Таможеннаые платежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 14:22, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является рассмотрение и изучение научного материала, касающегося как института таможенных платежей в целом, так и выявления проблем и недостатков порядка уплаты таможенных платежей.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность понятия «таможенные платежи».
2. Проанализировать виды таможенных платежей.
3. Разобрать принципы правового регулирования таможенных платежей.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………....
Глава 1. Общая характеристика таможенных платежей………………..
1.1. Понятие и виды таможенных платежей……………………………..
1.2. Принципы правового регулирования таможенных платежей……..
Глава 2. Особенности порядка уплаты таможенных платежей………...
2.1. Основания и порядок исчисления таможенных платежей…………
2.2. Сроки уплаты таможенных платежей……………………………….
Глава 3. Особенности взимания таможенных платежей………………..
3.1. Обеспечение уплаты таможенных платежей……………………….
3.2. Взыскание таможенных платежей…………………………………...
3.3. Возврат уплаченных таможенных платежей……………………......
Глава 4. Практические аспекты исчисления и взимания таможенных платежей……………………………………………………………………
4.1. Основные проблемы, возникающие при исчислении и уплате таможенных платежей…………………………………………………….
4.2. Возможные пути решения проблем, возникающих при исчислении и уплате таможенных платежей……………………………
Заключение………………………………………………………………...
Список используемой литературы……………………………………….

Файлы: 1 файл

10333 диплом таможенные платежи доработка 2.doc

— 427.50 Кб (Скачать)

На основании ст.337 ТК РФ «за предоставление отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин (налогов) взимаются проценты, начисляемые на сумму задолженности по уплате таможенных платежей исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей в период отсрочки или рассрочки»[75].


Глава 3. Особенности взимания таможенных платежей

 

3.1.                Обеспечение уплаты таможенных платежей

 

Одним из несомненных достоинств ТК РФ является детальная регламентация отношений по обеспечению уплаты таможенных платежей. В действовавшем ранее ТК РФ обеспечение уплаты регулировалось лишь в одной ст.122 ТК, а сами нормы этой статьи не являются достаточно конкретными для указанной области отношений.

Такая тщательная регламентация вопросов обеспечения также «направлена на ускорение товарооборота, на уменьшение количества товаров, задерживаемых на таможне в результате таможенных формальностей, связанных с определением таможенной стоимости перемещаемых товаров»[76].

Статьей 340 ТК РФ предусмотрены следующие способы обеспечения уплаты таможенных платежей: «залог товаров и иного имущества; банковская гарантия; внесение денежных средств в кассу в федеральном казначействе (денежный залог); поручительство»[77]. Важно отметить, что «выбор способа обеспечения производит сам плательщик»[78]. Кроме способов, указанных выше, «федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области финансов, совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, устанавливает случаи, когда уплата таможенных платежей может обеспечиваться договором страхования (статья 347 ТК РФ)»[79], что значительно упрощает процедуру обеспечения уплаты таможенного платежа.

Такой договор должен заключаться по правилам, установленным гражданским законодательством, и, вероятно, предметом такого договора должно быть страхование риска неуплаты лицом причитающихся с него таможенных платежей.

Перечень способов обеспечения уплаты таможенных платежей не является закрытым, правовыми актами Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные способы обеспечения (п. 3 ст. 340 ТК РФ). «Такими актами должны быть федеральные законы, указы Президента РФ или Правительства РФ (по смыслу ст. 3–5 ТК РФ)»[80].

Обеспечение исполнения обязанности по уплате необходимо на основании ст.337 ТК РФ в следующих случаях:

1) предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов;

2) условного выпуска товаров;

3) перевозки и (или) хранения иностранных товаров;

4) осуществления деятельности в области таможенного дела[81].

При этом обеспечение уплаты таможенных платежей не предоставляется, если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, пеней и процентов составляет менее 20 тыс. руб., а также в случаях, когда таможенный орган имеет основания полагать, что обязательства, взятые перед ним, будут выполнены.

Обеспечение уплаты таможенных платежей производится лицом, ответственным за их уплату.

