История русской музыки в XX веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 12:21, курсовая работа

Краткое описание

Причины, по которым искусство прошлых эпох возрождается спустя столетия, не всегда ясны и объяснимы. Почему русское музыкальное наследие XVIII века было практически забыто в XIX, казалось бы, более близком к нему, и напротив, вызвало глубокий научный и художественный интерес в нашем XXI? Духовная культура каждого времени наследовала творческие ценности прошлых времен. XX век уникален в своей универсальной заинтересованности.

Оглавление

Введение
Глава 1. Понятие русской музыки в начале XX века.
Александр Николаевич Скрябин, Сергей Васильевич Рахманинов, Игорь Федорович Стравинский.
Глава 2. Русская музыка во второй половине и в середине XX века.
Сергей Сергеевич Прокофьев, Дмитрий Дмитриевич Шостакович и д.р.
Глава 3. Русская музыка в последующие годы XX столетия.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая на тему Музыка Росс в 20 веке.docx

— 41.75 Кб (Скачать)
 

     Встреча с С. П. Дягилевым в 1909 г. во многом определила дальнейшую личную и творческую судьбу композитора. Ему было предложено написать музыку к балету «Жар-птица» на тему сказки о злом Кащее и падении его темного царства.

25 июня  1910 г., дата премьеры балета на сцене парижской «Гранд-опера», становится началом мировой славы Стравинского. Музыка поражала пышностью оркестровых звучаний, необычностью ритмов, обилием сказочной символики. Особый интерес вызвал «Поганый пляс Кащеева царства» – гротескный образ зла и насилия.¹

¹ Васина-Гроссман В. “Книга о музыке и великих музыкантах”. - Санкт -Петербург., 1984 с. 99

 

Глава 2.  Русская музыка во второй половине и в середине XX века.

Сергей  Сергеевич Прокофьев,  Дмитрий Дмитриевич Шостакович и д.р.

 

     В 1937 г. известный композитор Сергей Сергеевич Прокофьев (1891–1953) занес эти слова в свою записную книжку:

     «Сейчас не те времена, когда  музыка писалась для  крошечного кружка эстетов. Сейчас огромные толпы  народа стали лицом  к лицу с серьезной  музыкой и вопросительно  ждут. Композиторы, отнеситесь внимательно к  этому моменту: если вы оттолкнете эти  толпы, они уйдут... если же вы их удержите, то получится такая  аудитория, какой  не было нигде и  ни в какие времена...»¹

     Действительно, советская эпоха выдвинула перед  композиторами вполне определенные задачи. Творчество, ориентированное  на широкие массы слушателей, должно было отвечать духу своего времени. Несмотря на явно выраженное стремление совместить творчество с идеологией советского государства, Прокофьев, лауреат шести  Сталинских премий, всегда оставался  самим собой, человеком твердого и независимого характера. Именно так  начинался его творческий путь в  музыке.

     ¹ Смирнова Э. “Русская музыкальная литература”. - М., 2001 с. 23

     Заканчивая  в 1914 г. Петербургскую консерваторию, он решил сыграть перед экзаменационной комиссией свой собственный Первый концерт. Музыка захватила слушателей, и Прокофьев получил диплом с отличием и премию имени А. Г. Рубинштейна (великолепный рояль в подарок).¹

     Он  никогда никому не подражал, хотя у  него были свои любимые композиторы  и учителя. Нисколько, например, не смутило  Прокофьева то, как плохо был воспринят  слушателями его Второй фортепианный концерт.

     Восемь  опер, семь балетов, по семь симфоний и  концертов, большое количество камерных, фортепианных и вокальных произведений, музыка к кинофильмам — таков  путь Прокофьева в музыке.²

 

     Среди композиторов советской эпохи творчество Дмитрия Дмитриевича Шостаковича (1906—1975) во многом определяет классическое направление в русской музыке ХХ в. Написанная девятнадцатилетним выпускником Ленинградской консерватории Первая симфония (1926) поразила слушателей оптимизмом и свежестью звучания. Она сразу же вошла в репертуар отечественных и зарубежных дирижеров.³

     ¹ Смирнова Э. “Русская музыкальная литература”. - М., 2001 с. 25

          ² Крюков А.Н. "Могучая кучка" - М., 1984 с. 181.

