Таможеннаые платежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 14:22, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является рассмотрение и изучение научного материала, касающегося как института таможенных платежей в целом, так и выявления проблем и недостатков порядка уплаты таможенных платежей.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность понятия «таможенные платежи».
2. Проанализировать виды таможенных платежей.
3. Разобрать принципы правового регулирования таможенных платежей.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………....
Глава 1. Общая характеристика таможенных платежей………………..
1.1. Понятие и виды таможенных платежей……………………………..
1.2. Принципы правового регулирования таможенных платежей……..
Глава 2. Особенности порядка уплаты таможенных платежей………...
2.1. Основания и порядок исчисления таможенных платежей…………
2.2. Сроки уплаты таможенных платежей……………………………….
Глава 3. Особенности взимания таможенных платежей………………..
3.1. Обеспечение уплаты таможенных платежей……………………….
3.2. Взыскание таможенных платежей…………………………………...
3.3. Возврат уплаченных таможенных платежей……………………......
Глава 4. Практические аспекты исчисления и взимания таможенных платежей……………………………………………………………………
4.1. Основные проблемы, возникающие при исчислении и уплате таможенных платежей…………………………………………………….
4.2. Возможные пути решения проблем, возникающих при исчислении и уплате таможенных платежей……………………………
Заключение………………………………………………………………...
Список используемой литературы……………………………………….

Файлы: 1 файл

10333 диплом таможенные платежи доработка 2.doc

— 427.50 Кб (Скачать)

В этой связи важно отметить, что «разночтения» по данному вопросу возникли сравнительно недавно – в советский и постсоветский период.

Дореволюционная юридическая и финансовая наука единодушно, без каких бы то ни было оговорок признавала налоговую природу таможенной пошлины. Эта позиция нашла свое отражение в трудах таких корифеев науки финансового права, как В.А. Лебедев, И.Х. Озеров, И.Т. Тарасов, И.И. Янжул и др.

Однако «тогда любые организации и физические лица вправе оспорить взимание таможенных пошлин и сборов за таможенное оформление как не имеющее нормативного основания»[10].

Похожая точка зрения высказана и бывшим аудитором Счетной палаты РФ профессором В.Г. Пансковым, который отмечает, что ««размытая» нормативная база по таможенным платежам не может избежать неточностей и противоречий, что усложняет контроль и дает возможность минимизировать, а нередко и не платить установленные платежи[11]».

В статье 318 ТК РФ указан перечень видов таможенных платежей. К ним относятся:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

5) таможенные сборы[12].

ТК РФ четко разграничивает сферы регулирования между таможенным и налоговым законодательством.

Так, п. 4 ст. 6 НК РФ в действующей редакции предусматривает, что «в отношении нормативных правовых актов, регулирующих порядок взимания таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, применяются положения, установленные Таможенным кодексом РФ»[13].

Разграничение таможенного и налогового законодательства развивается в п.4 ст.11 НК РФ. Так, «в отношениях, возникающих в связи с взиманием таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу РФ, используются понятия, определенные ТК РФ, а в части, не урегулированной им, – НК РФ»[14].

Другие изменения, которые были внесены в НК РФ, также направлены на более четкое определение отношений, которые регулируются только ТК РФ либо ТК РФ и НК РФ. Например, нормы о порядке взыскания налога (пени, штрафа) за счет имущества налогоплательщика, предусмотренные в ст.47 НК РФ, должны применяться таможенными органами с учетом положений, установленных в новой редакции ТК РФ. В соответствии с новой редакцией подп.6 п.2 ст.64 НК РФ основания предоставления отсрочки или рассрочки не применяются при уплате налогов в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, т.к. эти основания устанавливаются только Таможенным кодексом РФ. Также в новой редакции ст. 82 НК РФ таможенные органы не осуществляют налоговый контроль, потому что на основании разд.4 Кодекса контроль за порядком исчисления и уплаты налогов при перемещении товаров через таможенную границу осуществляется в рамках таможенного контроля.

