Таможеннаые платежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 14:22, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является рассмотрение и изучение научного материала, касающегося как института таможенных платежей в целом, так и выявления проблем и недостатков порядка уплаты таможенных платежей.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность понятия «таможенные платежи».
2. Проанализировать виды таможенных платежей.
3. Разобрать принципы правового регулирования таможенных платежей.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………....
Глава 1. Общая характеристика таможенных платежей………………..
1.1. Понятие и виды таможенных платежей……………………………..
1.2. Принципы правового регулирования таможенных платежей……..
Глава 2. Особенности порядка уплаты таможенных платежей………...
2.1. Основания и порядок исчисления таможенных платежей…………
2.2. Сроки уплаты таможенных платежей……………………………….
Глава 3. Особенности взимания таможенных платежей………………..
3.1. Обеспечение уплаты таможенных платежей……………………….
3.2. Взыскание таможенных платежей…………………………………...
3.3. Возврат уплаченных таможенных платежей……………………......
Глава 4. Практические аспекты исчисления и взимания таможенных платежей……………………………………………………………………
4.1. Основные проблемы, возникающие при исчислении и уплате таможенных платежей…………………………………………………….
4.2. Возможные пути решения проблем, возникающих при исчислении и уплате таможенных платежей……………………………
Заключение………………………………………………………………...
Список используемой литературы……………………………………….

Файлы: 1 файл

10333 диплом таможенные платежи доработка 2.doc

— 427.50 Кб (Скачать)

Согласно ст. 34 Конституции РФ, «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности» [26]. Применительно к внешнеторговой деятельности этот принцип означает, что в рамках установленных законами и подзаконными актами Российской Федерации правил участники внешнеторговых сделок пользуются полной свободой деятельности.

Для регулирования отношений, возникающих во внешнеторговой сфере, в полной мере применяются принципы, закрепленные в ст. 1 ГК РФ: равенство сторон гражданских отношений, неприкосновенность собственности, свобода договора, недопустимость постороннего вмешательства в отношения сторон (в том числе со стороны государственных органов), необходимость беспрепятственного осуществления прав, обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебная защита[27]. Очевидно, данным принципом не исключается возможность государственного вмешательства во внешнеторговую деятельность. В целом ряде ситуаций государство не только может, но и обязано вмешаться во внешнеторговую деятельность, осуществляя тем самым защиту основ конституционного строя, нравственности, законности, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства (ст. 55 Конституции РФ). Исключением являются лишь случаи неоправданного вмешательства.

Выделяют также специальные принципы правового регулирования таможенных платежей.

Во-первых, таможенный протекционизм – одно из направлений экономической политики, обеспечивающее защиту экономической безопасности страны. В преамбуле ТК РФ сказано: «Настоящий Кодекс определяет правовые, экономические и организационные основы таможенного дела и направлен на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством»[28].

Такой подход позволяет говорить о многоцелевом характере современного протекционизма. С одной стороны, «таможенный протекционизм защищает национальную экономику от умышленных (экономические диверсии) и неумышленных (циклические экономические кризисы и др.) негативных воздействий. Защитная функция таможенного протекционизма существует независимо от того, как конкретно развиваются торгово–экономические отношения с отдельными странами. При благоприятных условиях развития мировой экономики, внешнеэкономического сотрудничества эта функция продолжает сохраняться. Она становится своего рода «спящей» функцией, готовой в любой момент «проснуться» и обеспечить незыблемость экономического суверенитета государства и гарантировать его экономическую неуязвимость. С другой стороны, и это находит свое отражение в современном таможенном законодательстве, таможенный протекционизм как совокупность общественных отношений, возникающих в результате обособления внутреннего экономического пространства от условий конкуренции на внешних рынках, выполняет наступательную функцию, связанную с интеграцией в мировое хозяйство и активизацией международных экономических отношений. Активизация внешнеэкономической политики, безусловно, оказывает позитивное воздействие на решение внутриполитических задач. В связи с этим проявляется конструктивный характер таможенного протекционизма, обеспечивающего нормальное взаимодействие национальной экономики с внешним рынком в целях реализации основных направлений внутренней экономической политики»[29].

Протекционизму противопоставляется свобода торговли (фритредерство – от англ. free trade), которая представляет собой политику минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю. «Свобода торговли развивается на основе свободного соотношения рыночного спроса и предложения»[30].

