Теория государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2011 в 12:26, контрольная работа

Краткое описание

Глава I. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА

§ 1. Понятие и признаки государства. Определение государства

§ 2. Социальное назначение государства

§ 3. Функции государства

Файлы: 1 файл

Глава I.doc

— 92.50 Кб (Скачать)

Глава I. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА 

§ 1. Понятие и  признаки государства. Определение  государства 

§ 2. Социальное назначение государства 

§ 3. Функции государства 

 

§ 1. Понятие и  признаки государства. Определение  государства 

Термин «государство»  используется в двух значениях: во-первых, для выделения страны как политико-географического образования и, во-вторых, для обозначения организации политической власти, системы институтов власти. Государство в первом смысле изучается разными науками: социологией, политической (социологической) географией и др. Предметом исследования науки правоведения является государство во втором (политико-правовом) смысле. Поэтому в данной книге речь пойдет о государстве как организации политической власти, существующей в определенной стране. 

Государство –  это сложное социальное образование, которое не поддается непосредственному  эмпирическому восприятию, так как  категории государства присущ высокий  уровень абстрактности. Понятие  государства можно дать путем  указания на его существенные признаки. 

1. Территория. Это  пространственная основа государства,  его физическая, материальная, опора.  Она включает сушу, недра, водное  и воздушное пространство, континентальный  шельф и др. Без территории  государство не существует, хотя  оно может изменяться со временем (уменьшаться в результате поражения в войне или увеличиваться в процессе экспансии). Территория есть пространство государства, занятое его населением, где в полной мере действует власть политической элиты. Территориальная принадлежность человека выражается в таких терминах, как «подданный», 

2 Глава I. Теория  государства 

«гражданин», «лицо  без гражданства», «иностранец». На своей территории государство поддерживает свою суверенную власть и имеет право  защищать ее от внешнего вторжения  со стороны других государств и частных лиц. 

2. Население.  Это человеческое сообщество, проживающее  на территории государства. Население  и народ (нация) – понятия  не тождественные. Народ (нация)  – это социальная группа, члены  которой обладают чувством общности  и принадлежности к государству благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию. Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным. Иногда отношения между нациями могут быть напряженными или даже конфликтными, что порой приводит к дестабилизации государства. Для смягчения конфликтов используются различные средства. Наиболее эффективными из них являются федерализация и автономизация. 

3. Публичная  власть. Термин «власть» означает  способность влиять в нужном  направлении, подчинять своей воле, навязывать ее подвластным, осуществлять над ними господство. В государстве такие отношения устанавливаются между населением и особой когортой (слоем) людей, которая им управляет. Иначе их еще называют чиновниками, бюрократией, управленцами, политической элитой и т. п. 

Власть политической элиты носит институализиров'анный  характер, т. е. осуществляется посредством  органов и учреждений, объединенных в единую иерархическую систему. Механизм государства, являющийся материальным выражением государственной власти, позволяет обеспечить нормальную жизнедеятельность общества. К важнейшим частям его относятся законодательные и исполнительные органы. Правители меняются, а учреждения сохраняются, за исключением случаев уничтожения государства в результате захвата или гражданской войны. Вследствие своей ин-ституализированности государство обладает относительной стабильностью. 

Отличительными  признаками государственной власти в отличие от других видов власти (политической, партийной, религиозной, экономической, производственной, семейной и т. д.) являются, во-первых, ее всеобщность, или публичность, т. е. распространение прерогатив на всю территорию, на все население, а также то, что она представляет все общество в целом; во-вторых, ее универсальность, т. е. способность решать любые вопросы, зат- 

§ 1. Понятие и  признаки государства. Определение  государства      3 

рагивающие общие  интересы, и, в-третьих, общеобязательность ее указаний. 

Устойчивость  государственной власти, ее способность  принимать решения и проводить их в жизнь, зависит от ее легитимнос-ти. Легитимностъ власти означает: а) ее законность, т. е. установление средствами и способами, которые признаются справедливыми, должными, правомерными, моральными; б) ее поддержка населением; в) ее международное признание. Существует множество средств обеспечения легитимности власти, среди которых многопартийность, выборы, уход в отставку, референдумы и др. 

