Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2011 в 13:54, курсовая работа
Цель данной работы – определение дальнейших путей по совершенствованию существующих форм таможенного контроля, анализ перспективных направлений развития.
Предмет изучения – товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с внешнеэкономическими, торговыми контрактами и оформляемых в режиме выпуска для внутреннего потребления.
Введение………………………………………………………………………….. 4
1. Порядок таможенного оформления и таможенного контроля …………….. 7
1.1. Основные понятия и определения………………………………………….. 7
1.2. Принципы проведения таможенного контроля………………………….. 11
1.3. Формы таможенного контроля……………………………………………. 13
1.3.1. Проверка документов и сведений……………………………………….. 15
1.3.2. Устный опрос……………………………………………………………… 16
1.3.3. Получение пояснений…………………………………………………….. 16
1.3.4. Таможенное наблюдение…………………………………………………. 17
1.3.5. Таможенный осмотр товаров и транспортных средств………………… 17
1.3.6. Таможенный досмотр товаров и транспортных средств……………….. 18
1.3.7. Личный досмотр…………………………………………………………... 20
1.3.8. Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на
них идентификационных знаков…………………………………………. 20
1.3.9. Осмотр помещений и территорий……………………………………….. 21
1.3.10. Таможенная ревизия…………………………………………………….. 22
1.4. Основные положения, относящиеся к таможенному оформлению……... 23
1.4.1. Декларирование товаров…………………………………………………. 26
1.4.2. Упрощенные процедуры таможенного оформления…………………… 27
2.Совершенствование таможенного контроля………………………………… 30
2.1. Целевая программа развития таможенной службы
Российской Федерации на 2004 - 2008 годы……………………………… 30
2.2. Совершенствование таможенного контроля товаров, помещаемых
под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления……….. 36
2.2.1. Специальные упрощенные таможенные процедуры…………………… 38
2.2. Система управления рисками……………………………………………. 49
2.2.3. Электронное декларирование. Информационные технологии………… 66
Заключение………………………………………………………………………. 80
Список использованных источников…………………………………………... 83
Для решения задач по обеспечению дальнейшего совершенствования инструментов таможенного администрирования и наиболее эффективного их использование при решении социально-экономических и политических задач государства, направленных на развитие внешнеэкономической деятельности и обеспечение экономической безопасности была разработана и утверждена Целевая программа развития таможенной службы Российской Федерации на 2004 - 2008 годы (Приказ ГТК от 20.12.04 № 40310).
Необходимость разработки Программы обусловлена изменившимися приоритетами таможенной службы Российской Федерации. С введением Таможенного кодекса Российской Федерации на первый план выдвигается задача регулирования внешнеэкономической деятельности на основе рационального использование ресурсов таможенных органов с учетом необходимости снижения непроизводственных расходов бизнеса.
В Программе говориться, что она позволит существенно модернизировать таможенные информационные системы, добиться эффективности и рациональности таможенных процедур, значительно повысить качество таможенного администрирования, осуществлять деятельность таможенных органов Российской Федерации в соответствии с мировыми стандартами.
В связи с этим дальнейшее поступательное развитие таможенной службы невозможно без решения следующих проблем:
-
обустройства таможенной
- достижения качественно нового уровня информатизации таможенных органов;
-
обеспечения единообразного
-
оптимизации принятия решения
при осуществлении
- достижения оптимального соотношения между временем, затрачиваемым на проведение таможенного контроля, и эффективностью его проведения;
- гармонизации и унификации таможенного законодательства с международными стандартами в сфере таможенного регулирования;
-
укрепления законности и
-
предотвращения коррупции в
-
укрепления кадрового
- создания надлежащих условий труда, отвечающих современным требованиям, для должностных лиц и работников таможенных органов.
Стратегической целью развития таможенной службы Программа определяет реализацию общегосударственных задач в области таможенного дела и обеспечение безусловного и полного соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации для экономического процветания и социального благополучия нации.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить три основные задачи:
1. Всемерное содействие развитию торговли, ускорение товарооборота и расширение внешнеторговых связей России.
2. Наполнение доходной части федерального бюджета Российской Федерации.
3.
Уменьшение потенциальных
Для решения задач, определенных Целевой программой, разработаны комплексные меры, которые будут исполняться посредством выполнения трех ведомственных бюджетных программ.
1. "Таможенная граница. Совершенствование таможенного контроля в пунктах пропуска через границу Российской Федерации".
2. "Администрирование и контроль за соблюдением международных торговых соглашений. Таможенное оформление и таможенный контроль на территориях субъектов Российской Федерации".
3. "Институциональное развитие и формирование информационно-технического потенциала таможенных органов. Организация исполнения таможенного законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации".
