Таможенные органы и их место в системе государственных органов Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 09:22, контрольная работа

Краткое описание

Таможенные органы являются неотъемлемой частью экономической и внешнеторговой политики государства. Таможенные органы активно содействуют обеспечению экономической безопасности, под которой понимается состояние экономики, гарантирующее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость её экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям. аможенная политика является мощным рычагом, при помощи которого государство может и стимулировать рост отечественного производства, особенно в секторе производства экспортной продукции, и ввоз импортных товаров, призывая тем самым отечественных производителей к конкурентной борьбе.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….…..4
1. История развития таможенных органов России………………………….6
2. Место таможенных органов в системе государственных органов РФ.
2.1 Система государственных органов РФ……………………………………..13
2.2 Структура и функции таможенных органов РФ………………………..….16
2.3 Последние изменения в законодательстве таможенных органов……..….23
Заключение…………………………………...…………………………………..25
Список использованной литературы..……………………...………………..…27

Файлы: 1 файл

КОНТР РАБ. ТМД.docx

— 52.04 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Забайкальский  государственный университет»

(ФГБОУ ВПО  «ЗабГУ»)

Юридический факультет

Кафедра административного  права и таможенного дела

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Основы таможенного дела»

 

Тема: «Таможенные органы и их место в системе государственных  органов Российской Федерации».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка гр. ТМДз-12

Ивченко К.А.

 

 

                                                                                    Проверила: Чан Фу Ли И.В.

 

 

 

 

 

Чита 2013 г.

 

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………….…..4

1. История развития таможенных органов России………………………….6

2.   Место таможенных органов в системе государственных органов РФ.     

2.1 Система государственных органов РФ……………………………………..13

2.2 Структура и функции таможенных органов РФ………………………..….16

2.3 Последние изменения в законодательстве таможенных органов……..….23    

Заключение…………………………………...…………………………………..25

Список использованной литературы..……………………...………………..…27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

    Таможенное право как учебная дисциплина, изучаемая в большинстве юридических вузов страны, представляет собой комплекс знаний, умений и навыков, необходимых будущим специалистам для ведения профессиональной деятельности во всех отраслях и сферах, так или иначе связанных с внешнеэкономической деятельностью.

    В связи с ослаблением государственного контроля над экономической деятельностью во внешнеторговой  сфере существенно расширился круг предприятий, организаций и отдельных предпринимателей, получивших право непосредственного выхода на внешний рынок. Довольно быстро растет ввоз в РФ и вывоз товаров из Российской Федерации.

      Таможенные органы являются неотъемлемой частью экономической и внешнеторговой политики государства. Таможенные органы активно содействуют обеспечению экономической безопасности, под которой понимается состояние экономики, гарантирующее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость её экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.

       Таможенная политика является мощным рычагом, при помощи которого государство может и стимулировать рост отечественного производства, особенно в секторе производства экспортной продукции, и ввоз импортных товаров, призывая тем самым отечественных производителей к конкурентной борьбе. Также эта тема представляет некоторый интерес в свете вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию. Это потребует значительных изменений в таможенной политике государства, в том числе снижения ввозных платежей, уравнивания условий функционирования на российском рынке отечественных и зарубежных производителей.

     На сегодняшний день исторические аспекты становления и развития различных этапов таможенного дела и таможенного законодательства получили отражение в научных трудах таких авторов, как Д.И.Менделеев, Е.Осокин, Н.Н.Шапошников, А.И.Потяев, Л.Н.Марков, Ю.Г.Кисловский, А.Н.Козырин.

 

 

 

 

    1. История развития таможенных органов России

 

 

     Первая книга по истории таможенной политики Российского государства вышла в Санкт-Петербурге в 1886 году (Лодыженский К. История русского таможенного тарифа). В ней проводилось систематическое исследование таможенной политики России, начиная со сборов, взимаемых с товаров, в Древней Руси.

     Развития таможенных органов представляет собой сложный процесс. Лишь по мере создания и укрепления централизованного государства, расширения внешнеэкономического общения и оборота шло становление и развитие структур и институтов, которые составили в дальнейшем ядро российской таможенной службы.

     Таможенных органов в древней  Руси не было. Грузы провозили через заставы.

