Система таможенных органов Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 21:56, курсовая работа

Краткое описание

Возрастание роли и значения таможенного дела и в целом таможенной деятельности как инструмента внешнеэкономической деятельности тесно связанных с внутренней и внешней политикой Российской Федерации объективно обусловливают повышение активной роли таможенных органов, ее системы в осуществлении задач и функций в сфере таможенного дела.
Совокупность таможенных органов, учреждений и организаций - это сложный и разветвленный механизм, обеспечивающий решение многообразных, подчас разнородных, но в конечном счете объединенных функциональной общностью, единых и целостных задач.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Функции таможенных органов. 6
Глава 2. Правовые и организационные особенности составных частей системы таможенных органов РФ.
11
Глава 3. Специализированные таможенные органы (оперативная таможня, энергетическая таможня)

20
Заключение 25
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по таможне.doc

— 202.00 Кб (Скачать)

    МОСКОВСКИЙ  ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА 

    ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 
 
 
 

    КУСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ  

    “Система  таможенных органов  Российской Федерации” 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Студент______________________ 
 

    Научный руководитель_____________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Москва, 2002

 
 

С О Д Е Р Ж  А Н И Е 

Введение 3
Глава 1. Функции таможенных органов. 6
Глава 2. Правовые и организационные  особенности составных  частей системы таможенных органов РФ.  
11

Глава 3. Специализированные таможенные органы (оперативная  таможня, энергетическая таможня)

 
20
Заключение 25
Список  литературы 26
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ. 

     Возрастание роли и значения таможенного дела и в целом таможенной деятельности как инструмента внешнеэкономической  деятельности тесно связанных с внутренней и внешней политикой Российской Федерации объективно обусловливают повышение активной роли таможенных органов, ее системы в осуществлении задач и функций в сфере таможенного дела.

     Совокупность  таможенных органов, учреждений и организаций - это сложный и разветвленный механизм, обеспечивающий решение многообразных, подчас разнородных, но в конечном счете объединенных функциональной общностью, единых и целостных задач.

     Система таможенных органов и ее отдельные  составные части играют видную и одновременно свою специфическую роль в процессе таможенной деятельности.

     Таким образом, вне активной, целеустремленной и эффективной непосредственной деятельности таможенных органов, организаций, учреждений, их должностных лиц немыслимы, во-первых, успешное осуществление внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации1.

     Во-вторых, собственно таможенное дело, это задачи, цели и функции -экономические, правоохранительных, фискальные, статистические, в сфере  международного сотрудничества в таможенном деле и др.

     Сказанное подчеркивает актуальность и жизненную  необходимость научного анализа  и выработки научно-исследовательских  и прикладных рекомендаций как по совершенствованию системы таможенных органов в целом, учитывая множественность, разновидность и разнообразие таможенных органов и структур, составных частей, элементов системы таможенных органов, в связи с чем в настоящее время возрастает внимание к системе и принципам деятельности таможенных органов. Кроме того, эти вопросы стали тем более актуальными, что в новых рыночных условиях,  когда российская  экономика  стала "открытой", а государственные  границы "прозрачными" или во многих местах "размытыми",  гораздо более сложной и масштабной, чем раньше, стала проблема экономической безопасности Российской Федерации. Значение таможенных органов в этой связи сложно переоценить, так как очевидной становится их все более возрастающая роль в деле обеспечения надлежащего функционирования товарооборота и внешнеполитических устремлений РФ в целом. Помимо значения системы таможенных органов с точки зрения обеспечения деятельности РФ как субъекта внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, таможенные органы так же выполняют ряд функций, значимых с точки зрения обеспечения законности и правопорядка внутри РФ, так как они наделены полномочиями и в сфере правоохранительной деятельности. Все вышеизложенное свидетельствует о достаточно существенном значении таможенных органов в системе органов исполнительной власти РФ, и достойно более детального рассмотрения. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ОБЩАЯ ХААРТКРИСТИКА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 

    Таможенные  органы России в своей совокупности составляют единую систему таможенных органов, в основе которой лежат  системообразующие факторы, придающие  совокупности таможенных органов РФ черты определенной целостности, единства элементов. Все эти системообразующие факторы в совокупности обуславливают существование взаимных связей между всеми элементами, входящими в состав таможенных органов РФ. При наличии этих факторов система проявляет свою целостность, именно они обеспечивают данную совокупность органов определяющим признаком – системы органов, хотя их роль и значение для каждого различны. В числе такого рода системообразующих факторов называют следующие2:

    1. Функциональная общность таможенных органов состоит в том, что все они осуществляют таможенное дело, проводят в жизнь единую таможенную политики. Этот важнейший фактор отражен и юридически закреплен в ст.  
8 Таможенного Кодекса (ТК) о том, что таможенное дело непосредственно осуществляют таможенные органы РФ, а так же в ст. 10 ТК, в которой закреплены основные функции таможенных органов РФ. То, что все они осуществляют таможенное дело, не означает, что объем функций и конкретная компетенция, в частности, характер полномочий всех звеньев таможенной системы, - одинаковы. Между таможенными органами различных уровней есть существенные различия, что естественно, учитывая характер и место, занимаемое соответствующим таможенным органом в единой системе. Однако функциональная общность всех таможенных органов – один из наиболее характерных признаков всей таможенной системы.

