Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 13:53, реферат
История таможенного дела в России насчитывает много веков, поэтому к XIX веку система таможенных органов уже достаточно полноценно сформировалась. Даже в сравнении с аналогичной системой XVIII века наблюдались заметные изменения в лучшую сторону.
Расширение территории Российской Империи, активизация внешней торговли потребовали увеличения количества таможенных органов, а практика организации таможенного дела – совершенствования управления таможенной охраной.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
1.Таможенная политика Шувалова П.И.……………………..……………..4
2.Таможенная политика во время правления Елизаветы Петровны……...5
3.Таможенная политика Екатерины II……………………………………....6
4.Таможенная политика Павла I…………………………………….............8
5.Таможенная политика Александра I…………………………………..….8
6.Таможенная политика во времена Николая I…………………..…….…10
7.Таможенная политика во времена Ельцина Б.Н.………………………..10
8.Таможенная политика Путина В.В……………………………………….12
9. Таможенная политика Медведева Д.А.………………………………....12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...14
Список используемой литературы и источников………………………….15
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет
информационных технологий, механики и оптики»
Институт международного бизнеса и права
Кафедра таможенного дела и логистики
Реферат
на тему: «Роль видных деятелей в истории таможенного дела»
по дисциплине: «История таможенного дела»
Санкт-Петербург-2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.Таможенная политика Шувалова П.И.……………………..……………..4
2.Таможенная политика во время правления Елизаветы Петровны……...5
3.Таможенная политика Екатерины II……………………………………....6
4.Таможенная политика Павла I…………………………………….............8
5.Таможенная политика Александра I…………………………………..….8
6.Таможенная политика во времена Николая I…………………..…….…10
7.Таможенная политика во времена Ельцина Б.Н.………………………..10
8.Таможенная политика Путина В.В……………………………………….12
9. Таможенная политика Медведева Д.А.………………………………....12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
Список используемой литературы и источников………………………….15
Введение.
История таможенного дела в России насчитывает много веков, поэтому к XIX веку система таможенных органов уже достаточно полноценно сформировалась. Даже в сравнении с аналогичной системой XVIII века наблюдались заметные изменения в лучшую сторону.
Расширение территории Российской Империи, активизация внешней торговли потребовали увеличения количества таможенных органов, а практика организации таможенного дела – совершенствования управления таможенной охраной.
Надо отдать должное политическим деятелям того времени. Некоторые из них, в частности, Бибиков, Языков и другие, проводили успешную таможенную политику, используя протекционистские методы.
В XIX в. в таможенном ведомстве России было также много недочетов, которые постепенно устранялись путем проб и ошибок. Поэтому было бы необъективно винить руководителей таможенных органов, не проявивших себя в качестве опытных управляющих.
Тем более, если учитывать, что к тому времени у России не было столько опыта в проведении грамотной таможенной политики для стабильного ее осуществления, в отличие от некоторых развитых стран Европы – Германии, Англии, Франции. Ведь даже они имели промахи во внешней торговле и политике.
К тому же в начале XIX в. на международной арене сложилась сложная политическая ситуация. Множество европейских стран были вовлечены в конфликты между Англией и Францией, в том числе и Россия. У России наблюдались проблемы в отношениях и с азиатскими странами, например, с Ираном. Таким образом, все это не могло не сказаться на курсе проводимой таможенной политики XIX в.
Шувалов П.И.
С 20-х годов XVIII века один за другим стали появляться проекты перестройки таможенной системы во всех ее звеньях. Все эти проекты, однако, возникали и обсуждались независимо друг от друга, так как до 1750-х годов еще не существовало единой концепции перестройки таможенной системы в целом. Шестнадцатого марта 1753 года граф П. И. Шувалов, занимавший руководящее положение в правительстве Елизаветы Петровны, внес в Сенат новый проект, предложив отменить «во внутренних городах внутренние все сборы, кои во внутренних таможня собираются», а суммы этих сборов «расположить на портовые и пограничные таможенные сборы», для чего, по его расчетам, следовало повысить пошлины во внешней торговле с 5 до 13 копеек с рубля, а также заменить устаревший тариф 1731 года новым тарифом.