Вопрос о том, какая внешнеторговая политика лучше – фритредерство или протекционизм, составляет предмет многовекового спора. «В 1950–1960 гг. наметился некоторый отход от протекционизма в сторону большей либерализации внешней торговли. Однако уже с начала 70–х годов стала проявляться обратная тенденция – активное и более изощренное использование тарифных и нетарифных инструментов в протекционистских целях.

Современный таможенный протекционизм отличается новыми формами и инструментами регулирования, в значительной мере видоизменившими саму деятельность государства по защите национальной экономики с помощью таможенных рычагов. Он характеризуется все большей географической и товарной избирательностью, переносом центра тяжести на нетарифные методы регулирования»[31].

В настоящее время выделяется несколько основных форм протекционизма:

                       селективный протекционизм, направленный против отдельных стран или отдельных товаров;

                       отраслевой протекционизм, защищающий определенные отрасли (прежде всего сельское хозяйство в рамках так называемого аграрного протекционизма);

                       коллективный протекционизм, проводимый группами государств в отношении стран, в них не входящих;

                       скрытый протекционизм, осуществляемый методами внутренней экономической политики (внутреннее налогообложение, субсидирование и т.д.)[32].

Фискальный принцип также является специальным принципом.

Данный принцип правового регулирования таможенных платежей предполагает, что принимаемые в этой области нормативные акты должны отстаивать интересы государственной казны. Фискальный принцип «ранее занимал основное место в таможенном регулировании, и первоначально ввозные пошлины так и назывались: «фискальные», поскольку за их счет государство прежде всего пополняло свой бюджет доходами, получаемыми от взимания пошлин на импортные товары.

Впоследствии на первый план вышла протекционистская функция, нацеленная на защиту интересов национального рынка.

В настоящее время фискальная функция в экономически развитых странах в значительной степени утратила свое значение»[33].

Фискальный принцип в таможенном праве означает, что всякая возможность выбора того или иного варианта уплаты таможенных платежей должна быть поставлена в зависимость от интересов казны (фиска).

Фискальный принцип в механизме регулирования таможенных платежей реализуется также посредством:

        установления приоритетности требований таможенных органов по уплате таможенных налогов с имущества, продаваемого в погашение задолженности кредиторам. Речь идет о возможности принудительной продажи товара, находящегося под действием таможенного режима, предоставляющего ту или иную тарифную льготу (например, временный ввоз (вывоз), использование режима таможенного склада и т.д.). Так, в случае продажи образцов, демонстрировавшихся на торговой ярмарке и заявленных под таможенный режим временного ввоза, в погашение задолженности перед транспортно–экспедиторской организацией задолженность кредитору будет погашаться из суммы, оставшейся после расчета с таможенным органом вследствие изменения таможенного режима (торговые образцы, заявленные первоначально к режиму временного ввоза, для того чтобы их продать, необходимо поместить под режим выпуска для свободного обращения и, следовательно, уплатить причитающиеся таможенные платежи);

        требования предоставления гарантий уплаты таможенных налогов и сборов. С целью исключить все возможные случаи недополучения казной таможенных доходов по причине наступления неплатежеспособности налогоплательщика (декларанта), пропажи товаров, находящихся под таможенным оформлением (кроме ситуаций, связанных с возникновением чрезвычайных, форс–мажорных обстоятельств), а также по причине несвоевременной уплаты таможенных налогов и сборов в таможенном законодательстве предусматривается необходимость предоставления гарантий уплаты таможенных платежей (обеспечение уплаты таможенных платежей – ст. 122) ТК РФ). В отношении подакцизных товаров требования предоставления гарантий уплаты таможенных налогов, как правило, ужесточаются;

        предоставления отсрочки и рассрочки уплаты таможенных налогов в порядке кредитования налогоплательщика. ТК РФ (ст. 121) устанавливается, что «в исключительных случаях плательщику может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей... За предоставление отсрочки или рассрочки взимаются проценты по ставкам, установленным Центральным банком РФ по предоставляемым этим банком кредитам»[34].

Большое значение для обеспечения фискальных интересов государства при осуществлении правового регулирования таможенных платежей имеет язык нормативных правовых актов. Формулировки норм, регулирующих данные вопросы, должны отличаться предельной четкостью и определенностью. В противном случае законодатель может создать легальные возможности для таможенного декларанта избежать уплаты таможенных платежей в установленном объеме.

