Совершенствование таможенного контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2011 в 13:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – определение дальнейших путей по совершенствованию существующих форм таможенного контроля, анализ перспективных направлений развития.

Предмет изучения – товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с внешнеэкономическими, торговыми контрактами и оформляемых в режиме выпуска для внутреннего потребления.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….. 4

1. Порядок таможенного оформления и таможенного контроля …………….. 7

1.1. Основные понятия и определения………………………………………….. 7

1.2. Принципы проведения таможенного контроля………………………….. 11

1.3. Формы таможенного контроля……………………………………………. 13
1.3.1. Проверка документов и сведений……………………………………….. 15
1.3.2. Устный опрос……………………………………………………………… 16
1.3.3. Получение пояснений…………………………………………………….. 16
1.3.4. Таможенное наблюдение…………………………………………………. 17
1.3.5. Таможенный осмотр товаров и транспортных средств………………… 17

1.3.6. Таможенный досмотр товаров и транспортных средств……………….. 18

1.3.7. Личный досмотр…………………………………………………………... 20

1.3.8. Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на

них идентификационных знаков…………………………………………. 20

1.3.9. Осмотр помещений и территорий……………………………………….. 21
1.3.10. Таможенная ревизия…………………………………………………….. 22
1.4. Основные положения, относящиеся к таможенному оформлению……... 23

1.4.1. Декларирование товаров…………………………………………………. 26

1.4.2. Упрощенные процедуры таможенного оформления…………………… 27

2.Совершенствование таможенного контроля………………………………… 30

2.1. Целевая программа развития таможенной службы

Российской Федерации на 2004 - 2008 годы……………………………… 30

2.2. Совершенствование таможенного контроля товаров, помещаемых

под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления……….. 36

2.2.1. Специальные упрощенные таможенные процедуры…………………… 38

2.2. Система управления рисками……………………………………………. 49

2.2.3. Электронное декларирование. Информационные технологии………… 66

Заключение………………………………………………………………………. 80

Список использованных источников…………………………………………... 83

Файлы: 1 файл

электронное декларирование№10.doc

— 388.50 Кб (Скачать)

     Даже, если предположить, что участник ВЭД, производящий таможенное оформление, допустим, с применением процедуры периодического предварительного декларирования и оплативший, одновременно с подачей ГТД на первую партию товара все причитающиеся таможенные платежи и предоставивший все требующиеся разрешительные документы, как это установлено процедурой, вдруг «исчезнет», то какой ущерб он нанесет интересам государства? Правильно, никакого. Тем более что, как это опять же установлено приказом, периодическая предварительная декларация просто будет считаться неподанной.

     Применение упрощенных процедур временного хранения товаров на складе заявителя и выпуска товаров до подачи таможенной декларации, также возможно лишь в случае, либо уплаты таможенных платежей, либо их обеспечением, что по сути своей одно и то же.

     Одним словом, такая сложная процедура  получения разрешения абсолютно ничем не оправдана. Тем более что, например процедура временного хранения товаров на складе заявителя применялась и ранее, только называлась иначе – ответственное хранение. И для ее применения требовалось разрешения начальника таможни. Опять же режим временного ввоза, также связан с определенными условиями при его применении, также предполагает полное частичное освобождение от таможенных платежей, контроль за его использованием и другие условности, тем не менее, разрешение на его применение дает начальник таможенного органа, осуществляющего таможенное оформление.

     Кроме этого, положения приказа дискриминируют многих, особенно иностранные компании, не позволяя им воспользоваться предусмотренными данной статьей специальными упрощенными процедурами таможенного оформления, если они работают на российском рынке менее трех лет.

     Из-за данного ограничения известные компании, начинающие работать на нашем рынке и имеющие за плечами успешный многолетний опыт внешнеэкономической деятельности в других странах, не могут воспользоваться преимуществами, установленными 68-й статьей. В аналогичную ситуацию попадают и давно работающие в России организации, если их статус в течение последних трех лет претерпел формальные изменения, например, вследствие перерегистрации. Такой критерий отбора представляется недостаточно обоснованным, к тому же, он создает препятствие для необходимого стране ускорения экономического развития, не отвечают ни интересам бизнеса, который стремится прийти на российский рынок, ни государственным и деловым интересам.  Кажется, что без ущерба для контрольных функций государства «испытательный срок» по 68-й статье мог бы быть законодательно сокращен до одного года. На наш взгляд этого времени достаточно, чтобы заинтересованная компания могла продемонстрировать «серьезность намерений», а таможенный орган убедиться в добросовестности и профессиональной пригодности участника ВЭД.

