Система таможенных органов Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 21:56, курсовая работа

Краткое описание

Возрастание роли и значения таможенного дела и в целом таможенной деятельности как инструмента внешнеэкономической деятельности тесно связанных с внутренней и внешней политикой Российской Федерации объективно обусловливают повышение активной роли таможенных органов, ее системы в осуществлении задач и функций в сфере таможенного дела.
Совокупность таможенных органов, учреждений и организаций - это сложный и разветвленный механизм, обеспечивающий решение многообразных, подчас разнородных, но в конечном счете объединенных функциональной общностью, единых и целостных задач.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Функции таможенных органов. 6
Глава 2. Правовые и организационные особенности составных частей системы таможенных органов РФ.
11
Глава 3. Специализированные таможенные органы (оперативная таможня, энергетическая таможня)

20
Заключение 25
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по таможне.doc

— 202.00 Кб (Скачать)

    Данный  вид взыскания предусмотрен лишь в санкции ст.276 ТК. РФ "Перемещение  товаров и транспортных средств  через таможенную границу Российской Федерации помимо таможенного контроля". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    глава 2. Правовые и организационные  особенности составных  частей системы таможенных органов РФ. 

    Мы  рассмотрели в крупных чертах системообразующие факторы таможенного  дела в России. Теперь исследуем  особенности каждой из составленных частей этой четырехуровневой системы.

    Первый  уровень. Государственный  таможенный комитет  Российской Федерации (ГТК  РФ). Согласно ТК, это центральный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации.

    Определение, безусловно, верное и могло бы удовлетворить, если быв далее следовала пусть  общая, но комплексная характеристика правового статуса, компетенции, структуры, организацией и прочих функций Комитета его рабочих связей с другими государственными органами. Но такой характеристики ТК не содержит.

    В достаточной мере не восполнило этот пробел и Положение о Государственном  таможенном комитете Российской Федерации  от 25 октября 1994 г. Будучи шагом  вперед на тот период, сейчас оно выглядит во многом декларитивным и фрагментарным.

    Вывод: во-первых, нужен целостный комплекс норм, касающихся правового статуса, функций и структуры ГТК РФ, во-вторых, требуется новое Положение  о ГТК РФ, где  эти нормы были бы юридически закреплены. Такова задача на ближайшую перспективу.

    Указом  Президента РФ от 25 мая 1999 г ГТК РФ назван в числе “иных федеральных  органов исполнительной власти”, каковыми являются государственные комитеты, федеральные службы, осуществляющие межотраслевое регулирование. Применительно к ГТК РФ это означает, что на него возложены координация и отчасти контроль за всем, что связано с постановкой и производством таможенного дела в народно-хозяйственных отраслях страны. Этот вывод основывается также на ст. 11 ТК – о нормативных актах ГТК РФ, ст. 13 – о взаимодействии таможенных органов с иными государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами.

    Что касается места ГТК РФ в системе  таможенных органов, таможенные органы как следует из названного Положения, он является функциональным, организационным и методическим центром данной системы, направляет деятельность всех ее звеньев, способствуя ее развитию и укреплению целостности. Рассмотрим этот основополагающий на сегодня правовой акт подробнее

    ГТК РФ возглавляет таможенное дело в  России, взаимодействуя с другими  органами исполнительной власти(федеральными, субъектов РФ и местными), общественными  объединениями; руководствуется Конституцией РФ, Таможенным кодексом, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, а также Положением о ГТК РФ. Решает свои задачи, т.е. функционирует, либо с опорой на службы центрального аппарата, либо через непосредственно (напрямую) и оперативно подчиненные объекты: региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты, подведомственные лаборатории, учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, вычислительные центры и др.

    Финансируется из федерального бюджета, а также из иных предусмотренных законодательством РФ источников (так, все валютные средства, поступающие от внеплановых таможенных доходов и сборов, направляются в валютный фонд ГТК РФ с целью развития материально-технической базы и социального сектора).

    ГТК РФ является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, счета (в том числе валютные) в банках и других кредитных учреждениях.

    Основные  задачи ГТК РФ:

    участие в разработке таможенной политики Российской Федерации и реализация этой политики с учетом результатов научно-исследовательских работ по развитию системы, мирового опыта и опыта международного сотрудничества;

    обеспечение в пределах своей компетенции  экономической безопасности, защиты хозяйственных интересов государства, единства его таможенной территории; внедрение таможенных регуляторов, ориентированных на приоритеты развития экономики и планы интеграции России в мировое хозяйство;

    контроль  за соблюдением законодательства по таможенному делу и иных актов, исполнение которых обязаны отслеживать ГТК РФ и нижестоящие органы.

