Совершенствование таможенного контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2011 в 13:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – определение дальнейших путей по совершенствованию существующих форм таможенного контроля, анализ перспективных направлений развития.

Предмет изучения – товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с внешнеэкономическими, торговыми контрактами и оформляемых в режиме выпуска для внутреннего потребления.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….. 4

1. Порядок таможенного оформления и таможенного контроля …………….. 7

1.1. Основные понятия и определения………………………………………….. 7

1.2. Принципы проведения таможенного контроля………………………….. 11

1.3. Формы таможенного контроля……………………………………………. 13
1.3.1. Проверка документов и сведений……………………………………….. 15
1.3.2. Устный опрос……………………………………………………………… 16
1.3.3. Получение пояснений…………………………………………………….. 16
1.3.4. Таможенное наблюдение…………………………………………………. 17
1.3.5. Таможенный осмотр товаров и транспортных средств………………… 17

1.3.6. Таможенный досмотр товаров и транспортных средств……………….. 18

1.3.7. Личный досмотр…………………………………………………………... 20

1.3.8. Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на

них идентификационных знаков…………………………………………. 20

1.3.9. Осмотр помещений и территорий……………………………………….. 21
1.3.10. Таможенная ревизия…………………………………………………….. 22
1.4. Основные положения, относящиеся к таможенному оформлению……... 23

1.4.1. Декларирование товаров…………………………………………………. 26

1.4.2. Упрощенные процедуры таможенного оформления…………………… 27

2.Совершенствование таможенного контроля………………………………… 30

2.1. Целевая программа развития таможенной службы

Российской Федерации на 2004 - 2008 годы……………………………… 30

2.2. Совершенствование таможенного контроля товаров, помещаемых

под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления……….. 36

2.2.1. Специальные упрощенные таможенные процедуры…………………… 38

2.2. Система управления рисками……………………………………………. 49

2.2.3. Электронное декларирование. Информационные технологии………… 66

Заключение………………………………………………………………………. 80

Список использованных источников…………………………………………... 83

Файлы: 1 файл

электронное декларирование№10.doc

— 388.50 Кб (Скачать)

     - формирует в срок не более 1 часа после принятия таможенной декларации либо после завершения таможенного досмотра направление для принятия решения;

     - изготавливает в срок не более 1 часа после принятия таможенной декларации либо после завершения таможенного досмотра копии всех документов необходимых для проведения дополнительной проверки;

     - отправляет направление с комплектом документов и электронной копией таможенной декларации на магнитном носителе в координирующий отдел таможни;

     - проставляет дату и точное время отправления в графе "Примечание" Журнала учета и регистрации таможенных деклараций.

           г) применяет все  установленные в профиле риска  прямые меры по минимизации рисков, результаты применения которых, отражает в графе «С» электронной копии ГТД.

     д) после получения из таможни направления с отметками о принятых уполномоченными должностными лицами функциональных отделов таможни решениями, уполномоченное должностное лицо, отвечающее за прием и регистрацию таможенных деклараций, проставляет отметки о дате и времени его поступления в журнале учета и регистрации таможенных деклараций и передает для исполнения решений соответствующему уполномоченному должностному лицу, проводящему документальный контроль. После исполнения указанных решений уполномоченное должностное лицо, ответственное за выпуск товаров, принимает в установленном порядке решение о выпуске товаров и транспортных средств.

     После исполнения решений, содержащихся в  Направлении, и оформления выпуска товаров уполномоченное должностное лицо, отвечающее за прием таможенной декларации:

     а) прикладывает Направление с решениями  к первому экземпляру таможенной декларации, который хранится в порядке, установленном иными нормативными актами ГТК России;

     б) проставляет отметки о решениях в графе "С" таможенной декларации (на бланке формы ТД1 и электронной копии таможенной декларации);

     г) проставляет отметки о результатах  применения форм таможенного контроля) в графе "С" электронной копии  таможенной декларации, а в случаях, если установлено иными нормативными правовыми актами ГТК России - и в графе "С" таможенной декларации.

     Основные  недостатки системы управления рисками.

     Система управления рисками в том виде, в котором она используется сейчас, применяется менее года, тем не менее, можно уже говорить о каких-то достигнутых положительных результатах и выявленных недостатках.

