Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 12:21, курсовая работа
Причины, по которым искусство прошлых эпох возрождается спустя столетия, не всегда ясны и объяснимы. Почему русское музыкальное наследие XVIII века было практически забыто в XIX, казалось бы, более близком к нему, и напротив, вызвало глубокий научный и художественный интерес в нашем XXI? Духовная культура каждого времени наследовала творческие ценности прошлых времен. XX век уникален в своей универсальной заинтересованности.
Введение
Глава 1. Понятие русской музыки в начале XX века.
Александр Николаевич Скрябин, Сергей Васильевич Рахманинов, Игорь Федорович Стравинский.
Глава 2. Русская музыка во второй половине и в середине XX века.
Сергей Сергеевич Прокофьев, Дмитрий Дмитриевич Шостакович и д.р.
Глава 3. Русская музыка в последующие годы XX столетия.
Заключение
Список использованной литературы
Встреча с С. П. Дягилевым в 1909 г. во многом определила дальнейшую личную и творческую судьбу композитора. Ему было предложено написать музыку к балету «Жар-птица» на тему сказки о злом Кащее и падении его темного царства.
25 июня 1910 г., дата премьеры балета на сцене парижской «Гранд-опера», становится началом мировой славы Стравинского. Музыка поражала пышностью оркестровых звучаний, необычностью ритмов, обилием сказочной символики. Особый интерес вызвал «Поганый пляс Кащеева царства» – гротескный образ зла и насилия.¹
¹ Васина-Гроссман В. “Книга о музыке и великих музыкантах”. - Санкт -Петербург., 1984 с. 99
Глава 2. Русская музыка во второй половине и в середине XX века.
Сергей Сергеевич Прокофьев, Дмитрий Дмитриевич Шостакович и д.р.
В 1937 г. известный композитор Сергей Сергеевич Прокофьев (1891–1953) занес эти слова в свою записную книжку:
«Сейчас не те времена, когда музыка писалась для крошечного кружка эстетов. Сейчас огромные толпы народа стали лицом к лицу с серьезной музыкой и вопросительно ждут. Композиторы, отнеситесь внимательно к этому моменту: если вы оттолкнете эти толпы, они уйдут... если же вы их удержите, то получится такая аудитория, какой не было нигде и ни в какие времена...»¹
Действительно,
советская эпоха выдвинула
¹ Смирнова Э. “Русская музыкальная литература”. - М., 2001 с. 23
Заканчивая в 1914 г. Петербургскую консерваторию, он решил сыграть перед экзаменационной комиссией свой собственный Первый концерт. Музыка захватила слушателей, и Прокофьев получил диплом с отличием и премию имени А. Г. Рубинштейна (великолепный рояль в подарок).¹
Он никогда никому не подражал, хотя у него были свои любимые композиторы и учителя. Нисколько, например, не смутило Прокофьева то, как плохо был воспринят слушателями его Второй фортепианный концерт.
Восемь опер, семь балетов, по семь симфоний и концертов, большое количество камерных, фортепианных и вокальных произведений, музыка к кинофильмам — таков путь Прокофьева в музыке.²
Среди композиторов советской эпохи творчество Дмитрия Дмитриевича Шостаковича (1906—1975) во многом определяет классическое направление в русской музыке ХХ в. Написанная девятнадцатилетним выпускником Ленинградской консерватории Первая симфония (1926) поразила слушателей оптимизмом и свежестью звучания. Она сразу же вошла в репертуар отечественных и зарубежных дирижеров.³
¹ Смирнова Э. “Русская музыкальная литература”. - М., 2001 с. 25
² Крюков А.Н. "Могучая кучка" - М., 1984 с. 181.
³ Третьякова Л.С. “Страницы русской музыки”. - М., 1998 с. 112
За полувековой период творчества к Первой симфонии прибавятся еще четырнадцать. Шостакович создавал произведения почти во всех музыкальных жанрах: пятнадцать квартетов, две оперы («Нос» и «Леди Макбет Мценского уезда»), три балета («Золотой век», «Болт» и «Светлый ручей»), шесть инструментальных концертов, циклы романсов, сборники фортепианных прелюдий и фуг, кантаты, оратория («Песнь о лесах»), музыка к кинофильмам и драматическим спектаклям.
Немалую
известность композитору
¹ Крюков А.Н. "Могучая кучка" - М., 1984 с. 182-183
² Третьякова Л.С. “Страницы русской музыки”. - М., 1998 с. 114-115
Несмотря на то что опера воспроизводила события гоголевской России ХIХ столетия, в ней легко угадывалась сатира на мещанский быт советского времени. Премьера состоялась в январе 1930 г. Кино-режиссер Г. М. Козинцев (1905—1973) отмечал:
«Под залихватские галопы и ухарские польки вертелись, крутились декорации В. Дмитриева: гоголевская фантасмагория стала звуком и цветом... Бушевал гоголевский гротеск: что здесь было фарсом, что пророчеством?
Невероятные оркестровые сочетания, тексты, немыслимые для пения... непривычные ритмы… освоение всего того, что прежде казалось антипоэтичным, антимузыкальным, вульгарным, а было на деле живой интонацией, пародией — борьбой с условностью... Это был очень веселый спектакль».