    Основные  функции ГТК РФ:

    подготавливает  проекты, программы совершенствования  таможенного дела, политики и законодательства в этой сфере, разрабатывает правовой, экономический и организационный механизмы совершенствования; внедряет их на ролях куратора (организатора), координатора и контролера:

    использует  для вышеназванных целей результаты научно-исследовательских и опытных  работ, в частности выводы, касающиеся принятия и апробации решений об эффективности норм ТК и другого законодательства применительно к конкретным хозяйственным операциям и товарам:

    участвует в разработке средств развития экономических  отношений России с мировым сообществом (международная производственная кооперация, экспорт-импорт, иностранные инвестиции и т.д.), контролирует внедрение этих средств:

    участвует в разработке и организует реализацию. Общеэкономической и торговой политики применительно к товарам и  транспорту, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации (лицензирование, аттестация, регулирование цен, учет товаров, взимание таможенных платежей, их внесение в федеральный бюджет: упрощенное оформление товаров и в ряде случаев разрешительный порядок их провоза через границу: все виды контроля, включая валютный и экспортный, прежде всего в отношении жизненно важных для страны материалов, культурных ценностей и т.д.: охват таможенными режимами всей коммерческой деятельности на территории РФ):

    обеспечивает  самостоятельно, через нижестоящие структуры и, при необходимости, совместно с другими правоохранительными органами защиту таможенной зоны и объектов инфраструктуры, охрану общественного порядка, нравственности, жизни и здоровья человека, животных и растений, окружающей природной среды, защиту интересов российских потребителей ввозимых товаров:

    организует  и координирует борьбу с контрабандой, иными преступлениями в сфере  таможенного дела:

    обеспечивает  выполнение таможенными органами РФ функций органов дознания по таким  преступлениям и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность:

    организует  борьбу с нарушениями таможенных правил и административными правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации  наркотических средств и психотропных веществ, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения их частей и дериватов, других товаров:

    содействует борьбе с международным терроризмом  и пресечению незаконного вмешательства  в деятельность международной гражданской  авиации:

    контролирует  поступление (восходящий поток) первичных  данных о ситуации на таможенной территории, организует их анализ и группировку в качестве исходного материала для научно-исследовательских работ и в качестве базы: для ведения Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, общей и специальной таможенной статистики, представляемой Президенту РФ, Федеральному Собранию, Правительству РФ, другим властным органам (федеральным и субъектов РФ): для информирования государственных органов, предприятий, учреждений и граждан, в том числе путем публикации данных как в официальных изданиях, так и в СМИ, включая зарубежные:

    принимает и координирует меры правовой защиты физических и юридических лиц  от ущемляющих их права и интересы решений (в том числе в нормативных  актах), действий и бездействий таможенных органов ГТК РФ и их должностных  лиц: устраняет причины обоснованных жалоб:

    разрабатывает проекты международных договоров  по таможенным вопросам, согласует  их с другой стороной и представляет Правительству РФ для заключения, входит в Правительство с инициативами о присоединении Российской Федерации  к действующим договорам: участвует в международных организациях, отвечает за участие российской стороны в работе Совета таможенного сотрудничества и за выполнение обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела:

    взаимодействует с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств: руководит деятельностью таможенных атташе в представительствах РФ за границей:

    обеспечивает  подготовку, переподготовку и повышение  квалификации должностных лиц и  специалистов как для подведомственных объектов, так и для учреждений, предприятий и организаций других отраслей:

    создает, финансирует, реорганизует, ликвидирует  региональные таможенные управления и  таможни, лаборатории, вычислительные центры, базы материально-технического снабжения, полиграфические, строительно-эксплуатационные и иные предприятия и организации, деятельность которых способствует решению задач ГТК РФ: осуществляет правомочия собственника по управлению имуществом этих объектов, а также внебюджетным фондом развития таможенной системы РФ:

    издает в пределах своей компетенции нормативные акты по таможенному делу, действующие на всей территории РФ и обязательные для исполнения всеми государственными органами, физическими и юридическими лицами независимо от форм собственности и подчиненности.

    Для выполнения вышеназванных функций ГТК РФ наделяется соответствующими полномочиями, в том числе правом:

    определять  особенности правового регулирования: таможенных режимов, деятельности таможенных брокеров и специалистов по таможенному  оформлению:

    ограничивать или запрещать ввоз определенных категорий товаров в свободные таможенные зоны либо хранение их на свободных складах, устанавливать упрощенный, льготный порядок перемещения физическими лицами товаров не для коммерческих целей:

    запрашивать у государственных органов исполнительной власти всех уровней , у предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и подчиненности, а также у должностных лиц и граждан документы и сведения, необходимые для выполнения возложенных на Комитет функций, получать такие документы и сведения; выступать в роли государственного заказчика продукции (работ, услуг):

    образовать  координационные и экспертные советы, временные творческие коллективы и  рабочие группы по проблемам таможенного  дела; привлекать на договорной основе научные учреждения, ученых и специалистов, включая зарубежных к решению этих проблем;

    осуществлять  иные правомочия, предусмотренные законодательством  Российской Федерации.

    Организационная структура ГТК РФ.

    Председатель  ГТК РФ назначается на должность и освобождается от нее Президентом РФЫ, действует на принципах единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Комитет задач и функций. Осуществляет общее руководство системой и непосредственно курирует инспекцию при председателе ГТК, дежурную службу, работу коллегии ГТК, обеспечивает взаимодействие с правоохранительными и другими государственными органами РФ, распределяет обязанности между своими заместителями и устанавливает степень их ответственности, подписывает (утверждает) нормативные акты (в пределах компетенции ГТК РФ) и организует проверки их исполнения. В порядке общего руководства:

    курирует  организационные, финансовые, кадровые вопросы не только центрального ,но и всех подведомственных звеньев  системы;; устанавливает их правомочия по самостоятельному решению этих вопросов;

    применяет в полном объеме установленные законодательством  РФ поощрительные (награды, звания) и  дисциплинарные меры к работникам всех звеньев системы, руководителям  лабораторий и других подведомственных структур.

Информация о работе Система таможенных органов Российской Федерации