Роль налогов в формировании бюджетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 06:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение налоговой системы РФ. К задачам можно отнести изучение роли налогов, сущности налогов, их функций. Так же задачами работы являются рассмотрение проблем налоговой системы РФ, путей реформирования и совершенствования налоговой системы РФ.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ НАЛОГОВ, НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ………………………………………………..5
1.1 Сущность и функции налогов……………………………………5
1.2 Принципы и концепции налогообложения в России…………...8
1.3 Виды налогов и сборов в соответствии с налоговым законодательством РФ…………………………………………………………12
1.4 Роль налогов………………………………………………………17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В ДОХОДНУЮ ЧАСТЬ БЮДЖЕТА РФ………………………………………………………..22
2.1 Анализ динамики поступлений налоговых доходов в Федеральный бюджет РФ за 2008-2011 гг……………………………………………………22
2.2 Прогноз доходов Федерального бюджета в 2011 году…………27
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ……………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..46

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

— 96.19 Кб (Скачать)

Налог обязательный индивидуальный и безвозмездный платеж, взимается с юридических лиц и физических лиц в форме отчуждения на праве собственности, хозяйственного владения или оперативного управления денежных средств.  
          Основное отличие от сбора – индивидуальность и безвозмездность, т.к. сбор с юридических лиц и физических лиц, является обязательным условием для выполнения полномочными органами юридически значимых действий  (предоставление прав, лицензий)

  Сущность налогов может рассматриваться  как цена услуг государства  а так же система денежных  отношений имеющих законодательно-правовую  форму платежей предназначенных  для обеспечения расходов государства. 
Объективная необходимость По закону Вагнера: чем быстрее государство развивается рыночная экономика тем быстрее растут расходы, следовательно для их обеспечения нужны ресурсы и мощное производства Чем налоги и обеспечивают государство посредствам своих функций.19

  Роль налогов составляет то, что  в структуре бюджетов всех уровней налоги составляют достаточно значимый удельный вес примерно 60 процентов, важный инструмент в политике государства.

  Из чего можно сделать вывод,  что налоги являются неотъемлемой  частью государства а так же  граждан в целом. Каждый человек  должен осознать, что налоги являются  не способом сдирания денег,  а социальным аспектом. Необходимость  содержать пенсионеров, инвалидов,  детей сирот, но на эти цели  у государства недостаточно средств. 

Безусловно, каждый в ответе за своих родителей  или члена семьи, ставшего по какой-либо причине инвалидом, но когда вопрос приобретает личностный характер, возможно отсутствие средств или сострадания  для содержания этих людей. Сделать  этот процесс общественным и является прерогативой государства, т. е. собирать налоги в интересах социально  незащищенных слоев населения. Каждый же отдельный гражданин должен прийти к осознанию того, что если это  не касается его или его родных лично, то вполне возможно будет иметь к нему отношение в ближайшембудущем.

Исходя из необходимости налогов  в ГЛАВЕ 2 будет рассмотрен анализ налоговых поступлений в доходную часть бюджета РФ за 2008-2013 год.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ  В ДОХОДНУЮ ЧАСТЬ БЮДЖЕТА РФ

2.1 Анализ  динамики поступлений налоговых  доходов в федеральный бюджет  РФ в 2008-2010

Анализ  доходов

Проведем  сравнительный анализ доходной части  федерального бюджета на 2008-2010 год. Рассмотрим таблицу №2.1

В связи с произошедшими изменениями  в бюджетном законодательстве изменилась структура доходов в части  их распределения на нефтегазовые и  ненефтегазовые доходы. При  формировании доходов было учтено изменение налогового законодательства, действующее на момент составления проекта бюджета, а  также одобренные основные направления  налоговой политики, предусматривающие  внесение изменений и дополнений в законодательство РФ о налогах  и сборах, вступающие в действие с 01.01.2008 года.