     ³ Третьякова Л.С. “Страницы русской музыки”. - М., 1998 с. 112

     За  полувековой период творчества к  Первой симфонии прибавятся еще четырнадцать. Шостакович создавал произведения почти  во всех музыкальных жанрах: пятнадцать квартетов, две оперы («Нос» и  «Леди Макбет Мценского уезда»), три балета («Золотой век», «Болт» и  «Светлый ручей»), шесть инструментальных концертов, циклы романсов, сборники фортепианных прелюдий и фуг, кантаты, оратория («Песнь о лесах»), музыка к  кинофильмам и драматическим  спектаклям.

 

     Немалую известность композитору принесла постановка оперы «Нос» (1927—1928) по повести Н. В. Гоголя. В музыке перед изумленной публикой разворачивалось «невероятное происшествие» с носом майора Ковалева. Сатирический строй гоголевской повести, казалось, подсказывал композитору новый путь, в корне ломающий традиции оперного искусства.¹ Все в ней было на грани шаржа и гротеска, все поворачивалось вспять, выворачивалось наизнанку. Вместо привычного пения слышалась судорожная скороговорка, нестройный ансамбль из восьми дворников перебивал и не слышал друг друга. В фантастическое действие оказались втянутыми полицейские, цирюльник, персидский принц, бублики и зонтики... Веселые канканы сменяли галопы и польки. Возбужденно сопел хор зевак.²

     ¹ Крюков А.Н. "Могучая кучка" - М., 1984 с. 182-183

     ² Третьякова Л.С. “Страницы русской музыки”. - М., 1998 с. 114-115

Несмотря  на то что опера воспроизводила события  гоголевской России ХIХ столетия, в ней легко угадывалась сатира на мещанский быт советского времени. Премьера состоялась в январе 1930 г. Кино-режиссер Г. М. Козинцев (1905—1973) отмечал:

     «Под  залихватские галопы и ухарские польки вертелись, крутились  декорации В. Дмитриева: гоголевская фантасмагория  стала звуком и  цветом... Бушевал  гоголевский гротеск: что здесь было фарсом, что пророчеством?

     Невероятные оркестровые сочетания, тексты, немыслимые для пения... непривычные  ритмы… освоение всего  того, что прежде казалось антипоэтичным, антимузыкальным, вульгарным, а было на деле живой  интонацией, пародией — борьбой с  условностью... Это  был очень веселый  спектакль».

     Опера «Нос» выдержала шестнадцать  представлений за два года, после  чего надолго исчезла со сцены.¹

 

     В трудные годы Великой Отечественной  войны песня объединяла людей, живших одними тревогами и чувствами, мечтой о Победе. С первых же дней войны  песня оказалась едва ли не самым  нужным музыкальным жанром. Одна из самых известных — «Священная война» А. В. Александрова и В. И. Лебедева-Кумача, впервые исполненная ансамблем Красной Армии на перроне Белорусского вокзала в Москве.

     ¹ Крюков А.Н. "Могучая кучка" - М., 1984 с. 183

Бойцы, уходившие на фронт, сразу же запоминали ее слова:

     Вставай, страна огромная,

     Вставай на смертный бой...

     «Музыка с ее призывным звучанием буквально  потрясла нас. От волнения перехватило  горло, в глазах стояли слезы. Интонации  клича, мужественного зона вызывали у слушателей решимость тут же идти в бой на врага» (В. А. Александров).

 

     Песня, созданная за считанные часы 24 июня 1941 г., выразила то, о чем в те дни думал каждый. Она стала символом, боевым гимном Великой Отечественной войны.¹

     В суровые годы испытаний люди нуждались  не только в героических песнях, способных поднимать боевой дух. Особой любовью пользовались песни  о родном доме, об оставленных там  близких. Песни композиторов В. Соловьева-Седого, М. Блантера, Н. Богословского, А. Новикова, Т. Хренникова проникновенно рассказывали о любви и верности.

Это «Вечер на рейде», «Землянка», «В лесу прифронтовом», «Катюша», «Темная ночь», «Соловьи».²

 

     ¹ Смирнова Э. “Русская музыкальная литература”. - М., 2001 с. 28

     ² Третьякова Л.С. “Страницы русской музыки”. - М., 1998 с. 118

     Военная тематика в песенном жанре оказалась  неисчерпаемой. Через 30 лет после  войны будет написана песня  «День Победы» Д. Тухманова и В. Харитонова. «Радость со слезами на глазах» и одновременно горечь великих утрат в ней были выражены с предельной искренностью.¹

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ¹ Третьякова Л.С. “Страницы русской музыки”. - М., 1998 с. 120

 

Глава 3.  Русская музыка в последующие  годы XX столетия.