     Предполагалось, что в этом месте будут представлены статистические выкладки по применению профилей риска за истекший период в регионе ответственности Московской Восточной таможни. Число срабатываний конкретных профилей рисков, количество заведенных дел по административным правонарушениям, суммы доначисленных платежей. Одним словом, должен был быть приведен анализ эффективности применения СУР в рамках деятельности МВТ в целом и с разбивкой по таможенным постам. К сожалению, профили риска, доводимые до таможенных органов, являются документами с грифом «ДСП», то и данные по их анализу не подлежат распространению.

     Тем не менее, можно сказать, что эффективность  применения систему управления рисками  есть и довольно ощутимая. Одним из показателей можно считать увеличение индекса таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию товаров и оформленных в режиме для внутреннего потребления, по тем товарным позициям, по которым установлены стоимостные профили риска. Как следствие идет и увеличение общей суммы взимаемых таможенных платежей.  Меньше стало нарушений, связанных с недостоверным заявлением кодов товаров, с целью ухода в иную, менее налогооблагаемую товарную позицию.

     Основные  проблемы, связанные с применением  СУР, следующие:

     1. Глобальные, общесистемные.

     - не завершена работа по переизданию актов ФТС России, РТУ и        таможен, предусматривающих применение форм таможенного контроля и иных мер по минимизации рисков, в форме профилей риска;

     - не подготовлены и не разрабатываются целевые методики      выявления рисков;

     - не налажен достаточный уровень взаимодействия между подразделениями ФТС России при рассмотрении проектов профилей риска;

     - не выполнены своевременно мероприятия,  касающиеся информационно-технической составляющей;

     - не завершена работа по оснащению  таможенных постов программным  обеспечением, необходимым для выявления  рисков, а также таможен и РТУ  программным средством формирования  и направления в ФТС России  проектов профилей риска.

     Здесь можно добавить, что в будущем планируется создание оперативного центра, куда по каналам электронной связь будет передаваться вся информация о товарах. В центре она будет анализироваться, обрабатываться а подготовленные на ее основе рекомендации и профили риска в кратчайшие сроки будут передаваться во все таможенные органы. Однако проект этот чрезвычайно дорогостоящий, на создание подобного центра в США, к примеру, было затрачено около 20 миллионов долларов.

     2. Проблемы непосредственного применения  СУР при таможенном контроле товаров, оформляемых в режиме для внутреннего потребления

     Данные  проблемы вытекают из общесистемных  недостатков и их решения станет возможным только после того, как эти недостатки будут устранены в их глобальном виде.

     И основная проблема в недостаточном информационно-техническом оснащении таможенных органов.

     В связи с тем, в настоящее время деятельность по минимизации рисков строится путем издания профилей рисков в виде нормативных правовых актов ФТС России, то есть профили риска доводятся до таможенных органов в бумажном виде, то возникают определенные трудности, связанные за контролем над всеми областями и индикаторами рисков.

     Как уже отмечалось профилей рисков издано уже более 150. Издаются они, как тоже уже говорилось, в виде писем и  приказов ФТС с грифом «для служебного пользования». То есть все эти документы хранятся в отдельной папке и в опечатанном сейфе. Копии с них делать нельзя, можно только, с разрешения начальника таможенного поста, либо лица его замещающего, посмотреть. Таким образом, должностным лицам таможенного поста, ответственным за проведение документального контроля нужно либо помнить все индикаторы всех профилей рисков, либо делать себе какую-то «шпаргалку», где будут записаны все ключевые параметры  действующих профилей. Кроме этого часть профилей заканчивают срок действия, часть отменяются, другие наоборот продляются и все это надо отследить, не забыть. Программно профили риска выявляются не все, так как некоторые профили риска не подлежат формализации, а некоторые просто не формализовывались, а электронных образов профилей рисков пока нет. Тут следует отметить, что отдел по применению системы управления рисками Московской восточной таможни регулярно доводит до таможенных постов таблицу, в которой в кратком виде отражена вся информация по всем изданным профилям рисков. Это несколько облегчает задачу контроля. Но, тем не менее, вероятность что-то проглядеть и не среагировать, остается.

     На  практике применение СУР выглядит следующим образом:

     1. Инспектор, с соблюдением всех  установленных требований, регистрирует ГТД и присваивает ей номер.

     2. Сверяет с таблицей-«шпаргалкой»  данные, содержащиеся в ГТД с  индикаторами профилей рисков  на предмет их выявления. 

     3. Если что-то срабатывает, то  идет к начальнику таможенного  поста, берет папку с документами «ДСП», поднимает контрольный приказ и принимает все установленные им меры по минимизации рисков.

