Система таможенных органов Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 21:56, курсовая работа

Краткое описание

Возрастание роли и значения таможенного дела и в целом таможенной деятельности как инструмента внешнеэкономической деятельности тесно связанных с внутренней и внешней политикой Российской Федерации объективно обусловливают повышение активной роли таможенных органов, ее системы в осуществлении задач и функций в сфере таможенного дела.
Совокупность таможенных органов, учреждений и организаций - это сложный и разветвленный механизм, обеспечивающий решение многообразных, подчас разнородных, но в конечном счете объединенных функциональной общностью, единых и целостных задач.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Функции таможенных органов. 6
Глава 2. Правовые и организационные особенности составных частей системы таможенных органов РФ.
11
Глава 3. Специализированные таможенные органы (оперативная таможня, энергетическая таможня)

20
Заключение 25
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по таможне.doc

— 202.00 Кб (Скачать)
ign="justify">      соблюдение  в регионе таможенных режимов  и законодательства, правил валютного, экспортного, экологического и других видов контроля, правил и методов  регулирования лицензионных, аттестационных, оформительских        , разрешительных процедур при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу, методов классификации и оценки этих предметов, начисления, взимания и перечисления в государственный бюджет таможенных пошлин и сборов;

      реализацию  рабочих контактов со сторонними органами, учреждениями, юридическими и физическими лицами на предмет содействия (например, в экспертизе), взаимодействия (например, в пограничном или валютном контроле) и получения на безвозмездной основе документов и сведений для таможенных целей;

      осуществление надзора за экономической деятельностью  экспортов-импортов, таможенных брокеров, в том числе путем финансово-хозяйственных  проверок  и организации доступа  проверяющих в местах, где могут  вестись работы либо находиться документы, товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю;

      проведение  в жизнь мер по защите прав и  интересов клиентов(пользователей) системы; по кадровому, финансовому, информационному, материально-техническому обеспечению  таможен (постов), по выполнению ими оперативно-розыскных и дознавательных функций – в целях борьбы с криминалом, нарушителями таможенных правил, посягательствами на нормальную деятельность таможенных органов, безопасность их должностных лиц и клиентов;

      выпуск  ненормативных правовых актов, обязательных для использования наряду с нормативными.

      Типовая структура РТУ, штатная численность (общая и структурных подразделений) и фонд оплаты труда утверждаются ГТК РФ.

      Начальник РТУ назначается на должность  и освобождается от нее представителем ГТК РФ, действует на принципах единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение РТУ своих функций, за деятельность нижестоящих органов, при необходимости дополняет или изменяет их типовую структуру, представляет в ГТК кандидатуры своих заместителей, главного бухгалтера и начальника юридического отдела; распределяет обязанности между заместителями; является председателем коллегии РТУ, где рассматриваются важнейшие вопросы деятельности РТУ и объектов, находящихся в его непосредственном либо оперативном подчинении. .В зависимости от размеров региона, численности, дислокации управлений их структура может отличаться от типовой, но не принципиально,

      Третий  уровень. Таможни  Российской Федерации  составляют организационный и производственный фундамент системы – именно здесь производится основная часть собственно таможенных и сопутствующих операций.

      Раньше  эта работа велась в пунктах, внешняя  граница которых, как правило, совпадала  с государственной. С либерализацией торговли и самостоятельным выходом  массы товаровладельцев на зарубежные рынки возникла необходимость ввести грузовую таможенную декларацию  (1888 г.) и создавать, наряду с “внешними”, “внутренние” таможни (процесс не завершился). Такая перестройка соответствует мировой практике.

      Правовой  статус, компетенция, структура таможни регламентирована ТК, десятками нормативных актов и в относительно целостном виде – Общим положением 1996 г.

      Согласно  этому акту таможни работают под  непосредственным руководством РТУ  или ГТК РФ; общее руководство  – за Комитетом. Последний по представлению или с учетом мнения РТУ может создавать, ликвидировать, реорганизовать и определять территорию деятельности (подведомственную). В их прямом (а также оперативном) подчинении находятся дислоцированные на этой территории таможенные посты – кроме непосредственно руководимых РТУ или ГТК РФ.

      Таможня вправе учреждать склады временного хранения, определять места дислокации постов, представлять их в государственных  органах и, по согласованию с ГТК  РФ, создавать, ликвидировать, реорганизовать посты, а также решать свои задачи через них либо самостоятельно. В обязанности таможни входит взаимодействие с коммерческими и некоммерческими организациями, гражданами и, прежде всего, с территориальными органами федеральной, региональной и местной власти. Она является юридическим лицом, финансируется из государственного бюджета и других источников.

      Таможенные  органы обстоятельство, что ГТК РФ решает производственные задачи системы  и непосредственно через таможни, и через РТУ, а РТУ – опять  же непосредственно через таможни, означает, что эти органы связаны между собой сквозными функциями. Иными словами, третий уровень, таможни, претворяет в жизнь, реализует то, что РТУ и ГТК, организуют, контролируют, координируют, курируют и т.д. Вместе с тем, только таможни ведут учет, идентификацию, инвентаризацию подконтрольных товаров и транспортных средств; проверяют достоверность и полноту, обеспечивают конфиденциальность и строго целевое использование полученных сведений обо всем, что касается этих предметов; отслеживают доставку в надлежащие пункты; при необходимости обеспечивают таможенное сопровождение; определяют продолжительность стоянки с учетом времени на таможенное оформление; контролируют целевое использование условно выпущенных товаров и транспортных средств и выполняет ряд иных функций, предусмотренных Общим положением о таможне Российской Федерации, утвержденным приказом ГТК России от 10.01.1996 г. № 12. Типовая структура, штатная численность и фонд оплаты труд таможни определяется ГТК РФ и в этих пределах на практике могут варьироваться. Начальник таможни назначается на должность и освобождается от нее председателем ГТК (если таможня подчинена РТУ – таможенные органы по его представлению), руководит на принципах единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение таможней своих функций и правовую деятельность нижестоящих постов, представляет в ГТК кандидатуры своего первого заместителя, начальника юридического отдела и главного бухгалтера; распределяет обязанности между заместителями и устанавливает степень их ответственности.