В ТК РФ вводится понятие генерального обеспечения. Согласно п.3 ст.337 Кодекса, «если одним и тем же лицом совершается несколько таможенных операций в определенный срок, таможенный орган обязан принять генеральное обеспечение уплаты таможенных пошлин (налогов) для совершения всех таких операций. Таможенные органы принимают генеральное обеспечение для совершения таможенных операций в нескольких таможенных органах, если такое обеспечение может быть использовано любым из таможенных органов в случае нарушения обеспеченных обязательств»[82].

В соответствии со ст.338 ТК РФ размер обеспечения уплаты таможенных платежей определяется таможенным органом исходя из сумм таможенных платежей, процентов, подлежащих уплате при выпуске товаров для свободного обращения или их вывозе в соответствии с таможенным режимом экспорта, и не может превышать размер указанных сумм.

Если при установлении размера обеспечения уплаты таможенных платежей невозможно точно определить сумму подлежащих уплате таможенных пошлин (налогов) в силу непредставления в таможенный орган точных сведений о характере товаров, об их наименовании, о количестве, стране происхождения и таможенной стоимости, размер обеспечения определяется исходя из наибольшей величины ставок таможенных платежей, стоимости товаров и (или) их количества, которые могут быть определены на основании имеющихся сведений.

Следует обратить внимание, что деятельность в качестве таможенного брокера, владельца склада временного хранения, владельца таможенного склада и таможенного перевозчика обусловлена обеспечением уплаты таможенных платежей.

На основании п.2 ст.339 ТК РФ размеры обеспечения уплаты таможенных платежей при осуществлении этих видов деятельности не могут быть менее:

                       50 млн руб. для таможенного брокера;

                       2,5 млн руб. и дополнительно 1000 руб. за 1 квадратный метр полезной площади, если в качестве склада используется открытая площадка, или 300 руб. за 1 кубический метр полезного объема помещения, если в качестве склада используется помещение, для владельцев складов временного хранения и таможенных складов открытого типа;

                       2,5 млн руб. для владельцев складов временного хранения и таможенных складов закрытого типа;

                       20 млн руб. для таможенного перевозчика[83].

На основании ст. 342 ТК РФ таможенные органы в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей принимают только банковские гарантии, выданные банками, кредитными организациями или страховыми организациями, включенными в Реестр банков и иных кредитных организаций, который ведет ФТС России. Порядок ведения данного реестра определяется самостоятельно самой ФТС России. Так, приказом ФТС РФ от 07.12.2006 N 1281 (ред. от 30.10.2009) «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по ведению Реестра банков и иных кредитных организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных платежей»[84] установлены правила ведения реестра банков и иных организаций, которые могут выступать в качестве гаранта перед таможенными органами.

Порядок и условия включения банка или страховой организации в Реестр установлены непосредственно в ст. 343 ТК РФ, и ФТС России не может устанавливать каких–либо дополнительных условий, а также требовать документы, не предусмотренные в ФТС.

Важно отметить, что плата за включение в реестр по новому Кодексу не взимается.

При рассмотрении дел об обеспечении уплаты таможенных платежей судом необходимо проверить соблюдение таможенным органом требований действующего законодательства при определении таможенного обеспечения. Приведем пример из судебной практики.

ООО «Фортас» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными действий Зеленоградской таможни по определению размера таможенного обеспечения.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 25 июля 2005 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 5 октября 2005 г., заявленные требования удовлетворены частично. При этом суд исходил из того, что таможенным органом неправильно определена сумма таможенного обеспечения.

Не согласившись с выводами суда в части признании действий Зеленоградской таможни по определению размера таможенного обеспечения, таможенный орган настаивал на отмене решения в указанной части по основаниям неправильного применения норм материального права, а именно, ст.ст. 338, ст. 132, ч. 1 ст. 40 ТК РФ. Судом, по мнению заявителя, не принято во внимание то обстоятельство, что ход и описание товарной позиции заявляется декларантом. ООО «Фортас» заявлены к применению товара по коду ТН ВЭД РФ 8701209090, фактически поступил товар и заявлен декларантом по коду 8704229902 ТН ВЭД РФ. Проверить соответствие указанного коде таможенный орган может лишь по поступлении товара. Начисление размера таможенного обеспечения определено в соответствии со ст. 388 ТК РФ и на основании кода и описания товара, указанного декларантом.

