Роль налогов в формировании бюджетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 06:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение налоговой системы РФ. К задачам можно отнести изучение роли налогов, сущности налогов, их функций. Так же задачами работы являются рассмотрение проблем налоговой системы РФ, путей реформирования и совершенствования налоговой системы РФ.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ НАЛОГОВ, НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ………………………………………………..5
1.1 Сущность и функции налогов……………………………………5
1.2 Принципы и концепции налогообложения в России…………...8
1.3 Виды налогов и сборов в соответствии с налоговым законодательством РФ…………………………………………………………12
1.4 Роль налогов………………………………………………………17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В ДОХОДНУЮ ЧАСТЬ БЮДЖЕТА РФ………………………………………………………..22
2.1 Анализ динамики поступлений налоговых доходов в Федеральный бюджет РФ за 2008-2011 гг……………………………………………………22
2.2 Прогноз доходов Федерального бюджета в 2011 году…………27
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ……………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..46

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

— 96.19 Кб (Скачать)

2) взимание налогов должно предусматривать,  чтобы затраты плательщика, связанные  с процедурой выплаты, были  максимально низки (принцип дешевизны  уплаты налогов);

3) уплата налогов должна быть  как можно менее ощутимым бременем  для плательщика с тем, чтобы  не ущемлять его экономическую  активность (принцип ограничения  бремени налогов);

4) налогообложение не должно быть  помехой ни для ``внутренней'' рациональной  организации производства, ни для  его ориентации на структуру  потребностей, т.е. ``внешней'' рациональности (принцип рациональности);

5) процесс получения налогов должен  быть организован так, чтобы  он в наибольшей степени мог  способствовать (через накапливаемые  финансовые ресурсы) реализации  политики конъюнктуры и занятости  (конъюнктурная эффективность);

6) данный процесс должен влиять  на распределение доходов с  целью придания ему большей  справедливости (эффективность распределения);

7) в процессе определения `` налоговой  платежеспособности'' частных лиц  и уточнения расчетов с ними  следует минимально требовать  предъявления сведений, затрагивающих  личную жизнь граждан (уважение  к частной сфере);

8) следует добиваться того, чтобы  комбинация налогов образовывала  единую систему, в которой каждый  налог имеет свою конкретную  цель. При этом не следует допускать  ни взаимного перехлеста налогов,  ни наличия ``люков'' между ними (внутренняя замкнутость).

На  основе этих принципов сложились  две основные концепции налогообложения7.

1. Субъекты налогов должны уплачивать  налоги пропорционально тем выгодам,  которые они получают от государства,  т.е. те, кто получил большую  выгоду, платят налоги, необходимые  для финансирования создания  этой выгоды. Например, те, кто хочет  пользоваться хорошими дорогами, должны оплачивать затраты на  поддержание и ремонт этих  дорог. 

Однако  всеобщее применение этой концепции  связано с определенными трудностями. Практически невозможно точно определить, какую личную выгоду и в каком  размере получает каждый плательщик от расходов государства на национальную оборону, бесплатную медицину, просвещение и т.п. Кроме того, следуя данной логике, необходимо было бы облагать налогом малоимущих, безработных для финансирования выплаты им же пособий. Это само по себе лишено смысла.

2. Согласно другой концепции, юридические  и физические лица должны уплачивать  налоги в прямой зависимости  от размера полученного дохода. Данная концепция имеет много  сторонников, так как отличается  большей рациональностью и справедливостью.  Естественно, существует разница  между налогом, взимаемым с  предполагаемых расходов на предметы  роскоши, и налогом, удерживаемым  из предполагаемых расходов на  предметы первой необходимости. 

Но  при внедрении на практике и этой концепции возникают заметные проблемы. Они связаны с тем, что нет  строго научного подхода к измерению  возможности того или иного лица платить налоги. Ясно только, что  средний потребитель действует  всегда рационально. В первую очередь  тратит свои доходы на товары и услуги первой необходимости, и лишь затем - на не столь важные блага.

Известно  также, что при высокой ставке подоходного налога (выше 50%) резко  снижается деловая активность фирм и населения в целом. Теоретически и графически это обусловлено  известным в экономической теории эффектом, открытым американским экономистом  А. Лаффером8. Учитывая данное обстоятельство, разработчики современной российской системы налогообложения исходили из следующего: лучше иметь много источников пополнения бюджета со средней ставкой налога, чем один - два - с высокой. По сути, подход правильный. Многие страны стремятся разнообразить пути пополнения казны, а диверсификация источников позволяет снижать ставки налогов.