     На Руси взимали торговый сбор (мыт или мыто) за провоз товаров через заставы, пользование местом, отведенным для торга, за аренду торговых площадей либо за покровительство, оказываемое купцам и иным торговым людям. Таким образом, период конца VIII-XI веков можно считать первым историческим этапом возникновения общих контуров правовых и организационных основ административно-правового режима обеспечения таможенного дела. 
     Следующим этапом в становлении и развитии элементов таможенного режима являются XII-XIII века. В это время произошел распад Киевской Руси на отдельные княжества, и последовало появление границ между ними, на которых стали возникать таможенные заставы, представлявшие собой прообраз современных пунктов пропуска через таможенную границу, а правители новых княжеств в целях личного обогащения вводили собственные правила взимания таможенных пошлин при перемещении товаров. 
     Из летописных и законодательных источников известно, что на Руси взимали «мыто» -  торговую и провозную пошлину, за провоз товара через внешние или внутренние мытные заставы. 

      Сборщики мытных пошлин были, как правило,  членами княжеской дружины, и именовались «мытниками», «мытоимцами», «мытарями».  
     В Древней Руси таможенные пошлины делились на проезжие и торговые. За провоз товаров через внешние или внутренние заставы взимался мыт («сухой» - за провоз товаров по суше, «водяной» - за провоз по воде). За право торговли взимался «замыт», за наем амбара – «амбарное», за представление товара на заставу – «явка», за найм торгового места на гостином дворе – «гостиное», а также взимались и другие таможенные сборы. Существовали «роговая» и «привязная» пошлины – за привязывание скота в месте торговли; «узольцовое» - за обвязку товара с приложением таможенных печатей в качестве гарантии продажи его только в местах, где установлены мытные знаки. Сборщика мытных пошлин и сборов называли «мытник», а места взимания мыта – «мытницей». Мытницы находились либо при монастырях, либо в непосредственной близости от них. Мытная служба была негосударственной, безвозмездной и почетной. 
     В период феодальной раздробленности на Руси в ХII – начале ХIII веков, в связи с ростом числа княжений и  внутренних границ между ними, мыто становится одной из самых доходных внутренних торговых пошлин наряду с «гостиным», «перевозом», «пятном», «весом», «пудом», «померным», «уроками», «полюдьем», «торговой десятиной». Одно из самых ранних упоминаний о внутренней провозной пошлине содержится в Уставной и жалованной грамоте смоленского князя Ростислава Мстиславича (1132-1150 годы) и в договоре Смоленска с Ригой и Готским берегом 1229 года.  
     Основными нормативными правовыми актами, закреплявшими правила перемещения товаров через таможенную границу, порядок таможенного обложения и устанавливавшими санкции за уклонение от таможенного обложения, в то время являлись уставные грамоты, издававшиеся великими князьями. В этот период начинают проявляться первичные признаки такой составной части административно-правового режима обеспечения таможенного дела, как правовой режим таможенной границы. Однако вести речь об общих контурах административно-правового режима обеспечения таможенного дела в это время можно лишь с определенной долей условности. 
     В период завоевания Древней Руси Золотой Ордой в русском языке появилось тюркское слово «тамга», означающее клеймо, тавро, печать. Выдача ханских ярлыков с печатью сопровождалась взиманием пошлины, которая также называлась тамгой. Место на ярмарке, рынке, где взимали тамгу, то есть «тамжили» товар, стало называться таможней, а лицо, взимавшее тамгу, - таможенником.

     В середине XVII века в царствование Алексея Михайловича были приняты Торговый устав (25 октября 1653 года), Уставная таможенная грамота (1654 год) и Новоторговый устав (1667 год). Эти документы стали началом реформ в российской таможенной системе, в то время самой запутанной и архаичной.

В XVII веке таможнями  управляли таможенный головы и их помощники-целовальники, называемые так  потому, что при вступлении в должность  они целовали крест и приносили  присягу служить верно. Помимо целовальников  процедуру таможенного оформления помогали осуществлять работавшие по найму, дьяки и подьячие, в обязанности которых входило записывать в таможенные книги, данные о товарах и их обложении. Таможенные головы выбирались из первостатейных купцов и служили бесплатно.

Целовальников выбирали из торгового посадского населения. Как голове, так и целовальникам, строго запрещалось производить  какие-либо торговые операции. За превышение сумм сборов головы получали награду, а если доходы таможни по вине управляющих  уменьшались по сравнению с прошлыми годами, с головы и целовальников взыскивали недочет. В случае важных злоупотреблений головы подвергались и более строгому наказанию- битью кнутом, а то и «смертной казнью без всякой пощады».