4. Право. Как  система, обязательных правил  поведения право является мощным  средством управления и начинает использоваться с появлением государственности. Государство осуществляет пра-вотворчество, т. е. издает законы и другие нормативные акты, адресованные всему населению. Право позволяет власти делать свои веления непререкаемыми, общеобязательными для населения всей страны, с тем чтобы направить поведение масс в определенное русло. Юридические нормы устанавливают, что именно нужно делать, хотя эти установления никогда не выполняются в полной мере. Об эффективности юридических норм свидетельствует то, в какой мере большинство населения конкретного государства их соблюдает. Естественно, эта система не является нейтральной по отношению к интересам различных групп и слоев общества. 

5. Правоохранительные  органы. Эта часть государственного  аппарата достаточно разветвлена и образует свою подсистему, в которую входят судебные органы, прокуратура, милиция, органы безопасности, внешней разведки, налоговая полиция, таможенные органы и др. Они необходимы любому государству, поскольку власть правителей осуществляется на основании норм права, приказов, т. е. имеет императивный характер. Строгая обязательность их выполнения может быть достигнута только с помощью мер государственного принуждения. Если к власти проявляется неуважение, то с помощью правоохранительных органов применяются санкции, предусмотренные правовой системой. Характер и объем принуждения зависят от многих причин. Если власть нелегитимна, то, как правило, сопротивление ей велико, а, следовательно, принуждение используется ею шире. Если власть неэффективна или если законы, ею изданные, не отражают объективную реальность, также приходится прибегать к насилию и заставлять правоохранительные органы работать с перегрузкой. Насилие является последним аргументом, к которому прибегает политическая элита, ког- 

Глава I Теория государства 

да ослабляется  ее идеологическая основа и возникает  возможность свержения. 

Помимо применения санкций за нарушение правовых норм (взыскание таможенной пошлины, назначение наказания, взыскание налога, отмена незаконного акта и т. п.) правоохранительные органы используются также для предупреждения дисбаланса в обществе (регистрация сделки в нотариате, примирение судом спорящих сторон, предупреждение работниками милиции правонарушений и др.). 

6. Армия. Одна  из главных целей правящей элиты – сохранение территориальной целостности государства. Хорошо известно, что пограничные споры между смежными государствами часто являются причиной военных конфликтов. Оснащение армии современным вооружением делает возможным захват территории не только смежных государств. По этой причине вооруженные силы страны и сейчас являются необходимым атрибутом любого государства. Но применяются они не только для защиты территориальной целостности. Армия может использоваться и в критических внутренних конфликтах, для поддержания правопорядка и правящего режима, хотя это и не является прямой ее задачей. Исключение армии из внутриполитической жизни страны делает необходимым многократное увеличение мощи правоохранительных органов на случай социальных конфликтов, что, возможно, обойдется обществу дороже. 

7. Налоги. Представляют  собой обязательные и безвозмездные  платежи, взыскиваемые в установленных  размерах и в определенные  сроки, необходимые для содержания  органов управления, правоохранительных  органов, органы  для поддержки социальной сферы (образования, науки, культуры, здравоохранения и т. п.), создания резервов на случай чрезвычайных происшествий, бедствий, а также для реализации других общих интересов. В основном налоги взимаются принудительно, однако в странах с развитыми формами государственности постепенно переходят к их добровольной уплате. С развитием общества доля налоговой массы постепенно увеличивается, поскольку государство берет на себя решение все новых и новых задач. 