Но  на практике получилось так, что по размерам ставок российские налоги приближены к общемировым, а по количеству - ``опережают'' многие страны. В настоящее  время на территории России собирается свыше 50 налогов и сборов. Это  далеко не всегда соответствует реальной экономической ситуации. Растут расходы  по сбору налогов, появляются условия  для уклонения от уплаты. Так как  граждане России не являются образцом законопослушности - растут недоимки по платежам в бюджет. Кроме того, исключительно  сложен подсчет некоторых налогов (особенно НДС), в законодательную  базу постоянно вносятся изменения  и дополнения. Все это свидетельствует  о необходимости совершенствования  налоговой системы страны, упорядочения как количества налогов, так и  методов их взимания9.

 

1.3 Виды налогов и сборов в  соответствии с налоговым законодательством  РФ.

До введения в действие глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации о налогах и сборах, предусмотренных статьями 12 -15 части первой НК РФ, ссылки в статье 12 на положения указанного Кодекса приравниваются к ссылкам на акты законодательства Российской Федерации о соответствующих налогах, принятые до дня вступления в силу Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ (статья 3 Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ).

В Российской Федерации устанавливаются следующие  виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

Федеральными налогами и сборами  признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 статьи 12.

 Региональными налогами признаются  налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 статьи 12.

Региональные налоги вводятся в  действие и прекращают действовать  на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

При установлении региональных налогов  законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов  Российской Федерации определяются следующие: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

Законодательными (представительными) органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  законами о налогах в порядке  и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены  НК РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 статьи 12.

Земельный налог  и налог на имущество физических лиц устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено пунктом 7 статьи 12. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов.      

Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 статьи 12.10 Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга

При установлении местных налогов  представительными органами муниципальных  образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов  федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов  федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством о налогах  и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

 Федеральные,  региональные и местные налоги  и сборы отменяются НК РФ.

 Не могут устанавливаться  федеральные, региональные или  местные налоги и сборы, не  предусмотренные НК РФ.

НК РФ устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

Специальные налоговые режимы могут  предусматривать освобождение от обязанности  по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в статьях 13 – 15 налогового кодекса РФ.

К федеральным  налогам и сборам относятся11:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

К региональным налогам относятся12:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог. 

К местным  налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.  

Информация и копии законов, иных нормативных правовых актов  об установлении, изменении и прекращении  действия региональных и местных  налогов направляются органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органами местного самоуправления в Министерство финансов Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, а также в финансовые органы соответствующих субъектов Российской Федерации и территориальные налоговые органы. 

Общие условия установления налогов  и сборов 

1. Налог считается установленным  лишь в том случае, когда определены  налогоплательщики и элементы  налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.

2. В необходимых случаях при  установлении налога в акте  законодательства о налогах и  сборах могут также предусматриваться  налоговые льготы и основания  для их использования налогоплательщиком.

3. При установлении  сборов определяются их плательщики  и элементы обложения применительно  к конкретным сборам.13

Специальные налоговые  режимы14  

1. Специальные налоговые режимы  устанавливаются и применяются  в случаях и порядке, которые  предусмотрены НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах.

Специальные налоговые режимы могут  предусматривать особый порядок  определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности  по уплате отдельных налогов и  сборов, предусмотренных статьями 13 – 15 НК РФ.

2. К специальным налоговым режимам  относятся:

1) система налогообложения для  сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в  виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при  выполнении соглашений о разделе продукции.

                               

 

