Основные особенности Российского федерализма

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:31, курсовая работа

Краткое описание

По своему официальному названию РСФСР была федеративным государством. В нее
входили 16 автономных республик (из двадцати во всем СССР), 5 автономных
областей (из восьми) и все 10 автономных (национальных) округов.
Взаимоотношения РСФСР с автономными республиками имели формальные
юридические признаки федерации. Верховный Совет РСФСР состоял из двух палат
- Совета Республики и Совета Национальностей. Правительство РСФСР могло
лишь координировать деятельность правительств АССР, главы которых входили в
Совет Министров РСФСР.

Файлы: 1 файл

1 росийск федерализм.doc

— 257.50 Кб (Скачать)

    Признание местного самоуправления означает, что государство  видит в нем некий социальный институт, не обладающий свойствами государственной  структуры. Децентрализация управления - это способ не просто сохранения целостности России, но и эффективной защиты общества и граждан, гармоничного развития духовных, культурных, экономических связей между всеми частями Российского государства.

    Взаимодействие  самоуправления с верховной властью прослеживается с самого начала зарождения государства на Руси. Действовавшее на Руси общинное самоуправление, земство всегда находились в тесном контакте с городским вече и княжеской властью. Они как бы поддерживали и уравновешивали друг друга.

    Крупный специалист в области местного управления князь А.И. Васильчиков, учитывая опыт самоуправления других стран, сделал следующий вывод: “Самоуправление не может быть предоставлено своему собственному произволу. Твердая и полная организация законодательной власти и податной (налоговой) системы должны предшествовать во всякой стране введению местного самоуправления”.

    Безобразов  В. П. в своей книге “Государство и общество. Управление и самоуправление и судебная власть” делает вывод о том, что “государство и самоуправление неразделимы и что попытки разъединения могут привести к разрушению или самоуправления, или государства, так как первое не может же сделаться во втором, - государством в государстве”. По его мнению, “самоуправление не может быть иначе рассматриваемо, как в совокупности с общим организмом всего государственного механизма управления, в состав которого оно входит, как органическая часть единого целого”.

    Исторически это взаимоотношение проявлялось по следующим направлениям:

    во-первых, в  участии местных органов, собраний граждан в обсуждении проектов законов, которые выставлялись на общее обозрение;

    во-вторых, в  проведении выборов в центральные органы и территориальные органы власти в формировании исполнительных местных органов;

    в-третьих, в  организации работы по исполнению законов;

    в-четвертых, в реализации предметов совместного  ведения.

    Специфическим являлось взаимодействие советских  органов – это была строгая  иерархия властных структур, в том  числе и представительных органов. Такая система организации власти была связана с необходимостью жесткого централизованного управления всеми экономическими  и социальными процессами в стране.

    Местные Советы вместе в формально подчиненными им исполкомами призваны были выполнять  в основном те же функции, что и  центральные органы власти именно так обеспечивалось единство государственной власти, государственного управления. Такая модель взаимоотношения исходит из принципа “демократического централизма ”, в соответствии, с которым местные Советы были просто подножием пирамиды единой государственной власти.

    Сегодня взаимодействие региональных органов государственной  власти и органов местного самоуправления строится на основе других принципов:

    ·        законности,

    ·        сочетания интересов населения  субъекта и соответствующего муниципального образования, учета исторических и местных традиций,

    ·        самостоятельности органов местного самоуправления в пределах их полномочий,

    ·        взаимного согласия органов государственной  власти и органов местного самоуправления при выработке совместного решения;

    ·        обеспеченности финансовыми и материальными  ресурсами при реализации вопросов, требующих совместного решения,

    ·        добровольности заключения договоров  и соглашений;

    ·        взаимной ответственности,

    ·        гласности.

    Содержание  и характер полномочий региональной власти позволяет на их основе определить основные направления взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления:

    1) правовое регулирование организации и деятельности местного самоуправления и контроль  исполнения соответствующего законодательства;

    2) разработка  и принятие региональных программ развития местного самоуправления,

    3) совершенствование разграничения компетенции государственных органов и органов местного самоуправления,

    4) обеспечение финансово-экономической основы местного самоуправления,

    5) содействие сохранению и развитию исторических и иных местных традиций,

    6) защита прав граждан на осуществление местного самоуправления.

    Взаимодействие  органов государственной власти и органов местного самоуправления субъекта осуществляется в следующих основных организационных формах:

    во-первых, главными взаимодействующими структурами являются сами органы государственной власти и  местного самоуправления;

    во-вторых, для решения разовых совместных вопросов создаются  совместные временные группы и комиссии;

    в-третьих, для решения вопросов требующих постоянного взаимодействия создаются постоянные рабочие группы и комиссии;

    в-четвертых, по вопросам, касающимся всех муниципальных образований данного региона, возможна совместная работа через ассоциации муниципальных образований, для чего им придается необходимый статус.

    На некоторых  территориях субъектов во взаимоотношениях органов государственной власти и местного самоуправления имеются две крайности, либо они существуют как бы параллельно, автономно, доводя эту автономность до абсурда, либо местное самоуправление подменяют государственным местным управлением, а это не лучшим образом влияет на существующую социально-экономическую ситуацию в регионе.