      Четвертый уровень. Таможенные посты. Таможенные посты – это первичные ячейки, наиболее разветвленная часть системы таможенных органов. Посты действуют под непосредственным руководством вышестоящего органа, каковым является таможня или РТУ либо ГТК. В функциональном плане пост можно рассматривать как несколько усеченный филиал таможни: в его компетенцию не входят (или входят по минимальному уровню) такие работы, как валютный контроль, проверка финансово-хозяйственной деятельности экспортеров, пропаганда, учебно-методическая деятельность, участие в научно-исследовательских работах, кураторство нижестоящих органов, во всем же остальном обязанности поста те же, что и у таможни. Структура и штатная численность поста утверждаются вышестоящим органом. Начальник поста назначается на должность и освобождается от нее ГТК – если пост непосредственно подчинен Комитету, РТУ – если пост подчинен Управлению или руководимой им таможне, таможней – если пост подчинен ей, а она – ГТК. Начальник руководит на принципах единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение постом своих функций и з качество его правовой деятельности. 
 
 
 
 
 

      Глава 3. Специализированные таможенные органы (оперативная  таможня, энергетическая таможня)

 

      В таможенной системе Российской Федерации  имеются специализированные таможенные органы, деятельность которых осуществляется в специфической области таможенного  регулирования. Одним из таких специализированных органов является оперативная таможня.

      Оперативная таможня создана в целях реализации Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности”6 от 12 августа 1995 года, необходимости усиления борьбы с таможенными правонарушениями.

      Структура оперативной таможни содействует  наиболее эффективному осуществлению задач, возложенных на оперативную таможню. В структуру оперативной таможни входят: отдел по борьбе с экономическими таможенными правонарушениями; отдел по борьбе с особо опасными видами контрабанды; отдел по борьбе с контрабандой наркотиков; отдел таможенных расследований; отдел дознания; экспертно-криминалистический отдел; отдел исполнения постановлений по делам о нарушении таможенных правил; имеется отдел собственной безопасности. Начальник оперативной таможни является заместителем начальника РТУ.

      Как уже было сказано, таможенные органы Российской Федерации отнесены Таможенным кодексом и Федеральным законом  “Об оперативно-розыскной деятельности”  от 12 августа 1995 года7 к государственным органам. которым предоставлено право осуществлять оперативно-розыскную деятельность на территории России. Такая деятельность таможенными органами может осуществляться исключительно в пределах их полномочий, установленных законодательными актами РФ о таможенном деле8.

      Оперативно-розыскная  деятельность таможенных органов основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

      Таможенные  органы осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях:

      а) выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производство дознания, по которым отнесено к их компетенции, а также для выявления и установления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших такие преступления;

      б) обеспечение собственной безопасности;

      в) исполнение поручений следователей, других органов дознания, указаний прокуроров и определений судов по уголовным делам, находящимся в их производстве;

      г) подготовке ответов на запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, предусмотренным Федеральным законом;

      д) подготовки ответов на запросы международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ по таможенным вопросам9.

      Таможенные  органы в пределах своих полномочий вправе также выявлять и собирать данные, необходимые для принятия решений по вопросам:

      а) допуска к сведениям, составляющим государственную тайну;

      б) допуска к участию в оперативно-розыскной деятельности или к материалам, полученным в результате ее осуществления;

      в) установления или поддержания с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий.

      Правовую  основу оперативно-розыскной деятельности таможенных органов составляют Конституций РФ10, Таможенный кодекс11, Федеральный закон “Об оперативно-розыскной деятельности” от 12 августа 1995 года12, другие законодательные акты.

      Оперативно-розыскная  деятельность таможенных органов осуществляется исключительно в пределах их полномочий. Должностные лица этих органов участвуют в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, к которым привлекаются должностные лица и специалисты, обладающие научными, техническими и иными специальными знаниями, и отдельные граждане с их согласия на гласной и негласной основе.

      Таможенные  органы при осуществлении оперативно-розыскной  деятельности вправе проводить следующие  мероприятия: опрос граждан, наведение  справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений; зданий, сооружений. участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных разговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; оперативный эксперимент, контролируемая поставка.

      Перечень  этих мероприятий является исчерпывающим  и может быть дополнен только федеральным  законом13.

      Таможенные  органы при решении задач оперативно-розыскной  деятельности имеют право:

      а) проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия. производить при их проведении изъятие предметов, а также прерывать предоставление услуг в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической и экологической безопасности России;

      б) устанавливать не безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие таможенным органам на конфиденциальной основе;

      в) использовать в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по договору или устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий. учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц;

      г) использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, организаций, учреждений, подразделений, помещений и транспортных средств таможенных органов, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе;

      д) создавать в установленном законодательством РФ порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения задач, предусмотренных Федеральным законом “Об оперативно-розыскной деятельности”14.

      Для обеспечения собственной безопасности в структуре оперативной таможни  предусматривается создание отдела собственной безопасности.

Информация о работе Система таможенных органов Российской Федерации