Совершенствование таможенного контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2011 в 13:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – определение дальнейших путей по совершенствованию существующих форм таможенного контроля, анализ перспективных направлений развития.

Предмет изучения – товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с внешнеэкономическими, торговыми контрактами и оформляемых в режиме выпуска для внутреннего потребления.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….. 4

1. Порядок таможенного оформления и таможенного контроля …………….. 7

1.1. Основные понятия и определения………………………………………….. 7

1.2. Принципы проведения таможенного контроля………………………….. 11

1.3. Формы таможенного контроля……………………………………………. 13
1.3.1. Проверка документов и сведений……………………………………….. 15
1.3.2. Устный опрос……………………………………………………………… 16
1.3.3. Получение пояснений…………………………………………………….. 16
1.3.4. Таможенное наблюдение…………………………………………………. 17
1.3.5. Таможенный осмотр товаров и транспортных средств………………… 17

1.3.6. Таможенный досмотр товаров и транспортных средств……………….. 18

1.3.7. Личный досмотр…………………………………………………………... 20

1.3.8. Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на

них идентификационных знаков…………………………………………. 20

1.3.9. Осмотр помещений и территорий……………………………………….. 21
1.3.10. Таможенная ревизия…………………………………………………….. 22
1.4. Основные положения, относящиеся к таможенному оформлению……... 23

1.4.1. Декларирование товаров…………………………………………………. 26

1.4.2. Упрощенные процедуры таможенного оформления…………………… 27

2.Совершенствование таможенного контроля………………………………… 30

2.1. Целевая программа развития таможенной службы

Российской Федерации на 2004 - 2008 годы……………………………… 30

2.2. Совершенствование таможенного контроля товаров, помещаемых

под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления……….. 36

2.2.1. Специальные упрощенные таможенные процедуры…………………… 38

2.2. Система управления рисками……………………………………………. 49

2.2.3. Электронное декларирование. Информационные технологии………… 66

Заключение………………………………………………………………………. 80

Список использованных источников…………………………………………... 83

Файлы: 1 файл

электронное декларирование№10.doc

— 388.50 Кб (Скачать)

             1.3.4. Таможенное наблюдение

     Как определено в статье 370 ТК РФ «Таможенное наблюдение - гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, непосредственное или опосредованное (с применением технических средств) визуальное наблюдение уполномоченными должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций».

     Эта форма таможенного контроля не так  часто применяется в местах доставки и таможенного оформления, но в пунктах пропуска на границе и в местах въезда внутри страны она применяется постоянно и в большинстве случаев является основой для принятия решения о проведении других, более углубленных, форм контроля. 

           1.3.5.  Таможенный осмотр товаров и транспортных средств

     Таможенный  осмотр товаров и транспортных средств (ст. 371 ТК РФ) - форма таможенного  контроля, при котором должностными лицами таможенного органа проводится лишь  внешний визуальный осмотр объекта контроля. При этом, если объект контроля размещен в зоне таможенного контроля, то осмотр может проводиться в отсутствие лиц, обладающих полномочиями в их отношении. Акт таможенного осмотра может составляться или нет в зависимости от результата осмотра и желания лица, обладающего полномочиями в отношении объекта контроля.

        В местах доставки товаров  и транспортных средств таможенный  осмотр проводится должностными лицами, уполномоченными на проведение досмотровых операций, каждого транспортного средства поступающего в зону ответственности данного таможенного органа. Проверяется условия соблюдения процедуры внутреннего таможенного транзита – целостность грузового отсека транспортного средства, средств таможенной идентификации. Акт осмотра при этом не составляется, а вносятся лишь соответствующие отметки в бланк «Подтверждения о прибытии транспортного средства».

     Но, если таможенный осмотр необходимо провести в соответствии с мерами по минимизации  риска, доведенного до таможенного  органа в бумажном виде, то его результаты, оформляются актом таможенного осмотра, форма которого установлена Приказом ГТК от 20.10.03 № 11664                (приложение 2).