Федеральный арбитражный суд Московского округа, изучив материалы дела, заслушав и обсудив доводы представителей сторон, проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального права и соблюдения норм процессуального права, находит судебные акты подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в оспариваемой его части, поскольку «судом не принято во внимание то обстоятельство, что размер таможенного обеспечения определяется таможенным органом на основании сведений, представленных обществом и соответствующих приложенным документам. Так, ООО «Фортас» при внесении обеспечения таможенных платежей были заявлены к применению тягач-автовоз по коду ТН ВЭД РФ 8701209090, тогда как, фактически, поступил груз - грузовые автомобили, предназначенные для перевозки легковых автомобилей, которые классифицируются в подсубпозиции 8704229902 ТН ВЭД РФ.

Указанному обстоятельству судом оценки не дано. Оценка имеющимся в деле таможенной расписке № 0072104 и ГТД, поданной декларантом по поступившему грузу, не дана.

Судом также не принято во внимание то обстоятельство, что на момент внесения обеспечения уплаты, таможенных платежей, ввозимый товар не пересекал границу России и не мог быть предъявлен таможенному органу, в связи с чем последний лишен был возможности применения всего комплекса таможенных операций с целью определения точного кода ТН ВЭД РФ и определению таможенной стоимости.

При этом судом не приняты во внимание доводы таможенного органа о том, что оснований для отказа в принятии расписки не было, так как указанные в ней сведения соответствовали представленным обществом документам.

Кроме того, судом не дана оценка доводам таможенного органа о соблюдении требований пункта 2 статьи 338 ТК РФ, и при установлении размера обеспечения уплаты таможенных платежей размер обеспечения определяется из наибольшей величины ставок таможенных пошлин, налоговой, стоимости товаров и (или) их количества, которые могут быть определены на основании имеющихся сведений, поскольку невозможно было точно определить сумму подлежащих уплате таможенных платежей.

Поскольку для принятия обоснованного и законного решения требуется исследование и оценка доказательств, что в суде кассационной инстанции не предусмотрено процессуальным законодательством, то в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело подлежит передаче на новое рассмотрение в первую инстанцию арбитражного суда»[85].

Таким образом, судебная практика показывает, что при оценке возможности обеспечения уплаты таможенных платежей, необходимо оценивать все имеющиеся обстоятельства и факты.

В случае уклонения от уплаты таможенных платежей, возможно принудительное взыскание таможенной платы, либо наступает уголовная ответственность.

В свою очередь необходимо отличать уклонение от уплаты таможенных платежей от контрабанды.

К настоящему времени в правовой литературе и судебной практике сложилось «совершенно однозначное представление о разграничении составов, предусмотренных ст.ст. 188 контрабанда и 194 уклонение от уплаты таможенных платежей Уголовного кодекса Российской Федерации (далее -УК РФ)»[86].

Если сформулировать кратко, оно сводится к тому, что «по ст. 188 УК могут квалифицироваться только такие незаконные действия, которые совершаются в случае ввоза при перемещении товара через таможенную границу, а при вывозе – в момент подачи таможенной декларации или иного действия, непосредственно направленного на реализацию намерения вывезти товары. Иные действия, совершенные с товаром, перемещенным через таможенную границу на таможенную территорию России, должны квалифицироваться по другим статьям УК в зависимости от умысла и конкретных обстоятельств»[87].

 

3.2. Взыскание таможенных платежей

 

ТК РФ детально урегулировал в гл. 32 порядок принудительного взыскания таможенных платежей в случае их неуплаты или неполной уплаты.

Анализируя положения указанной главы, несложно провести аналогию с нормами НК РФ, регламентирующими порядок взыскания недоимки по налогам, порядок направления требования об уплате налогов (сборов).

Согласно п.2 ст. 348 ТК РФ принудительное взыскание таможенных платежей «производится с лиц, ответственных за их уплату, либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные платежи не уплачены.

Если в отношении должников – физических лиц предусматривается судебная процедура взыскания, то в отношении юридических лиц погашение задолженности осуществляется путем бесспорного списания денежных средств со счетов плательщика»[88].

В пункте 5 ст.348 ТК РФ определяются условия, при которых принудительное взыскание таможенных платежей не производится:

                       если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные платежи;

                       если размер неуплаченных сумм таможенных платежей в отношении товаров, указанных в одной таможенной декларации, либо товаров, отправленных в одно и то же время одним и тем же отправителем в адрес одного получателя, составляет менее 150 рублей[89].

Информация о работе Таможеннаые платежи