Роль налогов в формировании бюджетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 06:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение налоговой системы РФ. К задачам можно отнести изучение роли налогов, сущности налогов, их функций. Так же задачами работы являются рассмотрение проблем налоговой системы РФ, путей реформирования и совершенствования налоговой системы РФ.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ НАЛОГОВ, НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ………………………………………………..5
1.1 Сущность и функции налогов……………………………………5
1.2 Принципы и концепции налогообложения в России…………...8
1.3 Виды налогов и сборов в соответствии с налоговым законодательством РФ…………………………………………………………12
1.4 Роль налогов………………………………………………………17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В ДОХОДНУЮ ЧАСТЬ БЮДЖЕТА РФ………………………………………………………..22
2.1 Анализ динамики поступлений налоговых доходов в Федеральный бюджет РФ за 2008-2011 гг……………………………………………………22
2.2 Прогноз доходов Федерального бюджета в 2011 году…………27
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ……………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..46

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

— 96.19 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО

Восточно-Сибирский  государственный технологический  университет технологии и управления

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

Роль  налогов в формировании бюджетов.

                                                     Выполнила: Павлушкина А.А.

                                                  Проверила: Халгаева М.Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ

2011

                                         СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ НАЛОГОВ, НАЛОГОВОЙ  СИСТЕМЫ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ………………………………………………..5

    1. Сущность и функции налогов……………………………………5
    2. Принципы и концепции налогообложения в России…………...8
    3. Виды налогов и сборов в соответствии с налоговым законодательством РФ…………………………………………………………12
    4. Роль налогов………………………………………………………17

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В  ДОХОДНУЮ ЧАСТЬ БЮДЖЕТА РФ………………………………………………………..22

2.1 Анализ  динамики поступлений налоговых  доходов в Федеральный бюджет  РФ за 2008-2011 гг……………………………………………………22

2.2   Прогноз доходов Федерального  бюджета в 2011 году…………27

ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ  БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ……………………………..31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….43

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..46

 

 

 

 

 

 

 

                                    

 

 

 

                                       ВВЕДЕНИЕ

Взимание  налогов – древнейшая функция  и одно из основных условий существования  государства, развития общества на пути к экономическому и социальному  процветанию. Налоги появились с  разделением общества на классы и  возникновением государства, как взносы граждан, необходимые для содержания государственного аппарата.

В целях преодоления негативных последствий воздействия налогов  на развитие экономики возникла объективная  необходимость в анализе структуры  и динамики налоговых доходов  в бюджете страны.

Сегодня  остро стоит вопрос о необходимости  формирования налоговых доходов.

Налоги важнейшая форма аккумуляции  бюджетом денежных средств. Без налогов  нет бюджета; поддержание эластичности налоговой системы – непременное  условие сбалансированности государственной  казны.

Сущность  налогообложения заключается в  прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов государства.

Связь бюджета и налогов имеет  двухсторонний и неразрывный  характер. Налоги как основной элемент  доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных  статей.

Роль налогов в формировании доходов государственного бюджета  определяется показателями удельных весов:

- налоговых  поступлений в общей сумме  доходов бюджета;

- отдельной группы налогов (например, прямых или косвенных) в общей  сумме доходов бюджета;

- конкретного налога (например, налога  на прибыль организаций) в общей  сумме доходов бюджета;

- отдельной  группы налогов в общей сумме  налоговых поступлений;

- конкретного налога в общей сумме налоговых поступлений.

Эти показатели с разной степенью детализации характеризуют значимость налогов в формировании доходов  государственного бюджета в целом  и налоговых поступлений в  частности.

К числу наиболее сложных экономических  проблем выдвинулась проблема формирования налоговых доходов, не допустить  их уменьшения, поиск факторов, оказывающих  влияние на них. Решение таких  проблем имеет принципиальное научное  и практическое значение для построения стабильной бюджетной и налоговой  системы, поэтому выбранная тема курсовой работы является актуальной.

