Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 15:17, курсовая работа
На сегодняшний день в структуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, как и во всей экономике страны, происходят глубокие изменения. Если раньше внешнеэкономическая деятельность, а значит и импорт товаров и услуг, была монопольной сферой деятельности государства, то сегодня ситуация изменилась: Российская Федерация пошла по пути либерализации внешней торговли, открыв свободный доступ к участию в ней предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов.
Введение. 3
I. Правовая природа таможенных платежей. 3
II. Таможенные платежи, их виды. 6
1. Таможенная пошлина. 8
2. Налог на добавленную стоимость. 11
3. Акцизы. 15
4. Таможенные сборы за таможенное оформление. 21
5. Таможенные сборы за хранение товаров. 24
6. Таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров. 26
7. Информирование и консультирование. 28
III. Роль таможенных пошлин в формировании доходной части бюджета 39
Заключение. 44
Список используемых источников 46
Доходы федерального бюджета – часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения им своих функций. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти федерального уровня.
Доходы бюджета РФ формируются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, принятым Государственной Думой РФ и подписанным Президентом РФ 31 июля 1998г., за счет налоговых и неналоговых видов дохода, а также за счет безвозмездных перечислений. Таможенные пошлины относятся к налоговым доходам федерального бюджета
Согласно Приложению 2 к Федеральному Закону «О Федеральном бюджете на 2003 год», в котором определяются нормативы отчислений федеральных налогов и сборов в федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации на 2003 год доля отчислений таможенных пошлин и сборов установлена в размере:
(в процентах)
Код бюджетной классификации Российской Федерации |
Наименование налога (сбора) |
Федеральный бюджет |
Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации |
1060100 |
Таможенные пошлины |
||
1060101 |
Ввозные таможенные пошлины |
100 |
|
1060102 |
Вывозные таможенные пошлины |
100 |
|
1064000 |
Прочие налоги и |
100 |
Чтобы проследить динамику доли таможенных пошлин в формировании доходной части федерального бюджета, необходимо рассмотреть структуру его доходов за несколько последних лет. В 2000 г. доходы федерального бюджета составили 797 200,9 млн. рублей, в 2001 – 1 193 482,9 млн., увеличившись на 396 282 млн. рублей или на 49,7% . В 2002 году федеральный бюджет был утвержден по доходам в сумме 2 125 718,2 млн. рублей, что превысило доходы 2001 года на 932 235,3 руб. (на 78,1%). В бюджет на 2003 г. доходы составляют 2 417 791,8 млн. рублей. Это на 292 073,6 млн. (на 13,76%) больше, чем в предыдущем финансовом году.
В структуре налоговых доходов федерального бюджета на 2000 год доля таможенных пошлин составила 25,48 % (12, 52% – вывозные, 12, 96% - ввозные таможенные пошлины), доля таможенных сборов незначительна (см. рис.1).
рис. 1. Структура налоговых доходов федерального бюджета в 2000 году
В 2001 году доля ввозных таможенных пошлин уменьшилась более чем в 2 раза, составив 5,26%, доля вывозных также снизилась, но не намного – до 11,83 % (см. рис. 2). Таким образом, в целом таможенные пошлины составили 17,09 % от всех налоговых доходов федерального бюджета.
рис. 2. Структура налоговых доходов федерального бюджета в 2001 году.
В 2002 году ситуация меняется - происходит, небольшое увеличение доли таможенных пошлин, которая составила в целом 18, 77% от общей суммы налоговых поступлений в бюджет (см. рис. 3). На графике отчетливо видно, что по объему сборов сумму таможенных пошлин превысила лишь сумма НДС.
рис. 3 Структура налоговых доходов федерального бюджета в 2002 году.
Что касается налоговых доходов федерального бюджета на текущий финансовый год, то здесь доля таможенных пошлин несколько снизилась – до уровня 17,75%.
рис. 4. Структура налоговых доходов федерального бюджета в 2003 году.
В денежном выражении таможенные пошлины и другие сборы составили:
2002 год | ||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||
2003 год | ||||||||||||||||||||||||
|
За апрель 2003 года, как
сообщает ГТК России, таможенными органами
в доход федерального бюджета перечислено
63,58 млрд. рублей.
Установленное Правительством Российской
Федерации плановое задание выполнено
на 122 процента. Таким образом, за четыре
месяца текущего года таможенными органами
перечислено в федеральный бюджет 219,97
млрд. рублей, что составило 109,5 процента
от планового задания.
Таким образом, несмотря на
то, что утвержденные суммы таможенных
пошлин и акцизов в текущем
финансовом году больше, чем в предыдущем,
можно сделать вывод о
На сегодняшний день в
На сегодняшний день
Стратегическими направлениями развития таможенной службы Российской Федерации в 2003 году являются:
- упрощение процедур таможенного оформления и контроля, создание центров таможенного оформления;
- максимальное использование информационных технологий и автоматизированных систем управления;
- выявление и пресечение экономических преступлений и правонарушении, наносящих ущерб безопасности страны, установление эффективного контроля за внешнеторговыми операциями;
- повышение роли таможенной службы в совершенствовании и реализации таможенно-тарифной политики;
- развитие института таможенных брокеров (поверенных);
- развитие партнерских отношений между таможенными органами и деловыми кругами;
- усиление борьбы с коррупцией;
- реализация концепции модернизации таможенных органов.
Роль таможенных органов в формировании доходов бюджета РФ
В настоящее время таможенные платежи являются важным источником формирования доходов федерального бюджета Российской Федерации. В 1991–2008 гг. их доля в федеральном бюджете возросла с 10 до 50,5%, что свидетельствует о достаточно большой зависимости доходов федерального бюджета от результатов внешнеторговой деятельности.
На таможенную службу возложена обязанность по наполнению доходной части федерального бюджета, что затягивает процесс завершения стадии институционального развития таможенных органов и одновременно служит «налоговым прессом» для участников внешнеторговой деятельности. Прогнозирование таможенных платежей, поступающих в федеральный бюджет в виде налоговых и неналоговых доходов, представляет собой необходимый фундамент для осуществления планирования — планирования на уровне государства (федеральный бюджет) и планирования внутри системы (контрольные показатели).
Финансово-экономический кризис резко изменил относительно спокойную ситуацию во внешней торговле России, и, соответственно, резко обострилась ситуация с формированием доходов федерального бюджета за счет доходов от ВЭД.
2000 - 358
2001 - 539,9
2002 - 588,3
2003 - 757,6
2004 - 1219,5
2005 - 2102,2
2006 - 2864
2007 - 3253,8
2008 - 4664,2
2009 - 3386,1