Нефтегазовые доходы.  В расчет нефтегазовых доходов бюджета включаются доход от налога на добычу полезных ископаемых, экспортная пошлина на нефть и газ.  Эта статья в общем объеме доходов занимает 3 часть от всех поступлений в федеральный бюджет, что свидетельствует о её значимости и надежности поступлений. В динамике мы видим, что удельный вес показателя падает, на 2008 год составит 35,87% , на первый плановый год 31,5%, на второй плановый год этот показатель сократится ещё на 2,47%. В абсолютном выражении сумма составила на 2008 год 2 383,11 млрд. руб., в 2010 году уменьшение  на 34,79 млрд.руб. Причинами снижения бюджетных поступлений из нефтегазового сектора является снижение темпов роста ВВП, снижение цен на нефть, падение курса доллара, рост инфляции, а так же снижение доли нефтегазового сектора в российской экономике. Как отметил глава Минфина РФ А.Кудрин «в расчет базы нефтегазовых доходов не включается прибыль нефтяных и газовых компаний, а также дивиденды», тем самым, сокращая долю поступлений в этот раздел бюджета.

 

 

 

Таб. 2.1 Доходы федерального бюджета на 2008-2010 год

Доходы федерального бюджета

2008

2009

Отклонение

2010

Сумма млрд.руб

Удельный вес, %

Сумма млрд.руб

Удельный вес, %

По сумме млрд.руб

По удельному весу, %

Сумма млрд.руб

Удельный вес, %

Нефтегазовые доходы

2383,11

35,87%

2351,91

31,50%

31,20

4,36%

2348,32

29,03%

Нефтегазовые доходы, в том числе:

4261,34

 

5113,54

 

67,34

 

5741,35

 

Налог на прибыль организаций

533,38

8,03%

583,76

7,82%

50,38

-0,21%

636,28

7,87%

Налоги и взносы на соц. нужды

435,79

6,56%

496,36

6,65%

60,57

0,09%

562,8

6,96%

Налоги на товары(работы, услуги) реализуемые  на территории РФ

1404,05

21,13%

1914,47

25,64%

510,42

4,51%

2206,46

27,28%

Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ

888,97

13,38%

1029,76

13,79%

140,79

0,41%

1182,54

14,62%

Налоги, сборы и регулярные платежи  за пользование природ.ресурс

36,57

0,55%

39,50

0,53%

2,93

-0,02%

37,31

0,46%

Гос. пошлина

32,24

0,49%

34,49

0,46%

2,25

-0,02%

36,56

0,45%

Неналоговые доходы

291,61

4,39%

297,00

3,98%

5,39

-0,41%

301,73

373%

Прочие доходы

638,73

9,61%

718,20

9,62%

79,47

0,01%

777,67

9,61%

Всего доходов

6644,45

100,00%

7465,45

100,00%

821,00

0,00%

8089,67

100,00О%


 

 

Необходимость  регулирования этого  показателя заключается в специальном  режиме управления ими, направленного  на обеспечение долгосрочной макроэкономической стабильности.

Рисунок  2.1  Динамика по статьям доходов федерального бюджета на 2008-2010годы

В рисунке 2.1 наглядно изображено, какие изменения происходят в поступлениях в федеральный бюджет.

Не нефтегазовые доходы или ещё их называют доходы без учета нефтегазовых доходов.  В общем объеме этот показатель рос,  к 2010 году составил 5 741,35 млрд. руб., увеличившись на 1 480,01 млрд. руб. по отношению к 2008 году. Рассмотрим подробнее статьи этого раздела.

