Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 21:56, курсовая работа
Возрастание роли и значения таможенного дела и в целом таможенной деятельности как инструмента внешнеэкономической деятельности тесно связанных с внутренней и внешней политикой Российской Федерации объективно обусловливают повышение активной роли таможенных органов, ее системы в осуществлении задач и функций в сфере таможенного дела.
Совокупность таможенных органов, учреждений и организаций - это сложный и разветвленный механизм, обеспечивающий решение многообразных, подчас разнородных, но в конечном счете объединенных функциональной общностью, единых и целостных задач.
Введение 3
Глава 1. Функции таможенных органов. 6
Глава 2. Правовые и организационные особенности составных частей системы таможенных органов РФ.
11
Глава 3. Специализированные таможенные органы (оперативная таможня, энергетическая таможня)
20
Заключение 25
Список литературы
Председатель ГТК РФ является одновременно председателем Комитета, куда входит он сам, его заместители (по должности) и руководящие работники подведомственных структур. Члены коллегии (кроме входящих в нее по должности) утверждается Правительством РФ по представлению председателя ГТК РФ. Решения коллегии по важнейшим вопросам реализуется приказами председателя; в случае его несогласия с большинством он проводит в жизнь свое решение, о чем докладывает Правительству РФ.
При ГТК России действует консультативный совет по таможенной политике. Персональный состав и положение о Совете утверждается председателем ГТК.
Заместители Председателя ГТК по его представлению назначаются на должность и освобождаются от нее Правительством РФ. Заместители курируют работу структурных подразделений Комитета, краткая характеристика которых дана ниже.
Управление организации
Управление по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил в качестве основного направления своей деятельности имеет правоохранительную деятельность, в связи с чем в состав данного управления входят отделы: организации борьбы с таможенными правонарушениями в торговом обороте; по борьбе с контрабандой наркотиков и организации кинологической службы; организации борьбы с таможенными правонарушениями в неторговом обороте; контроля за соблюдением законности в производстве по делам о нарушениях таможенных правил; организации дознания (и оперативно-розыскной деятельности по делам о контрабанде). На данном управлении лежит организационно-методическое руководство этой деятельность., что предполагает активное участие в создании соответствующей нормативной базы и ее реализации как на ведомственном уровне, так и в масштабе страны.
Правовое управление играет роль головного разработчика нормативных актов ГТК, консультанта и отчасти координатора других разработчиков (основные подразделения Комитета, нижестоящие таможенные органы). В составе Управления действует отдел систематизации и кодификации таможенного законодательства. С его непосредственным участием разработан ряд основополагающих нормативных актов в данной отрасли.
Таможенно-тарифное
управление имеет в своем составе
отдел таможенно-тарифного
Управление федеральных таможенных доходов отвечает за организацию и контроль полной и своевременной уплаты экспортно-импортных пошлин и таможенных сборов, за разработку концепции, технологии и единой политики в этой области, а также осуществляет надзор за декларированием товаров и работой таможенных органов в свободных экономических зонах.
Отдел валютного контроля. В ТК (раздел 1У) определено, что ГТК РФ является органом валютного контроля, а нижестоящие органы – агентами, которые контролируют перемещение через границу (за исключением периметров свободных таможенных зон и складов) российской валюты, ценных бумаг в этой валюте, валютных ценностей, а также валютные операции, связанные с экспортом-импортом.
Раньше за организацию этой работы отвечало Управление федеральных таможенных доходов, но ввиду массовых нарушений валютного законодательства пришлось создать специализированный отдел, укомплектованный профессиональными экономистами, финансистами, юристами; в его составе имеются аналитический и аудиторский секторы; группы подготовки сводных отчетности. Отдел разрабатывает и реализует меры по надзору за внедрением экспортно-импортных операций ( в том числе за содержанием валютных пунктов грузовой таможенной декларации, за правильностью контрактных и платежных документов); взаимодействует с Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю, другими учреждениями данного профиля, банками и участниками внешнеэкономических связей; ведет на них картотеку; информирует руководство ГТК РФ о нарушениях законодательства, подготавливает по этим вопросам методические и информационные материалы; курирует аналогичные отделы (группы) на местах.
Управление таможенной статистики и анализа организует и объединяет эту деятельность в масштабе страны. ТК закрепил, в частности, обязанность таможенных органов вести сбор и обработку сведений о перемещении товаров через границу, представлять заинтересованным лицам и публиковать соответствующие статистические данные, вести специальную таможенную статистику в порядке, определенном ГТК РФ.