     Еще один вопрос, который никак не урегулирован, это вопрос об обеспечении уплаты таможенных платежей в отношении компаний, работающих по 68-й статье. Приказом этот вопрос не установлен, а по законодательству решение о внесении обеспечения находится в компетенции начальника таможни. Учитывая тот факт, что деятельность компаний, работающих по упрощенным процедурам, достаточно прозрачна для таможни, логичнее было бы исходить из принципа презумпции невиновности, другими словами, не требовать обеспечения уплаты таможенных платежей.

     Все это, в купе с высокой централизации принятия решений по данному вопросу ограничивает возможности работы с 68-й статьей. Накопленный опыт работы с новым кодексом еще раз показал, что сам таможенный регулятор не обязательно должен быть упрощенной правовой конструкцией. Он должен быть прост и удобен в применении, но включение в Закон прямой инструкции, видимо, не всегда является приемлемым решением.

     Еще один момент, который представляется важным, это срок, в течение которого действует предварительная декларация. Кодексом он определен в 15 дней. На наш взгляд этот срок мог быть и более длительным. От этого эффективность применения, допустим процедуры предварительного неполного периодического декларирования, была бы ощутимее.

     Пример:

     Известная, зарекомендовавшая себя фирма с  иностранным капиталом, длительное время занимающаяся поставками в  Россию, предположим газированных напитков ежедневно оформляет, в режиме выпуска для внутреннего потребления около 10 транспортных средств с данным товаром. Соответственно при декларировании подается до 10 ГТД (может быть меньше, если есть возможность объединить товарные партии). Таможенные декларации отличаются друг от друга только номерами товаросопроводительных и коммерческих документов. Во всем остальном они абсолютно идентичны. А сколько при этом тратится времени на их составление и оформление?

     Так вот, допустим, что данная фирма заключает  очередной контракт на поставку в  Россию 200 тыс.тонн напитков на 1 млн. долларов по фиксированной цене, в течении 180 дней. Почему бы ей ни разрешить подачу одной предварительной неполной периодической декларации на весь этот контракт? Естественно, что при ее подаче, одновременно с первой партию товара, причитающиеся таможенные платежи должны быть уплачены исходя из всей суммы контракта, и разрешительные документы, также должны быть представлены в полном объеме. В дальнейшем, при поступлении очередных партий товаров, в рамках данного контракта, новая ГТД не оформляется, а представляется дополнительный лист к декларации с данными по новой поставке и товаросопроводительные документы. Должностные лица таможенного органа будут лишь проверять сведения, содержащиеся в документах на товарную партию, на их соответствие условиям контракта, отслеживать стоимостную, весовую квоту и вносить соответствующие изменения в электронную копию ГТД. Преимущества от данной процедуры очевидны – это значительная экономия времени, уменьшение сроков таможенного оформления, экономия людских ресурсов, что, в конечном счете, влияет на эффективность таможенного администрирования в целом.  

             2.2.2. Система управления рисками

     Киотская  Конвенция говорит, что «управление рисками - это основной базисный принцип современных методов таможенного контроля. Этот метод позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая эффективности таможенного контроля, и освобождает большинство участников внешнеэкономической деятельности от излишнего бюрократического контроля. Процедуры, основанные на управлении рисками, позволяют контролировать производство таможенного оформления на участках, где существует наибольший риск, позволяя основной массе товаров и физических лиц сравнительно свободно проходить через таможню».

     В настоящее время система управления рисками (СУР) уже применяется при проведении таможенного контроля. Отлаживается механизм, координируется работа таможенных органов всех уровней, анализируются первые ошибки и неточности. А в целом система работает, и работает довольно эффективно. Разработаны и утверждены уже более 150 профилей риска. Пока еще они доводятся до таможенных органов в бумажном виде. Полагаем, что по мере готовности программных средств и решения материально-технических проблем на смену «бумажным» технологиям придут современные, информационные. 

     Основными нормативными документами, регулирующими вопросы, связанные с системой управления рисками, являются следующие:

     1. Таможенный кодекс, ст.358 «Принципы проведения таможенного контроля».

     2. Приказ ГТК от 26.09.03 №1069 «Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации».

     3. Приказ ГТК от 28.06.04 № 750дсп «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при применении системы управления рисками».

