Менеджмент в таможенной инфраструктуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 21:02, курсовая работа

Краткое описание

Современная научно-техническая революция не только создала новые товары, услуги и технологии, но и во многом преобразовала социально-экономическую жизнь общества.
Особенностями современного российского управления являются высокий интеллектуальный потенциал руководителей, наличие большого опыта государственного управления и освоения высоких технологий. Но отечественный менеджмент сегодня находится еще в состоянии количественного роста, а качественные результаты его пока мало интересуют.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Особенности менеджмента в государственной службе...................................5
1.1. Менеджмент: сущность и функции………………………………….……...5
1.2. Менеджмент в государственной службе…………………………….…….12
1.3. Государственная служба – реципиент новых технологий современного менеджмента………………………………………………………………...…...14
2. Таможенная инфраструктура Российской Федерации..................................17
2.1. Система таможенной инфраструктуры……………………………………17
2.2. Сущность элементов таможенной инфраструктуры…………………..….19
3. Менеджмент в таможенной инфраструктуре.................................................27
3.1. Сущность менеджмента в таможенной инфраструктуре……….………..27
3.2. Организация менеджмента в таможенной инфраструктуре….…………..30
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 73.12 Кб (Скачать)

В то же время ситуация может  меняться столь стремительно и непредсказуемо, что на ее изучение попросту нет  времени. Тогда приходится импровизировать, использовать нетрадиционные подходы, чутье, опыт. Таким образом, фактор неопределенности функционирования и развития социальной системы превращает управление в искусство.

Целенаправленность. Менеджеры  действуют не просто так, а ради решения  конкретных проблем, стоящих в данный момент перед хозяйствующим субъектом.

Специализация в сочетании  с универсальностью. С одной стороны, для успеха управления необходим  индивидуальный подход к каждому  объекту, субъекту или процессу с  учетом его особенностей. Семейным магазинчиком нельзя управлять так  же, как гигантской корпорацией, а  научными разработками — по аналогии с работой у конвейера.6

Но, с другой стороны, поскольку  во всех этих случаях имеют место  управленческие действия, они должны содержать в себе некие универсальные моменты.

Последовательность. Все  управленческие шаги осуществляются в  строго определенном порядке, как во времени, так и в пространстве. Нельзя, например, сначала принимать  решение, а затем уже осмысливать ситуацию.

В ряде случаев управленческие операции могут осуществляться циклично, повторяться через определенные промежутки времени.

Непрерывность. Она обусловлена  соответствующим характером производственных и хозяйственных процессов.

Оптимальное сочетание централизованного  регулирования и самоуправления отдельных элементов организации. Субъекты на местах должны иметь возможность  конкретизировать общие решения  руководства в соответствии со складывающейся ситуацией и особенностями подразделения, а в определенных рамках — действовать самостоятельно.

Учет индивидуальных особенностей и психологии работников, закономерностей  межличностных отношений и группового поведения. Это гарантирует нормальный морально-психологический климат, принятие взвешенных решений и их надлежащее исполнение.

Обеспечение единства прав и ответственности каждого субъекта управления. Избыток прав приводит на практике к произволу; недостаток — парализует деловую активность и инициативу.

Состязательность участников управления на основе личной заинтересованности.

Она поддерживается с помощью  материального поощрения, предоставления возможности продвижения по службе, самореализации, получения новых знаний и навыков.

Максимально раннее и широкое  вовлечение исполнителей в процесс подготовки решений.

Те из них, в которые  вложены собственные труд и идеи, будут реализовываться с большей  активностью и заинтересованностью, чем «спущенные сверху».7

 

1.2. Менеджмент  в государственной службе

Менеджмент в государственной  службе представляет собой управление организацией, т. е. группой людей, координирующих свои действия для выработки и достижения общих целей.

Под менеджментом в государственной  службе понимается и процесс управления в рамках учреждений государственной  службы, и наука об этом управлении, и искусство управления, и соответствующий  набор навыков, и персонал государственного управления. Менеджмент в государственной  службе осуществляется  через свои основные функции: планирование, организацию, координацию, мотивацию и контроль. Разделение управленческого труда нормативно закрепляется в организационной структуре, а повторяющиеся и стандартные действия – в управленческих процедурах.

Менеджмент в министерстве, в областной администрации, в  торговой фирме, в университете, в  транснациональной корпорации имеет  общие закономерности. В частности, в процессе управления в этих организациях происходит постановка целей, определяются приоритеты, составляются планы, и программы  действий, закрепляются управленческие процедуры, формируется и развивается  организационная структура. Во всех организациях в рамках управления персоналом строятся те или иные мотивационные  системы, отрабатываются процедуры  приема на работу и продвижения по службе. В любой организации закрепляются соответствующие процедуры контроля.

Менеджмент в государственной  службе представляет собой один из видов специального менеджмента, который  изучает специальные черты, специфику  проявления функций, а также особые закономерности и тенденции, отличающие менеджмент в государственной службе от менеджмента в других сферах. Будучи одним из видов специального менеджмента, менеджмент в государственной  службе распадается на ряд других, более специфических видов менеджмента.