  1. Налог на прибыль организаций. Эта статья в динамике растет. В абсолютном выражении мы видим, что в 2009 году происходит увеличение поступлений на 50,38 млрд. руб., к 2010 ещё на 52,52 млрд. руб., что составит 636,28 млрд. руб., в общем этот показатель в 2010 году увеличился в 2 раза по темпам роста. Удельный вес этого показателя снижается от 8,03% - 7,87%. В соответствии с изменениями в налоговом законодательстве, произошли изменения в поступлении средств в этот раздел доходов.
  2. Налоги и взносы на социальные нужды. Из данных таблиц 2.1, видно, что удельный вес этого показателя увеличивается, но не значительно. Суммы поступлений увеличиваются. В 2008 году в размере 435,79 млрд.руб., в 2010 году увеличились в 2 раза по отношению к 2009 году, составив 562,8 млрд.руб. Это в первую очередь связано с увеличение заработной платы бюджетникам, увеличением МРОТ,  а так же достоверной информации о з/п.
  3. Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территорию РФ. Доля этого раздела составляет  21,13% в 2008 году,  в 2009 году составил 25,64%. К 2010 году увеличился на 1,64%. В 2010 году сумма  показателя возрасла на 802,41 млрд. руб.  по отношению к 2008 году.  В налоговом законодательстве  произошли изменения, которые повлекли за собой дополнительные потери в поступлении налога на добавленную стоимость в связи с введением поквартальной уплаты налога (установление налогового периода по налогу на добавленную стоимость для всех налогоплательщиков независимо от размера выручки от реализации товаров (работ, услуг) как квартал). Но в связи с проведением налоговыми органами мероприятий по укреплению платежной дисциплины  происходит увеличение поступлений, а также увеличением акцизов на спиртосодержащую продукцию, табачную продукцию, рост поступлений акцизов на бензин.
  4. Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ. В динамике  этого показателя, мы видим, что темп роста к 2009 году составит 1,15%, а к 2010 году 1,33%. Сумма этого показателя вырастит от 888,97 – 1 182,54 млрд. руб. на 293,57 млрд.руб.. Удельный вес этого показателя растет к 2010 году составит 14,62% увеличившись на 1,24% к 2008 году
  5. Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами. Поступления налога на добычу полезных ископаемых в расчетах доходной базы федерального бюджета на 2008 год в сумме 36,57млрд. руб., на 2009 и 2010 год 39,5 млрд. руб. и 37,31 млрд. руб. В относительном выражении происходит снижение данного показателя. Состав и структура этого подраздела изменилась, так как в неё входили  статьи нефтегазовых доходов
  6. Государственная пошлина.  При расчете государственной пошлины, подлежащей уплате в федеральный бюджет, применялись установленные бюджетным законодательством нормативы распределения платежей между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. В 2008 году сумма поступлений равна 32,24 млрд. руб., в 2010 год 36,56 млрд. руб..
  7. Неналоговые доходы. Сумма доходов этого раздела в 2008 году составила 291,61 млрд. руб., на 2009 год на 5,39 млрд. руб. больше, а на 2010 год ещё на 4,73 млрд. руб.
  8. Прочие доходы. В связи с тем, что в прогнозе  поступлений доходов федерального бюджета на 2008-2010 годы не были указаны остальные статьи раздела и прогнозирование данные этих показателей (доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; платежи при пользовании природными ресурсами; доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства; и д.р.) Сумма на 2008 год составила 638,73 млрд.руб. в 2009 году увеличилась до 718,20 млрд.руб., а в 2010 составила 777,68 млрд.руб., что показывает увеличение доходов.

Исходя из данных за 2008-2010 наблюдается, что нефтегазовые доходы уменьшились  на 31,2 млрд. руб. с периода 2008-2009, так же уменьшилось и в 2010 на 3,59 млрд. Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территорию РФ. Доля этого раздела составляет  21,13% в 2008 году,  в 2009 году составил 25,64%. К 2010 году увеличился на 1,64%. В 2010 году сумма  показателя возрасла на 802,41 млрд. руб.  по отношению к 2008 году. Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ. В динамике  этого показателя, мы видим, что темп роста к 2009 году составит 1,15%, а к 2010 году 1,33%. Сумма этого показателя вырастит от 888,97 – 1 182,54 млрд. руб. на 293,57 млрд.руб.. В  остальном все: государственная пошлина, налоги, и прочее доходы с каждым годом увеличивались.

 

2.2 Прогноз доходов федерального бюджета в 2011 году

Несмотря  на принятые решения, направленные на увеличение доходной базы федерального бюджета, в 2011-2013 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета  с 17,3% к ВВП в 2010 году, до 16,5% в 2012 году, с дальнейшим снижением в 2013 году до 16,1% к ВВП. Такая динамика обусловлена  снижением нефтегазовых доходов  федерального бюджета с 8,3% к ВВП  в 2010 году до 6,9% к ВВП в 2013 году, при  этом ненефтегазовые доходы увеличиваются  на 0,2% к ВВП.

