Правоохранительная деятельность таможенных органов России на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 07:50, курсовая работа

Краткое описание

В новых рыночных условиях, когда российская экономика стала “открытой”, а государственные границы “прозрачными”, гораздо более сложной и масштабной, чем раньше, стала проблема экономической безопасности Российской Федерации.

Оглавление

Введение
Глава I. Таможенные органы Российской Федерации как субъект правоохранительной деятельности
§1. Правоохранительная деятельность: ее признаки, понятие и задачи
§2. Структура правоохранительных подразделений ГТК России
§3. Дознание в таможенных органах, его организация и управление
§4. Борьба таможенных органов с нарушениями таможенных правил
§5. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов. Правовая основа и принципы оперативно-розыскной деятельности
Глава II. Правоохранительная деятельность таможенных органов России на современном этапе
§1. Борьба с контрабандой и обеспечение экономической безопасности
§2. Взаимодействие с правоохранительными органами России и Зарубежных стран
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Таможенное право к-р.docx

— 50.40 Кб (Скачать)
p>Таможенные органы обязаны пресечь преступление и  по “горячим” следам собрать и  задокументировать доказательства, в отношении которых имеется реальная угроза утраты, в том числе в результате явлений природы, умышленных действий или по неосторожности. Кроме того, таможенные органы также должны принять меры уголовно-процессуального принуждения, исключающие уклонение лица, совершившего преступление, от расследования и суда. (5)

Наряду с неотложными  следственными действиями орган  дознания правомочен избрать любую  меру пресечения, в том числе заключение под стражу, строго руководствуясь при этом требованиями уголовно-процессуального  закона.

При производстве дознания первой разновидности таможенные органы не вправе производить следственные действия, выходящие за рамки неотложных, например: предъявление для опознания, очную ставку, следственный эксперимент, проверку показаний на месте, привлечение  в качестве обвиняемого и допрос обвиняемого. Дознание должно вестись  оперативно и в строгом соответствии с уголовно-процессуальным законом.

Следователь вправе в любой момент дознания изъять уголовное  дело у таможенного органа и принять  его к своему производству. (5)

Дознание по делам, по которым предварительное  следствие обязательно, заканчивается  составлением постановления об окончании  дознания и направлением уголовного дела транспортному прокурору для  определения его подследственности и передачи следователю для производства предварительного следствия.

После передачи дела таможенный орган может проводить  по данному делу только неотложные следственные действия по письменному  поручению следователя или прокурора.

Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, полностью  заменяет собой предварительное  следствие. Органы дознания не ограничены в производстве следственных действий и в применении мер уголовно-процессуального принуждения.

Возбудив уголовное  дело, таможенный орган обязан принять  все предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для установления лиц, совершивших преступление, и всех обстоятельств, подлежащих доказыванию  по уголовному делу. Дознание должно быть закончено не позднее одного месяца со дня возбуждения уголовного дела, включая в этот срок составление  обвинительного заключения либо постановления  о прекращении или приостановлении  дела. Срок дознания может быть продлен  прокурором, непосредственно осуществляющим надзор за производством дознания, но не более чем на один месяц.

В исключительных случаях срок производства дознания по делу может быть продлен: до 3 месяцев  транспортным прокурором на правах районного  прокурора, до 6 месяцев транспортным прокурором на правах областных прокуроров. Дальнейшее продление срока дознания может быть произведено только в  исключительных случаях Генеральным  Прокурором Российской Федерации. (5)

В процессе расследования  уголовного дела все следственные действия, проводимые по уголовному делу, оформляются  протоколами, а принимаемые решения - постановлениями.

Руководство дознанием  осуществляется начальником Управления по борьбе с контрабандой и нарушениями  таможенных правил ГТК РФ, начальниками региональных таможенных управлений и  таможен или лицами, их замещающими.

Дознаватель возбуждает уголовное дело и выполняет все  следственные действия от своего имени. При выполнении всех следственных действий по делу он обязан строго руководствоваться  требованиями Уголовно-процессуального  кодекса: вести дознание объективно, строго соблюдать права граждан, использовать предоставленные ему  законом полномочия для раскрытия преступления и обнаружения лиц, их совершивших, выявления их преступных связей.

Дознаватель несет  ответственность за обоснованность принимаемых им решений, за законность, своевременность и качество проводимых следственных действий.

При квалификации преступления дознаватель должен руководствоваться  уголовным законодательством Российской Федерации.

Дознаватель не может принимать участие в  расследовании дела:

а) если он является потерпевшим, гражданским истцом, гражданским  ответчиком, свидетелем, а также если он участвовал в данном деле в качестве эксперта, специалиста, переводчика;

б) если он является родственником потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или  их представителем, родственником подозреваемого или его законного представителя;

в) если имеются  иные обстоятельства, дающие основание  считать, что он лично, прямо или  косвенно, заинтересован в расследуемом деле.

При наличии  перечисленных оснований для  отвода дознаватель обязан устраниться  от участия в расследовании дела и доложить об этом начальнику органа дознания. По этим же основаниям дознавателю  может быть заявлен отвод подозреваемым, обвиняемым, потерпевшим или его  представителем. Вопрос об отводе дознавателя, производящего дознание, разрешается  прокурором.

В Управлении по борьбе с контрабандой и нарушениями  таможенных правил для непосредственного  осуществления функций, связанных  с организацией и руководством дознания, в таможенных органах создан отдел  организации дознания по делам о  таможенных правонарушениях.

Основные задачи отдела дознания заключаются в том, чтобы при наличии признаков  преступлений возбуждать в зоне деятельности таможни уголовные дела, проводить  по ним дознание, руководствуясь нормами  уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации. 

