Предоставление тарифных преференций иностранным государствам (СНГ)

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 23:13, курсовая работа

Краткое описание

Для проведения исследования была поставлена цель – показать современное состояние предоставления тарифных преференций в отношении наименее развитых и развивающихся стран в торговле с Российской Федерацией и Таможенным союзом и направления дальнейшего развития предоставления.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
1.Рассмотреть возникновение тарифных преференций;
2.Рассмотреть понятие тарифных преференций;
3.Проанализировать условия получения тарифных преференций;
4.Рассмотреть условия и способы предоставления тарифных преференций в СНГ;
5.Проанализировать статистические данные, а также выявить особенности предоставления тарифных преференций СНГ и развивающимся странам.

Оглавление

Введение 2
1. Место и роль тарифных преференций 3
1.1. Исторические аспекты развития системы тарифных преференций 3
1.2. Понятие тарифных преференций 5
2. Теория и практика предоставления тарифных преференций 7
2.1. Условия предоставления тарифных преференций 7
2.2. Взаимосвязь тарифных преференций и страны происхождения товара 19
2.3.Особенности предоставления преференций 21
3. Анализ статистических данных 27
3.1. Отличительные особенности предоставления тарифных преференций 27
3.2. Проблемные вопросы 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
Список использованной литературЫ 40

Файлы: 1 файл

Ионова 4511.docx

— 175.03 Кб (Скачать)

Кроме того, различия в применяемых  на сегодняшний день мерах тарифного и нетарифного регулирования, а также валютного контроля препятствуют полной отмене таможенного контроля на границе.

Вышеуказанные проблемы наносят  ущерб российским экспортерам, разрушают действующий между нашими странами режим свободной торговли и противоречат положениям двусторонних соглашений, в частности: Соглашению о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 г., Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о завершении унификации и создании единой системы тарифного и нетарифного регулирования в Союзном государстве от 29 января 2001 г. и др.

В следующий блок национальной преференциальной системы, который  носит односторонний характер, включены Особые экономические зоны.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее - Закон об ОЭЗ) особая экономическая зона - определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, в том числе внешнеторговой.

Особые экономические  зоны относятся к разновидности  офшорных зон.

Юридическое содержание понятия  «офшорный бизнес» выражается в  том, что за рубежом появляется новый, в правовом смысле «самостоятельный»  субъект хозяйственных отношений5.

Таким образом, особые экономические  зоны в Российской Федерации имеют  самостоятельные таможенные режимы, в их числе и преференциальные.

Концептуально разработчики Закона об ОЭЗ исходили из того, что  создание ОЭЗ позволит обеспечить:

  • дополнительное привлечение отечественных и иностранных инвестиций в обрабатывающую промышленность;
  • содействие выравниванию уровня экономического развития регионов;
  • развитие высокотехнологичных отраслей промышленности и сферы услуг;
  • содействие переводу российской экономики на инновационный путь развития;
  • создание новых высококвалифицированных рабочих мест.

На территории ОЭЗ не допускается  добыча и переработка полезных ископаемых, ломопереработка, производство и переработка продукции черной и цветной металлургии (за исключением производства особо чистых металлов и сплавов, соединений и изделий из них, материалов для электроники), производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).

Необходимо отметить, что  особая экономическая зона в Калининградской области аккумулирует три четверти всех тарифных льгот. За возможность развития отдельного региона Российской Федерации государственный бюджет платит довольно высокую цену, превышающую в 186 раз государственные финансовые потери от недополучения таможенных платежей по оказанию помощи развивающимся и наименее развитым странам в рамках Общей системы преференций (табл. 1).

Таблица 1. Льготы по уплате ввозных таможенных пошлин за 2008 г.

Товары, в отношении которых

предоставляются тарифные льготы

Льготы по уплате ввозных таможенных

пошлин за 2008 г., в % от суммарного значения

Изменение показателя

в сравнении с 2007 г., в %

Сумма, на которую предоставляется льгота, всего:

100

+8,43

В том числе:

   

по товарам, ввозимым в Калининградскую обл.

