Таможеннаые платежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 14:22, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является рассмотрение и изучение научного материала, касающегося как института таможенных платежей в целом, так и выявления проблем и недостатков порядка уплаты таможенных платежей.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность понятия «таможенные платежи».
2. Проанализировать виды таможенных платежей.
3. Разобрать принципы правового регулирования таможенных платежей.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………....
Глава 1. Общая характеристика таможенных платежей………………..
1.1. Понятие и виды таможенных платежей……………………………..
1.2. Принципы правового регулирования таможенных платежей……..
Глава 2. Особенности порядка уплаты таможенных платежей………...
2.1. Основания и порядок исчисления таможенных платежей…………
2.2. Сроки уплаты таможенных платежей……………………………….
Глава 3. Особенности взимания таможенных платежей………………..
3.1. Обеспечение уплаты таможенных платежей……………………….
3.2. Взыскание таможенных платежей…………………………………...
3.3. Возврат уплаченных таможенных платежей……………………......
Глава 4. Практические аспекты исчисления и взимания таможенных платежей……………………………………………………………………
4.1. Основные проблемы, возникающие при исчислении и уплате таможенных платежей…………………………………………………….
4.2. Возможные пути решения проблем, возникающих при исчислении и уплате таможенных платежей……………………………
Заключение………………………………………………………………...
Список используемой литературы……………………………………….

Файлы: 1 файл

10333 диплом таможенные платежи доработка 2.doc

— 427.50 Кб (Скачать)

До применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет лицу, ответственному за их уплату, требование об уплате таможенных платежей.

Требование об уплате таможенных платежей не направляется в случаях принудительного взыскания таможенных платежей за счет товаров, указанных в п.2 ст.352 ТК РФ, когда:

                       истек предельный срок хранения товаров на складе временного хранения или таможенном складе;

                       лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин, налогов, не установлено таможенными органами[90].

Статья 350 ТК РФ регулирует порядок направления требования об уплате таможенных платежей, определяет содержание данного требования. Указанные нормы аналогичны положениям гл. 10 НК РФ, регулирующей порядок направления требования об уплате налогов и сборов.

Требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) проценты.

Требование об уплате таможенных платежей должно содержать следующие сведения:

                       о сумме подлежащих уплате таможенных платежей, размере пеней и (или) процентов, начисленных на день выставления требования;

                       сроке уплаты таможенных платежей в соответствии с Кодексом;

                       сроке исполнения требования;

                       о мерах по принудительному взысканию таможенных платежей и обеспечению их взыскания, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком;

                       об основаниях выставления требования[91].

Сама же форма требования об уплате таможенных платежей устанавливается ФТС России.

Требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику не позднее 10 дней со дня обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей.

В соответствии с п.4 ст.350 ТК РФ срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 дней со дня получения требования. В случае неисполнения указанного требования таможенные органы принимают меры по принудительному взысканию таможенных платежей.

В статье 351 ТК РФ определяется порядок принудительного взыскания таможенных платежей за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках (бесспорное взыскание). «Решение о бесспорном взыскании принимается таможенным органом не позднее 60 календарных дней со дня истечения срока исполнения требования об уплате таможенных платежей, если у таможенного органа имеется информация о счетах плательщика в банке»[92].

В ст. 352 ТК РФ определен порядок принудительного взыскания таможенных платежей за счет товаров, в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги, в ст.353 – порядок взыскания таможенных платежей за счет иного имущества плательщика. Порядок обращения взыскания на суммы авансовых платежей и денежного залога определен в п.1 и 2 ст.353 ТК РФ.

Обращение взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин и налогов производится на основании решения суда, если ответственным за уплату таможенных пошлин и налогов является физическое лицо или если ответственное лицо не установлено таможенными органами. Если ответственным за уплату таможенных пошлин и налогов является юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, обращение взыскания на товары возможно по решению арбитражного суда за исключением случаев, когда такие товары переданы таможенным органам в качестве предмета залога (ст. 341 ТК), а также когда обращается взыскание на товары, предельный срок хранения которых на складе временного хранения или таможенном складе истек.