Для выполнения возложенных задач отдел дознания:

- при получении  данных о подготовляемой или  совершаемой контрабанде либо  иных преступлениях, производство  дознания по которым отнесено  к компетенции таможенных органов,  участвует совместно с другими  отделами таможни в проведении  таможенного контроля с целью  выявления и пресечения таких  преступлений, изобличения лиц, их  совершивших, и процессуального  закрепления следов преступления  и иных доказательств;

- при обнаружении  признаков контрабанды и иных  преступлений, проведение дознания  по которым отнесено к компетенции  таможенных органов, если такие  признаки выявлены в процессе  проведения таможенного контроля  или при производстве таможенного  оформления либо в результате  проверки сообщений о совершении  указанных преступлений, возбуждает  в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным  законом, с согласия руководства  таможни по таким фактам уголовные  дела и проводит по ним дознание;

- во взаимодействии  с другими отделами таможни,  оперативными и следственными  подразделениями ФСБ РФ, МВД РФ  и налоговой полиции РФ принимает  в случаях, вызванных необходимостью, участие в проведении оперативных  и следственных мероприятий по  выявлению фактов контрабанды  и других преступлений, производство  дознания по которым отнесено  к компетенции таможенных органов,  а также по изобличению лиц,  совершивших данные преступления;

- в случаях,  вызванных необходимостью, совместно  с отделом таможенных расследований  проверяет дела о нарушении  таможенных правил на предмет  установления фактов контрабанды  и иных преступлений, производство  дознаний по которым отнесено  к компетенции таможенных органов,  необоснованно квалифицированных  в таможне и в подчиненных  таможне таможенных постах как  нарушение таможенных правил. (7) 

При подтверждении  неправильной квалификации готовит  проекты постановлений об отмене состоявшихся решений о привлечении  к административной ответственности  и выносит постановления о  возбуждении по данным фактам уголовных  дел

При обнаружении  признаков преступлений непосредственно  таможенными постами производство дознания осуществляется силами отделов  дознания таможен Российской Федерации, которым подчинены данные посты. При обнаружении признаков преступлений акцизными таможенными постами, находящимися в непосредственном подчинении региональных таможенных управлений, дознание осуществляется силами отделов  дознания таможен, определенных соответствующим  региональным таможенным управлением.

При удаленности  таможенных постов от таможен и невозможности  немедленного выезда инспекторов-дознавателей таможни на пост при обнаружении  там признаков преступления, инспектора-дознаватели, состоящие в штате отделов  дознания таможен, находятся там  постоянно. 

§4. Борьба таможенных органов с нарушениями таможенных правил 

В период, предшествовавший принятию Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ), таможенные органы при  решении вопросов о привлечении  к административной ответственности  за таможенные правонарушения руководствовались  преимущественно общими положениями  норм административного законодательства - Основ законодательства Союза ССР  и союзных республик об административных правонарушениях и Кодекса РСФСР  об административных правонарушениях. 

ТК РФ, используя  фундаментальные положения административного  права и его принципы, определяет основные правила таможенных процедур, существенно меняет регулирование  вопросов о субъектах ответственности (введена ответственность юридического лица, двусубъектность ответственности за совершение одного правонарушения), предусматривает ответственность военнослужащих, порядок наложения взысканий при совершении нескольких нарушений таможенных правил и другие положения.

Нарушениями таможенных правил признаются:

1) действие или  бездействие лица, посягающего на  таможенный контроль, установленный  Кодексом, Законом РФ “О таможенном  тарифе”, другими законодательными  актами и международными договорами;

2) действие или  бездействие лица, посягающего на  порядок перемещения (включая  применение таможенных режимов)  через таможенную границу РФ  товаров и транспортных средств;

3) действие или  бездействие лица, посягающего на  порядок таможенного контроля  и таможенного оформления товаров  и транспортных средств, перемещаемых  через таможенную границу Российской  Федерации;

4) действие или  бездействие лица, посягающего на  порядок обложения таможенными  платежами и уплаты их, предоставления  таможенных льгот и пользования  ими. (7)

Каждая группа таможенных правонарушений в отдельности  или в совокупности друг с другом при наличии других признаков  образуют соответствующие составы  нарушений таможенных правил.

Субъектами ответственности  за нарушения таможенных правил могут  быть как российские так и иностранные:

- предприятия,  учреждения, организации; лица, занимающиеся  предпринимательской деятельностью  без образования юридического  лица; 

- физические  лица (по достижении ими к моменту  совершения правонарушения шестнадцатилетнего  возраста);

- должностные  лица (если в их служебные обязанности  в момент совершения ими правонарушения  входило обеспечение выполнения требований актов законодательства Российской Федерации по таможенному делу и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации).

Таможенный кодекс предусматривает две особенности, ранее неизвестные таможенному  праву:

1. Двусубьектность ответственности, при которой за совершение одного таможенного правонарушения допускается привлечение юридических лиц - к административной ответственности и физических лиц - к административной или уголовной ответственности.

Например, если при перемещении недекларированного груза абстрактного акционерного общества таможня выяснит, что недекларирование произошло по вине конкретного сотрудника этого юридического лица, уполномоченного в силу служебных обязанностей или поручения на совершение данной процедуры, то наряду с привлечением к административной ответственности сотрудника юридического лица, допустившего нарушение, должно быть привлечено к ответственности также юридическое лицо.

В то же время, если имеются основания для возбуждения  уголовного дела в отношении конкретного  должностного лица или работника  юридического лица, данное обстоятельство не освобождает само юридическое  лицо от административной ответственности  за нарушение таможенных правил.

Информация о работе Правоохранительная деятельность таможенных органов России на современном этапе