77,1

+36,61

по товарам, ввозимым в РФ в рамках соглашений о

разделе продукции

6,6

-40,62

По товарам, ввозимым в качестве иностранного вклада

иностранного инвестора в уставный капитал 

предприятия с иностранными инвестициями

4,0

-49,98

По товарам, ввозимым в РФ с предоставлением

Тарифных преференций, предусмотренных 

Международными обязательствами (СНГ, Сербия и

Черногория, Страны-бенефициары ОСП  России)

3,2

+5,0

По другим товарам

9,2

+36,98


 

Два последних блока НСП  России относятся к Общей системе  преференций России для стран дальнего зарубежья (далее - ОСП России) и состоят из перечней развивающихся и наименее развитых стран, при экспорте преференциальных товаров из которых применяются единые Правила определения происхождения товаров, но действуют различные ставки таможенных пошлин.

Российская преференциальная система для развивающихся и  наименее развитых стран начала формироваться  с начала 90-х годов. Начальной  точкой создания ОСП России можно  считать Указ Президента Российской от 7 августа 1992 г. № 825 «О частичном  изменении порядка применения Временного импортного таможенного тарифа Российской Федерации». Пункт 3 данного Указа  устанавливал, что к товарам, происходящим из развивающихся стран, применяются  ставки импортных таможенных пошлин, уменьшенные в два раза (50% от базовых  ставок тарифа). Товары, происходящие из наименее развитых стран по классификации  ООН, освобождались от обложения  импортными таможенными пошлинами.

Во исполнение данного  Указа Правительство России утвердило  перечень стран - пользователей временной  схемой преференций РФ, который включал  в себя 147 стран, среди которых 46 стран  имели статус наименее развитых (постановление  Правительства РФ от 21 августа 1992 г. № 614 «Об утверждении перечня стран - пользователей временной схемой преференций Российской Федерации»). Данная схема преференций были наиболее либеральной в истории России, так как ее действие распространялось на всю номенклатуру ввозимых товаров.

Динамика развития ОСП  России

Начиная с 1994 года был определен  порядок (Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. № 1057), при котором перечень стран - пользователей российской системы преференций дополнялся списком товарных изъятий из ОСП. Данный порядок позволил исключить определенные категории товаров, преференциальный ввоз которых препятствовал развитию внутренней конкуренции и наносил экономический ущерб государству.

Первоначально в этот список исключений входило 12 четырехзначных кодов и 2 шестизначных кода ТН ВЭД.

С 15 мая 1996 года в отношении  товаров, происходящих из развивающихся стран, пользующихся Общей системой преференций Российской Федерации, стали применяться ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75% от базовых ставок таможенного тарифа (Постановление Правительства РФ от 11 апреля 1996 года № 413).

На протяжении нескольких лет с момента внедрения постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. № 1057 Списка товарных изъятий из ОСП, указанный товарный перечень регулярно  корректировался в сторону его  расширения. Перечень товаров, на которые  не распространялся преференциальный режим при импорте из развивающихся стран дальнего зарубежья, включал некоторые виды сельскохозяйственной, фармацевтической, текстильной, химической, ювелирной продукции, электрические машины и оборудование, автомобили, часы и прочие товары. В результате последний действовавший до 25 мая 2000 года Список товарных изъятий из ОСП России уже включал 1 товарную группу, 25 четырехзначных, 4 шестизначных и 6 восьмизначных кодов ТН ВЭД России.

Дальнейшее реформирование национальной системы преференций  России связано с отказом от перечня товарных изъятий, на которые не распространяется преференциальный режим и замена его другим, а именно перечнем товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, в отношении которых при импорте в РФ предоставляются тарифные преференции. Это нововведение было вызвано тем, что в связи с постоянным расширением перечня товаров-изъятий из-под действия ОСП России целесообразнее было перечислить преференциальные товары.

Постоянный перечень товаров, на которые распространяется преференциальный режим, окончательно утвержден постановлением Правительства от 25 мая 2000 г. № 414, которое вступило в законную силу с 25 мая 2000 г. и действует по настоящее время.

Указанный перечень товаров  охватывает не более 25% импорта товаров  и не распространяется на товары с  высокой степенью переработки, которые  могут конкурировать с отечественными товарами легкой, пищевой отраслей промышленности, сельского хозяйства, машиностроения и др. При разработке данного перечня учитывался международный  опыт формирования системы национальных преференций, а именно, поддержка  странами - донорами традиционной национальной промышленности, ремесла и сельского хозяйства развивающихся стран.