Актуальность выбранной темы состоит  и в том, что в условиях рыночных отношений налоговая система  является одним из важнейших экономических  регуляторов, основой финансового  механизма государственного регулирования  экономики. Именно налоговая система  в настоящее время является главным  предметом дискуссий о путях  и методах ее реформирования.

Объектом  исследования являются налоговые доходы бюджета.

Целью работы является рассмотрение налоговой системы  РФ. К задачам можно отнести  изучение роли налогов, сущности налогов, их функций. Так же задачами работы являются рассмотрение проблем налоговой системы РФ, путей реформирования и совершенствования налоговой системы РФ.

Предметом изучения в работе являются такие  институты финансового права, как  налог, а так же система налогов  и сборов в Российской Федерации.

Данная  работа состоит из трех частей:

  1. Общие понятия налогов, налоговой системы и налоговой политики
  2. Анализ налоговых поступлений в доходную часть бюджета РФ
  3. Современное состояние и перспективы бюджетно-налоговой политики РФ
  4. Состоит из 5 таблиц и 1 диаграммы.

 

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ НАЛОГОВ, НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ

1.1 Cущность и функции налогов.

В течение  многих веков на развитие налогов  не оказывали какое-либо существенное воздействие теоретические соображения. Налоги, как правило, формировались  из чисто практических подходов, прежде всего из потребностей пополнения доходов  казны. Однако в начале XIX в. начинается формирование серьезных теоретических воззрений на природу и сущность налогов, их место в жизни общества. По мере становления налогов менялось представление об их месте и роли в обществе, углублялось и конкретизировалось и определение налогов. Например, русский экономист Н.И. Тургенев трактовал понятие налога чрезвычайно широко, подчеркивая, что «налоги суть средства к достижению цели общества или государства». В отличие от него А.А. Исаев отмечал, что «налоги суть обязательные денежные платежи частных хозяйств, служащие для покрытия общих расходов государства и единиц самоуправления»1. В данном определении четко выражены ключевые признаки налога — обязательность, поступление в общую казну. Ключевыми в данном определении являются следующие позиции: налоги должны быть законодательно обоснованы, налоги — это денежные взносы, налоги должны идти на удовлетворение государственных нужд.

Не умаляя теоретических дискуссий  по определению понятия налогов, подчеркнем, что с чисто практических позиций для обеспечения бюджета доходами важное значение имеет законодательное определение понятия налога с целью гармонизации взаимоотношений государства и налогоплательщика, однозначного толкования термина всеми налогоплательщиками. С этих позиций очень важным представляется закрепление определения налога в Налоговом кодексе Российской Федерации: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований»2. Из данного определения следует, что, во-первых, налог — это обязательный платеж. Во-вторых, индивидуально безвозмездный, т.е. платеж односторонний, не предполагающий возврата налоговых платежей, за исключением законодательно предусмотренных случаев (возврат НДС, льготы и т.д.). В-третьих, налоги предназначены для финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. 
Сущность налогов проявляется в их функциях. При обосновании функций налогов отчетливо проявляются две тенденции — зауженная трактовка функций и расширительная. Согласно первой считается, что единственной функцией налогов является фискальная. Действительно, само появление налогов прежде всего было обусловлено необходимостью обеспечения доходами бюджета государства. Да и сам термин «фиск», означает казна. В Римской империи это понятие определяло императорскую казну, в последующем стало синонимом государственной казны. Действительно, об эффективности налоговой системы судят прежде всего с позиций того, насколько полно налоги наполняют бюджет.