Сенат одобрил проект П. И. Шувалова 18 августа 1753 года. Спустя четыре месяца, 18 декабря, сенатский доклад утвердила императрица Елизавета Петровна, а 20 декабря был опубликован именной манифест «Об уничтожении внутренних таможенных и мелочных сборов». В манифесте признавалось, «какие от сборщиков внутрь Государства таможенных пошлин происходят отягощения подверженным к платежу оных», указывалось, что от «грабительства и воровства» и других злоупотреблений при сборе таможенных пошлин «купечеству помешательство в торгах, перебойка товаров и прочие убытки следуют». Внутренние таможенные пошлины объявлялись препятствующими «умножению благополучия и силы Государства и народа», вследствие чего всемилостивейше повелевалось «все Таможни, имеющиеся внутри Государства (кроме портовых и пограничных) уничтожить».
В манифесте перечислены 17 видов упраздняемых внутренних сборов. Среди них главным видом были таможенные пошлины «с товаров, с хлеба и со всяких съестных припасов». Провозглашалась отмена проезжих пошлин («с найма извозчиков», «с извозу», «с плавных судов», «привальные» и «отвальные», «с мостов и перевозов (кроме Санкт-Петербурга)»). Были отменены и остальные внутренние торговые и канцелярские сборы, которые собирались сверх пятипроцентной внутренней таможенной пошлины.
Елизавета Петровна
12 мая 1754 года Елизавета подписала сенатский доклад, предусматривавший перестройку пограничной таможенной системы по юго-западной и южной границам. К декабрю 1755 года по сухопутным границам России было создано 27 пограничных таможен (не считая 6 сибирских) с целой системой форпостов и застав на всем протяжении государственной границы. Кроме того, имелось 15 портовых таможен.
1 декабря 1755 года императорским указом был принят таможенный устав России, отражавший новые экономические реалии, сложившиеся с связи с отменой внутренних таможен и таможенных сборов. В его 15 главах подробным образом рассмотрены различные аспекты таможенной политики Российского государства. В преамбуле устава, в частности, еще раз объяснялись причины, побудившие правительство освободить внутреннюю торговлю от обременительных таможенных пошлин: «Сколь нужно есть установление доброй и порядочной коммерции с окрестными государствами, способом которой надежное бывает государственных доходов приумножение, столь надлежит за главное при том почитать, чтобы сбором внутренних пошлин народ отягощен не был, но установленным к тому порядком пользуясь, мог бы беспрепятственно продолжать к приумножению государственного интереса полезную с иностранными государствами коммерцию, довольствуясь разными выгодами в обращениях внутри государства нашего торгов.
Вследствие чего в прошлом 1753 году Сенат наш через поданный нам доклад всеподданнейше доносил, что изобретенным средством нашим сенатором и кавалером графом Шуваловым, о котором он в предложении своем подробно изъяснил, ко облегчению всенародному надлежит все внутренние таможни уничтожить, и разного звания пошлинные и прочие изнутри нашего государства собираемые сборы, от которых всегдашнее нашим подданным происходит отягощение и немалое разорение, оставить; что мы к немалому нашему удовольствию, видев из оного общенародную пользу и облегчение, всемилостивейше конфирмовали».
Радикальная таможенная реформа 1753 года, освободившая внутреннюю торговлю от обременительных таможенных пошлин, за счет роста ставок тарифа при заграничной торговле принесла российской казне значительную прибыль. Так, если при императрице Елизавете Петровне таможенные сборы составляли, как указывалось, около 900 тыс. рублей в год, то в начале царствования Екатерины II пограничные таможни доставляли казне уже свыше 2 млн. рублей.
Екатерина II
Таможенно-тарифная политика, проводившаяся в период царствования Екатерины II (1762-1796 гг.) стала более динамичной и наступательной. Данное обстоятельство было связано с широким проникновением в страну западных идей меркантилизма, тризнократизма, фритредерства. Уже в 1763 году была учреждена правительственная комиссия о коммерции во главе с Я.П. Шаховским для подготовки нового тарифа. Этот таможенный тариф был опубликован 1 сентября 1766 года, а введен в действие с 1 марта 1767 года. По этому тарифу с ввозимых товаров пошлины взимались в размере 4, 6, 12, 15, 30 и 200 процентов от стоимости и категории товаров, устанавливаемых правительством. Следующий таможенный тариф был принят в 1782 году, он до 2% в среднем снижал размер пошлинного обложения с ввозимого в страну сырья.
На импортируемые предметы роскоши устанавливалась высокая таможенная пошлина, но не более 20 %. Все вывозные пошлины были снижены до 2-4 %.