     Например: Письмом ФТС от 18.04.05 № 01-06/12064 до таможенных органов доведен профиль риска № 11/180405/00125. Областью риска является возможность заявления недостоверных сведений о товарах и транспортных средствах путем представления при таможенном оформлении недействительных документов, подмены документов или их подделки в целях уменьшения величины причитающихся к уплате таможенных платежей. Среди мер, по минимизации риска, предусмотренных к проведению в местах доставки и таможенного оформления товара, есть и таможенный осмотр, который проводится должностными лицами досмотровых подразделений во время завершения процедуры ВТТ и направлен на проверку целостности средств таможенной идентификации и грузового отсека транспортного средства. 

          1.3.6. Таможенный досмотр товаров и транспортных средств

     Таможенный  досмотр – самая распространенная и, на мой взгляд, самая эффективная форма таможенного контроля.  Именно досмотр позволяет решать одну из главных задач таможенных органов - задачу борьбы с контрабандой и незаконным перемещением товаров, через таможенную границу страны.

     Статья 372 Таможенного кодекса определяет порядок применения этой формы таможенного контроля. Кратко основные положения:

     Таможенного досмотр – процедура, направленная на идентификацию (проверку) товаров  и транспортных средств и проводиться  должностными лицами таможенных органов  в присутствии, как правило, владельца груза (его законного представителя) и сотрудника СВХ в зоне таможенного контроля которого, проводится досмотр. Кроме них, также может присутствовать и представитель перевозчика (водитель транспортного средства). Несмотря на то, что обязательность присутствия при досмотре указанных лиц, определяется отдельно, в любом случае, таможенный досмотр не может проводиться вообще без участия свидетелей. Кодексом определены случаи, когда таможенный орган может проводить таможенный досмотр товаров и транспортных средств в отсутствие лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, но в этих случаях, таможенный досмотр проводится в присутствии понятых.

     В местах доставки и таможенного оформления товаров досмотр проводится после регистрации грузовой таможенной декларации, хотя в отдельных случаях допускается проведение таможенного досмотра и до подачи грузовой таможенной декларации (ГТД).

     По  результатам таможенного досмотра составляется акт в двух экземплярах. Форма акта установлена Приказом ГТК от 20.10.03 № 1166 (приложение 2). В нем, кроме самих результатов, указываются и все сведения о причинах досмотра, должностных и присутствующих лицах, где проводился, когда, какие технические средства при этом использовались и др.

     Второй  экземпляр акта вручается лицу, обладающему  полномочиями в отношении товаров, либо его представителю. 

               1.3.7.  Личный досмотр

     В статье 373 ТК РФ личный досмотр определен  как исключительная форма таможенного  контроля. Действительно, личный досмотр – это особая форма таможенного контроля, проведение которой связано с вторжением в сферу личных прав и свобод граждан, поэтому каждое ее проведение требует решения начальника таможенного органа (заместителя), причем в письменной форме. При этом должны быть основания предполагать, что физическое лицо, следующее через Государственную границу Российской Федерации, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации и вывозу с этой территории или перемещаемые с нарушением установленного порядка.

     Личный  досмотр как форма таможенного  контроля применяется, в основном, в пунктах пропуска физических лиц через таможенную границу в аэропортах, речных и морских портах, на пограничных переходах. В местах доставки товаров и транспортных средств внутри таможенной территории данная процедура не применяется. 

      1. Проверка  маркировки товаров  специальными       

                   марками, наличия на них идентификационных знаков

     Статья 374 ТК РФ закрепляет данную форму таможенного контроля, которая заключается в проверке наличия на товарах или их упаковке специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров, используемых для подтверждения легальности их ввоза на таможенную территорию Российской Федерации. Отсутствие указанных способов обозначения товаров рассматривается как подтверждение факта ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации без производства таможенного оформления и выпуска товаров. Примером такого рода товаров могут являться подакцизные, маркируемые товары, в частности алкогольная продукция, с содержанием этилового спирта свыше 9% и сигареты.

     Вообще, данная форма таможенного контроля является специфической и узконаправленной, не уверен, что ее стоило выделять в отдельный вид. Вполне возможно было  проводить ее в рамках таможенного досмотра.

                           1.3.9. Осмотр помещений и территорий

     Осмотр  помещений и территорий - форма  таможенного контроля, которая проводится с целью подтверждения наличия товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, на складах временного хранения, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли, а также у лиц, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных процедур или таможенных режимов (ст.375 ТК РФ).

