Правоохранительная деятельность таможенных органов России на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 07:50, курсовая работа

Краткое описание

В новых рыночных условиях, когда российская экономика стала “открытой”, а государственные границы “прозрачными”, гораздо более сложной и масштабной, чем раньше, стала проблема экономической безопасности Российской Федерации.

Оглавление

Введение
Глава I. Таможенные органы Российской Федерации как субъект правоохранительной деятельности
§1. Правоохранительная деятельность: ее признаки, понятие и задачи
§2. Структура правоохранительных подразделений ГТК России
§3. Дознание в таможенных органах, его организация и управление
§4. Борьба таможенных органов с нарушениями таможенных правил
§5. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов. Правовая основа и принципы оперативно-розыскной деятельности
Глава II. Правоохранительная деятельность таможенных органов России на современном этапе
§1. Борьба с контрабандой и обеспечение экономической безопасности
§2. Взаимодействие с правоохранительными органами России и Зарубежных стран
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Таможенное право к-р.docx

— 50.40 Кб (Скачать)

Двусубъектность ответственности предполагается на практике только в так называемом торговом обороте. 

2. Юридические  лица в отличие от физических  и должностных лиц, которые  могут быть привлечены к ответственности  за нарушение таможенных правил  только при наличии умышленной  или неосторожной вины, привлекаются  к ответственности только при  наличии признаков объективной  стороны. Субъективная сторона  здесь роли не играет и, следовательно,  доказыванию в процессе производства  по делу о нарушении таможенных  правил не подлежит.

Единственным  обстоятельством, исключающим ответственность  юридического лица, является совершение нарушения таможенных правил вследствие действий неопреодолимой силы (“форс-мажор”) - чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях событие (стихийное бедствие, общественные явления (война) и прочие).

Нарушение таможенных правил признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало  противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его  вредные последствия и желало их или сознательно допускало  наступление этих последствий.

Нарушение таможенных правил признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее:

- предвидело  возможность наступления вредных  последствий своего действия  либо бездействия, но легкомысленно  рассчитывало на их предотвращение;

- не предвидело  возможности наступления таких  последствий, хотя должно было  и могло их предвидеть.

Непосредственную  связь с субъективной стороной нарушения  таможенных правил имеет состояние  невменяемости лица. Лицо освобождается  от ответственности за нарушение  таможенных правил, если оно совершило  правонарушение в состоянии невменяемости. (7)

Соучастниками нарушения таможенных правил признаются: исполнитель, организатор, подстрекатель, пособник. 

Исполнитель - лицо, непосредственно совершившее нарушение  таможенных правил либо непосредственно  участвовавшее в его совершении совместно с другими лицами, а  также совершившее правонарушение посредством использования других лиц, в силу закона не подлежащих ответственности  за нарушение таможенных правил (например, лиц, не достигших возраста административной ответственности; дипломатических  представителей иностранных государств и т.п.).

Организатор - лицо, организовавшее совершение нарушения  таможенных правил или руководившее его совершением.

Подстрекатель - лицо, склонившее к совершению нарушения  таможенных правил.

Пособник - лицо, содействовавшее совершению нарушения  советами, указаниями, предоставлением  средств или устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее  скрыть следы правонарушения либо предметы, являющиеся непосредственными объектами  нарушения.

При наложении  взыскания за совершенное нарушение  таможенных правил должны учитываться  степень и характер участия каждого  из соучастников в совершении правонарушения.

Применение мер  воздействия за нарушение таможенных правил не освобождает лиц, привлекаемых к ответственности, от обязанности  уплаты таможенных платежей и выполнения других требований, предусмотренных  Таможенным кодексом Российской Федерации.

По общему правилу  за нарушения таможенных правил наступает  ответственность, если эти правонарушения по своему характеру не влекут за собой  в соответствии с законодательством  Российской Федерации уголовной  ответственности.

Новым при решении  вопросов административной ответственности  является и положение об ответственности за нарушение таможенных правил военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов. Военнослужащие согласно ТК РФ несут ответственность за нарушение таможенных правил на общих основаниях. Важную роль в практике привлечения лиц к ответственности играет правильное определение действия закона и других нормативных актов во времени.

Таможенным кодексом введен новый принцип наложения  взысканий при совершении одним  лицом двух или более нарушений  таможенных правил: на такое лицо взыскание  налагается за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгого наказания более  строгим. Например, при квалификации действий лица, совершившего нарушение  таможенных правил по двум и более  статьям ТК РФ, должностное лицо, рассматривающее дело о нарушении  таможенных правил, налагает взыскание  по каждой статье в отдельности в  пределах санкций с последующим  их сложением. При этом менее строгое  наказание не поглощается более  строгим.

При определении  меры взыскания за совершенное нарушение  таможенных правил возможно назначение более мягкой меры воздействия, чем предусмотрено ТК РФ за данное правонарушение.

Таможенный кодекс предусматривает возможность освобождения от ответственности за нарушение  таможенных правил при малозначительности совершенного нарушения.

К ним могут  быть отнесены технологические упущения, за совершение которых закон предусматривает  взыскание в виде предупреждения либо штрафа, исчисляемого от установленного законом размера минимальной  месячной оплаты труда.

Нарушения таможенных правил есть не что иное, как нарушение  экономических интересов России и ее безопасности. Нормы ТК РФ направлены на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. (2)

Взыскания могут  быть наложены:

- предупреждение, штраф, отзыв лицензии или квалификационного  аттестата - на физических или  должностных лиц не позднее  двух месяцев со дня обнаружения  нарушения таможенных правил; на  предприятия, учреждения и организации,  лиц, занимающихся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица, - не позднее  шести месяцев со дня обнаружения;

- конфискация  товаров и транспортных средств,  являющихся непосредственными объектами  нарушения таможенных правил, товаров  и транспортных средств со  специально изготовленными тайниками;  взыскание стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, а также конфискация транспортных средств, на которых перевозились товары, являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, - на всех субъектов нарушений таможенных правил независимо от времени совершения или обнаружения нарушения таможенных правил и независимо от того, является она основным или дополнительным взысканием.