Одновременно проводились мероприятия по укреплению таможенной границы. Так, именным указом Екатерины Сенату от 27 сентября 1782 г. «Об учреждении особой таможенной пограничной цепи и стражи для отвращения потаенного провоза товаров» в каждой западной пограничной губернии учреждалась таможенная пограничная стража. Она состояла из таможенных объездчиков и пограничных надзирателей в таможнях. Таможенные объездчики принимались на службу советником казенной палаты «добровольно по контракту с надлежащими свидетельствами от тех мест, где они службу отправляли или жительство имели, об их добром поведении и с поручительством надежным». В последние годы царствования Екатерины II начали вновь пробиваться протекционистские тенденции в таможенной политике. По Указу Екатерины II от февраля 1793 года запрещался ввоз и вывоз любых товаров из Франции и во Францию.. 14 октября 1797 года был опубликован новый тариф, который мало отличался от тарифа 1782 года. Особенностью стало то, что по этому тарифу «положено взимать пошлину сполна ефимками, считая каждый в 1 р .40 к, а не в 1 р 25 к, как было во всех прежних тарифах».
С начала XIX века система таможенного управления упрочилась, а тарифная политика стала более последовательной.
Отличительной особенностью таможенного дела в период царствования Екатерины II (1761-1796 гг.) было то, что оно развивалось, опираясь на общественное мнение. Об этом свидетельствуют десятки пространных записок по таможенной проблематике, авторами которых были не только выдающиеся люди своего времени (М.В.Ломоносов, А.А.Вяземский, А.Р.Воронцов, А.А.Безбородко, Г.Р.Державин, А.Н.Радищев и др.), но и многочисленные представители из торгово-промышленной среды.
Павел I
Новый таможенный тариф должен был вступить в силу с 1 января 1797 года. Этого не случилось только потому, что Павел I, вступивший на престол в ноябре 1796г., отменил его, разрешив ввоз некоторых французских товаров. Однако в 1800г. запрет на ввоз в Россию целого ряда товаров все же был наложен. В марте 1801г. Павел I запретил вывоз товаров из русских портов не иначе как с высочайшего разрешения.
Александр I
Таможенная политика России в первой половине XIX в. формировалась под воздействием политических факторов. Новый взгляд на торговую и таможенную политику высказал первый министр торговли России граф Н.П. Румянцев, занимавший этот пост с 1802 по 1807 гг. В его программе развития внешней торговли была идея ввести Россию в сферу международных торговых отношений сделать посредником в транзитной торговле с Китаем, Центральной Азией, Индией. Оренбург и Астрахань должны были стать важными этапными пунктами на торговом пути в Хиву и Бухару. Высочайшим Указом 1804 г. была регламентирована транзитная торговля через Одессу.
Вводилась система вознаграждения для задержавших контрабанду. В соответствии с Высочайшим указом Александра I в 1811 г. 80% сумм штрафов за контрабанду и реализованной стоимости конфискатов предназначалось в награду, 20% зачислялось в накопление пенсионного фонда таможенных чиновников и их семей. Из 80% - 2/3 выдавалось задержавшим контрабанду, а 1/3 - начальнику таможенного округа, управляющим и членам таможни. В этот период развивается законодательство о контрабанде. После разгрома армии Наполеона Россия восстановила нормальные внешнеторговые связи с европейскими государствами. В 1812 г. был заключен мирный договор с Англией, включавший положение о взаимном благоприятствовании в торговле. В 1819 г. разрешался ввоз почти всех иностранных товаров через сухопутную границу и в значительной степени через морские границы. Это был самый умеренный тариф в России.
Порто-франко в Одессе учрежден указом Александра I в 1817 г. Он начал функционировать с 1819 г., когда были завершены все подготовительные работы, выделена экономическая зона, обведенная рвом. Были организованы две таможни -Херсонская и Тираспольская для пропуска через черту порто-франко оплаченных пошлиной товаров. При оформлении грузов сопроводительные документы скреплялись печатью Одесской таможни. Порто-франко в Одессе существовал до апреля 1859 г. 12 марта 1822 г. Россия ввела новый таможенный тариф, в котором был изложен основной замысел протекционизма. Таким образом, объективный ход развития российского государства показал, что таможенная политика тесно связана с внутренней и внешней политикой государства.
Информация о работе Роль видных деятелей в истории таможенного дела