Гласность и публичность правового регулирования таможенных платежей означает «открытость процесса формирования и реализации политики регулирования таможенных платежей на всех ее этапах. Гласность в регулировании вопросов по этой проблематике выступает гарантией защиты от произвола таможенных властей. Реализация этого принципа на практике позволяет говорить о равнопартнерских взаимоотношениях между таможенными органами и плательщиками таможенных платежей»[35].

Законодатель не раз возвращается к закреплению этого важного принципа. Так, например:

                  в ст. 5 ТК РФ в качестве одной из обязанностей таможенных органов определена обязанность опубликования правовых актов по таможенному делу: «Нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области финансов, подлежат государственной регистрации и официальному опубликованию в порядке, установленном для государственной регистрации и официального опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»[36].

Функция информирования населения о состоянии и развитии правовой базы таможенного регулирования возложена на специальный Отдел по связям со средствами массовой информации и общественностью в структуре Федеральной таможенной службы России, который выпускает «Таможенный вестник» и «Таможенные ведомости» – официальные издания Федеральной таможенной службы России.

Реализация рассматриваемого принципа на практике означает:

                  информирование о причинах принятого решения, действия или бездействия таможенных органов;

                  информирование о действующих правовых актах;

                  консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, отнесенным к компетенции таможенных органов;

   ответственность за недостоверную информацию.

Согласно ст. 24 ТК РФ, Федеральная таможенная служба России (далее – ФТС России), как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, а также иные таможенные органы «обеспечивают свободный бесплатный доступ, в том числе с использованием информационных технологий, к информации о действующих правовых актах в области таможенного дела»[37].

Реализуя эту обязанность, таможенные органы предоставляют:

1) бесплатно информацию о названии, предмете и издании, в котором опубликован действующий акт таможенного законодательства;

2) сами тексты опубликованных нормативных актов. Это действие рассматривается как услуга, за которую таможенные органы взимают сбор (плату), размер которого устанавливается ФТС России совместно с Министерством финансов РФ.

Частое обновление и «специфичность» таможенного законодательства «заставляют участников внешнеэкономической деятельности обращаться к должностным лицам таможенных органов, сотрудникам научно–исследовательских учреждений и учебных заведений структуры ФТС России за консультациями, связанными с практикой таможенно–тарифного регулирования.

Действующее законодательство устанавливает платный характер услуг по консультированию только в том случае, если текст соответствующего правового акта был опубликован. Если же правовой акт не был опубликован, взимание платы за консультирование не допускается»[38].

Установлению режима гласности и публичности регулирования таможенных платежей способствует определение меры ответственности за недостоверную информацию, предоставляемую таможенными органами (ст. 6, 25 ТК РФ).

Гласность и публичность правового регулирования таможенных платежей не исключают принятие правовых актов по данной проблематике с «грифами «секретно» и «для служебного пользования», но чаще всего данными актами регулируются отдельные правоохранительные аспекты, связанные, например, с технологией проведения таможенного контроля. В случае издания правовых актов ограниченного пользования важно, чтобы такие документы не касались вопросов установления налоговых обязанностей в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу»[39].

Принцип межгосударственного сотрудничества в сфере регулирования таможенных платежей лучше всего рассматривать на примере действия механизма таможенно–тарифного регулирования. «Специфика таможенного дела предопределяет то решающее воздействие, которое оказывает координация таможенной политики на международном уровне на национальный механизм таможенно–тарифного регулирования»[40].

Международное сотрудничество в таможенно–тарифной сфере развивается:

                       на двустороннем уровне (например, договоренности о создании Таможенного союза России и Белоруссии);

                       на региональном уровне (различные интеграционные объединения и группировки – ЕС, СНГ, ЛАСТ и т.д.);

                       на глобальном уровне (через механизм ГАТТ/ВТО).

Основными принципами (направлениями) международного сотрудничества в таможенно–тарифной сфере являются:

1.                      принцип тарифных уступок;

2.                      принцип наибольшего благоприятствования (наиболее благоприятствуемой нации);

3.                      принцип тарифных преференций наименее развитым странам.

Информация о работе Таможеннаые платежи