    В царствование Петра I изменилось название управляющих таможен. С 1700 года они начинают называться таможенными бурмистрами, а с 1720 года - оберцольнерами (в переводе с немецкого - «досмотрщик», надзиратель), при которых по-прежнему состояли целовальники1.

    В 1753-1757 годы вновь была проведена таможенная реформа, завершившаяся перестройку таможенной системы в России. Начало ей положил Манифест от 20 декабря 1753 года. В Манифесте провозглашалась отмена 17 видов таможенных и мелочных внутренних сборов с торговли и перевозки товаров. Взамен их вводился добавочный 13-процентный сбор русскими деньгами на все ввозимые и вывозимые товары. Поэтому в 1758 году все таможни, кроме остзейских и расположенных по азиатской, были отданы в откупное содержание Компании купца Шемякина с товарищами сроком на 6 лет. В 1763 году Компания не смогла уплатить правительству договорную сумму. Шемякин был отдан под суд, а 24 августа 1762 года Екатерина II подписала указ об окончательном приеме таможен в казенное ведение.

Для надзора  над ними учредили Главную над  таможенными сборами канцелярию, а с 1789 года надзор был возложен на Таможенные экспедиции казенных палат. 15 ноября 1796 года была восстановлена  деятельность Коммерц-коллегии, и таможни  переподчинили ей. Министр коммерции  стал главным начальником всех таможенных учреждений России.

В начале XIX века в России произошла смена  коллежской системы управления на министерскую. 25 июня 1811 года Министерство коммерции ликвидируется. Функция управления таможнями передается во вновь созданный Департамент внешней торговли, включенный в состав образованного в 1802 году Министерства финансов.

Контрабанда являлась в середине XIX века одним  из широко поставленных способов торговли. В ряде мест она велась почти явно, например, в Бродах - на границе с  Австрией или в Мемеле - на границе  с Пруссией, где открыто существовали компании, которые за умеренную плату страховали контрабандные грузы. Характерным является пример, когда в 1831 году на северо-западной границе в районе Паланген была задержана контрабанда на сумму 48,281 рубль. По тем временам это была очень крупная сумма. Товар прибыл из Парижа и предназначался для продажи местным купцам. Слух о задержании такой дорогой партии контрабанды дошел до Николая I, и он пожелал лично осмотреть груз. Монарх был весьма удивлен неистощимой фантазией контрабандистов: дорогие товары размещались под козлами в рессорах и даже в кожаных мешках, в которых хранилось сало для смазки колес. Увиденное так потрясло царя, что с этого времени он стал постоянно интересоваться охраной границ, требуя усиленной борьбы с контрабандой.

С начала 1865 года функции по правлению таможенными  учреждениями переданы вновь созданному Департаменту таможенных сборов. В 1868 году для усиления охраны морской  границы в Балтийском море создано  Морское крейсерство, а в 1872 году там основана таможенная флотилия. В октябре 1893 года пограничная стража была выведена из подчинения начальников  Департамента таможенных сборов и таможенных округов, ей присвоили название Отдельного корпуса пограничной стражи, который  переводился в непосредственное подчинение Министра финансов.

В мае 1912 года утверждена последняя реорганизация  таможенной службы в царской России.

Мировая война, первые годы революции и гражданской  войны окончательно свели к нулю, как внешний товарооборот, так и функции российской таможни. В условиях хозяйственной разрухи и натурального товарообмена вопроса о таможенной политике не возникало. К реформированию внешней торговли приступило уже Временное правительство. Последующие перемены произошли после Октябрьской революции 1917 года. Из теории общенародной собственности, естественно, следовал вывод о национализации внешней торговли. Положением ВЦИК и СНК о рабочем контроле от 14 ноября 1917 года вводилась государственная торговая монополия на все товары первой необходимости.

апреля 1918 года был принят декрет СНК о национализации внешней торговли. Через месяц учреждается пограничная охрана. В июне принят декрет «О переходе Департамента таможенных сборов, Главного управления пограничной охраны и корчемной стражи в ведение Народного комиссариата торговли и промышленности». Департамент таможенных сборов переименовывался в Главное управление таможенного контроля с непосредственным подчинением Народному комиссару торговли и промышленности.

Информация о работе Таможенные органы и их место в системе государственных органов Российской Федерации