8. Государственный  суверенитет. Как признак государства, государственный суверенитет означает, что власть, существующая в государстве, выступает как высшая власть, а в мировом сообществе – как самостоятельная и независимая. Иначе говоря, государственная власть юридически стоит над властью любых 

§ 1 Понятие и  признаки государства Определение  государства 

других учреждений, партий, находящихся на территории данного государства. В международных  же отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного государства  юридически не обязаны выполнять приказы других государств 
 

Рис. 1.1. Признаки государства 

Различают внутренний и внешний суверенитеты. Внутренний суверенитет – это верховенство в решении внутренних дел. Внешний  суверенитет – это независимость  во внешних делах. На начальных этапах развития человечества суверенитет носил абсолютный характер, но затем он все более и более становится относительным, ограниченным, как бы сужается. Внутренний суверенитет постоянно подвергается давлению со стороны национальных и межнациональных групп, других сил, представляющих гражданское общество. Мнение международного сообщества также может влиять на проведение политики внутри государства. Что же касается внешнего суверенитета, то его относительность очевидна, и сужается он с большей скоростью, нежели внутренний. Вообще наличие мирового сообщества и международных организаций ставит деликатную проблему: где границы внешней суверенности? 

Глава I. Теория государства 

Помимо основных можно указать и на ряд дополнительных признаков, присущих уже современным государствам (единый государственный язык, единая дорожно-транспортная система, единая энергетическая система, единая денежная единица, единое экономическое пространство, единая информационная система, единая внешняя политика, государственные символы: флаг, герб, гимн). 

На основании  вышеуказанных признаков (рис. 1.1) можно  дать определение государства. 

Государство –  это организация суверенной политической власти, действующая в отношении  всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.

§ 2. Социальное назначение государства 

Государство как  социальное явление существует уже  не одно тысячелетие. За это время  оно показало себя как эффективное  средство организации жизни людей. Чем обусловлены его эффективность и долговечность или, говоря другими словами, в чем состоит его социальное назначение? 

Во-первых, государство  решает общие дела, управляет людьми, проживающими на его территории. Несмотря на то что по своим интересам люди порой отличаются друг от друга, все они хотят, чтобы их жизнь была стабильной, безопасной, комфортной. Государство должно выявить общие интересы своих граждан, приложив максимум усилий для их реализации. Иными словами, задачами государства являются сохранение существующего общественного порядка, а также организация или контроль за выполнением определенных видов деятельности, необходимых для развития общества в целом (оборона, судопроизводство, использование природных ресурсов, обеспечение продуктами питания, здравоохранение и т. п.). 

Однако общество неоднородно. В нем, как правило, выделяется экономически сильная и  поэтому обладающая гегемонией груп- 

§ 2 Социальное назначение государства 

па, и поэтому  государство прежде всего выражает ее интересы. Организация жизни общества строится на основе интересов этой группы. Но существует и масса общих для всех проблем, решаемых государством. С развитием общества их количество все увеличивается: мир становится более населенным, и люди оказываются все теснее взаимосвязанными. Так, если в древнем мире к числу таковых относились оборона страны, захват чужих территорий, ирригация, борьба с эпидемиями, то в средние века государство берет на себя и строительство дорог, и культовых учреждений, и отправление религиозных обрядов. Появляется почта, зарождается благотворительная деятельность. В современном мире управленческая роль государства значительно расширилась и в сферу его интересов входят организация транспорта, связи, информационное обслуживание, развитие космонавтики, социальная защита, поддержка науки, культуры, образования, охрана окружающей среды и т. д. Пожалуй, в развитых странах государство сегодня в большей мере выражает интересы всего общества, нежели классовые. Словом, государство из силы, стоящей над обществом, превращается в слугу общества. 

Во-вторых, государство  является арбитром в разрешении социальных споров (национальных, классовых, религиозных  и др.) Политическая элита превращается в примирителя социальных конфликтов: она ищет формулы компромиссов, которые, сохраняя основы социальной системы, отодвигали бы опасность лобового столкновения социальных групп Посредническая деятельность также не является нейтральной, а направлена на защиту интересов господствующих слоев общества Но под давлением масс правящая элита, однако, вынуждена заставлять и господствующие группы идти на уступки, умерять свои социальные аппетиты, вследствие чего они могут обвинить ее в «предательстве». 

Информация о работе Теория государства