Таможеннаые платежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 14:22, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является рассмотрение и изучение научного материала, касающегося как института таможенных платежей в целом, так и выявления проблем и недостатков порядка уплаты таможенных платежей.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность понятия «таможенные платежи».
2. Проанализировать виды таможенных платежей.
3. Разобрать принципы правового регулирования таможенных платежей.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………....
Глава 1. Общая характеристика таможенных платежей………………..
1.1. Понятие и виды таможенных платежей……………………………..
1.2. Принципы правового регулирования таможенных платежей……..
Глава 2. Особенности порядка уплаты таможенных платежей………...
2.1. Основания и порядок исчисления таможенных платежей…………
2.2. Сроки уплаты таможенных платежей……………………………….
Глава 3. Особенности взимания таможенных платежей………………..
3.1. Обеспечение уплаты таможенных платежей……………………….
3.2. Взыскание таможенных платежей…………………………………...
3.3. Возврат уплаченных таможенных платежей……………………......
Глава 4. Практические аспекты исчисления и взимания таможенных платежей……………………………………………………………………
4.1. Основные проблемы, возникающие при исчислении и уплате таможенных платежей…………………………………………………….
4.2. Возможные пути решения проблем, возникающих при исчислении и уплате таможенных платежей……………………………
Заключение………………………………………………………………...
Список используемой литературы……………………………………….

Файлы: 1 файл

10333 диплом таможенные платежи доработка 2.doc

— 427.50 Кб (Скачать)


 

 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………....

3

Глава 1. Общая характеристика таможенных платежей………………..

7

1.1. Понятие и виды таможенных платежей……………………………..

7

1.2. Принципы правового регулирования таможенных платежей……..

15

Глава 2. Особенности порядка уплаты таможенных платежей………...

28

2.1. Основания и порядок исчисления таможенных платежей…………

28

2.2. Сроки уплаты таможенных платежей……………………………….

38

Глава 3. Особенности взимания таможенных платежей………………..

45

3.1. Обеспечение уплаты таможенных платежей……………………….

45

3.2. Взыскание таможенных платежей…………………………………...

52

3.3. Возврат уплаченных таможенных платежей……………………......

57

Глава 4. Практические аспекты исчисления и взимания таможенных платежей……………………………………………………………………

 

61

4.1. Основные проблемы, возникающие при исчислении и уплате таможенных платежей…………………………………………………….

 

61

4.2. Возможные пути решения проблем, возникающих при исчислении и уплате таможенных платежей……………………………

 

68

Заключение………………………………………………………………...

70

Список используемой литературы……………………………………….

74


Введение

 

 

Актуальность исследования в области порядка уплаты таможенных платежей заключается в том, что в рыночных условиях,  когда российская  экономика  является  «открытой»,  а  государственные  границы «прозрачными» или во многих местах «размытыми»,  гораздо более сложной и масштабной, чем раньше, стала проблема экономической безопасности Российской Федерации.

В ее обеспечении зоной ответственности таможенной службы является сфера внешнеэкономической деятельности государства.

Россия становится страной с рыночной экономикой. Россия активно реализует свой экономический потенциал, интегрируясь в мировую экономику. Либерализация внешнеэкономической деятельности, снятие подавляющего числа запретов обусловили необходимость решения задачи четкой и эффективной правовой регламентации складывающихся в этой области отношений. Таможенная политика государства играет решающую  роль  в развитии  экономических  отношений   России с другими странами. Грамотно  построенная  налоговая  система  в  области  внешнеэкономической  деятельности,  ее  структура,  цели  налоговой  политики    оказывают  огромное  влияние  и  на  функционирование  экономики  в  целом,   и  на  все  макроэкономические  показатели  развития  страны,  и  на  предпринимательскую  активность  юридических  и  физических  лиц. Таким  образом,  налогообложение  является  одной  из  важнейших  составляющих  внешнеэкономической  политики  государства.

Являясь составным элементом системы правоохранительных органов, таможенная служба вносит значительный вклад и в решение задач по борьбе с контрабандой, другими преступлениями, отнесенными к ее компетенции, и с нарушениями таможенных правил.