                                1.4 Роль налогов

Налоги, как форма отчуждения части  собственности физических лиц, появились  вместе с возникновением государства. Объективная потребность последнего в налоговых поступлениях понятна: содержание государственного аппарата и армии требует средств, которые  государство не получает в достаточном  количестве от эксплуатации собственного имущества и ссудных операций. 
         Потребность же физических лиц платить налоги своему государству должна возникнуть с пониманием происходящих в стране процессов и наблюдением за последствиями действий государства во благо этих лиц. Это длительный процесс. 
           Таким образом, налоги имеют исторические, социальные, юридические, общегражданские и территориальные корни. Кроме перечисленного, важную роль в формировании потребности уплачивать налоги государству играет культурный и образовательный уровень населения.15 
            Исторический аспект можно рассматривать как объективную закономерность: то, что существует много веков, не могло возникнуть по желанию одной только стороны — государства. Известны примеры, когда в тяжелые для страны времена население добровольно отдавало на благо Родины свое имущество, чаще всего в натуральной форме. 
Социальный аспект существует при любой организации общества. Необходимо содержать за счет работающих пенсионеров, инвалидов, детей-сирот. На эти цели у государства недостаточно средств. Безусловно, каждый в ответе за своих родителей или члена семьи, ставшего по какой-либо причине инвалидом, но когда вопрос приобретает личностный характер, возможно отсутствие средств или сострадания для содержания этих людей. Сделать этот процесс общественным и является прерогативой государства, т. е. собирать налоги в интересах социально незащищенных слоев населения. Каждый же отдельный гражданин должен прийти к осознанию того, что если это не касается его или его родных лично, то вполне возможно будет иметь к нему отношение в ближайшем будущем.16 
          Общегражданское значение налогов заключается в том, что все члены общества нуждаются в поддержании правопорядка и государственной неприкосновенности. Обеспечить эти функции самостоятельно население не может, так как их должны выполнять профессиональные сотрудники внутренних органов и армия. Осознание этой общности с позицией государства должно побуждать граждан исправно платить налоги на содержание этих структур. Они в свою очередь должны добросовестно выполнять свои обязанности под контролем того же государства. 
Территориальная защита интересов страны должна строиться на налогах, точнее на сборах при въезде (выезде) физических лиц и ввозе товаров на территорию страны (их вывозе). Эта система только частично направлена на собственное население страны, так как большая часть налогов собирается при въезде (ввозе). Разумная политика налогообложения, защита интересов внутренних производителей — непременный атрибут действия государства в этой сфере. Столь же осмотрительной она должна быть и по отношению к внешнему налогоплательщику для того, чтобы не остаться в изоляции от мирового экономического сообщества. Объяснить необходимость территориальных налогов легко: зарубежный предприниматель желает расширить границы своей деятельности, поэтому он должен отчислять часть своих доходов государству, на территории которого он действует. 
          Культурный и образовательный уровень граждан определяет этику отношений государство — налогоплательщик. Воспитание патриотизма путем конкретных действий (законодательных актов) в пользу населения, разъяснительная работа по каждому конкретному налогу и сбору, планомерная и предсказуемая налоговая политика, рациональное использование собранных в виде налогов средств, корректное поведение налоговых служб – все это вехи становления атмосферы доверия граждан своему государству. В таких условиях на коротких временных интервалах ставки налогов могут быть достаточно высокими, если это переходный период.17 
          Все эти положения относятся к физическим лицам — гражданам. Что же касается предпринимателей и юридических лиц, то необходимость уплаты налогов является логическим продолжением бизнеса. Объективно существующее государство предоставляет им политические, правовые, юридические, социальные и экономические условия для предпринимательской деятельности. Использование наемного труда при этом является одним из аспектов налогообложения: или предприниматель обязан пожизненно заботиться о своих работниках, или уплачивать социальные взносы государству. 
           Все налоги и сборы, собираемые исторически и в настоящее время в любой стране мира, можно разделить на две крупные группы: взимаемые государством с наиболее удобных объектов налогообложения в значительном количестве для общеэкономических целей и взимаемые для узкоцелевого регулирования определенных сфер деятельности или жизни. 
Налоги, напрямую поступающие в бюджет и не имеющие трансфертов из него ни в каком виде, облагают прибыль предприятия, доходы физических лиц, их имущество, стоимость производимых и реализуемых товаров (работ, услуг). Эти объекты налогообложения можно назвать «удобными», так как они существуют независимо от вида деятельности, а что касается собственности, то и в отсутствии деятельности в настоящий момент. Направления расходования государством полученных в виде налогов средств никак   не связаны  с  объектами  налогообложения. 
            Все налоговые потоки легко разделить на две категории: налоги и сборы, на основе принципа целевого характера. В свою очередь сборы целесообразно разбить на две группы: сборы, имеющие целевой характер изъятия, и сборы с целевым характером изъятия или использования. Все остальные характеристики налогов и сборов (объект налогообложения, осуществление или отсутствие юридически значимых действий со стороны государства, направления движения денежных потоков, элементы обязательности уплаты) носят производный характер и определяются первичным   принципом.18 
         Что касается прочих платежей, действующих в настоящее время и рассматриваемых как стоимость услуг, оказываемых государственными органами, то у государства, действующего за счет бюджета, не должно быть платных услуг. Если средств на какие-либо цели недостаточно, необходимо назвать этот платеж «сбором», что будет точно соответствовать характеру его изъятия, и не завуалировать границы системы налогообложения государства.

Информация о работе Роль налогов в формировании бюджетов