Правоохранительная деятельность таможенных органов России на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 07:50, курсовая работа

Краткое описание

В новых рыночных условиях, когда российская экономика стала “открытой”, а государственные границы “прозрачными”, гораздо более сложной и масштабной, чем раньше, стала проблема экономической безопасности Российской Федерации.

Оглавление

Введение
Глава I. Таможенные органы Российской Федерации как субъект правоохранительной деятельности
§1. Правоохранительная деятельность: ее признаки, понятие и задачи
§2. Структура правоохранительных подразделений ГТК России
§3. Дознание в таможенных органах, его организация и управление
§4. Борьба таможенных органов с нарушениями таможенных правил
§5. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов. Правовая основа и принципы оперативно-розыскной деятельности
Глава II. Правоохранительная деятельность таможенных органов России на современном этапе
§1. Борьба с контрабандой и обеспечение экономической безопасности
§2. Взаимодействие с правоохранительными органами России и Зарубежных стран
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Таможенное право к-р.docx

— 50.40 Кб (Скачать)

Введение 

Глава I. Таможенные органы Российской Федерации как  субъект правоохранительной деятельности 

§1. Правоохранительная деятельность: ее признаки, понятие  и задачи 

§2. Структура  правоохранительных подразделений  ГТК России 

§3. Дознание в  таможенных органах, его организация  и управление 

§4. Борьба таможенных органов с нарушениями таможенных правил 

§5. Оперативно-розыскная  деятельность таможенных органов. Правовая основа и принципы оперативно-розыскной  деятельности 

Глава II. Правоохранительная деятельность таможенных органов России на современном этапе 

§1. Борьба с контрабандой и обеспечение экономической  безопасности 

§2. Взаимодействие с правоохранительными органами России и Зарубежных стран 

Заключение 

Список использованной литературы 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

Приоритетными направлениями деятельности таможенной службы России были и остаются: осуществление  фискальной и правоохранительной функций, совершенствование технологий таможенного  оформления и таможенного контроля.

    Значительное  место в деятельности таможенных органов занимает правоохранительная функция. Правоохранительный статус Государственного таможенного комитета закреплен  в Ст.7 ТК РФ. Правоохранительная деятельность таможенных органов

    1. Таможенные органы государств - членов  таможенного союза являются органами  дознания по делам о контрабанде,  об уклонении от уплаты таможенных  платежей и иных преступлениях,  производство по которым в  соответствии с законодательством  государств - членов таможенного  союза отнесено к ведению таможенных  органов.

    2. Таможенные органы государств - членов таможенного союза осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое законодательством этих государств преступлением, производство по которому отнесено к ведению таможенных органов, исполнения запросов международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами.

    Оперативно-розыскная  деятельность осуществляется таможенными  органами государств - членов таможенного  союза в соответствии с законодательством  государств - членов таможенного союза  об оперативно-розыскной деятельности.

    3. Таможенные органы государств - членов  таможенного союза ведут административный  процесс (осуществляют производство) по делам об административных  правонарушениях и привлекают  лиц к административной ответственности  в соответствии с законодательством  государств - членов таможенного  союза.

Являясь правоохранительными, таможенные органы тесно взаимодействуют  с другими органами в борьбе с  правонарушениями в сфере внешнеэкономической  деятельности, пресечении незаконного  ввоза и вывоза с территории Российской Федерации оружия, наркотиков, валюты и культурных ценностей.

В новых рыночных условиях, когда российская экономика  стала “открытой”, а государственные  границы “прозрачными”, гораздо  более сложной и масштабной, чем  раньше, стала проблема экономической  безопасности Российской Федерации.

Государственный таможенный комитет Российской Федерации  сосредоточил свои усилия на решении  таких задач, как:

- создание таможенной  инфраструктуры, способной обеспечить  выполнение главной задачи, поставленной  перед таможенной службой;

- обеспечение  экономической основы суверенитета  и государственной безопасности  страны, защита интересов народа  Российской Федерации;

- пополнение  федерального бюджета путем взимания  пошлин, сборов и некоторых видов  налогов;

- участие в  осуществлении таможенно-банковского валютного контроля, в первую очередь за своевременной полной репатриации платежей, причитающихся российским экспортерам за экспортированные ими товары;

- формирование, ведение и представление (официальной  публикации) таможенной статистики  внешней торговли России;

- создание правовой  законодательной базы, обеспечивающей  деятельность таможенной службы. (1)

За прошедшие  годы удалось многое изменить в таможенном законодательстве, подготовить и  принять такие основополагающие для таможенного дела документы, как Таможенный кодекс Российской Федерации  и Закон Российской Федерации  о “Таможенном тарифе”. 

ГЛАВА I. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК  СУБЪЕКТ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

§1. Правоохранительная деятельность: ее признаки, понятие  и задачи 

Одно из центральных  мест в деятельности государства  и его органов занимает выполнение задач по обеспечению правопорядка и законности, защите прав и свобод человека, охрана прав и законных интересов  государственных и негосударственных  организаций, трудовых коллективов, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Человек, его права и свободы  являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность  государства. (2)

Конституционные предписания требуют, чтобы все  государственные органы выполняли  указанную функцию. Одновременно граждане не лишаются возможности отстаивать всеми законными способами свои права и свободы, активно добиваться выполнения государственными органами возложенных на них полномочий, всемерно содействовать им.