Однако на данном этапе перед таможенными органами стоят более масштабные и ответственные задачи по формированию доходной части федерального бюджета, защите экономического суверенитета страны, обеспечению ее экономической безопасности.

В числе мер государственного воздействия на внешнеторговую деятельность особую значимость приобрело таможенно–тарифное регулирование и связанный с ним институт таможенных платежей. Правовые основы взимания таможенных платежей в Российской Федерации приводятся в соответствие с мировыми стандартами, принятыми в международной практике.

Поэтому основная проблема, которая стоит перед законодателем в этой сфере, заключается в принятии более совершенной нормативной базы, уточняющей интерпретацию правовой природы таможенных платежей, их роль для государства и место в бюджетной системе страны.

Особенности системы таможенных платежей состоят в том, что в нее включены пошлины, налоги, сборы, имеющие различную юридическую природу. Это продиктовано сферой применения названных платежей, общими функциям и целями их использования. Вместе с тем данное обстоятельство вызывает сложности в вопросах правового регулирования таможенного обложения, а также проявляется при их исследовании в теоретическом плане.

Между тем, для полного и нормального функционирования института таможенных платежей, необходимо осветить вопрос порядка уплаты таможенных платежей.

Поэтому исследование законодательства, регламентирующего данную сферу правоотношений, анализ его недостатков и поиск путей совершенствования в наше время необходимы как никогда.

Все вышеизложенное, дает нам право говорить о том, что тема дипломной работы имеет особое значение и актуальность.

Институт порядка уплаты таможенных платежей и рассматривается многими учеными–юристами. Так, в работе будут рассмотрены оригинальные исследования проблемы порядка уплаты таможенных платежей таких авторов, как Вайпан В.А., Гладких С.Р., Свинухов В.Г., Трошкина Т.Н. и многих других, преимуще­ственно отечественных юристов, которые исследуют данный институт.

Нормативную базу исследования составили Конституция РФ, законы и подзаконные нормативно-правовые акты в рассматриваемой сфере, судебная практика.

Целью дипломной работы является рассмотрение и изучение научного материала, касающегося как института таможенных платежей в целом, так и выявления проблем и недостатков порядка уплаты таможенных платежей.

Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:

1.      Рассмотреть сущность понятия «таможенные платежи».

2.      Проанализировать виды таможенных платежей.

3.      Разобрать принципы правового регулирования таможенных платежей.

4.      Проанализировать основания и порядок исчисления таможенных платежей.

5.      Рассмотреть сроки уплаты таможенных платежей.

6.      Проанализировать особенности взимания таможенных платежей.

7.      Рассмотреть порядок обеспечения уплаты таможенных платежей.

8.      Подвергнуть анализу порядок принудительного взыскания таможенных платежей.

9.      Проанализировать процедуру возврата излишне уплаченных таможенных платежей.

10.      Рассмотреть практические аспекты исчисления и взимания таможенных платежей.

Дипломная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка используемой литературы. Все главы разделены на параграфы, позволяющие акцентировать внимание на отдельных проблемах в рамках одного вопроса.

Данное исследование базируется на изучении фундаментальных положений, содержащихся в теоретических трудах по таможенному, финансовому, налоговому и гражданскому законодательству, имеющих прямое отношение к анализируемым в работе проблемам.

В процессе исследования активно применялись такие методы научного познания как формально-юридический, исторический, логический, сравнительно–правовой и системного анализа.

 


Глава 1. Общая характеристика таможенных платежей

 

1.1. Понятие и классификация таможенных платежей

 

Таможенные платежи могут рассматриваться в различных аспектах, например, как «способ регулирования внешнеэкономической деятельности и как специальная категория платежей в налоговой системе»[1].

Институт таможенных платежей носит межотраслевой характер, поскольку его регулирование осуществляется нормами различных отраслей законодательства: конституционного, международного, финансового, таможенного, гражданского и других. Несмотря на то, что «традиционно институт таможенных платежей относят в систему таможенного права, он самым тесным образом связан с налоговым и бюджетным правом – крупными подотраслями финансового права, нормы которых участвуют в регулировании этих отношений»[2].

