Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 14:36, курсовая работа
Цель курсовой работы - рассмотрение тарифных методов регулирования международной торговли и их применение в Республике Беларусь.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что от методов проведения государственной политики в сфере внешней торговли во многом зависит уровень благосостояния нации и рост национального производства. Кроме этого, используя тарифные методы государственного регулирования, существенно пополняются доходы государственного бюджета, что тоже очень важно.
Введение……………………………………………………..3
1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ……………………………………………………4
1.1. Методы регулирования внешнеэкономической деятельности………...4
1.2. Недостатки таможено-тарифных методов регулирования меж-
дународной торговли..........................................................................................7
1.3. Преимущества таможено-тарифных методов регулирования……...10
2. СУЩНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………………….16
2.1. Основные понятия и категории таможенного регулирования……….16
2.2. Органы государственной власти, осуществляющие таможенно-тарифное регулирование ВЭД в РБ……………………………………………...20
3. ТАМОЖЕННО-ТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВА-
НИЯ……………………………………………………………….....24
3.1. Понятие таможенного тарифа и тарифных методов регулиро-
вания…………………………………………………………………………………....24
3.2. Классификация таможенных пошлин……………………………..............27
3.3. Понятие таможенной стоимости товара и методы её опреде-
ления……………………………………………………………………………………31
4.ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШ-
НЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБ-
ЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………………….34
4.1.Таможенные платежи в РБ и их функции………………………………...34
4.2. Льготы по таможенным платежам в отношении товаров и
стран, система тарифных преференций в РБ………………………………..39
Заключение…………………………………………………50
Список литературы………………………………………...52
Приложение ……………………………………………………......53
IV. Случаи освобождения
от уплаты сборов за таможенное оформление
товаров определены Указом Президента Республики
Беларусь от 13 июля 2006 г. № 443 "О таможенных
сборах", в соответствии с пунктом 1.7
которого сборы за таможенное оформление
не уплачиваются при таможенном оформлении:
1) транспортных средств, перемещение которых
через таможенную границу Республики
Беларусь связано с осуществлением международных
перевозок грузов, пассажиров и багажа;
2) товаров, помещаемых под таможенные
режимы транзита и отказа в пользу государства;
3) товаров, предназначенных для официального
пользования иностранными дипломатическими
и приравненными к ним представительствами
либо личного пользования дипломатических
и (или) административно-технических работников
этих представительств (включая проживающих
вместе с ними членов их семей), если они
не являются гражданами Республики Беларусь;
4) бланков книжек МДП, перемещаемых между
Ассоциацией международных автомобильных
перевозчиков и Международным союзом
автомобильного транспорта;
5) карнетов АТА или их частей, ввозимых
в Республику Беларусь либо вывозимых
из нее;
6) товаров, ввозимых в Республику Беларусь
с применением карнета АТА, при условии
их полного освобождения от обложения
таможенными пошлинами и налогами;
7) товаров, таможенная стоимость которых
не превышает сумму, эквивалентную 100 евро,
и в отношении которых не уплачиваются
таможенные пошлины и налоги, а также не
применяются меры экономической политики;
8) товаров, ввозимых на таможенную территорию
Республики Беларусь и (или) вывозимых
с этой территории в целях ликвидации
последствий аварий, катастроф и стихийных
бедствий;
9) акцизных марок и контрольных (идентификационных)
знаков, перемещаемых через таможенную
границу Республики Беларусь;
10) иных товаров в случаях, установленных
Президентом Республики Беларусь.
Основными решениями Президента
Республики Беларусь, устанавливающими
льготы по таможенным платежам являются:
1. Декрет Президента Республики
Беларусь от 28 ноября 2003 г. № 24 "О получении
и использовании иностранной безвозмездной
помощи", устанавливающий освобождение
от обожения сборами за таможенное оформление,
таможенными пошлинами, налогом на добавленную
стоимость и акцизами товаров, ввозимых
в качестве иностранной безвозмездной
помощи, направляемой в установленном
порядке на цели, определенные законодательством,
по решению Управления делами Президента
Республики Беларусь, согласованному
с Президентом Республики Беларусь.
2. Указ Президента Республики Беларусь № 460 от 22.10.2003г. "О международной технической помощи, предоставляемой Республике Беларусь", устанавливающий освобождение от обложения таможенными пошлинами, налогом на добавленную стоимость и акцизами товаров, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь в качестве международной технической помощи.