    Решение существующих проблем взаимодействия органов  государственной власти и местного самоуправления, а также многих иных, требует четкого разграничения  компетенции между органами субъектов  Федерации и местным самоуправлением, определения вопросов совместного ведения и перечень полномочий, передаваемых друг другу на основе добровольно заключенного соглашения.

    В законах  ряда субъектов Российской Федерации  о порядке передачи отдельных  государственных полномочий муниципальным  образованиям существуют прямые расхождения с Конституцией РФ и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В частности, предусматривается возможность передачи полномочий по договору, хотя в Конституции РФ не установлен такой порядок. В ней говорится, что передача может происходить только по закону.

    Надо полагать, что после принятия федерального закона об общих принципах наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в законы субъектов Российской Федерации будут внесены поправки, уточнения и добавления.

    С целью гармонизации взаимоотношений регионам необходим  комплексный нормативный правовой акт, например — Закон “О взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления субъекта Федерации. Он устанавливал бы общие принципы данного взаимодействия для эффективного решения вопросов государственного и местного значения, управления процессами экономического и социального развития субъекта и муниципальных образований в интересах населения.

    Данный закон  должен закрепить основные принципы взаимодействия государственных и  муниципальных органов субъекта, формы их взаимодействия. В нем  особо должны регламентироваться межбюджетные отношения между органами власти, организационное и информационное взаимодействия. В Законе должны быть определены предметы ведения органов государственной власти и местного самоуправления субъекта, вопросы, требующие их совместного решения, порядок наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями. Здесь обязательно должен предусматривается принцип передачи материальных и финансовых средств для осуществления отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления и процесс осуществления ими этих полномочий, основания и порядок их прекращения.

    Уточнение полномочий региональных государственных органов  и органов местного самоуправления по вопросам, требующим совместного решения с учетом экономических, социальных и иных особенностей муниципальных образований, в соответствии с этим законодательным актом может быть осуществлено специальным договором (соглашением). Его сторонами выступают органы государственной власти и местного самоуправления в пределах закрепленных за ними полномочий, предметом договора могут быть конкретизация вопросов, требующих совместного решения, условия и порядок их осуществления, формы взаимодействия и сотрудничества при исполнении договора, а также иные связанные с ним вопросы. 

    5.Нравствено - этические нормы в сфере профессиональной деятельности государственного служащего. 

    Преамбула  

    1. Этический  кодекс государственного служащего  есть система моральных норм, обязательств и требований добросовестного  служебного поведения должностных  лиц государственных органов  и органов местного самоуправления, основанная на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.  

    В силу того, что  в кодексе собраны воедино  и систематизированы общественные требования к нравственности государственных  служащих, он: 

    - служит основой для формирования содержания должной морали и поведения в сфере государственной службы;  

    - призван помочь  государственному служащему правильно  ориентироваться в сложных нравственных  коллизиях, ситуациях, обусловленных  спецификой его работы;  

    - является  важным критерием для определения профессиональной пригодности человека к работе в сфере государственной службы;  

    - выступает  как инструмент общественного  контроля за нравственностью  государственных служащих. 

    Этический кодекс государственного служащего призван содействовать укреплению авторитета государственной власти, доверия граждан к институтам государства, обеспечить единую нравственно-правовую основу для согласованных и эффективных действий всех государственных структур, противодействовать падению нравственной культуры в обществе. 

    2. Государственный  служащий объективно выступает  одновременно как должностное  лицо, занимающее определенное место  в служебной иерархии, как общественный  деятель, оказывающий влияние  на развитие социальных и экономических  процессов, как наемный работник, зачастую как руководитель персонала и работодатель, а также как частное лицо. 

    Эти роли могут  вступать в противоречие друг с другом, следствием чего являются такие нравственные дилеммы и конфликты, которые  не всегда имеют ясное и однозначное решение. Этический кодекс призван помочь государственному служащему правильно разобраться в подобных ситуациях. 

    3. В Этическом  кодексе нельзя предусмотреть  всех коллизий, возникающих в  практической деятельности государственного  служащего. Правила Кодекса не заменяют личного нравственного выбора, позиции и убеждений государственного служащего, его совести и ответственности. 

    4. Государственная  служба не является привилегией.  Гражданин, поступая на государственную  службу, добровольно ограничивает некоторые свои права, в частности, право на критику, предпринимательскую деятельность и другие. 

    Это обусловлено  тем, что этические нормы государственного служащего являются более строгими, чем нравственные нормы граждан, не занятых в сфере государственной и муниципальной службы. Высшие должностные лица, государственные служащие любого уровня объективно наделены большей властью и полномочиями. Этические требования становятся более строгими и ответственность тем больше, чем выше статус государственного служащего. 

    5. Возможны  разные формы функционирования  Этического кодекса в сфере  государственной службы: в виде  присяги, принимаемой человеком  при приеме на государственную  или муниципальную службу, в виде  особого документа, с которым  он обязан ознакомиться и который хранится в его личном деле и т.д. 

Информация о работе Основные особенности Российского федерализма