Таможенный кодекс Российской Федерации[3] (далее – ТК РФ) не содержит определения таможенных платежей. В ст. 318 ТК РФ законодатель дает лишь перечисление их видов, и среди них есть налоги (таможенная пошлина, НДС, акцизы), а есть обязательные платежи неналогового характера (таможенные сборы). Объединяет эти разные как по юридической природе, так и по экономическому содержанию платежи то, что все они взимаются, как правило, таможенными органами в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Понятие «таможенные сборы» законодателем не уточняется[4].

Налоговым кодексом Российской Федерации (часть первая)[5] (далее – НК РФ) определены признаки налогов и сборов – платежей, принцип законного установления которых закреплен в ст. 57 Конституции РФ.

Однако понятие сбора еще недостаточно разработано в юридической науке. В НК РФ виды сборов не выделены раздельно от налогов, они лишь перечислены в еще не введенных в действие ст.13–15 НК РФ. В соответствии с выработанными Конституционным Судом РФ (далее - КС РФ) правовыми подходами вопрос о правовой природе обязательных платежей как налоговых так и неналоговых – в отсутствие их полного нормативного перечня – приобретает характер конституционного, поскольку он связан с понятием законно установленных налогов и сборов и разграничением компетенции между органами законодательной и исполнительной властей.

Из решения КС РФ следует, что «таможенная пошлина является одним из федеральных сборов, доходы от которого используются в публичных целях. Наделение федеральным законом Правительства РФ правом устанавливать ставки вывозных таможенных пошлин направлено на своевременное устранение разницы между постоянно меняющимися ценами на мировом рынке и ценами на отечественную экспортную продукцию, обеспечение внутреннего рынка товарами, вывоз которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации»[6].

Чучаев А. и Иванова С. отмечают, «что содержание этого понятия несколько уже, оно не охватывает все таможенные платежи, а ограничивается лишь теми, которые непосредственно связаны с ввозом или вывозом товара или транспортных средств с таможенной территории и являются неотъемлемым условием их перемещения через таможенную границу»[7].

Из вышесказанного следует, что под таможенными платежами понимаются платежи, подлежащие обязательной уплате при перемещении через таможенную границу товаров и транспортных средств, а также в других случаях, предусмотренных ТК РФ.

При этом уплата таможенных платежей является «неотъемлемым условием ввоза товаров на таможенную территорию РФ или вывоза товаров с этой территории, а также для совершения иных операций по таможенному декларированию товаров. Однако это правило не относится к тем участникам внешнеэкономической деятельности, которые на основании ТК РФ и НК РФ освобождены от обязанности уплаты таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу РФ»[8].

Кроме того, отметим, что таможенная пошлина – «обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории»[9].

Таможенная пошлина – это одна из разновидностей косвенных налогов, которым облагается внешнеторговый оборот товаров в силу факта перемещения товаров через таможенную границу.

Таможенной пошлине присущи все основные элементы налога. Субъектом обложения таможенной пошлиной (налогоплательщиком) является декларант – лицо, заявляющее таможне от собственного имени перемещаемые через границу товары и транспортные средства. Декларантом может быть как лицо, непосредственно перемещающее товары, так и таможенный брокер (посредник). Объектом обложения таможенной пошлиной могут быть таможенная стоимость, количественные показатели перемещаемых через таможенную границу товаров либо и то и другое одновременно.

Таможенно–тарифные правоотношения носят налоговый характер. На этом свойстве таможенно–тарифных правоотношений следует остановиться подробнее, поскольку по этому вопросу в юридической науке существуют разные точки зрения.

Рассматриваемая проблема производна от другой теоретической проблемы, рассматриваемой в науке налогового и таможенного права, а именно от правовой природы таможенной пошлины. Данную проблему можно также сформулировать следующим образом: имеет ли таможенная пошлина налоговую природу или она относится к неналоговым источникам государственных доходов. Иными словами, является ли таможенная пошлина налогом либо она имеет пошлинную природу, как это вытекает из самого ее названия.

Информация о работе Таможеннаые платежи