В номинальном выражении в 2011-2013 годах  прогнозируется рост поступлений в  федеральный бюджет: в 2011 году по сравнению  с 2010 годом на 10,7%, в 2012 году по сравнению  с 2011 годом - на 6,0%, в 2013 году по сравнению  с 2012 годом - на 9,3% (таблица 3.3):

Таблица 2.2 Динамика доходов федерального бюджета

Показатель

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

Прогноз

прирост к предыдущему году

Прогноз

прирост к предыдущему году

Прогноз

прирост к предыдущему году

Доходы, всего  
(млрд. рублей)

7783,8

8617,8

834,0

9131,7

513,9

9983,9

852,2

в том числе:

             

Нефтегазовые доходы

(млрд. рублей)

3744,3

4003,0

258,7

4088,1

85,1

4295,0

206,9

Ненефтегазовые доходы

(млрд. рублей)

4039,5

4614,8

575,3

5043,6

428,8

5688,9

645,3

Темпы прироста доходов к предыдущему  году, %

   

10,7

 

6,0

 

9,3

в том числе:

             

Нефтегазовые доходы

   

6,9

 

2,1

 

5,1

Ненефтегазовые доходы

   

14,2

 

9,3

 

12,8

Доля в общем объеме доходов, %

100,0

100,0

 

100,0

 

100,0

 

в том числе:

             

Нефтегазовые доходы

48,1

46,5

- 1,6

44,8

- 1,7

43,0

- 1,8

Ненефтегазовые доходы

51,9

53,5

1,6

55,2

1,7

57,0

1,8


Снижение  прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП  в 2011-2013 годах по отношению к 2010 году обусловлено более низкими темпами  роста цены на нефть марки "Юралс" и налогооблагаемых объемов экспорта нефтепродуктов по сравнению с темпами  роста ВВП, а также снижением  курса доллара США по отношению  к рублю, налогооблагаемых объемов  добычи и экспорта нефти.

Увеличение  ненефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2011-2013 годах  по отношению к 2010 году связано, в  основном, с прогнозируемым увеличением  поступлений по налогу на добавленную  стоимость и акцизам (таблица 3.4).

Таблица 2.3 Структура доходов федерального бюджета, млрд. рублей

Показатель

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

Отчет

% к ВВП

закон с учетом изменений

% к ВВП

Прогноз

% к ВВП

Прогноз

% к ВВП

Прогноз

% к ВВП

Доходы, всего

7 337,8

18,8

7 783,8

17,3

8617,8

17,4

9131,7

16,5

9983,9

16,1

в том числе:

                   

Нефтегазовые доходы

2984,0

7,6

3 744,3

8,3

4003,0

8,1

4088,1

7,4

4295,0

6,9

Доля нефтегазовых доходов в общем  объеме доходов, %

40,7

-

48,1

-

46,5

-

44,8

-

43,0

-

НДПИ

969,2

2,5

1 317,1

2,9

1314,0

2,7

1392,8

2,5

1495,2

2,4

Таможенные пошлины

2014,8

5,1

2 427,2

5,4

2689,0

5,4

2695,3

4,9

2799,8

4,5

Ненефтегазовые доходы

4353,8

11,2

4 039,5

9,0

4614,8

9,3

5043,6

9,1

5688,9

9,2

Доля ненефтегазовых доходов в общем объеме доходов, %

59,3

-

51,9

-

53,5

-

55,2

-

57,0

-

НДС

2050,0

5,2

2 295,8

5,1

2750,4

5,5

3 144,6

5,7

3 616,1

5,8

Налог на прибыль организаций

195,4

0,5

217,3

0,5

233,4

0,5

246,1

0,4

274,2

0,4

ЕСН

509,8

1,3

28,1

0,1

           

Акцизы

101,5

0,3

134,5

0,3

260,1

0,5

312,2

0,6

423,7

0,7

НДПИ

(без нефтегазовых доходов)

12,3

0,0

16,7

0,0

31,0

0,1

35,1

0,1

36,0

0,1

Таможенные пошлины

(без нефтегазовых доходов)

494,6

1,3

558,8

1,2

673,7

1,4

718,2

1,3

784,4

1,3

Информация о работе Роль налогов в формировании бюджетов