Совершенствование таможенного контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2011 в 13:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – определение дальнейших путей по совершенствованию существующих форм таможенного контроля, анализ перспективных направлений развития.

Предмет изучения – товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с внешнеэкономическими, торговыми контрактами и оформляемых в режиме выпуска для внутреннего потребления.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….. 4

1. Порядок таможенного оформления и таможенного контроля …………….. 7

1.1. Основные понятия и определения………………………………………….. 7

1.2. Принципы проведения таможенного контроля………………………….. 11

1.3. Формы таможенного контроля……………………………………………. 13
1.3.1. Проверка документов и сведений……………………………………….. 15
1.3.2. Устный опрос……………………………………………………………… 16
1.3.3. Получение пояснений…………………………………………………….. 16
1.3.4. Таможенное наблюдение…………………………………………………. 17
1.3.5. Таможенный осмотр товаров и транспортных средств………………… 17

1.3.6. Таможенный досмотр товаров и транспортных средств……………….. 18

1.3.7. Личный досмотр…………………………………………………………... 20

1.3.8. Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на

них идентификационных знаков…………………………………………. 20

1.3.9. Осмотр помещений и территорий……………………………………….. 21
1.3.10. Таможенная ревизия…………………………………………………….. 22
1.4. Основные положения, относящиеся к таможенному оформлению……... 23

1.4.1. Декларирование товаров…………………………………………………. 26

1.4.2. Упрощенные процедуры таможенного оформления…………………… 27

2.Совершенствование таможенного контроля………………………………… 30

2.1. Целевая программа развития таможенной службы

Российской Федерации на 2004 - 2008 годы……………………………… 30

2.2. Совершенствование таможенного контроля товаров, помещаемых

под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления……….. 36

2.2.1. Специальные упрощенные таможенные процедуры…………………… 38

2.2. Система управления рисками……………………………………………. 49

2.2.3. Электронное декларирование. Информационные технологии………… 66

Заключение………………………………………………………………………. 80

Список использованных источников…………………………………………... 83

Файлы: 1 файл

электронное декларирование№10.doc

— 388.50 Кб (Скачать)

             2.2.1. Специальные упрощенные таможенные процедуры

     Проблема  упрощения таможенных процедур существует столько, сколько существует таможня. Несколько лет назад эту проблему пытались решить с помощью так называемых «белых» списков импортеров. Но это не намного облегчило положение.

     Новый кодекс вывел ситуацию из тупика. Его положения, касающиеся  упрощенных таможенных процедур, - это, несомненно, прогрессивный шаг российского законодательства навстречу интересам рыночного развития отечественной экономики и правилам Всемирной торговой организации.

     Но  до недавнего момента 68 статья Таможенного кодекса практически не применялась, лишь с вступлением в силу с конца марта приказа Минэкономразвития № 9 (от 27 января 2005 года) ситуация сдвинулась с мертвой точки.

     Приказ  Минэкономразвития №9 определяет три  основополагающие вещи, которые позволяют ФТС России устанавливать специальные упрощенные процедуры в соответствии со статьей 68 Таможенного кодекса РФ. В приказе дан перечень таких процедур, определены необходимые документы и сведения, которые должны представить лица, претендующие на установление упрощенных процедур, а также определен порядок ведения системы учета коммерческой документации, обязательной в случае применения специальных упрощенных процедур.

     Для получения разрешения на применение специальных упрощенных процедур должны быть соблюдены следующие обязательные условия:

     1. Заявителем должно быть лицо, которое осуществляет ввоз товаров на таможенную территорию РФ и, исходя из требований законодательства, имеет право выступать в качестве декларанта.

     2. Заявитель должен иметь трехлетний стаж внешнеэкономической деятельности на российском рынке.

     Следует отметить, что если организация в течение трех лет поменяла юридическое лицо (т.е. была реорганизована), то она, также, не может рассчитывать применение норм статьи 68 ТК РФ. Согласно букве закона придется подождать, пока не пройдут три года времени регистрации нового юридического лица.

     3. Организация на момент подачи заявления установлении специальных упрощенных процедур не должна иметь вступивших в силу и неисполненных постановлений по ряду статей кодекса об административных правонарушениях, связанных с недекларированием, недостоверным декларированием, непредставлением отчетности для таможенных органов, недоставкой товаров, и не должна считаться подвергнутой административному наказанию по тем же статьям, т.е. что должен пройти, как минимум, год после того, как организация исполнила постановление.

     4. Организация должна дать обязательство о ведении системы учета коммерческой документации в соответствии с теми требованиями, которые содержатся в приказе Минэкономразвития.