     4. Приказ ГТК от 03.12.04 № 358 «Об особенностях действий должностных лиц отделов таможенного оформления, отделов организации таможенного оформления и таможенного контроля и других структурных подразделений региональных таможенных управлений и таможен, а также таможенных постов при применении системы управления рисками».

     Рассмотрим  основные понятия, порядок применения и использования системы управления рисками, которые определены в Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации (приказ от 26.09.03 № 1069).

     Как следует из этого документа целью СУР определяется создание современной системы таможенного администрирования, обеспечивающей осуществление эффективного таможенного контроля, исходя из принципа выборочности, основанного на оптимальном распределении ресурсов таможенной службы Российской Федерации на наиболее важных и приоритетных направлениях работы таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства Российской Федерации:

     - имеющих устойчивый характер;

     - связанных с уклонением от  уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;

     - подрывающих конкурентоспособность  отечественных товаропроизводителей;

     - затрагивающих другие важные  интересы государства, обеспечение  соблюдения которых возложено на таможенные органы.

     Рассмотрим  основные понятия, применяемые в системе управления рисками.

     Риск - вероятность несоблюдения таможенного  законодательства РФ.

     Анализ  риска - систематическое использование  имеющейся у таможенных органов информации для определения причин и условий возникновения рисков, их идентификации и оценки возможных последствий несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. Риски разделяются на два типа: выявленный и потенциальный. Выявленный риск является фактом, т.е. известным риском, когда нарушение законодательства Российской Федерации уже произошло и таможенные органы имеют информацию о данном факте. Потенциальный риск - это риск который не проявил себя, но условия для его возникновения существуют.

     Товары  риска - товары, перемещаемые через  таможенную границу Российской Федерации и в отношении которых выявлены риски либо существуют потенциальные риски.

     Товары  прикрытия - товары, которые с достаточной  степенью вероятности могут заявляться (декларироваться) вместо товаров риска.

     Объекты анализа:

     - товары, находящиеся под таможенным контролем или выпущенные для свободного обращения на таможенной территории РФ;

     - транспортные средства, используемые  в международных перевозках;

     - сведения, содержащиеся в транспортных, коммерческих и таможенных документах;

     - сведения, содержащиеся в договорах международной купли-продажи или других видах договоров;

     - деятельность лиц, имеющих отношения  к товарам, находящимися под  таможенным контролем; 

     - деятельность таможенных брокеров, владельцев складов временного  хранения и таможенных складов, а также перевозчиков, в том числе таможенных;

     - результаты применения форм таможенного  контроля;

     - таможенные органы.

     Область риска - отдельные сгруппированные  объекты анализа, в отношении которых требуется применение отдельных форм таможенного контроля либо их совокупности, а также повышение эффективности качества таможенного администрирования.

     Индикаторы  риска - определенные критерии с заданными  заранее параметрами, отклонение от которых позволяет осуществлять выбор объекта контроля.

     Оценка  риска - систематическое определение  вероятности возникновения риска и последствий нарушений таможенного законодательства в случае его возникновения.

     Профиль риска - совокупность сведений об области  риска, индикаторов риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации риска. В зависимости от региона применения профиль риска по видам делится на общероссийский, региональный и зональный.

     Управление  риском - систематическая работа по разработке и практической реализации мер по предотвращению и минимизации рисков, оценке эффективности их применения, а также контролю за применением таможенных процедур и таможенных операций, предусматривающая непрерывное обновление, анализ и пересмотр имеющейся у таможенных органов информации.

     Не  будем глубоко внедрятся в  теоретическую составляющую Концепции, лучше рассмотрим действия сотрудников таможенного органа, осуществляющих таможенный контроль товаров в режиме выпуска для внутреннего потребления с применением СУР.

     Как уже было сказано профили рисков доводятся до таможенных органов в бумажном виде, письмами либо приказами ФТС «для служебного пользования». Сам профиль риска представляет собой таблицу, состоящую из четырех разделов (приложение 5):

     1. Реквизиты профиля риска.

     2. Область риска.

     3. Прямые меры по минимизации  риска.

     4. Контактная информация.

     Первый  раздел состоит из следующих граф:

     «Профиль  риска (ПР) №» указывается регистрационный номер профиля риска, которым формируется по определенной схеме.

     «Вид  ПР» - заполняется в зависимости от региона применения и может быть: общероссийским, региональным или зональным.

Информация о работе Совершенствование таможенного контроля