Необходимо отметить, что  среди пользователей Общей системы  преференций, наряду с действительно слабо развитыми странами Азии, Африки и Латинской Америки, имеется целый ряд экономически быстро прогрессирующих государств со сравнительно высоким показателем производства валового национального продукта на душу населения (по паритету покупательной способности за 2007 г.), например таких, как Сингапур -27 800 долл. США, Гонконг - 34 200 долл. США, Аргентина - 12 400 долл. США, Кипр -20 300 долл. CШA, Мальта - 18 200 долл. США, Мексика -9600 долл. США, Малайзия - 9700 долл. США, Бразилия - 8100 долл. США, Турция - 7400 долл. США, Бахрейн 19 200 долл. США, Таиланд -8100 долл. США.

Многие развивающиеся  страны, такие как Аргентина, Бразилия, Индия, Индонезия, Малайзия, Марокко, Турция, Шри-Ланка, Эквадор, особенно - эффективно использует преференциальный режим  в рамках ОСП России для ввоза  в Россию товаров, в отношении  которых применяются пониженные ставки пошлины в размере 75% от действующих  ставок ввозных таможенных пошлин (Приложение 1).

Причем под преференциальный режим ОСП подпадает главным  образом сельхозпродукция (72% от суммарного преференциального импорта). Основными статьями преференциального импорта стран дальнего зарубежья являются: мясо и мясные субпродукты, рыба, фрукты и орехи, табачное сырье, кофе и чай, изделия из камня.

Следует заметить, что доля преференциальных товаров в суммарном  объеме импорта из развивающихся стран - пользователей ОСП России преимущественно сократилась. Однако в стоимостном выражении импорт в Российскую Федерацию преференциальных товаров только увеличился за рассматриваемый период.

Явно, что применение 75% ставок пошлин для таких стран, как Китай, Гонконг, Сингапур и Бруней, показатель ВВП на душу населения которых  в 3,18, 3,01 и 2,75, 2,12 раза соответственно превышают  показатели России просто не логично (Приложение 2). Такие тарифные преференции только вредят интересам национальной экономики, когда их предоставление должно служить  прямо противоположной задаче.

В этой ситуации, возможно целесообразно  дифференцировать уровни ставок, применяемых  в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, по уровню экономического развития этих стран. Если К>4, то следует  применять двойные ставки. Если К>3 (Китай, Катар) берем 90-95% от базовой  ставки. При К>2 (Сингапур, Бруней) используем 80-85% ставки. При показателе К>1,5 (Бахрейн, Кувейт, Багамские острова, Сейшелы, Барбадос, Оман) берем 70-75%. Если же К>1,0 (Тринидад и Тобаго, Саудовская Аравия, Сент-Китс и Невис, Аргентина, Ботсвана, Антигуа и Барбуда, Хорватия, Маврикий, ЮАР, Ливия, Чили) взимаем 60-65% от базовой ставки.

Немаловажную роль в применении преференций играют Правила определения происхождения товаров.

Правительство Российской Федерации  своим решением от 23.04.1997- № 479 утвердило  Соглашение о Правилах определения  происхождения товаров развивающихся  стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы  преференций, подписанное главами  Содружества Независимых Государств в Москве 12 апреля 1996 года.

В этой связи при принятии решений о стране происхождения  ввозимых преференциальных товаров  из стран - пользователей ОСП России таможенные органы руководствуются  международным законодательством.

Преференциальный режим  в отношении товаров из наименее развитых и развивающихся стран  предоставляется в случае выполнения следующих трех условий:

  1. происхождение товара из наименее развитых и развивающихся стран подтверждается сертификатом о происхождении товара по форме «А»;
  2. выполняется непосредственная закупка товара в стране - пользователе Общей системы преференций;
  3. выполняются условия прямой поставки в страну, предоставляющую преференциальный режим импорта (допускается транзит преференциальных товаров через третьи страны).

В целом российская модель Общей системы преференций для  развивающихся стран дальнего зарубежья весьма проста в сравнении со схемами ОСП ЕС или США. Наряду с этим в настоящее время при определении преференций представляется необходимым применять новый, более дифференцированный подход к различным по уровню развития странам для того, чтобы повысить эффективность этого механизма как торгово-политического инструмента в отношениях с развивающимися странами.

2.2. Взаимосвязь тарифных преференций и страны происхождения товара

Страна происхождения  товара определяется с целью осуществления  тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза товара с этой территории. 

Информация о работе Предоставление тарифных преференций иностранным государствам (СНГ)