    2. Организационное взаимодействие и взаимосвязи таможенных органов означает, что каждый орган взаимосвязан с другими выше- и нижестоящими таможенными органами и звеньями, что ни один из них не функционирует сам по себе; только в тесном взаимодействии с другими звеньями он оказывается способным выполнять свои функции и предоставленные законом полномочия. Этот существенный момент отражен в ст. 8,9,10,13 ТК.

    3. Единство системы таможенных органов обеспечивается их задачами и целями, а так же едиными организационными принципами построения их деятельности. Каждый таможенный орган – частичка достаточно централизованной системы, функциональным и организационным центром которой является Таможенный Кодекс РФ.

    4. Целостность таможенных органов заключается в том, что каждый из таможенных органов - это не автономная единица, а неразрывная составная часть целостного организма, которым является система таможенных органов. Целостность в этой связи означает не  нечто искусственное, навязанное, а свойство, обусловленное собственно характером таможенного дела.

    При этом важно принять во внимание, что таможенную деятельность характеризует  чрезвычайная динамичность, что оказывает  немаловажное значение на формирование и функционирование данной системы и ее составных частей.

    Особенно  это замечание касается развития нормативно-правовой базы таможенного  дела, его отдельных блоков: например, развития функций таможенных органов, порядка перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, государственной службы в таможенных органах, таможенного оформления и контроля, таможенных платежей и других направлений таможенного дела.

    Динамизм  нормативно-правового регулирования  надо всесторонне учитывать, обеспечить слежение за коррективами таможенного законодательства в ходе формирования и функционирования системы таможенных органов и ее структурных единиц.

    В качестве примера можно привести такие нормативно-правовые акты, как  Дисциплинарный Устав таможенной службы РФ, утвержденный Указом Президента РФ от 16 ноября 1998 г. № 1396; Инструкцию по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами и не предназначенных для производственной или коммерческой деятельности (утвержденную ГТК РФ 25 января 1999 г. № 38), Инструкцию о порядке заполнения грузовой таможенной декларации (утвержденную ГТК РФ 16 декабря 1998 г. № 848 – и ряд других нормативно-правовых актов. Только учитывая весь массив нормативно-правовой базы, на основании которой действует в настоящее время система таможенных органов РФ можно представить себе картину, отражающую специфику функционирования системы таможенных органов РФ и ее составных частей.

    Прежде  всего в этой связи следует отметить тот факт, что все звенья таможенной системы представляют собой органы федеральной власти. Это обусловлено тем, что они предназначены для практической реализации полномочий РФ  в области таможенного регулирования и внешнеэкономических отношений (п. “ж”, “л” ст. 71 Конституции РФ) и финансируется за счет средств государственного федерального бюджета, а так же иных предусмотренных законодательством РФ источников.

    Взаимоотношения в системе таможенных органов  основываются на принципе сочетания централизации и децентрализации – каждый нижестоящий таможенный орган подчинен вышестоящему. Кроме того, структура каждого таможенного органа характерна в целом для органа исполнительной власти.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

глава 1. Функции таможенных органов. 

     Функции таможенных органов представляют собой  основные направления деятельности таможенных органов. С этой точки  зрения особую роль играет значение таможенных органов с позиций экономического развития РФ и ростом товарооборота  между Россией и зарубежными странами. Роль таможенных органов во внешнеполитической деятельности РФ обуславливает особый “набор” функций таможенных органов, но в то же время взаимосвязь с выполнение важнейших социально-экономических и внешнеполитических программ не ограничивает многообразия функций таможенных органов.

     Так, ст. 10 Таможенного Кодекса РФ перечисляет  следующие функции таможенных органов:

    1) участвуют в разработке таможенной  политики Российской Федерации  и реализуют эту политику;

    2) обеспечивают соблюдение законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы Российской Федерации; принимают меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела;

    3) обеспечивают в пределах своей  компетенции экономическую безопасность Российской Федерации, являющуюся экономической основой суверенитета Российской Федерации;

    4) защищают экономические интересы  Российской Федерации;

    5) применяют средства таможенного  регулирования торгово-экономических  отношений;

    6) взимают таможенные пошлины, налоги  и иные таможенные платежи;

    7) участвуют в разработке мер  экономической политики в отношении  товаров, перемещаемых через таможенную  границу Российской Федерации,  реализуют эти меры;

    8) обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;

    9) ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил  и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым  через таможенную границу Российской Федерации, пресекают незаконный оборот через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации;

    10) осуществляют и совершенствуют  таможенный контроль и таможенное  оформление, создают условия, способствующие  ускорению товарооборота через  таможенную границу Российской  Федерации;

    11) ведут таможенную статистику  внешней торговли и специальную  таможенную статистику Российской  Федерации;

Информация о работе Система таможенных органов Российской Федерации