 

     В конце 50-х — начале 80-х годов  широко звучали песни Александры Николаевны Пахмутовой. Молодежный задор, романтика дорог и освоения новых земель, дух спортивных соревнований и лирическая нежность определяют главное содержание песен Пахмутовой. «Песня о тревожной молодости», «Геологи», «Знаете, каким он парнем был», «Трус не играет в хоккей», «Яростный стройотряд», «Как молоды мы были», «Нежность», «Мелодия», «Надежда» давно вошли в число самых любимых и исполняемых произведений композитора. Песня «До свидания, Москва» на слова Н. Добронравова, написанная в дни прощания с Московской Олимпиадой 1980 г., стала одной из любимых народом песен.¹

     Другой  мощный пласт музыки составляет бардовская, или авторская, песня, представленная творчеством А. Галича, Б. Окуджавы, В. Высоцкого, Ю. Визбора, А. Городницкого, Ю. Кима, Н. Матвеевой, В. Долиной.²

     Бардовская  песня — это особый музыкально-поэтический  жанр городского фольклора, рассчитанный на непосредственное общение слушателей с автором.

     ¹ Даттель Е.Л. “Музыкальное путешествие”. - М., 1993 с. 201-202

² Фрид Э.Л. "Русская музыкальная литература". – М., 1989 с. 144

       Современная бардовская песня  чаще всего является живым  откликом на волнующие всех  события. Что в таком жанре  важнее: слова или музыка? Вот  как на этот вопрос отвечает  один из ее авторов и исполнителей  Юлий Ким:

     «Лучшие из наших песен  те, в которых найдено  своеобразное неразложимое целое. Напечатанные в виде стихов, наши песни многое теряют, они непременно должны звучать. И тем  не менее мы имеем  дело с поэзией, потому что и сюжет, и  рифма, и ритм, и  мелодия служат прежде всего выявлению  смысла. Однако это  особая, песенная поэзия, образ которой  одновременно музыкальный  и словесный. Вот  почему я говорю о  неразложимом целом. Оно и есть наше выразительное средство».¹

     Массовая  песня в наши дни сильно изменилась по своей сути. В основном это  поп-музыка современных групп и  исполнителей. Среди них трудно отдать кому-то особое предпочтение, потому что  у каждого слушателя свои вкусы  и пристрастия, которые не всегда разделяет большинство. Конечно, это  уже совсем иные песни, у которых  своя жизнь на эстраде.²

 
 
 

     ¹ Фрид Э.Л. "Русская музыкальная литература". – М., 1989 с. 146-147

     ² Ю. Келдыш “История русской музыки” - М., 1976 с. 166

                                     Заключение

 

 Изучая  эту тему, я поняла насколько важно  её изучение. С полной уверенностью, я могу сказать, что ХХ век ознаменовался  бурным расцветом русской культуры а так же русской музыки. Недаром  это время называют её Серебряным веком. Русская культура отразила все  противоречия социально-экономической  и общественно-политической жизни  России, оказала глубокое воздействие  на нравственное  состояние народа, внесла свой вклад в мировую сокровищницу культуры.

 Русская музыка XX века прошла такие события как: Великую Октябрьскую революцию, Великую Отечественную войну.

 Ознаменовываю XX век, как век расцвета русской музыки мы с уверенностью можем говорить так, как благодаря великим русским композиторам XX века мы узнали насколько богата и насыщена русская музыка.

 
 
 
 
 
 

                   Список использованной литературы

 

Источники :

  1. Большая советская энциклопедия. - М., 1974
  2. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. - М., 1988

Литература :

  1. Васина-Гроссман В. “Книга о музыке и великих музыкантах”. - Санкт -Петербург., 1984
  2. Даттель Е.Л. “Музыкальное путешествие”. - М., 1993
  3. Крюков А.Н. "Могучая кучка" - М., 1984
  4. Смирнова Э. “Русская музыкальная литература”. - М., 2001
  5. Третьякова Л.С. “Страницы русской музыки”. - М., 1998
  6. Фрид Э.Л. "Русская музыкальная литература". – М., 1989
  7. Ю. Келдыш “История русской музыки” - М., 1976

Информация о работе История русской музыки в XX веке