     Рассмотрим  перечень упрощенных процедур.

     Приказ  Минэкономразвития предусматривает четыре процедуры, которые могут быть установлены в соответствии со статьей 68 ТК РФ.

     Первая - это временное хранение товаров, находящихся под таможенным контролем на складе заявителя. Можно предположить, что это будет наиболее востребованная процедура, которая позволит исключить расходы, связанные с хранением товаров на СВХ.

     Вторая  процедура позволяет осуществлять выпуск товаров до подачи таможенной декларации. Смысл ее состоит в том, что таможня выпускает товары до момента их декларирования. Выпуск осуществляется на основании представленных документов, позволяющих идентифицировать товар. Это могут быть коммерческие, транспортные документы, спецификации.

     Выпуск  товаров до подачи таможенной декларации может осуществляться как при уплате платежей, так и при условии обеспечения их уплаты. Необходимо только принимать во внимание, что если платежи не уплачены, то товар не может попасть в экономический оборот. Предоставление обеспечения уплаты таможенных платежей не меняет иностранный статус товара, и он не может быть использован на российском рынке.

     Третья - это предварительное декларирование с подачей неполной или неполной периодической таможенной декларации. Здесь находят применение сразу три статьи Таможенного кодекса: статья 130 - предварительное декларирование, статья 135 - неполное декларирование и статья 136 - периодическое декларирование.

     Суть  данной процедуры заключается в возможности задекларировать товар до его фактического ввоза на территорию РФ, либо до завершения внутреннего таможенного транзита.

     Если на момент подачи предварительной декларации нет тех документов, которые появляются только после фактического ввоза товаров, то эта декларация по своему статусу будет неполной. При этом возникает возможность в одной такой декларации заявить все товары, которые вы будете ввозить по одному контракту от одного отправителя в течение определенного периода. Этот период составляет 15 дней со дня подачи предварительной декларации.

     Таким образом, появляется возможность свести к минимуму затраты на заполнение ГТД и сэкономить на сборах за таможенное оформление.

     Четвертая процедура также связана с  периодическим декларированием.   Речь   идет  о возможности   декларировать товары,  находящиеся  под таможенным контролем на складе заявителя с подачей периодической  декларации.  Суть данной процедуры  состоит в том, что, имеется возможность, в течение 15 дней со дня завершения внутреннего таможенного транзита в отношении  первой  партии  ввезенных товаров каждый день ввозить  товары   по  тому  же контракту и хранить их на своем  складе. При этом, для таможенного оформления подается одна периодическая таможенная декларация. Преимущества те же самые: одна декларация вместо нескольких и экономия таможенных сборов за таможенное оформление. Это особенно актуально для тех, кто осуществляет крупные поставки.

     Заявление об установлении специальных упрощенных процедур может быть подано либо в ФТС, либо в региональное таможенное управление. Подать заявление в РТУ возможно, если организация планирует применять упрощенные процедуры в зоне деятельности одного регионального управления, но в любом случае для установления специальных упрощенных процедур необходимо издание распоряжения ФТС.

     То, есть получается, что если заявление подано в региональное управление, то оно после проверки на предмет соответствия установленным требованиям, полноте сведений, которые требует приказ Минэкономразвития, вместе с заключением РТУ по данной организации передается в ФТС, как для издания распоряжения с положительным решением, так и для отказа в установлении специальных таможенных процедур. Поэтому, очевидно, что для ускорения процесса лучше подавать документы непосредственно в ФТС.

     Для осуществление мер по реализации приказа Минэкономразвития с целью координации действий ФТС, региональных управлений и таможен издано распоряжение ФТС № 110-р от 28 марта 2005 года12. В нем определен порядок действий региональных управлений и ФТС при проверке поступающих заявлений, подготовке распоряжений, направлении отказов.

     Заявление об установлении специальных упрощенных процедур должно содержать следующие сведения:

     1. О заявителе: наименование организации, адрес, ИНН и другие сведения, позволяющих идентифицировать заявителя.

     2. О его внешнеэкономической деятельности: год, с которого заявитель её осуществляет, количество внешнеторговых договоров, регулярность перемещения товаров и таможенные органы в которых производилось оформление в течение последних трех лет, цели ввоза.

     3. О ранее установленных для  Заявителя специальных упрощенных  процедурах.

     4. О запрашиваемых специальных  процедурах.

     5. О таможенном органе, в котором Заявитель планирует применять упрощенные таможенные процедуры.

