Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 06:07, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение налоговой системы РФ. К задачам можно отнести изучение роли налогов, сущности налогов, их функций. Так же задачами работы являются рассмотрение проблем налоговой системы РФ, путей реформирования и совершенствования налоговой системы РФ.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ НАЛОГОВ, НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ………………………………………………..5
1.1 Сущность и функции налогов……………………………………5
1.2 Принципы и концепции налогообложения в России…………...8
1.3 Виды налогов и сборов в соответствии с налоговым законодательством РФ…………………………………………………………12
1.4 Роль налогов………………………………………………………17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В ДОХОДНУЮ ЧАСТЬ БЮДЖЕТА РФ………………………………………………………..22
2.1 Анализ динамики поступлений налоговых доходов в Федеральный бюджет РФ за 2008-2011 гг……………………………………………………22
2.2 Прогноз доходов Федерального бюджета в 2011 году…………27
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ……………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..46
Налог
обязательный индивидуальный и безвозмездный
платеж, взимается с юридических лиц и
физических лиц в форме отчуждения на
праве собственности, хозяйственного
владения или оперативного управления
денежных средств.
Основное
отличие от сбора – индивидуальность
и безвозмездность, т.к. сбор с юридических
лиц и физических лиц, является обязательным
условием для выполнения полномочными
органами юридически значимых действий
(предоставление прав, лицензий)
Сущность налогов может
Объективная необходимость По закону
Вагнера: чем быстрее государство развивается
рыночная экономика тем быстрее растут
расходы, следовательно для их обеспечения
нужны ресурсы и мощное производства Чем
налоги и обеспечивают государство посредствам
своих функций.19
Роль налогов составляет то, что в структуре бюджетов всех уровней налоги составляют достаточно значимый удельный вес примерно 60 процентов, важный инструмент в политике государства.
Из чего можно сделать вывод,
что налоги являются
Безусловно, каждый в ответе за своих родителей или члена семьи, ставшего по какой-либо причине инвалидом, но когда вопрос приобретает личностный характер, возможно отсутствие средств или сострадания для содержания этих людей. Сделать этот процесс общественным и является прерогативой государства, т. е. собирать налоги в интересах социально незащищенных слоев населения. Каждый же отдельный гражданин должен прийти к осознанию того, что если это не касается его или его родных лично, то вполне возможно будет иметь к нему отношение в ближайшембудущем.
Исходя из необходимости налогов
в ГЛАВЕ 2 будет рассмотрен анализ
налоговых поступлений в
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В ДОХОДНУЮ ЧАСТЬ БЮДЖЕТА РФ
2.1 Анализ
динамики поступлений
Анализ доходов
Проведем сравнительный анализ доходной части федерального бюджета на 2008-2010 год. Рассмотрим таблицу №2.1
В связи с произошедшими
Нефтегазовые доходы. В расчет нефтегазовых доходов бюджета включаются доход от налога на добычу полезных ископаемых, экспортная пошлина на нефть и газ. Эта статья в общем объеме доходов занимает 3 часть от всех поступлений в федеральный бюджет, что свидетельствует о её значимости и надежности поступлений. В динамике мы видим, что удельный вес показателя падает, на 2008 год составит 35,87% , на первый плановый год 31,5%, на второй плановый год этот показатель сократится ещё на 2,47%. В абсолютном выражении сумма составила на 2008 год 2 383,11 млрд. руб., в 2010 году уменьшение на 34,79 млрд.руб. Причинами снижения бюджетных поступлений из нефтегазового сектора является снижение темпов роста ВВП, снижение цен на нефть, падение курса доллара, рост инфляции, а так же снижение доли нефтегазового сектора в российской экономике. Как отметил глава Минфина РФ А.Кудрин «в расчет базы нефтегазовых доходов не включается прибыль нефтяных и газовых компаний, а также дивиденды», тем самым, сокращая долю поступлений в этот раздел бюджета.