     Осмотр  проводится на основании предписания, выданного начальником таможенного  органа в минимальный период времени, необходимый для его проведения, и не может продолжаться более одного дня. По его результатам составляется акт по форме, утвержденной Приказом ГТК от 16.09.03 № 10235 (приложение 3). Второй экземпляр указанного акта вручается лицу, чьи помещения или территории осматривались.

     Указанная форма таможенного контроля довольно часто используется при осуществлении выборочных проверок за деятельностью подконтрольных складов временного контроля, а также в тех случаях, когда товар выпущен условно и должен находится у ответственного лица до исполнения им определенных обязательств.

                               1.3.10. Таможенная ревизия

     Таможенная  ревизия – проверка, в отношении  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, путем сопоставления этих сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и другой информацией.

     Таможенная  ревизия проводится в общей и  специальной формах.

     Общая таможенная ревизия – простая  форма проверки, которая проводиться таможенными органами у декларантов, получателей товаров или контрактодержателей, по решению начальника таможенного органа.

     Проверка  не может продолжаться более трех рабочих дней и не должна препятствовать осуществлению производственной или  коммерческой деятельности проверяемого лица.

     Повторное проведение общей таможенной ревизии  в отношении одних и тех  же товаров не допускается.

     Специальная таможенная ревизия – это более  углубленная и тщательная проверка не только вышеозначенных лиц, но и  таможенных брокеров и перевозчиков, владельцев СВХ и ТС, а также у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами. Проведение специальной таможенной ревизии назначается как минимум начальником таможни. Решение оформляется в письменной форме и перед началом вручается лицу, у которого будет проводиться ревизия.  Срок проведения до 3-х месяцев с решения вышестоящего таможенного органа. Повторное ее проведение у одного и того же лица в отношении одних и тех же товаров не допускается.

     По  результатам проведения таможенной ревизии составляется акт по форме, утвержденной Приказом ГТК от 16.09.03 № 1023 (приложение 4), второй экземпляр которого подлежит вручению лицу, у которого проводилась ревизия.

     Порядок проведения ревизии, права должностных  лиц таможенных органов их действия в случае обнаружения признаков преступления или административного правонарушения в области таможенного дела, наложение ареста на товары или изъятие товаров при проведении специальной таможенной ревизии подробно определены в статье 376 ТК РФ. 

                             1.4. Основные положения, относящиеся

                                        к таможенному оформлению

     Порядок производства таможенного оформления определяется Таможенным Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним правовыми актами ФТС и устанавливается в зависимости от видов товаров, перемещаемых через таможенную границу, вида транспорта, используемого для такого перемещения либо категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства.

     Действующий Таможенный кодекс не дает определение понятию «таможенное оформление», в старом Кодексе в статье 18 таможенное оформление определяется как процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима в соответствии с требованиями и положениями настоящего Кодекса.

     Но  если взять за основу положения статьи 60 ТК РФ - начало и завершение таможенного оформления действующего Кодекса, то получится следующее определение понятия «таможенное оформление» (для ввозимых товаров):

     Таможенное  оформление – процедура, начинающаяся с момента представления таможенному органу предварительной таможенной декларации, либо документов и сведений, обязательных к представлению при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации (в зависимости от того, какое действие совершается ранее), а в некоторых случаях - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление и завершающаяся совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с настоящим Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.

     Исходя из приведенной формулировки, получается, что таможенное оформление товара начинается уже с момента, когда перевозчик представил документы в пункте пропуска, а заканчивается выполнением каких-то операций необходимых «для помещения товаров под таможенный режим или… для  исчисления и взимания таможенных платежей». То есть, получается, что уже непосредственно сам процесс выпуска товара в соответствии с выбранным таможенным режимом - с проверкой ГТД, списанием денежных средств и т.д. не является процессом таможенного оформления.

     При производстве таможенного оформления заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для таможенного оформления. Документы могут представляться в виде оригиналов либо копий, заверенных соответствующим образом, а также и в форме электронных документов.

Информация о работе Совершенствование таможенного контроля