Обеспечением  правопорядка и законности занимаются органы охраны правопорядка - органы, которые  призваны охранять установленный Конституцией РФ, другими законодательными и правовыми  предписаниями порядок жизни  и деятельности государства и  общества, российских граждан и иных лиц, проживающих в России.

Весьма близко к понятию органов охраны правопорядка примыкает понятие правоохранительных органов. Эти понятия схожи, но не идентичны. Круг органов, обозначаемых ими, не совпадает. Не все органы охраны правопорядка можно считать правоохранительными, а к числу правоохранительных не принято относить некоторые органы охраны правопорядка.

Понятие “правоохранительная  деятельность” введено в юридический  обиход в конце 50-х - начале 60-х годов XX века. К правоохранительной деятельности следовало бы относить такую государственную  деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем  применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка. (3) 

О задачах правоохранительной деятельности можно судить по содержанию ряда законодательных актов, в которых  решаются вопросы организации и  основ деятельности различных правоохранительных органов: Закон о безопасности, Закон  о милиции, Закон о судоустройстве, Уголовно-процессуальный кодекс и другие.

Основными ценностями, которые должны защищаться системой государственных органов, являются: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный  строй, суверенитет и территориальная  целостность. (4)

По закону охрана этих ценностей возложена на все  государственные и правоохранительные органы, в том числе и на таможенные. 

§2. Структура  правоохранительных подразделений  ГТК России 

Структура правоохранительных подразделений Государственного Таможенного  Комитета на современном этапе имеет  трехуровневую схему:

1. На уровне  Государственного Таможенного Комитета  России - Управление по борьбе  с контрабандой и нарушением  таможенных правил, которое включает  в себя:

- отдел организации  дознания;

- отдел таможенных  расследований;

- отдел расследования  уклонений от таможенных платежей;

- отдел по  борьбе с особо опасными видами  контрабанды;

- отдел по  борьбе с контрабандой наркотиков;

- отдел сотрудничества  с правоохранительными органами  зарубежных стран;

- информационно-аналитический  отдел;

- отряд быстрого  реагирования. 

2. На уровне  Региональных Таможенных Управлений  созданы:

- Отдел таможенных  расследований;

- Отдел дознания;

- Отдел по  борьбе с таможенными правонарушениями;

- Отдел по  борьбе с контрабандой наркотиков;

3. На уровне  таможен созданы:

- Отдел таможенных  расследований;

- Отдел дознания;

- Отдел по  борьбе с таможенными правонарушениями;

- Отдел по  борьбе с контрабандой наркотиков.

Особое положение  в структуре таможенных органов  занимают отделы собственной безопасности, которые имеют только вертикальное подчинение.

Все указанные  структурные подразделения имеют  горизонтально-вертикальное подчинение.  

§3. Дознание в  таможенных органах, его организация  и управление 

Дознание в  таможенных органах является важным инструментом правовой защиты экономических  интересов России и ее безопасности.

Таможенным органам  право на производство дознания по делам о контрабанде впервые  было предоставлено в 1991 г. В 1993 г. это  право было подтверждено при принятии Таможенного кодекса Российской Федерации, но с существенным расширением  компетенции.

Таможенные органы правомочны вести дознание по пяти составам преступлений, предусмотренных  УК РФ:

- статья 188 “Контрабанда”; 

- статья 189 “Незаконный  экспорт технологий, научно-технической  информации и услуг, используемых  при создании оружия массового  поражения, вооружения и военной  техники”;

- статья 190 “Невозвращение  на территорию Российской Федерации  предметов художественного, исторического  и археологического достояния  народов Российской Федерации  и зарубежных стран”;

- статья 193 “Невозвращение  из-за границы средств в иностранной  валюте”;

- статья 194 “Уклонение  от уплаты таможенных платежей”. (5)

Дознание в  уголовном процессе выступает как  форма предварительного расследования  уголовных дел. По тяжким преступлениям  оно нередко предшествует предварительному следствию и обеспечивает предупреждение и пресечение преступлений, сбор доказательств  по делу.

Дознание делится  на две разновидности: дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, и дознание по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно.(4) Таможенные органы правомочны осуществлять обе  разновидности дознания.

Дознание по делам, по которым предварительное  следствие обязательно, проводится в течение 10 дней. Этот срок является максимальным и продлению не подлежит, в том числе и прокурором.

По всем преступлениям, отнесенным к компетенции таможенных органов предварительное следствие  обязательно. (5)

Таможенные органы как органы дознания, возбудив уголовное  дело в пределах своей компетенции, имеют право (и обязаны) по “горячим”  следам преступления провести неотложные следственные действия, к которым  относятся: осмотр, обыск, выемка, освидетельствование, задержание, допрос подозреваемых, допрос свидетелей и потерпевших. (5) 

<

Информация о работе Правоохранительная деятельность таможенных органов России на современном этапе