Шесть
вышеназванных подразделений
Финансовое управление в составе финансово-экономического и контрольно-ревизионного отделов, отдела бухгалтерского учета и отчетности;
Управление материально-технического снабжения, куда входят отделы: комплектации оборудованием объектов капитального строительства; материально-технического снабжения таможен; планирования и реализации материальных ресурсов; строительных материалов; и группы: по организации учета и реализации конфискатов: хозяйственного обслуживания центрального аппарата;
Техническое управление, состоящее из отделов: технических средств таможенного контроля; информационных технологий; связи;
Управление кадров и учебных заведений со следующей структурой: отдел руководящих кадров и организационно-методической работы; отдел подготовки кадров и учебных заведений; отдел профилактики правонарушений среди личного состава; группа (сектор) делопроизводства, учета, оформления кадров центрального аппарата;
Отдел
по связям со средствами массовой информации
и общественностью(пропаганда и
разъяснение таможенного
Управление делами ГТК РФ (организационно-техническое обеспечение центрального аппарата);
Управление внешних связей (международно-правовое сотрудничество);
Главный научно-информационный вычислительный центр – ГНИВЦ (внедрение и эксплуатация Единой автоматизированной информационной системы – ЕАИСЮ развитие ее программной базы и электронных средств таможенного контроля);
Центральная таможенная лаборатория (ЦТЛ), являющаяся головным экспертно-исследовательским учреждением ГТК РФ со статусом юридического лица ( материаловедческие исследования и товароведческие экспертизы в целях классификации, сертификации и стоимостной оценки товаров, перемещаемых через таможенную границу, установления товароведческой природы нарушений при экспортно-импортных операциях и т.п.);
Служба охраны таможенных органов Российской Федерации, состоящая из Управления таможенной охраны ГТК, аналогичных отделов в региональных управлениях и таможнях, аналогичных группах таможенных постах; отделов быстрого реагирования, групп оперативно-дежурной службы. Служба охраняет объекты таможенной системы во взаимодействии с другими государственными органами. Она оснащается огнестрельным оружием и специальными средствами в случаях и порядке, предусмотренных ТК, актами ГТК России.
Последней (разумеется, не по важности ) в подсистеме обеспечения значится Юридическая служба. Основные функции: ведет нормативную базу (в том числе субъектов Российской Федерации) и обобщает практику применения таможенного законодательства; разъясняет нормативные акты; информирует и консультирует граждан и организации; готовит проекты нормативных актов. Юридические отделы региональных управлений Комитета, кроме того, должны контролировать состояние правовой дисциплины в нижестоящих органах, где действуют свыше 50 человек – юридические отделы, при меньшей численности – группы; на таможенных постах со статусом юридического и штатом свыше 50 человек – группы, при меньшей численности – ведущий юрисконсульт и ведущий инспектор; на постах не являющихся юридическими лицами, - ведущий юрисконсульт.
Поскольку работа этой разветвленной сети, обеспечивая законность, входит в суть конкретных таможенных операций, Юридическую службу ГТК РФ можно рассматривать и как элемент производственной подсистемы. В таможенные органы же время, скажем, Правовое управление ( см. выше) можно по тем же мотивам одной стороной причислить к подсистеме обеспечения.
Второй уровень, Региональные таможенные управления (РТУ) – создаются с 1991 г. как промежуточное звено между ГТК РФ и таможнями, что обусловлено резким усложнением управленческих задач Комитета вследствие либерализации внешней торговли.
Положение об РТУ утверждает ГТК РФ на основе Общего положения о региональном таможенном управлении Российской Федерации от 10 января 1996 г. Согласно этим актам управления возглавляют работу в подведомственных им регионах по непосредственным руководством Комитета; последний вправе их создавать, ликвидировать и реорганизовывать. В прямом подчинении каждого РТУ находятся таможни и таможенные посты, в оперативном – лаборатории, учебные заведения и т.п. ( в обоих случаях – за исключением объектов, непосредственно подчиненных ГТК). РТУ вправе создавать, реорганизовывать и ликвидировать таможенные посты без статуса юридического лица, входить в ГТК с аналогичной инициативой относительно таможен и постов со статусом юридического лица, утверждать таможенные склады и склады временного хранения; представлять подчиненные структуры в госорганах, менять в установленном порядке географию их деятельности, вносить в ГТК проекты изменения границ подведомственного региона.
Эти границы, как и территории деятельности нижестоящих органов, могут не соответствовать административному делению РФ, что видно из следующего перечня (неполного) РТУ: Западное, Калининградское, Уральское, Западно-Сибирское, Последнему, например, подчинены таможни: Архангельская, Костомукшская, Петрозаводская, Пулковская, Балтийская, Великолукская,Выборгская, Пыталовская, Себежская, Санкт-Петербургская.
РТУ решает свои задачи непосредственно и, в основном, через нижестоящие объекты. При этом оно взаимодействует с находящимися в регионе другими, в том числе силовыми, органами исполнительной власти (федеральной и субъектов РФ), местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями, гражданами Является юридическим лицом. Финансируется из государственного бюджета и других источников.
Функции РТУ. Из статусов ГТК РФ и РТУ следуетЮ у них идентичные функции – с той разницей, что Комитет курирует всю таможенную территорию страны, а РТУ действует в пределах своего региона и в этих пределах выступает либо как соразработчик-соисполнитель, либо как проводникполитики Комитета. Чтобы дословно не воспроизводить довольно обширный набор этих функций, представим их в сжатом виде.
РТУ в качестве соразработчика-соисполнителя:
координирует сбор первичных данных о таможенной ситуации в регионе, организует их обработку для статистических научно-исследовательских, информационных целей, в том числе для подготовки обзоров, оповещения органов исполнительной власти, а также для использования в организуемых РТУ учебных, методических, разъяснительных и подобных мероприятиях и для обновления нормативной базы.
Участвует
и организует участи нижестоящих
органов в научно-
Контролирует
использование прогрессивных
РТУ в качестве проводника политики ГТК РФ организует, контролирует, курирует, координирует и т.д.
Информация о работе Система таможенных органов Российской Федерации