В свою очередь, нормы НК РФ, регулирующие порядок исполнения обязанности налогоплательщика по уплате налогов и сборов при реорганизации (ст.50 НК РФ) и ликвидации (ст.49 НК РФ), распространены и на отношения, возникающие при уплате налогов и сборов в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

Ранее, согласно ст.19 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118–1 (в ред. от 31 декабря 2002 г.) «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» таможенная пошлина относилась к федеральным налогам, т.е. поступающим в бюджет РФ. В связи с тем, что таможенная пошлина, НДС и акцизы относятся к налогам, в новой редакции ТК РФ более точно формулируются основные элементы обложения участников внешнеэкономической деятельности таможенными платежами. Так, в ТК РФ по аналогии с НК РФ употребляются такие термины, как объект обложения, налоговая база, ставка таможенной пошлины, налога. В действующем ТК РФ таких терминов нет.

В целом, и таможенные пошлины, и налоги не уплачиваются, если:

                       товары не облагаются таможенными пошлинами, налогами;

                       в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, – в период действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено подобное освобождение;

                       общая таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5000 руб.;

                       до выпуска товаров для свободного обращения и при отсутствии нарушений лицами требований и условий, установленных ТК РФ, иностранные товары оказались уничтоженными или безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования (эксплуатации);

                       товары обращаются в федеральную собственность[15].

В отношении товаров, выпущенных для свободного обращения на таможенной территории РФ либо вывезенных с этой территории, обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов прекращается в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Согласно статье 320 ТК РФ «лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант. Если декларирование производится таможенным брокером (представителем), он несет солидарную с декларантом ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов»[16]. Лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин и налогов, является декларант, а когда декларирование производится таможенным брокером (представителем), он отвечает и за уплату.

В ряде случаев ответственными за уплату таможенных пошлин и налогов являются владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, перевозчик или лица, на которых возложена обязанность по соблюдению таможенного режима.

Отметим, что «при неуплате таможенных пошлин, налогов, в том числе при неправильном их исчислении и (или) несовременной уплате, ответственность перед таможенными органами несет лицо, которое обязано уплатить таможенные пошлины, налоги»[17] (ст. 320 ТК РФ).

Кроме того, «при незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу ответственность за уплату таможенных пошлин и налогов несут лица, незаконно перемещающие товары и транспортные средства, а также лица, участвующие в незаконном перемещение, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе – также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза, что надлежащим образом подтверждено в порядке, установленном законодательством РФ. Указанные лица несут такую же ответственность за уплату таможенных пошлин и налогов, как если бы они выступали в качестве декларанта незаконно вывозимых или незаконно ввезенных товаров»[18].

     Общая сумма ввозных таможенных пошлин и налогов в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, не может превышать сумму таможенных пошлин и налогов, подлежащих уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения при их ввозе на таможенную территорию РФ, без учета пеней и процентов, за исключением случаев, когда сумма таможенных пошлин и налогов увеличивается вследствие изменения ставок или когда к товарам применяются ставки таможенных пошлин и налогов, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом при заявлении измененного таможенного режима. В этих случаях суммы уплаченных при предшествующем таможенном режиме таможенных пошлин и налогов подлежат зачету при уплате соответствующих сумм согласно условиям вновь избранного таможенного режима.

Можно сделать вывод о том, что институт таможенных платежей тесно связан с понятием таможенно–тарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Традиционно последнее связывают с применением таможенного тарифа (таможенных пошлин). Это объясняется тем, что законодатель прямо относит ввозную и вывозную таможенную пошлину к мерам таможенно–тарифного регулирования[19]. В отношении прочих таможенных платежей позиция законодателя не ясна и противоречива.

 

1.2. Принципы правового регулирования таможенных платежей

 

Принципы занимают центральное место в правовом механизме регулирования таможенных платежей – в них в «концентрированном виде выражено содержание правового регулирования таможенных платежей[20].

Законодательное закрепление и четкое формулирование указанных принципов являются непременным условием эффективного функционирования нормативной базы, регулирующей порядок и условия уплаты таможенных платежей.

Важную роль принципы играют в формировании судебной и административной практики, в содействии отмене устаревших и принятию новых юридических норм, толкованию правовых актов и устранению пробелов в таможенном законодательстве.