Обращение взыскания производится только на товары, в отношении которых не уплачены или не полностью уплачены таможенные пошлины и налоги в порядке и в сроки, предусмотренные ТК РФ.

Обращение взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин и налогов производится независимо от того, в чьей собственности находятся такие товары.

При неисполнении требования об уплате таможенных платежей и недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика либо отсутствии информации о счетах плательщика таможенные органы «вправе взыскивать подлежащие уплате таможенные платежи за счет неизрасходованного остатка невостребованных сумм авансовых платежей или денежного залога либо за счет иного имущества плательщика, в том числе за счет наличных денежных средств.

Банки и иные кредитные организации обязаны исполнять решения таможенных органов о бесспорном взыскании таможенных платежей.

Решение таможенного органа о бесспорном взыскании таможенных платежей исполняется банком и иной кредитной организацией в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого решения»[93] (ст. 354 ТК РФ).

Согласно п.3 ст.353 взыскание таможенных платежей за счет иного имущества «производится путем направления в течение трех дней со дня принятия начальником таможенного органа или лица, его замещающего, соответствующего постановления судебному приставу–исполнителю в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ»[94].

Указанный порядок предусмотрен в ст.47 НК РФ. Исполнение постановления таможенного органа производится судебным приставом–исполнителем в соответствии с нормами ст.47 НК РФ и Федерального закона 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»[95].

По сравнению с ранее действовавшим законодательством действующий ТК РФ улучшил положение участников ВЭД снизив размера пеней, исчисляемых в связи с неуплатой таможенных платежей, а также более детально регламентировал некоторых особенностей исчисления пеней.

Согласно п.2 ст. 349 ТК РФ «пени начисляются в процентах, соответствующих 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, от суммы недоимки за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных платежей, начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты, по день исполнения обязанности по уплате таможенных платежей либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) включительно»[96]. Указанное правило повторяет норму ст. 75 НК РФ, «однако, в отличие от налогового законодательства, в ТК РФ пеня не относится к способам обеспечения уплаты»[97].

В п.п. 4 и 5 ст. 329 НК РФ установлены сроки уплаты таможенных платежей для целей исчисления пеней:

                  при использовании условно выпущенных товаров в иных целях, чем те, в связи с которыми были предоставлены таможенные льготы, сроком уплаты считается первый день, когда лицом были нарушены ограничения на пользование и распоряжение товарами. Если такой день установить невозможно, то сроком уплаты таможенных платежей считается день принятия таможенным органом таможенной декларации на такие товары (п.4 ст.329 ТК РФ);

                  при нарушении требований и условий таможенных процедур, которое в соответствии с Кодексом влечет обязанность уплатить таможенные пошлины (налоги), сроком уплаты таможенных платежей считается день совершения такого нарушения. Если такой день установить невозможно, сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день начала действия соответствующей таможенной процедуры (п.5 ст.329 ТК РФ)[98].

Еще одним положительным моментом, связанным с порядком исчисления пеней, является установление особенностей в отношении исполнения обязательств, обеспеченных поручительством или банковской гарантией, и в отношении товаров, находящихся на складе временного хранения.

Так, согласно п.3 ст.349 ТК РФ «при выставлении требования об уплате таможенных платежей поручителю или гаранту пени начисляются не более чем за три месяца со дня, следующего за днем истечения сроков исполнения обязательств, обеспеченных поручительством или банковской гарантией. На основании п.5 ст.349 ТК РФ в случае нарушения срока подачи таможенной декларации при нахождении товаров на складе временного хранения за период временного хранения пени не начисляются и уплате не подлежат»[99].

В соответствии с п.7 ст. 349 ТК РФ  пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм таможенных платежей или после уплаты таких сумм, но не позднее одного месяца со дня уплаты сумм таможенных пошлин, налогов.

 

3.3. Возврат уплаченных таможенных платежей

 

Правовая процедура зачета и возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, пеней, а также иных денежных средств регламентируется гл. 33 ТК РФ.