     6. Если запрашиваются процедуры связанные с временным хранением товаров, то необходимо сообщить сведения о помещениях, площадках, производственных территориях, которыми владеет организация и где планирует хранить товары.

     К заявлению на установление специальных упрощенных процедур должны быть приложены документы, которые бы однозначно подтверждали все, указанные в заявлении сведения. А для установления процедуры, связанной с временным хранением товара нужно, чтобы заявитель подтвердил свое право владения складскими помещениями либо земельным участком, если товары будут складироваться на открытой площадке с приложением плана складского помещения либо открытой площадки с указанием на ней места, где планируется хранить товары, находящиеся под таможенным контролем. Кроме этого прикладывается обязательство о ведении систему учета коммерческой документации согласно определенному порядку.

     Заявление подписывается руководителем организации и главным бухгалтером и заверено печатью в том случае, если организация обязана иметь печать.

     Заявления рассматриваются в строго обозначенный срок - 30 дней со дня регистрации поступившего заявления. Продление этого срока не предусмотрено.

     Если  решение об установлении специальных упрощенных процедур принято, то в 3-дневный срок после издания соответствующего распоряжения ФТС должна направить заявителю копию этого распоряжения.

     В случае, если решение об установлении упрощенных процедур, не принято, то ФТС направляет заявителю мотивированный отказ с указанием исчерпывающего перечня причин, по которым ему отказано. Для этого могут быть следующие причины:

     - заявитель не отвечает требованиям, установленным пунктом 1 статьи 68 ТК РФ;

     - в 30-дневный срок, установленный для рассмотрения заявления, не представлены документы и сведения, предусмотренные приказом;

     - из представленных документов вытекает, что заявитель не может исполнить обязанности, установленные ТК РФ, нормативными актами в области таможенного дела, не может соблюсти условия применения процедур, которые он запрашивает.

     Распоряжения  об установлении специальных упрощенных процедур издаются либо бессрочно, либо на определенный срок.

     Применение специальных упрощенных процедур может быть отменено путем издание соответствующего распоряжения ФТС в следующих случаях:

     - по желанию заявителя;

     - заявитель не соблюдает порядок ведения системы учета коммерческой документации, либо система учета содержит недостоверные сведения;

     - заявитель не обеспечивает доступ к системе учета должностных лиц таможенного органа;

     - заявитель подвергнут административному наказанию по тем статьям КоАП, которые упомянуты в статье 68 ТК РФ.

     ФТС обязана ежеквартально представлять в Минэкономразвития отчетность о рассмотренных заявлениях, установленных специальных упрощенных процедурах, отказах и причинах таких решений. На основании этой отчетности Минэкономразвития будет отслеживать, как приказ применяется на практике.

     Преимущества  применения упрощенных процедур.

     Основное  преимущество при использовании  упрощенных процедур, как уже отмечалось выше, это возможность свести к минимуму затраты на заполнение ГТД и сэкономить на сборах за таможенное оформление. Кроме этого и существенная экономия времени.

     В выигрыше и таможенные органы. Таможенное оформление товаров в режиме для внутреннего потребления с применением упрощенного порядка дает возможность уменьшить временные затраты при проверке таможенных деклараций. Вместо проверки нескольких ГТД, необходимо проверить одну, а освободившиеся людские и временные ресурсы можно с большей эффективностью использовать для таможенного контроля за другими товарами.

     Недостатков, к сожалению, гораздо больше.

     Все они вызваны, на мой взгляд, тем, что  государственные органы, давая определенную свободу участнику ВЭД, тем не менее, стараются сохранить отдельные, а точнее все, рычаги давления и управления им, дабы не потерять контроль над участником ВЭД.

     Устанавливаем упрощенные процедуры, но тут же создаем  довольно сложный и в некоторых моментах дискриминационный порядок получения разрешения на их использование.

     В статье «Упрощенные процедуры: дорога снова открыта», опубликованной в журнале «Таможня» №7 за 2005 год, заместитель начальника отдела перспективных технологий ГУОТК ФТС Марина Искоскова говорит, что «для добросовестных участников ВЭД такой механизм несложен. Ожидается, что за упрощенными процедурами пойдут в основном хорошо известные участники ВЭД, которые имеют определенную репутацию в таможне». В таком случае непонятно, для чего «хорошо известным участникам ВЭД, имеющим определенную репутацию в таможне», вновь доказывать свою добропорядочность и лояльность, предоставляя огромный пакет документов и ожидая месяц пока их «известность и репутация» не подтвердится?

Информация о работе Совершенствование таможенного контроля