Основные особенности Российского федерализма

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:31, курсовая работа

Краткое описание

По своему официальному названию РСФСР была федеративным государством. В нее
входили 16 автономных республик (из двадцати во всем СССР), 5 автономных
областей (из восьми) и все 10 автономных (национальных) округов.
Взаимоотношения РСФСР с автономными республиками имели формальные
юридические признаки федерации. Верховный Совет РСФСР состоял из двух палат
- Совета Республики и Совета Национальностей. Правительство РСФСР могло
лишь координировать деятельность правительств АССР, главы которых входили в
Совет Министров РСФСР.

Файлы: 1 файл

1 росийск федерализм.doc

— 257.50 Кб (Скачать)

    Согласно Постановлению Правительства РФ нормативные акты можно классифицировать на следующие виды: постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 года №1009 «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов Федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации». В правотворческой практике отдельных федеральных органов исполнительной власти, используются и иные виды актов, такие, например как, наставление, устав и другие, однако, они являются менее распространенными и в общем удельном весе занимают незначительное место.

    Постановление - документ, содержащий решение по важнейшему вопросу, принятое в рамках установленной процедуры и компетенции. Оно является, как правило, нормативным по своему правовому содержанию. Обычно постановлениями утверждаются различные инструкции, положения, правила, действующие в различных отраслях, сферах управления, в межотраслевом управлении.

    Приказ - распорядительный документ федерального органа исполнительной власти. Проекты приказов разрабатываются структурными подразделениями ведомств по поручению руководства или по собственной инициативе. Текст приказа состоит, как правило, из констатирующей и распорядительной частей.

    Распоряжение - распорядительный документ, принимаемый руководителем органа исполнительной власти по несложным (обычным) текущим вопросам практической управленческой деятельности. Они издаются без коллегиального обсуждения. Распоряжения издаются, как правило, по вопросам осуществления государственной службы, по вопросам информационно-методического характера, по вопросам, связанным с организацией выполнения приказов, инструкций, положений, правил как данного органа управления, так и вышестоящих органов управления и должностных лиц.

    Правила - документ, в котором определяется порядок (процедура) осуществления специального вида управленческой деятельности. В правилах обычно устанавливаются цели и задачи специальной управленческой деятельности, правовой статус лиц (органов и должностных лиц), осуществляющих эту деятельность, их права, обязанности, ответственность, порядок принятия административных мер, виды процессуальных актов и их основное содержание, ссылки и указания на законодательные и иные нормативные правовые акты, на основе которых приняты и действуют правила.

    Инструкция - документ, в котором излагаются правила, регулирующие специальные стороны деятельности федерального органа исполнительной власти. Инструкция принимается руководителем органа исполнительной власти и устанавливает порядок исполнения законодательных актов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ.

    Положение - документ, в котором органами федеральной исполнительной власти устанавливаются статус органа исполнительной власти, его полномочия, компетенция, функции, задачи, права, обязанности, ответственность, взаимоотношения с другими органами, а также порядок осуществления как позитивной управленческой деятельности, так и юрисдикционного принуждения.

    По субъектам  издания и сфере распространения  подзаконные нормативно - правовые акты органов исполнительной власти подразделяются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные акты.

    1. Общие подзаконные  акты. Это нормативно-правовые акты  общей компетенции, действие которых  распространяется на всех лиц  в пределах территории страны. По своей юридической силе и значению в системе правового регулирования общие подзаконные акты следуют за законами.

    2. Местные  подзаконные акты. Это нормативно-правовые  акты органов представительной  и исполнительной власти на  местах. Их издают местные органы представительной власти и органы местного самоуправления.

    3. Ведомственные  нормативно-правовые акты (приказы,  инструкции). В ряде стран определенные  структурные подразделения правительственных  органов (министерства, ведомства)  также наделяются правотворческими функциями, которые делегируются законодательной властью, президентом или правительством. Это нормативно-правовые акты общего действия, однако они распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений (таможенные, банковские, транспортные, государственно-кредитные и другие).

    4.Внутриорганизационные  подзаконные акты. Это такие нормативно-правовые  акты, которые издаются различными  организациями для регламентации  своих внутренних вопросов и  распространяются на членов этих организаций.

    Орган исполнительной власти - это организация, которая, являясь  частью государственного аппарата, имеет  свою структуру, территориальный масштаб  деятельности, компетенцию, образуется в порядке, установленном законом  или другим нормативным правовым актом, использует определенные методы в работе, наделена правом выступать по поручению государства и призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества.

    «В соответствии с Конституцией РФ в пределах ведения  РФ и полномочий РФ по предметам  совместного ведения РФ и субъектов  РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ».

    Каждый государственный  орган, в том числе орган исполнительной власти, представляет собой организацию, т.е. коллектив людей, соответствующим  образом организационно оформленный. Для органов исполнительной власти характерно прежде всего то, что они состоят в основном из государственных служащих, которые должны отвечать установленным требованиям в отношении профиля и уровня профессиональной подготовки, стажа и опыта работы, организаторских и других качеств. Каждый орган исполнительной власти имеет внутреннюю структуру, территориальный масштаб деятельности и компетенцию. Внутренняя структура органа исполнительной власти включает в себя руководителя и его заместителей, коллегиальный орган управления и работников аппарата (структурные и другие подразделения). Вопросы по структуре федеральных органов исполнительной власти отражены в Указе Президента РФ от 12 мая 2008 года №724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти».

    Органы исполнительной власти весьма разнообразны и отличаются друг от друга по видам и сферам деятельности, объему и характеру компетенции и т.д. Основные деления органов исполнительной власти указан в Приложении «а».