Основным принципом, являющимся общим для всех видов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, выступает единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики.

Отношения Российской Федерации с иностранными государствами в области внешнеторговой деятельности «строятся на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации»[21] (ст. 5 ФЗ «О государственном регулировании внешнеторгововой деятельности»).

Рассматриваемый принцип лежит в основании системы дифференциации ставок таможенных пошлин в тарифе в зависимости от торгово–политического режима. Так, «негативные изменения в международных (дипломатических) отношениях с государством  N могут привести к отмене (приостановлению) режима наибольшего благоприятствования. Как следствие, товары, страной происхождения которых является N, при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации будут облагаться таможенной пошлиной по ставкам вдвое большим, чем базовые (т.е. по максимальным ставкам)»[22].

Другой пример. При периодическом пересмотре национальной системы преференций Российской Федерации Правительство РФ использует информацию МИД России о состоянии внешнеполитических отношений с теми или иными развивающимися странами и на основании данной информации дипломатического ведомства принимает решение об оставлении конкретного государства в преференциальной системе России.

Кроме того, принципом правового регулирования таможенных платежей является единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением.

Этот принцип, закрепленный в Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (п. 2 ст. 4), означает использование на равных обоих методов государственно–правового регулирования – таможенно–тарифного и нетарифного. Применение таможенного тарифа (т.е. налогообложение экспортных или импортных поставок) не исключает возможности использования по отношению к ним нетарифных инструментов (лицензирования, контингентирования, технических, санитарных и иных торговых барьеров). В ряде случаев одновременное применение таможенно–тарифных и нетарифных методов дает большие гарантии достижения конкретных внешнеторговых целей.

Данный принцип не только устанавливает единство форм и методов государственного регулирования, но и требует создания системы эффективного контроля за регулятивной деятельности государства. Контроль за внешнеэкономической деятельностью просто необходим.

Принцип единства таможенной территории производен от правовых норм, содержащихся в ст. 8 Конституции РФ, в которых закрепляется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности, а также в п. «ж» ст. 71 Конституции РФ, в котором «установление правовых основ единого рынка и таможенное регулирование отнесены к ведению Российской Федерации»[23].

Принципу единства таможенной территории не противоречат нормы таможенного законодательства, допускающие исключение отдельных территорий из состава таможенной территории Российской Федерации. Так, «на территории Российской Федерации могут находиться свободные таможенные зоны и свободные склады. Территория свободных таможенных зон и свободных складов рассматривается как находящаяся вне таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, определенных Таможенным Кодексом РФ и иными законодательными актами Российской Федерации»[24] (ч. 3 ст. 3 ТК РФ).

Равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация также является принципом правового регулирования таможенных платежей. Этот принцип тесным образом связан с конституционными принципами юридического равенства (ст. 19 Конституции РФ), признания и защиты равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ст. 8 Конституции РФ). Следует заметить, что конституционный принцип равенства прав и свобод человека и гражданина не исключает наличия специальных прав, льгот и преимуществ для отдельных категорий лиц. В данном случае налицо сочетание принципов равенства и справедливости на основе учета в законодательстве естественных и социальных различий отдельных категорий лиц.

Государство не должно дискриминировать участников внешнеторговой деятельности, т.е. предоставлять одним субъектам условия для внешнеторговой худшие по сравнению с предоставленными другим субъектам.

Далее, государство обеспечивает защиту прав и законных интересов юридических и физических лиц, участвующих во внешнеторговой деятельности. «Если интересы участников внешнеторговых операций пострадали из–за участия Российской Федерации в международных санкциях, они имеют право на возмещение убытков в судебном порядке за счет средств федерального бюджета»[25] (ст. 21 ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»). Для защиты экономических интересов российских лиц, пострадавших от действий зарубежных государств, Российская Федерация может вводить ответные меры. Специальный раздел ежегодной программы развития внешнеторговой деятельности должен содержать перечень случаев дискриминации и нарушения обязательств в отношении российских лиц, а также перечень принятых или намеченных ответных мер.

Информация о работе Таможеннаые платежи