Опера «Нос» выдержала шестнадцать представлений за два года, после чего надолго исчезла со сцены.¹
В трудные годы Великой Отечественной войны песня объединяла людей, живших одними тревогами и чувствами, мечтой о Победе. С первых же дней войны песня оказалась едва ли не самым нужным музыкальным жанром. Одна из самых известных — «Священная война» А. В. Александрова и В. И. Лебедева-Кумача, впервые исполненная ансамблем Красной Армии на перроне Белорусского вокзала в Москве.
¹ Крюков А.Н. "Могучая кучка" - М., 1984 с. 183
Бойцы, уходившие на фронт, сразу же запоминали ее слова:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой...
«Музыка с ее призывным звучанием буквально потрясла нас. От волнения перехватило горло, в глазах стояли слезы. Интонации клича, мужественного зона вызывали у слушателей решимость тут же идти в бой на врага» (В. А. Александров).
Песня, созданная за считанные часы 24 июня 1941 г., выразила то, о чем в те дни думал каждый. Она стала символом, боевым гимном Великой Отечественной войны.¹
В суровые годы испытаний люди нуждались не только в героических песнях, способных поднимать боевой дух. Особой любовью пользовались песни о родном доме, об оставленных там близких. Песни композиторов В. Соловьева-Седого, М. Блантера, Н. Богословского, А. Новикова, Т. Хренникова проникновенно рассказывали о любви и верности.
Это «Вечер на рейде», «Землянка», «В лесу прифронтовом», «Катюша», «Темная ночь», «Соловьи».²
¹ Смирнова Э. “Русская музыкальная литература”. - М., 2001 с. 28
² Третьякова Л.С. “Страницы русской музыки”. - М., 1998 с. 118
Военная тематика в песенном жанре оказалась неисчерпаемой. Через 30 лет после войны будет написана песня «День Победы» Д. Тухманова и В. Харитонова. «Радость со слезами на глазах» и одновременно горечь великих утрат в ней были выражены с предельной искренностью.¹
¹ Третьякова Л.С. “Страницы русской музыки”. - М., 1998 с. 120
Глава 3. Русская музыка в последующие годы XX столетия.
В конце 50-х — начале 80-х годов широко звучали песни Александры Николаевны Пахмутовой. Молодежный задор, романтика дорог и освоения новых земель, дух спортивных соревнований и лирическая нежность определяют главное содержание песен Пахмутовой. «Песня о тревожной молодости», «Геологи», «Знаете, каким он парнем был», «Трус не играет в хоккей», «Яростный стройотряд», «Как молоды мы были», «Нежность», «Мелодия», «Надежда» давно вошли в число самых любимых и исполняемых произведений композитора. Песня «До свидания, Москва» на слова Н. Добронравова, написанная в дни прощания с Московской Олимпиадой 1980 г., стала одной из любимых народом песен.¹
Другой мощный пласт музыки составляет бардовская, или авторская, песня, представленная творчеством А. Галича, Б. Окуджавы, В. Высоцкого, Ю. Визбора, А. Городницкого, Ю. Кима, Н. Матвеевой, В. Долиной.²
Бардовская песня — это особый музыкально-поэтический жанр городского фольклора, рассчитанный на непосредственное общение слушателей с автором.
¹ Даттель Е.Л. “Музыкальное путешествие”. - М., 1993 с. 201-202
² Фрид Э.Л. "Русская музыкальная литература". – М., 1989 с. 144
Современная бардовская песня
чаще всего является живым
откликом на волнующие всех
события. Что в таком жанре
важнее: слова или музыка? Вот
как на этот вопрос отвечает
один из ее авторов и
«Лучшие из наших песен те, в которых найдено своеобразное неразложимое целое. Напечатанные в виде стихов, наши песни многое теряют, они непременно должны звучать. И тем не менее мы имеем дело с поэзией, потому что и сюжет, и рифма, и ритм, и мелодия служат прежде всего выявлению смысла. Однако это особая, песенная поэзия, образ которой одновременно музыкальный и словесный. Вот почему я говорю о неразложимом целом. Оно и есть наше выразительное средство».¹
Массовая песня в наши дни сильно изменилась по своей сути. В основном это поп-музыка современных групп и исполнителей. Среди них трудно отдать кому-то особое предпочтение, потому что у каждого слушателя свои вкусы и пристрастия, которые не всегда разделяет большинство. Конечно, это уже совсем иные песни, у которых своя жизнь на эстраде.²
¹ Фрид Э.Л. "Русская музыкальная литература". – М., 1989 с. 146-147
² Ю. Келдыш “История русской музыки” - М., 1976 с. 166
Заключение
Изучая эту тему, я поняла насколько важно её изучение. С полной уверенностью, я могу сказать, что ХХ век ознаменовался бурным расцветом русской культуры а так же русской музыки. Недаром это время называют её Серебряным веком. Русская культура отразила все противоречия социально-экономической и общественно-политической жизни России, оказала глубокое воздействие на нравственное состояние народа, внесла свой вклад в мировую сокровищницу культуры.
Русская музыка XX века прошла такие события как: Великую Октябрьскую революцию, Великую Отечественную войну.
Ознаменовываю XX век, как век расцвета русской музыки мы с уверенностью можем говорить так, как благодаря великим русским композиторам XX века мы узнали насколько богата и насыщена русская музыка.
Список использованной литературы
Источники :
Литература :