Днем обнаружения  нарушения таможенных правил, следует  считать день непосредственного  обнаружения должностными лицами таможенных органов нарушения таможенных правил либо наличие на определенную дату в таможне материалов, в которых  имеются достаточные данные, указывающие  на признаки нарушения таможенных правил (материалы проверок, рапорта, информация таможенных и иных правоохранительных служб и т.п.). Закон предписывает в этих случаях немедленно оформить протокол о нарушении таможенных правил. (11)

Если протокол оформляется по истечении какого-то времени со дня фактического обнаружения  нарушения таможенных правил, срок наложения взыскания должен исчисляться  с даты обнаружения нарушения таможенных правил.

При отказе в  возбуждении уголовного дела или  прекращении его по основаниям, не освобождающим от административной ответственности, срок наложения взыскания  исчисляется с момента получения  таможенным органом решения об отказе в возбуждении или о прекращении  уголовного дела.

Течение сроков наложения взысканий в виде штрафа, предупреждения, отзыва лицензии или  квалификационного аттестата может  прерываться, если до истечения сроков их наложения лицо совершит новое  нарушение таможенных правил. Исчисление срока в этом случае начинается с  момента обнаружения нового нарушения  таможенных правил.

К общим положениям, регламентирующим производство и рассмотрение дел о нарушениях таможенных правил, относятся и вопросы обеспечения законности при применении мер воздействия за нарушения таможенных правил.

Кодекс предписывает строгое и неукоснительное соблюдение требований законодательства в процессе производства и рассмотрения дел  о нарушениях таможенных правил, а  также при исполнении постановлений  таможенных органов о наложении  взысканий. 

§5. Оперативно-розыскная  деятельность таможенных органов Российской Федерации. Правовая основа и принципы оперативно-розыскной деятельности таможенных органов 
 

В настоящее  время преступления в сфере таможенного  дела являются одним из распространенных видов преступной деятельности, наносящих  существенный ущерб экономическим  и политическим интересам Российской Федерации.

Среди них наиболее опасным преступлением выступает  контрабанда. Контрабандные операции в последнее время стали совершаться  преимущественно организованными  преступными группами. Государству  наносится колоссальный ущерб крупномасштабными  незаконными экспортными операциями по вывозу сырья, энергоносителей, стратегических материалов. Все более распространенный и опасный характер приобретает  контрабанда оружия, боеприпасов, наркотиков, которые в больших количествах  ввозятся в Россию, существенно обостряя криминогенную обстановку. Имеют место факты противоправного вывоза за рубеж радиоактивных материалов. Значительный ущерб причиняет России вывоз валютных ценностей, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации. Большой экономический ущерб России наносят противоправные операции по вывозу из Российской Федерации иностранной валюты и ввозу фальшивых валютных купюр иностранного происхождения. Стали многочисленными факты ввоза из-за рубежа некачественных продуктов питания и лекарственных препаратов, употребление которых представляет угрозу для жизни и здоровья граждан.

В этих условиях значительная роль в борьбе с таможенными  преступлениями в сфере таможенного  дела отводится оперативно-розыскным  подразделениям таможенных органов.

Оперативно-розыскной  деятельностью может заниматься только узкий круг государственных  органов, специально уполномоченных законом. Негосударственные организации, в  том числе общественные, коммерческие, предпринимательские, такого права  не имеют. Не обладают правом на эту деятельность и лица, имеющие лицензию на осуществление детективной и охранной деятельности.(9) .

Оперативно-розыскная  деятельность осуществляется гласно и  негласно. Для оперативно-розыскной  работы наиболее типичен негласный  характер.

К гласной форме  оперативно-розыскной деятельности прибегают в тех случаях, когда  можно решить задачу открытыми методами и, следовательно, нет необходимости  в применении специальных сил  и средств.

Оперативно-розыскная  деятельность близко примыкает к  уголовному процессу и, в первую очередь, к такой его части, как дознание, которое в МВД, ФСБ и ряде других компетентных ведомств осуществляют оперативно-розыскные  подразделения.

Однако это  не дает основания, отождествлять указанные  виды деятельности. Несмотря на тесную связь и наличие отдельных  общих задач, они существенно  отличаются друг от друга. Различны правовая природа деятельности, решаемые задачи и субъекты деятельности, процессуальные формы, виды, методы деятельности и  источники правового регулирования.

Оперативно-розыскная  деятельность осуществляется на фундаментальной  правовой основе и в соответствии с присущими ей принципами.

В качестве правовой основы выступают Конституция Российской Федерации, Федеральный закон “Об  оперативно-розыскной деятельности”  от 12 августа 1995 года, а также другие законы и правовые акты Российской Федерации.

В Конституции  РФ содержатся основополагающие правовые положения, обязательные для всех государственных  и негосударственных органов, организаций  и граждан, в том числе и  для должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. 

Федеральный закон  “Об оперативно-розыскной деятельности”  является основным законом, регулирующим данную деятельность. Он раскрывает сущность, задачи и принципы ее, содержит требования о соблюдении прав и свобод личности, в отношении которой проводятся оперативно-розыскные мероприятия, называет средства, виды и методы деятельности, а также основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, права и обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, вопросы социальной и правовой защиты должностных лиц, а также граждан, оказывающих помощь указанным органам на конфиденциальной основе.

Информация о работе Правоохранительная деятельность таможенных органов России на современном этапе