3. Указ Президента Республики Беларусь от 4 апреля 2006 г. № 202 "Об освобождении от обложения ввозными таможенными пошлинами и налогом на добавленную стоимость товаров, предназначенных для обеспечения научной, научно-исследовательской и инновационной деятельности", устанавливающий освобождение от обложения ввозными таможенными пошлинами и налогом на добавленную стоимость ввозимых резидентами Республики Беларусь на таможенную территорию Республики Беларусь (за исключением ввозимых из Российской Федерации) оборудования и приборов для научно-исследовательских целей, а также материалов и комплектующих изделий, предназначенных для выполнения заданий разделов научного обеспечения президентских, государственных народнохозяйственных и социальных программ, государственных программ фундаментальных и прикладных исследований, государственных, отраслевых, региональных и межгосударственных научно-технических программ.
Кроме того, следует отметить, что в соответствии с Общей частью Налогового Кодекса Республики Беларусь отдельным категориям плательщиков Президентом Республики Беларусь и (или) законами, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, могут быть предоставлены преимущества, предусмотренные налоговым законодательством, в виде льгот по налогам, в части освобождения от уплаты налогов, снижения их ставок, возмещения сумм уплаченных налогов и в иных видах, установленных Президентом Республики Беларусь, либо в индивидуальном порядке по решению Президента Республики Беларусь может быть оказана государственная поддержка.
Виды государственной поддержки, а также порядок ее оказания определены Указом Президента Республики Беларусь от 28 марта 2006г. №182 "О совершенствовании правового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям".
Следует отметить, что в большинстве случаев, освобождение от обложения таможенными платежами предоставляется при условии, что лицом, перемещающим товары, будут исполнены определенные ограничения, требования или условия. В таком случае товары, оформленные с предоставлением льгот, могут использоваться либо распоряжение такими товарами может производиться только в целях, в связи с которыми предоставлены данные льготы. Ответственность за использование либо распоряжение такими товарами, несет исключительно заявитель таможенного режима.
Что касается вопроса предоставления льгот по уплате таможенных платежей в отношении личного имущества, перемещаемого через таможенную границу Республики Беларусь физическими лицами, то данные вопросы регулируются Декретом Президента Республики Беларусь от 28.08.2002г. №21 «О порядке предоставления физическим лицам льгот по таможенным платежам» (далее - Декрет). Указанным Декретом определено, что физическим лицам, являющимся инвалидами I группы или многодетными родителями, в индивидуальном порядке Президентом Республики Беларусь могут предоставляться льготы по уплате таможенных платежей при ввозе ими товаров на таможенную территорию Республики Беларусь. Такие льготы могут быть предоставлены в виде освобождения от уплаты таможенных платежей, снижения их ставок, возмещения сумм уплаченных таможенных платежей. В соответствии с Декретом товары, ввезенные на таможенную территорию Республики Беларусь с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей, должны использоваться для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. При нецелевом использовании данных товаров право на льготы утрачивается, а суммы таможенных платежей, пени и штрафов взыскиваются в соответствии с законодательством.
Законом «О Таможенном тарифе» установлено, что, несмотря на положения международных договоров Республики Беларусь, касающиеся предоставления режима наибольшего благоприятствования, Президент Беларуси может предоставить преференциальный (дифференцированный и более благоприятный) режим любой развивающейся или наименее развитой стране без предоставления аналогичного режима другим странам. Перечни стран, пользующихся преференциальным режимом, утверждены Декретом Президента от 18 апреля 2003 г. № 14 «Об установлении тарифных преференций» (схема 1), причем преференции распространяются только на достаточно ограниченный список товаров.
Декретом установлено следующее:
1).В отношении
ввозимых на таможенную
2).Снижение ставки
таможенной пошлины,
3).Преференциальный
режим в отношении данных
В их число не попали такие товары, как, например, сахар и кондитерские изделия из него, алкогольные и безалкогольные напитки, нефть и нефтепродукты, бумага, картон и изделия из них, одежда и обувь, машины и оборудование. Таким образом, перечень включает в основном товары с низкой степенью обработки (сырье и полуфабрикаты, за исключением производимых в большом количестве белорусскими предприятиями).
Таможенно — тарифное регулирование внешней торговли РБ является одним из важнейших экономических методов управления. Вопросы таможенно - тарифной политики регулируется рядом международных договоров, соглашений, конвенций, в которых определены на многосторонней основе многие принципы, правила, условия, организационная база таможенно – тарифной системы.