     4. Если профили риска не сработали,  что выполняет дальнейшие действия, предусмотренные инструкцией о действиях должностных лицах таможенных органов при декларировании и выпуске товаров.

     На  наш взгляд все это как-то архаично.

     Кроме этой проблемы существует еще и другая проблема, связанная с тем, что  если индикатор риска сработал, то установленные меры по минимизации риска применяется каждый раз в обязательном порядке, независимо от того, что в отношении данного товара, данной фирмы эти меры уже применялись неоднократно. К примеру, в свое время действовал профиль риска № 11/260804/00012, который был направлен на контроль за ввозимыми товарами, если разница между весом брутто и нетто составляет  более 20 %. В качестве меры по минимизации риска было предусмотрено проведение таможенного досмотра в объеме 50% с выборочным вскрытием грузовых мест и с выборочным взвешиванем. Одна известная и добросовестная фирма, занимающаяся поставками и изготовлением картофельных чипсов, принимала в неделю до 40 транспортных средств с данным товаром. А в связи с тем, что товар легковесный, а упаковки у него много, то разница в весе брутто/нетто приводила с срабатыванию указанного риска. И таможенный орган был вынужден досматривать каждое транспортное средство, что приводило к неоправданным задержкам и как следствие необоснованным материальным потерям со стороны участника ВЭД. Тем более, что данный товар в свое время неоднократно досматривался с полным пересчетом и взвешиванием.

     Еще на расширенном заседании коллегии ФТС, в конце февраля 2005 года, Герман Греф13, называя внедрение в практику системы управления рисками, ключевой задачей, подчеркнул, что профили риска не должны применяться бездумно. В качестве примера министр привел конфликтную ситуацию в Санкт-Петербурге, где стопроцентному досмотру с фотографированием товаров была подвергнута партия комплектующих для стиральных машин, которая ввозил ась крупной западной компанией с мировым именем. «По формальным признакам продукция попала в один из профилей риска. Между тем, речь шла о предприятии, которое использует импортные комплектующие исключительно для сборки в готовое изделие, имеет производственную базу в России, налаженную систему бухгалтерского учета. В результате мы получили вполне обоснованную жалобу от этого участника ВЭД, причем в интересном виде: вместе с письмом ФТС для служебного пользования. Такой формальный подход к реализации перспективной технологии недопустим», - отметил министр.

     Иными словами, необходимо дифференцировать применения форм таможенного контроля, предусмотренных мерами по минимизации рисков по субъектам внешнеторговой деятельности и категориям товаров. 

       2.2.3. Электронное декларирование. Информационные технологии

     Основные  документы, регулирующие вопросы, связанные  с электронным декларированием товаров и транспортных средств:

     1. Федеральный Закон РФ от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи".

     2. Приказ ГТК России от 29 июля 2002 г. N 801 "Об организации эксперимента по декларированию в электронной форме в приволжском и центральном таможенных управлениях".

     3. Приказ ГТК России от 30 марта 2004 г. N 395 "Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме".

     4. Приказ ГТК России от 27 мая 2004 г. N 619 "Об проведении организационно-технических мероприятий по внедрению электронной формы декларирования".

     5. Приказ ФТС России от 31 января 2005 г. N 64 "О решении коллегии ФТС России от 17.12.2004 "О программе развития и внедрения в таможенных органах Российской Федерации электронной формы декларирования товаров и транспортных средств".

     27 августа 2003 года председателем ГТК России Михаилом Ваниным от имени Российской Федерации и директором Всемирного банка по России Джулиан Швайцер было подписано Соглашение о выделении кредита в 140 млн. долларов для финансирования проекта «Модернизация информационной системы таможенных органов». Средства Международного банка реконструкции и развития (МБРР) помогут оснастить российскую таможенную службу самыми передовыми технологиями и техническими средствами, что обеспечит ускорение и  упрощение процедур таможенного оформления, совершенствование таможенного контроля, создаст более благоприятные условия на рынке для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности.

     Кроме того, современная техника и прогрессивные  технологии формализуют таможенные процессы и  повысят их «прозрачность», а это позволит более эффективно бороться с коррупцией и такими правонарушениями, как занижение таможенной стоимости и недоставка товаров, а, следовательно, полнее собирать таможенные налоги. Модернизация информационной системы таможенных органов – важный шаг интеграции в мировое экономическое сообщество, пролог к вступлению России в ВТО.

Информация о работе Совершенствование таможенного контроля