Среди основных направлений деятельности таможенных органов, направленных на обеспечение выгодной интеграции России в международное экономическое пространство, достижение сбалансированного роста российской экономики, выделим меры предусматривающие оптимизацию выполнения таможенных процедур. Это позволит снизить затраты времени на проведение таможенного контроля, повысить его эффективность и осуществлять максимально быстро таможенное оформление товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. Для достижения положительных результатов в этом направлении предусматривается выполнение следующих комплексных мер:
а) внедрение системы управления рисками в процесс таможенного оформления и таможенного контроля (концепция системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации);
б) развитие системы сопоставительного анализа данных статистики внешней торговли России и стран - торговых партнеров в плане расширения круга стран, вовлеченных в систему анализа, в целях выявления случаев недостоверного декларирования товаров;
в) разработка и внедрение автоматизированной торговой модели вероятностной оценки и прогнозирования рисков недостоверного декларирования товаров;
г) внедрение информационных технологий в процесс таможенного оформления и таможенного контроля, в том числе декларирования товаров в электронной форме;
д) осуществление работ по минимизации таможенных формальностей в приграничных таможенных органах;
е) осуществление мероприятий по смещению акцента при проведении таможенного контроля с этапа таможенного оформления на таможенный контроль после выпуска товаров;
ж) разработка и применение системы учета и контроля за деятельностью участников внешнеэкономической деятельности, интегрированной с информационными ресурсами правоохранительных и контролирующих органов;
з) расширение перечня таможенных органов, уполномоченных производить таможенное оформление и таможенный контроль товаров, перемещаемых с применением карнета АТА;
и) проектирование, разработка и поэтапное внедрение новой компьютеризированной системы контроля за таможенным транзитом товаров на основе использования современных информационных технологий;
к) разработка гармонизированного с Европейским союзом единого транзитного документа, в том числе в электронном виде;
л) осуществление работ по обеспечению беспрепятственного перемещения товаров между Калининградской областью и остальной частью России транзитом через территорию Литвы. Совершенствование автоматизированной системы "Калининградский транзит".
Процесс рационального вхождения России в мировую экономику, повышения конкурентоспособности российских производителей на мировых рынках, защиты отечественных производителей требует дальнейшего совершенствования таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Таможенный тариф должен стать интегрированной частью налоговой системы государства, способной адекватно выполнять регулятивную, протекционистскую и фискальную функции.
Повышение эффективности проведения таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств и, в первую очередь, таможенных ревизий будет осуществляться путем максимального использования автоматизированных систем, внедрения технологий анализа и управления рисками, включая оценку рисков и выборочный контроль, использования информации, полученной как от подразделений таможенных органов, так и от контролирующих (в первую очередь налоговых) и правоохранительных органов.
Для
достижения качественно
нового уровня таможенного
администрирования, соответствующего
возрастающему объему и многообразию
внешнеторговой деятельности
России, международной практике
таможенного дела, необходима
кардинальная модернизация информационной
системы ФТС России и
техническое переоснащение таможенных
органов, а также реализация
положений концепции информационно-технической
политики ФТС России и концепции построения
ведомственной интегрированной телекоммуникационной
сети ФТС России.
2.2. Совершенствование таможенного контроля товаров,
помещаемых под таможенный режим выпуска
Основные нарушения таможенного законодательства, при таможенном оформлении товаров в режиме выпуска для внутреннего потребления, (берем во внимание только преднамеренные нарушения) – это нарушения направленные на занижение таможенной стоимости с целью уменьшения причитающихся к уплате таможенных платежей и нарушения связанные с уходом от применения мер нетарифного регулирования, запретов и ограничений, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (лицензирование, сертификации и т.п.). Если во втором случае нарушения, чаще всего, носят единичный характер и вызваны в первую очередь тем, что участник ВЭД в не достаточной степени изучил все требования, предъявляемые при таможенном контроле конкретного товара и он, не успевая получить все разрешительные документы, преднамеренно идет на недостоверное декларирование, то во втором случае нарушения носят систематический и преднамеренный характер. Здесь, наоборот, участник ВЭД грамотен, подготовлен и прекрасно знает и ориентируется в таможенном законодательстве.
В связи с этим, основное направление совершенствования таможенного контроля всегда будет ориентировано на борьбу с недостоверным декларированием и контролем таможенной стоимости.
В докладе главы ФТС Александра Жерихова, состоявшегося в конце февраля текущего года было отмечено11, что контроль таможенной стоимости - это наиболее критикуемое со стороны участников ВЭД направление деятельности таможенных органов, свидетельством чему - всевозрастающее количество обращений в суды. Анализ показывает, что из общего числа обжалований в судах больше всего составляют жалобы на решения, связанные с исчислением и взиманием таможенных платежей.
Исходя из опыта работы, можно утверждать, что совершенствование таможенного контроля товаров, помещаемых под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления, как задачи направленной на обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации при минимальных административных нагрузках на участников ВЭД, должно проводится в двух направлениях:
1. Применение упрощенных таможенных процедур для крупных, законопослушных участников внешнеэкономической деятельности, что позволит не только облегчить и ускорить процесс таможенного контроля для импортера, но и для сотрудников таможенного органа, что в свою очередь даст возможность уделять большее внимание контролю за таможенным оформлением товарами и транспортными средствами других участников ВЭД.
2.
Совершенствование
а) применение системы управления рисками и оперативного контроля;
б) внедрение информационных технологий. Электронное декларирование и электронный документооборот;
в) перенос таможенного контроля на последующие, после выпуска, этапы обращения товаров, осуществление таможенного контроля путем проведения таможенных ревизий использование для таможенных целей в большем объеме предварительной информации, получаемой из различных источников до прибытия товаров;
г)
минимизация применения фактического
контроля.