До вступления в действие ТК РФ возврат излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов осуществлялся в соответствии с главой 12 части первой НК РФ. «При возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов применялся также Порядок возврата излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей, утвержденный ГТК России 25.08.1995 года, в части, не противоречащей ст. 78 и 79 НК РФ. Введением в действие ТК РФ 2004 года отменено действие соответствующих «таможенных оговорок», распространявших действие НК РФ на таможенные правоотношения»[100].

Излишне уплаченная сумма таможенных пошлин и налогов – это «сумма, фактически уплаченная в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которой превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и ТК РФ»[101].

ТК РФ достаточно лояльно подходит к вопросу о возврате излишне уплаченных платежей. В ТК РФ предусмотрено, что лицо вправе требовать возврата излишне уплаченных (взысканных) платежей в течение одного года с момента их уплаты или взыскания.

В соответствии с п.2 ст.355 ТК РФ «лицо имеет право подать заявление о возврате в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания»[102]. Таким образом, в ТК РФ увеличен срок, в течение которого лицо может потребовать возврата, по сравнению с ранее действовавшим законодательством.

По аналогии с НК РФ (п.3 ст.79 НК РФ) в ТК РФ предусматривается обязанность таможенного органа не позднее одного месяца со дня обнаружения факта излишней уплаты (взыскания) таможенных платежей сообщить плательщику о суммах излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.

В ст.355 ТК РФ предусмотрена ответственность бюджета в случае просрочки рассмотрения таможенным органом заявления о возврате излишне уплаченного (взысканного) таможенного платежа. Так, «при нарушении срока рассмотрения заявления о возврате, который составляет один месяц, на сумму излишне уплаченных (взысканных) таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей в период нарушения срока возврата»[103].

На основании п.8 ст.355 ТК РФ возврат излишне уплаченных (взысканных) таможенных пошлин, налогов по желанию плательщика может производиться в форме зачета в счет исполнения обязанностей по уплате других таможенных платежей, пеней, процентов или штрафов. При этом важно отметить, что, в отличие от налогового законодательства, ТК РФ не разделяет процедуры зачета и возврата излишне уплаченных платежей, а определяет зачет как форму возврата излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей.

Пункт 9 ст.355 ТК РФ устанавливает основания, при которых возврат не производится.

Так, «при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных платежей возврат в размере указанной задолженности не производится. В этом случае может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.

Возврат также не производится:

1.                       если сумма таможенных платежей, подлежащих возврату, менее 150 руб., за исключением случаев излишней уплаты таможенных платежей физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц;

2.                       в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении трех лет[104].

Ст. 356 ТК РФ предусматривает иные случаи возврата уплаченных таможенных платежей, а ст. 357 регулирует вопросы возврата денежного залога.

 

 


Глава 4. Практические аспекты исчисления и уплате таможенных платежей

 

4.1. Основные проблемы, возникающие при исчислении и уплате таможенных платежей

 

В процессе исчисления и взимания таможенных платежей возникает достаточно много вопросов.

Объять все сложные аспекты достаточно сложно, однако можно выделить наиболее острые вопросы исчисления и уплаты таможенных платежей.

В частности, достаточно часто возникаю сложности с использованием льгот при уплате таможенных платежей.

Так, освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада в уставные капиталы организаций (общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество), является льготой, которая представляет значительный интерес для российских производственных компаний, но чтобы «воспользоваться ею на практике, претендент на данное освобождение должен быть осведомлен относительно основных принципов и правил его получения. Кроме того, в последующем использовании ввезенного оборудования есть некоторые моменты, о которых нужно иметь четкое представление и учитывать их заранее»[105].

По российскому законодательству освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины предоставляется только в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного инвестора в уставные капиталы коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Этот порядок установлен Законом Российской Федерации «О таможенном тарифе»[106] (статьи 34, 37) и регламентирован постановлением Правительства РФ от 23.07.1996 г. № 883 «О льготах по уплате таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями».

Информация о работе Таможеннаые платежи