    В ходе общественного  развития государство активно осуществляет правотворческие функции, в результате чего издаются сотни различных нормативно-правовых актов по широкому кругу вопросов. Формирование законодательства как взаимосогласованной и эффективной системы происходит в результате не только планирования законотворческих работ нормотворческим органом, но и систематизации. Систематизация законодательства - это целенаправленная работа законодателя по упорядочению и приведению в единую систему действующих законодательных актов с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного применения. Юридической науке известны два основных вида систематизации: инкорпорация и кодификация.

    Инкорпорация - вид систематизации, в ходе которой  действующие нормативные акты сводятся воедино без изменения их содержания, переработки и редактирования. 
     

    Закон об общих  принципах организации местного самоуправления 1995г. не определяет правовую основу местного самоуправления в нашей  стране. В ст.7 лишь говориться о законодательной  основе местного самоуправления, которая  включает Конституцию РФ и федеральные законы, конституции (уставы) и законы субъектов РФ. 

    Правовую основу местного самоуправления в нашей стране составляют: «Конституция РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, конституции, уставы и законы субъектов Федерации, а также уставы муниципальных образований и другие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления. Кроме того, составной частью правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации является… Европейская хартия местного самоуправления…»  

    Таким образом, понятие законодательной основы местного самоуправления уже понятия его правовой основы: оно не охватывает международные нормы, действующие в области местного самоуправления, нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти и муниципальные нормативные правовые акты. 

    В отличие  от действующего Закона новый Федеральный  закон об общих принципах организации местного самоуправления 2003г. закрепляет понятие правовой основы местного самоуправления. Согласно его ст.4 правовую основу местного самоуправления составляют: 

    - общепризнанные  принципы и нормы международного  права, международные договоры РФ; 

    - Конституция  РФ, федеральные конституционные  законы, федеральные законы, а также  издаваемые в соответствии с  ними иные нормативные правовые  акты Российской Федерации (указы  и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения  Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти); 

    - конституции  (уставы), законы и иные нормативные  правовые акты субъектов РФ; 

    - уставы муниципальных  образований, решения, принятые  на местных референдумах и  сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. 

    Правовая основа местного самоуправления занимает важное место среди основ организации  муниципальной власти в нашей  стране. Это связано с тем, что  право в современном обществе выступает важнейшим регулятором  различных социальных отношений. Не исключение здесь и сфера местного самоуправления. Территориальные, организационные, финансовые и экономические условия осуществления местного самоуправления находят отражение в праве, конституируются и реализуются с его помощью. [2.4; 159] 

    Таким образом, можно дать определение правовой основы местного самоуправления. Правовая основа местного самоуправления в Российской Федерации- это совокупность правовых норм, содержащихся в международных  правовых актах, Конституции РФ, нормативных  правовых актах Российской Федерации и ее субъектов, а также в муниципальных правовых актах, которые закрепляют и регулируют территориальные, организационные, финансовые и экономические условия осуществления местного самоуправления в стране. 
     

    4.Формы  и направления взаимодействия федеральных органов и органов местного самоуправления. 

    Государственное управление подразумевает не только управляющее воздействие, но и организационное  сотрудничество государства и его  субъектов с местным самоуправлением, обеспечивающее целенаправленное  и эффективное функционирование  муниципальных образований. В прямых связях основными являются управляющие воздействия. В обратных связях на первое место выдвигаются моменты сотрудничества и взаимодействия,  инициативы снизу, восприятия и результативность прямых связей. В системе государственного управления, важное значение имеет оптимальное сочетание прямых и обратных связей.

    Взаимодействие  органов государственной власти и местного самоуправления подразумевает, что они как партнеры, по крайней мере, равны в отношении главного объекта управления, и оно осуществляется ради достижения общей цели – повышения уровня и качества жизни населения каждого муниципального образования и региона в целом.

    Проблема взаимодействия местного самоуправления с органами государственной власти имела и имеет место практически на всех этапах развития местного самоуправления как в России, так в других странах.

    Конституция России закрепила организационную  обособленность местного самоуправления от органов государственной власти, но на практике эффективное управление во всех сферах жизни общества невозможно без четко отлаженного механизма их взаимодействия. Большинство наших неудач в экономике, социальной сфере связано именно с тем, что этот механизм дает сбои.

    Очевидным является тот факт, что вопросы местного значения неотделимы от государственного интереса, не остаются и не могут остаться без влияния государства.

    На федеральном  уровне в отношении местного самоуправления решаются две задачи - обеспечение гарантий местного самоуправления и выработка единой государственной политики в сфере местного самоуправления. Они решаются следующими способами:

    во-первых, на федеральном уровне законодательно устанавливается общие принципы организации местного самоуправления;

    во-вторых, федеральные органы государственной власти принимает программы государственной поддержки местного самоуправления;

    в-третьих, для  обеспечения федерального закона "Об общих принципах организации  местного самоуправления Российской Федерации" принимаются ряд федеральных законов.

    В становлении  и развитии местного самоуправления большую роль играют органы государственной  власти субъектов Российской Федерации. Взаимодействие последних с органами местного самоуправления в значительной степени определяет эффективность осуществления региональной политики — решения экономических, политических и социальных проблем развития муниципального образования и субъекта в целом. С другой стороны, такое взаимодействие обеспечивает результативность муниципальной политики, способствуя через решение вопросов местного значения реализации государственных задач: укрепление основ народовластия, создание условий для обеспечения жизненных интересов населения, проведение мероприятий по социальной защите населения, стабилизация политической системы, подготовка кадров для муниципальных органов.

Информация о работе Основные особенности Российского федерализма