Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:31, курсовая работа
По своему официальному названию РСФСР была федеративным государством. В нее
входили 16 автономных республик (из двадцати во всем СССР), 5 автономных
областей (из восьми) и все 10 автономных (национальных) округов.
Взаимоотношения РСФСР с автономными республиками имели формальные
юридические признаки федерации. Верховный Совет РСФСР состоял из двух палат
- Совета Республики и Совета Национальностей. Правительство РСФСР могло
лишь координировать деятельность правительств АССР, главы которых входили в
Совет Министров РСФСР.
обращаться в Конституционный Суд с запросом о конституционности
законодательных актов. Пока это положение не исправлено, целесообразно,
чтобы Министерство
юстиции, которое обязано
законодательство субъектов Федерации, оперативно входило с соответствующими
представлениями к Президенту РФ. Он как гарант Конституции направлял бы
запросы в Конституционный Суд.
Необходимо создать систему, которая позволяла бы уже на стадии подготовки
нормативных актов определять их несоответствие Конституции или федеральному
законодательству.
Специалисты рекомендуют
методический центр - скажем, Институт регионального законодательства при
Президенте РФ или правительстве. Когда проект закона субъекта Федерации
вступает в противоречие с Конституцией или федеральным законодательством,
до его принятия должны вмешиваться федеральные органы на местах -
полномочный представитель Президента РФ и руководитель местной прокуратуры.
Необходимо обязать полномочного представителя, который имеет аппарат и
следит за законодательной деятельностью в субъекте Федерации, регулярно
информировать Администрацию Президента РФ о принимаемых законодательных
актах.
Если закон, противоречащий Конституции или федеральному законодательству,
все же принят, то возможна согласительная процедура либо судебный спор.
Чтобы ни один закон не остался без внимания, предлагается ввести
обязательную
их регистрацию в Едином государственном
реестре опубликования.
В связи с тем, что на федеральном уровне не определены основные принципы
организации исполнительных органов субъектов Федерации, целесообразно
принять дополнительные меры по укреплению исполнительной вертикали,
определив ответственность глав исполнительной власти субъектов за
неисполнение или ненадлежащее исполнение Конституции и федерального
законодательства. На главах субъектов Федерации лежит ответственность перед
избравшим их населением не только за выполнение предвыборных обещаний, но и
за исполнение федеральных законов, указов Президента РФ, актов
правительства, судебных решений.
Выборный статус глав исполнительной власти субъектов Федерации не должен
вести к ослаблению единой системы государственной власти. Правоведы
полагают указать в законе "Об общих принципах организации государственной
власти в субъектах Российской Федерации", что их полномочия могут
прекращаться по инициативе федеральных органов, если суд установит, что они
нарушили Конституцию
или федеральное
субъекта должен стать элементом единой системы исполнительной власти РФ и
функционально подчиняться Президенту РФ и правительству, которые в
соответствии с Конституцией обеспечивают и контролируют согласованное
функционирование и взаимодействие исполнительных органов государственной
власти.
Впрочем, нарушают Конституцию и федеральное законодательство не только
главы субъектов Федерации, но и тысячи чиновников по всей стране. Чтобы
повысить уровень их законопослушания, специалисты предлагают:
. ввести в Уголовный кодекс статью, которая предусмотрит уголовную
ответственность должностных
нарушение Конституции и
и дисциплинарную
отсутствует состав преступления;
. не
считать смягчающим
начальства, которое спровоцировало чиновника на нарушение
законодательства;
. за
неисполнение решений об отмене
(приостановлении) нормативных
противоречащих Конституции или федеральному законодательству, либо о
внесении изменений в такие
акты предусмотреть меры
государственных органов как
Федерации, так и ее субъектов.
1.4. Процедура
согласования интересов
Несоответствие законодательства субъектов Федерации Конституции РФ и
федеральным законам легче предупредить, чем проводить кампании по его
устранению. Новые правовые споры неизбежны, так как законодательство
динамично, постоянно принимаются новые акты.
Ведомств,
взаимодействующих с
законодательство анализирует Минюст, который не в состоянии организовывать
длительную процедуру согласования и корректировки регионального
законодательства. Минфин стремится все вопросы региональной финансовой
политики замкнуть на себя, неизбежно упуская множество отраслевых нюансов и
юридических тонкостей. Свою работу ведут полномочные представители
Президента РФ и Главное территориальное управление его Администрации. А
функции Министерства по делам Федерации и национальностей понять трудно.
Деятельность всех этих ведомств плохо согласована и малоэффективна.
Центральная власть приняла решение не формировать законодательство без
учета мнения регионов, возложив согласование на Министерство
государственного управления, без которого не решается ни один вопрос,
затрагивающий интересы регионов. Аналогичные функции в Германии выполняет
Министерство региональной политики, такие органы есть в Великобритании, США
и других странах.
Многие эксперты предлагают, опираясь на зарубежный опыт, узаконить
процедуру согласования интересов, которая ограничивала бы своеволие не
только регионов, но и центра. При этом необходимо определить головное
ведомство, которое будет этим заниматься, - непринципиально министерство
юстиции или министерство национальностей, главное, чтобы за важнейшее для
Федерации дело отвечал конкретный министр и его команда.
Возможные
функции такого «
. анализ проектов федеральных правовых актов на предмет соблюдения
конституционных интересов
процедур с представителями
в правительство РФ;
. координация мер с участием представителей всех федеральных органов
государственной власти, государственной власти субъектов Федерации и
местного самоуправления по
субъектов и определению
. координация
деятельности федеральных
подготовке проектов
. анализ
правовых актов субъектов
Конституции и федеральному
представителей федеральных
согласительных мероприятий по
этому вопросу и при
подготовка исков в Конституционный или Верховный Суд;
. проведение
досудебных согласительных
Федерации к российскому
федеральных органов
Привести местные законы в соответствие с федеральными - полдела, главное
- всех заставить их выполнять, именно от этого зависит успех или провал
реформ. Принятые в 2000 г. законы позволили укрепить исполнительную
вертикаль. Однако ограничиваться только административными санкциями для
наведения порядка - значит пренебречь огромными возможностями, которые дает
правовая система, и скатиться в традиционное для России русло
административного произвола, когда сначала «люб - не люб» и лишь потом
закон. Поэтому так важно сделать реальным механизм правового федерального
принуждения, т. е. ввести в Уголовный кодекс статью, которая предусмотрела
бы уголовную
ответственность должностных
нарушение Конституции и федеральных законов, административную и
дисциплинарную ответственность - если в таком нарушении отсутствует состав
преступления.
1.5. Неравноправие
субъектов федерации
В соответствии с действующей Конституцией в состав РФ входят 89 субъектов
Федерации, формально равноправных в отношениях между собой, а также во
взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
Тем не менее, специфика
национально-исторического
формальные и неформальные особенности различных видов субъектов Федерации.
Например, трудно отрицать фактическое правовое доминирование республик в
составе РФ, а также городов федерального значения по сравнению со статусом
многих краев и областей.
“Предметом многолетних дискуссий является правовое положение автономных
округов. Существующее неприятие равноправного (по отношению к республикам)
положения автономных округов основывается на устаревших представлениях,
когда автономные округа были административно, финансово экономически и
юридически жестко зависимы от решений органов государственной власти краев
(областей), в
состав которых они были
В настоящее время автономные округа уравнены в основополагающих правах и
обязанностях с краями (областями). В первую очередь, это следующие права:
волеизъявление населения автономного округа при выборах окружных органов
государственной власти; принятие этими органами окружного устава и окружных
Информация о работе Основные особенности Российского федерализма