Одним из направлений, получившего
широкое распространение в миро
Согласно Закону РБ «О таможенном тарифе» при осуществлении торгово—политических отношений РБ с иностранными государствами допускается установление преференций по таможенному тарифу РФ в виде освобождения от оплаты пошлиной, снижение ставок пошлин либо установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) в отношение товаров.
Если подвести итог, то можно дать краткое определение преференциям. Под преференциями понимаются особые льготы, предоставляемые одним государством другому на началах взаимности либо в одностороннем порядке без распространения на третьи страны. Такие льготы устанавливаются в отношении всех товаров или их отдельных видов.
Актуальность проблемы предоставления тарифных преференций на сегодняшний момент не вызывает сомнения: это отражается в увеличение объемов ввозимых товаров претендующих на предоставление преференций, расширение географии ввоза и помогает государствам налаживать более тесные связи.
Но при этом предоставление тарифных преференций должно сопровождаться строгим контролем, а также оговорками о защитных мерах, чтобы избежать возможности нанесения слишком значительного ущерба стране, со стороны конкурирующих стран третьего мира, поставляющих дешевые товары, из-за крайне низкого в этих странах уровня заработной платы.
Развитие тарифных преференций, как части таможенно-тарифного регулирования на современном этапе необходимо, и, следовательно, данный механизм должен работать в РБ, в частности для насыщения рынка, с одной стороны и с другой оказание экономической помощи странам, которым предоставляются тарифные преференции.
Одно из направлений данной области – это предоставление тарифных преференций на товары первой необходимости, которые не производятся в нашей стране или производятся в явно недостаточном количестве.
Таким образом, активная политика в области тарифных преференций является неотъемлемой частью таможенно-тарифного регулирования на современном этапе, что в свою очередь ведет к плотному сотрудничеству между международными финансовыми организациями.
Заключение
Важным фактором развития национальной экономики являются внешнеэкономические связи. Для некоторых стран внешняя торговля - это единственная возможность получить тот или иной товар, отсутствующий в ее пределах. Но благодаря международному разделению труда каждая страна может сосредоточиться на производстве тех товаров, которые она может производить эффективнее и дешевле по сравнению с другими странами.
Опора на собственные силы? Это - политика, при которой какое-либо государство стремится не допускать превышения импорта над экспортом, жестко контролируя движение товаров и услуг или капиталов через свою границу. Такой политики, как правило, придерживаются тоталитарные страны, политические режимы которых пытаются максимально ограничить внешние контакты своих граждан.
Нередко опора на собственные силы находит своих приверженцев среди определенной части населения, считающей, что слаборазвитая страна может попасть в зависимость от высокоразвитой и не будет ограничивать себя, исходя из имеющихся ресурсов. Каждая страна должна жить и развиваться, опираясь на свои средства, но все же ни одна страна не может достичь сколь-нибудь серьезных результатов в экономическом и социальном развитии, если она не будет прибегать к использованию выгод международного обмена.
Выгода от внешней торговли и в том, что она позволяет сравнить экономические условия стран, как бы подстегивая их развитие. При этом одни страны освобождаются от напряжения производства, а другие получают внешний импульс для экономического процесса. Любые ограничения внешней торговли отрицательно сказываются на экономике страны, однако это вовсе не означает, что она не должна быть объектом государственного регулирования.
Развитая внешняя торговля обостряет конкуренцию между товаропроизводителями, заставляя их закрывать неконкурентные и искать прибыльные производства, улучшать организацию труда и т.п. Поэтому, хотя население в целом и выигрывает, положение каких-то отраслей производства может ухудшиться. «Разгосударствление» внешней торговли в ходе продвижения к рынку носит необходимый характер.
В идеале рынок должен сам определять, какие товары будут экспортироваться, а какие импортироваться. В этом случае нет необходимости в том, чтобы государство полностью регламентировало внешнеэкономическую деятельность предприятий. В деле перехода к рыночным структурам без сильного влияния государства нельзя обойтись, ибо на этом этапе важно оптимизировать экспортные и импортные группы товаров и услуг.
Однако, несмотря на общую мировую тенденцию к уменьшению вмешательства государства во внешнеторговую деятельность тарифные и нетарифные методы государственного регулирования по-прежнему остаются, что объясняется целями и задачами, стоящими перед государством.
В курсовой работе было рассмотрено понятие тарифных методов регулирования, основные преимущества и недостатки тарифных методов регулирования внешнеэкономической деятельности, практика применения тарифных методов в Республике Беларусь и система таможенно-тарифных льгот и преференций.