названием «Прометей» (1910), он мечтал соединить звук и цвет. Его никогда не покидала мечта о всеобщем «дионисийском танце». Даже оркестр, по его мнению, должен был находиться в постоянном движении – танцевать.² Остро ощущая противоречия своего сложного времени, он мечтал о всемирной гармонии человечества. Его заветной мечтой стал храм в Индии на берегу горного озера для постановки неосуществленного произведения «Мистерии».

   ¹ Большая советская энциклопедия. - М., 1974 с. 100

    ² Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. - М., 1988 с. 165

     Он  неустанно верил в особую силу искусства, способную изменить, преобразовать  мир и человека. Не случайно Первая симфония (1900) заканчивалась его  собственными стихами:

     Придите все народы мира,

     Искусству славу воспоем!

     Скрябин является автором девятнадцати фортепианных поэм, трех симфоний, концерта для фортепиано с оркестром, десяти сонат, мазурки, вальсов и этюдов. В каждом произведении сказались непревзойденный талант и мастерство композитора.

     Не  меньшую известность приобрело  творчество Сергея Васильевича Рахманинова (1873—1943), также выпускника Московской консерватории, закончившего ее с золотой медалью. В отличие от Скрябина, во многом связавшего свой творческий путь с символизмом, Рахманинов придерживался романтического направления в музыке. Не признавая модернистских новаций, он писал:¹

     «В  искусстве что-нибудь понять — значит полюбить. Модернизм  мне органически  непонятен, и я  не боюсь открыто  в этом признаться. Для меня это просто китайская грамота...

     Выразительный диссонанс красив, но нескончаемая какофония, доведенная до безжалостных крайностей, никогда  не бывает и не может  быть искусством».

     ¹ Васина-Гроссман В. “Книга о музыке и великих музыкантах”. - Санкт -Петербург., 1984     с. 89

       Музыкальное творчество С. В. Рахманинова отличают ритмическая энергия, взволнованность, достигающие сильнейшего напряжения, и одновременно лирическая мечтательность и эмоциональность. Важнейшим элементом его стиля является мелодия, которой он придавал первостепенное значение.

     В девятнадцать лет он создал одноактную оперу «Алеко» (1892) на сюжет поэмы  А.С.Пушкина «Цыганы», которая была высоко оценена П. И. Чайковским. Это  была высшая награда дипломной работе начинающего композитора. В двадцать лет в концертных залах ему  рукоплескала восторженная публика.¹ В круг его поклонников входили известнейшие деятели культуры того времени: Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, И. Е. Репин, К. С. Станиславский, Ф. И. Шаляпин, М. Горький, многие поэты Серебряного века. И все же жизнь Рахманинова не представляется спокойной и безмятежной: он знал не только взлеты, но и падения. Рахманинов стал свидетелем двух мировых войн и двух российских революций. Он восторженно приветствовал крушение царского режима, но не принял Октябрь. Почти половину жизни он провел вдали от родины, но до последнего дня чувствовал себя русским человеком:

     «Я  русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой  характер и на мои  взгляды. Моя музыка — это плод моего  характера, и потому это русская музыка...

     ¹ Васина-Гроссман В. “Книга о музыке и великих музыкантах”. - Санкт -Петербург., 1984 с. 90

Музыка  композитора должна выражать дух страны, в которой он родился, его любовь, его  веру и мысли, возникшие  под впечатлением книг, картин, которые  он любит. Она должна стать обобщением всего жизненного опыта композитора».

 

     Трудно  представить музыкальную картину  ХХ в. без творчества Игоря Федоровича Стравинского (1882–1971) – одного из самых ярких представителей мировой классики. За шесть десятилетий творческого пути им было создано около 150 произведений в различных музыкальных жанрах, и в каждом сказался оригинальный талант композитора. Среди них музыка для балетного и оперного театров, инструментальные сочинения, хоровые и вокальные произведения.¹

     В историю мировой музыкальной  культуры он вошел как смелый новатор, неутомимо пролагающий собственные  пути в искусстве. В редких случаях  он оставался равнодушным к новым  веяниям в музыке. Напротив, он всегда откликался на то, что представлялось ему самобытным и интересным. Путь Стравинского в музыке — это путь от романтизма и импрессионизма к  неоклассицизму, додекафонии, музыке авангарда. В последние годы жизни он живо интересовался искусством джаза  и достижениями в области электронной  музыки.²

     ¹ Васина-Гроссман В. “Книга о музыке и великих музыкантах”. - Санкт -Петербург., 1984 с. 95-96

       ² Большая советская энциклопедия. - М., 1974 с. 103

     В рамках одного сочинения он мог свободно соединить стилистику различных  музыкальных эпох (барокко, классицизма, романтизма). Обращение к музыкальным  традициям прошлого отнюдь не мешало ему экспериментировать, наполняя произведения духом современности. Вот что  он говорил по этому поводу:

     «Традиция... не просто «передается» от отцов к детям, но претерпевает жизненный  процесс: рождается, растет, достигает  зрелости, идет на спад и, бывает, возрождается...

     Говорить  языком ушедших поколений  не есть творчество, это — не искусство, а рутина».

Информация о работе История русской музыки в XX веке