Таб. 2.1 Доходы федерального бюджета на 2008-2010 год
Доходы федерального бюджета |
2008 |
2009 |
Отклонение |
2010 | ||||
Сумма млрд.руб |
Удельный вес, % |
Сумма млрд.руб |
Удельный вес, % |
По сумме млрд.руб |
По удельному весу, % |
Сумма млрд.руб |
Удельный вес, % | |
Нефтегазовые доходы |
2383,11 |
35,87% |
2351,91 |
31,50% |
31,20 |
4,36% |
2348,32 |
29,03% |
Нефтегазовые доходы, в том числе: |
4261,34 |
5113,54 |
67,34 |
5741,35 |
||||
Налог на прибыль организаций |
533,38 |
8,03% |
583,76 |
7,82% |
50,38 |
-0,21% |
636,28 |
7,87% |
Налоги и взносы на соц. нужды |
435,79 |
6,56% |
496,36 |
6,65% |
60,57 |
0,09% |
562,8 |
6,96% |
Налоги на товары(работы, услуги) реализуемые на территории РФ |
1404,05 |
21,13% |
1914,47 |
25,64% |
510,42 |
4,51% |
2206,46 |
27,28% |
Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ |
888,97 |
13,38% |
1029,76 |
13,79% |
140,79 |
0,41% |
1182,54 |
14,62% |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природ.ресурс |
36,57 |
0,55% |
39,50 |
0,53% |
2,93 |
-0,02% |
37,31 |
0,46% |
Гос. пошлина |
32,24 |
0,49% |
34,49 |
0,46% |
2,25 |
-0,02% |
36,56 |
0,45% |
Неналоговые доходы |
291,61 |
4,39% |
297,00 |
3,98% |
5,39 |
-0,41% |
301,73 |
373% |
Прочие доходы |
638,73 |
9,61% |
718,20 |
9,62% |
79,47 |
0,01% |
777,67 |
9,61% |
Всего доходов |
6644,45 |
100,00% |
7465,45 |
100,00% |
821,00 |
0,00% |
8089,67 |
100,00О% |
Необходимость регулирования этого показателя заключается в специальном режиме управления ими, направленного на обеспечение долгосрочной макроэкономической стабильности.
Рисунок 2.1 Динамика по статьям доходов федерального бюджета на 2008-2010годы
В рисунке 2.1 наглядно изображено, какие изменения происходят в поступлениях в федеральный бюджет.
Не нефтегазовые доходы или ещё их называют доходы без учета нефтегазовых доходов. В общем объеме этот показатель рос, к 2010 году составил 5 741,35 млрд. руб., увеличившись на 1 480,01 млрд. руб. по отношению к 2008 году. Рассмотрим подробнее статьи этого раздела.
Исходя из данных за 2008-2010 наблюдается, что нефтегазовые доходы уменьшились на 31,2 млрд. руб. с периода 2008-2009, так же уменьшилось и в 2010 на 3,59 млрд. Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территорию РФ. Доля этого раздела составляет 21,13% в 2008 году, в 2009 году составил 25,64%. К 2010 году увеличился на 1,64%. В 2010 году сумма показателя возрасла на 802,41 млрд. руб. по отношению к 2008 году. Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ. В динамике этого показателя, мы видим, что темп роста к 2009 году составит 1,15%, а к 2010 году 1,33%. Сумма этого показателя вырастит от 888,97 – 1 182,54 млрд. руб. на 293,57 млрд.руб.. В остальном все: государственная пошлина, налоги, и прочее доходы с каждым годом увеличивались.
2.2 Прогноз доходов федерального бюджета в 2011 году
Несмотря на принятые решения, направленные на увеличение доходной базы федерального бюджета, в 2011-2013 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 17,3% к ВВП в 2010 году, до 16,5% в 2012 году, с дальнейшим снижением в 2013 году до 16,1% к ВВП. Такая динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета с 8,3% к ВВП в 2010 году до 6,9% к ВВП в 2013 году, при этом ненефтегазовые доходы увеличиваются на 0,2% к ВВП.