Вместе  с тем было бы ошибочно сводить  все функции налогов к одной, хотя и весьма важной. Очевидно, что  установленный налог, его ставки, выбор налогоплательщиков, льготы, механизм изъятия оказывают серьезное  влияние на экономические интересы, распределение и перераспределение  финансовых потоков. Следовательно, наряду с фискальной необходимо выделить как  минимум еще одну функцию —  распределительную. В экономической  литературе имеются попытки выделить и другие функции — стимулирующую, контрольную, экономическую и др. Думается, что попытки расширительного толкования функций размывают сущность налогов, уводят усилия исследователей от выяснения глубинных свойств налогов, не позволяют выработать реальные предложения по формированию адекватной реалиям современного периода налоговой системы. Итак, целесообразно выделение двух функций налогов — фискальной и распределительной, отражающих сущность налогов, показывающих их характерные признаки. 
Главной, определяющей функцией является фискальная. Оценивая эффективность налоговой системы, необходимо прежде всего анализировать, насколько успешно налоги наполняют доходами казну или бюджет. Однако, рассматривая фискальную функцию налоги, отдавая ей предпочтение, следует иметь в виду, что налоговое обложение не должно создавать трудностей и препятствий для экономического роста, гармоничного развития товаропроизводителей и сферы обращения. В противном случае будет значительно сужена налогооблагаемая база, вместо ожидаемых доходов бюджет получит только их часть со всеми негативными последствиями. 
         Для создания оптимальной налоговой системы, обеспечивающей государство финансовыми ресурсами в достаточном объеме, необходимо руководствоваться соответствующими принципами. Практически все национальные налоговые системы, несмотря на крупные различия в уровне развития стран, государственном устройстве, учитывают основополагающие принципы налогообложения, обоснованные А. Смитом3. Он выделял следующие главенствующие принципы налогообложения: всеобщность, определенность, простоту и удобство, минимальные издержки сбора налогов. 
Существенные дополнения были внесены А. Вагнером4, выделившим финансовые принципы налогообложения, под которыми понималась достаточность налогообложения и эластичность. Действительно, для выполнения функций налоги должны приносить в казну достаточное количество финансовых ресурсов. Кроме того, налоги должны быть подвижны (эластичны), чтобы в зависимости от изменяющихся экономических и социальных условий обеспечивать доходами бюджет. В последующем были выделены принципы однократности обложения, стабильности,обязательности,справедливости. 
       Для того чтобы налоги выполняли свои функции в полном объеме, необходима выработка налоговой политики, адекватной объективным экономическим и социальным условиям.

 

       1.2 Принципы и концепции налогообложения в России.

Многовековой опыт налогообложения  подсказывает его главный принцип: ``Нельзя резать курицу, несущую золотые  яйца''. Как бы велики ни были потребности  в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность плательщиков в хозяйственной деятельности.

Современные принципы установления налогов5:

1. Уровень налоговой ставки должен  устанавливаться с учетом возможности  плательщика выплатить налог.  Так как эти возможности различны, то и налоговые ставки должны  быть дифференцированы, т.е. налог  с дохода должен быть прогрессивным.  На практике этот принцип соблюдается  далеко не всегда. Однако сама  идея необходимости обложения  налогами доходов и имущества  по прогрессивным ставкам в  течение столетий владеет умами  значительной части человечества. Она постоянно присутствует в  политической жизни, межпартийной  борьбе, отражается в той или  иной степени в партийных программах.

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов  носило однократных характер. Примером  осуществления этого принципа  явилась замена налога с оборота, когда обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, когда вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

3. Налоговая система не должна  оставлять сомнений у плательщика  в неизбежности платежа. Система  штрафов и санкций, общественное  мнение в стране должны быть  такими, чтобы неуплата или несвоевременная  уплата налогов были менее  выгодными, чем своевременное  и честное выполнение обязательств.

4. Система и процедура уплаты  налогов должны быть простыми, понятными, удобными для плательщиков  и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая система должна быть  гибкой и легко адаптируемой  к изменяющимся общественно - политическим потребностям.

6. Налоговая система должна обеспечивать  перераспределение ВВП и быть  эффективным инструментом государственного  регулирования экономики. 

Существуют  и другие формулировки принципов  налогообложения. Так, немецкий экономист  Х. Халлер считает, что налоговая  система достигает рациональности, если соблюдаются следующие условия6:

1) налогообложение должно быть  построено так, чтобы затраты  государства на его реализацию  были настолько низки, насколько  это возможно (ориентация на так  называемый принцип дешевизны  обложения);

Информация о работе Роль налогов в формировании бюджетов