В номинальном выражении в 2011-2013 годах прогнозируется рост поступлений в федеральный бюджет: в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 10,7%, в 2012 году по сравнению с 2011 годом - на 6,0%, в 2013 году по сравнению с 2012 годом - на 9,3% (таблица 3.3):
Таблица 2.2 Динамика доходов федерального бюджета
Показатель |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год | |||
Прогноз |
прирост к предыдущему году |
Прогноз |
прирост к предыдущему году |
Прогноз |
прирост к предыдущему году | ||
Доходы, всего |
7783,8 |
8617,8 |
834,0 |
9131,7 |
513,9 |
9983,9 |
852,2 |
в том числе: |
|||||||
Нефтегазовые доходы (млрд. рублей) |
3744,3 |
4003,0 |
258,7 |
4088,1 |
85,1 |
4295,0 |
206,9 |
Ненефтегазовые доходы (млрд. рублей) |
4039,5 |
4614,8 |
575,3 |
5043,6 |
428,8 |
5688,9 |
645,3 |
Темпы прироста доходов к предыдущему году, % |
10,7 |
6,0 |
9,3 | ||||
в том числе: |
|||||||
Нефтегазовые доходы |
6,9 |
2,1 |
5,1 | ||||
Ненефтегазовые доходы |
14,2 |
9,3 |
12,8 | ||||
Доля в общем объеме доходов, % |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
|||
в том числе: |
|||||||
Нефтегазовые доходы |
48,1 |
46,5 |
- 1,6 |
44,8 |
- 1,7 |
43,0 |
- 1,8 |
Ненефтегазовые доходы |
51,9 |
53,5 |
1,6 |
55,2 |
1,7 |
57,0 |
1,8 |
Снижение
прогнозируемого поступления
Увеличение ненефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2011-2013 годах по отношению к 2010 году связано, в основном, с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам (таблица 3.4).
Таблица 2.3 Структура доходов федерального бюджета, млрд. рублей
Показатель |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год | |||||
Отчет |
% к ВВП |
закон с учетом изменений |
% к ВВП |
Прогноз |
% к ВВП |
Прогноз |
% к ВВП |
Прогноз |
% к ВВП | |
Доходы, всего |
7 337,8 |
18,8 |
7 783,8 |
17,3 |
8617,8 |
17,4 |
9131,7 |
16,5 |
9983,9 |
16,1 |
в том числе: |
||||||||||
Нефтегазовые доходы |
2984,0 |
7,6 |
3 744,3 |
8,3 |
4003,0 |
8,1 |
4088,1 |
7,4 |
4295,0 |
6,9 |
Доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов, % |
40,7 |
- |
48,1 |
- |
46,5 |
- |
44,8 |
- |
43,0 |
- |
НДПИ |
969,2 |
2,5 |
1 317,1 |
2,9 |
1314,0 |
2,7 |
1392,8 |
2,5 |
1495,2 |
2,4 |
Таможенные пошлины |
2014,8 |
5,1 |
2 427,2 |
5,4 |
2689,0 |
5,4 |
2695,3 |
4,9 |
2799,8 |
4,5 |
Ненефтегазовые доходы |
4353,8 |
11,2 |
4 039,5 |
9,0 |
4614,8 |
9,3 |
5043,6 |
9,1 |
5688,9 |
9,2 |
Доля ненефтегазовых доходов в общем объеме доходов, % |
59,3 |
- |
51,9 |
- |
53,5 |
- |
55,2 |
- |
57,0 |
- |
НДС |
2050,0 |
5,2 |
2 295,8 |
5,1 |
2750,4 |
5,5 |
3 144,6 |
5,7 |
3 616,1 |
5,8 |
Налог на прибыль организаций |
195,4 |
0,5 |
217,3 |
0,5 |
233,4 |
0,5 |
246,1 |
0,4 |
274,2 |
0,4 |
ЕСН |
509,8 |
1,3 |
28,1 |
0,1 |
||||||
Акцизы |
101,5 |
0,3 |
134,5 |
0,3 |
260,1 |
0,5 |
312,2 |
0,6 |
423,7 |
0,7 |
НДПИ (без нефтегазовых доходов) |
12,3 |
0,0 |
16,7 |
0,0 |
31,0 |
0,1 |
35,1 |
0,1 |
36,0 |
0,1 |
Таможенные пошлины (без нефтегазовых доходов) |
494,6 |
1,3 |
558,8 |
1,2 |
673,7 |
1,4 |
718,2 |
1,3 |
784,4 |
1,3 |