Особенности менеджмента  в государственной службе проявляются, прежде всего, в целях, методах оценки результатов, отчетности, процедурах контроля, ответственности и системах стимулов. Реализация каждой функции менеджмента  в государственной службе обладает соответствующей спецификой:

  • планирование и прогноз в государственных учреждениях обычно исходят из целей, устанавливаемых вышестоящими органами, а, в конечном счете – народом на основе демократического выбора;
  • организация государственной службы, как правило, имеет более иерархическую структуру и соответствующие ей управленческие процедуры. Поэтому в рамках государственной службы складывается особый административно-бюрократический стиль управления, который, впрочем, имеет много общего со стилем управления в больших иерархических коммерческих организациях;
  • мотивация в государственной службе в меньшей мере основывается на денежном вознаграждении и в большей степени на стимулах не денежного характера (престиж, выполнение важной работы, стабильность, возможность дальнейшей карьеры и пр.);
  • контроль и оценка результатов в рамках государственной службы осуществляется вышестоящими структурными единицами и одновременно людьми как непосредственно, так и с помощью средств массовой информации и общественных организаций. Контроль в государственной службе носит более широкий и более объемлющий характер, чем в коммерческой организации.8

Специфика менеджмента в  государственной службе часто обозначается емкими терминами «администрирование»  и «бюрократия». Эти термины обычно обозначают тяготение менеджмента  в государственной службе к автократической  модели управления,  в которой ключевыми характеристиками менеджмента являются:

  • следование инструкциям;
  • разделение на тех, кто выдает инструкции, и тех, кто их выполняет;
  • концентрация власти и политической воли; 
  • ограничение свободы;
  • административный контроль;
  • авторитарный стиль управления.9

 

1.3. Государственная  служба – реципиент новых технологий  в современном менеджменте

Менеджмент в любой  сфере подвержен изменениям. Основной тенденцией изменения менеджмента  в государственной службе в  настоящее время стало перенесение управленческих методов, технологий и приемов из коммерческой сферы в государственную. Подходы и технологии менеджмента, отработанные в коммерческих фирмах, достигших успеха, внедряются в практику управления других, в том числе государственных, организаций. С точки зрения менеджмента стираются границы между коммерческими и некоммерческими организациями, так как большинство приемов и подходов успешного менеджмента коммерческих организаций актуальны и для государственных организаций. Трансформацию менеджмента в государственной службе мы рассмотрим на примере таблицы 1 (см. приложение 1).

Особенно ярко новая модель управления проявляется в тех  областях, где требуются новые  подходы, где изменение окружающей среды заставляет постоянно искать решения возникающих задач. В  России эта тенденция усиливается  в связи с тем, что в целом  система государственного управления трансформируется от преимущественно  командно-административных методов  к преимущественно экономическим. Однако в тех сферах государственной  службы, где преобладают рутинные функции и решение повторяющихся  стандартных задач, доминируют и  традиционные, бюрократические методы управления. Более того, авторитарное управление в этом случае оказывается  наилучшим. Однако во все большем  числе конкретных сфер государственной  службы требуются нестандартные  решения постоянно возникающих  новых задач. В этих сферах традиционная модель менеджмента сменяется новой, на место авторитарного управления приходит менеджмент участия.

Наиболее яркими примерами  успешного использования в государственной  службе приемов менеджмента коммерческих организаций в последнее время  стали маркетинг и стратегическое планирование.

Маркетинг – одна из наиболее действенных концепций современного менеджмента, ориентирующая всю  деятельность коммерческого предприятия  на нужды потребителя. Многие приемы маркетинга достаточно успешно развиваются  и разрабатываются в рамках территориального, прежде всего регионального, маркетинга, осуществляемого государственными органами регионального управления.10

Стратегическое планирование может успешно использоваться при  осуществлении антикризисных мер  в регионах и городах, в отношении  инвестиций в развитие территорий, в ходе управления масштабными инфраструктурными  проектами. Формирование и закрепление  целей деятельности государственных  организаций могут принести много  пользы, особенно если эти цели удовлетворяют  стандартным требованиям измеримости, достижимости, ориентированности во времени и непротиворечивости. Системный  анализ преимуществ, слабых сторон, возможностей и угроз той или иной организации  также мощный инструмент стратегического  управления, который приносит реальную пользу государственной службе. Приемы стратегического планирования, формализованные  в бизнес-планировании, уже достаточно широко применяются в практике работы государственных организаций. Однако в полной мере все конструктивные элементы стратегического планирования и стратегического управления еще  предстоит внедрить в практику работы государственной службы.

 

2. Таможенная инфраструктура Российской Федерации

2.1.Система таможенной  инфраструктуры

Среди организационных и  управленческих проблем функционирования таможенных органов одной из ключевых является организация и развитие сложной таможенной инфраструктуры.

Все элементы инфраструктурного  обеспечения деятельности таможенной службы можно разделить на три  большие группы.

  • К первой группе относятся те таможенные объекты, которые создают условия для функционирования таможенных органов, помещения товаров под таможенные режимы, а также обслуживания пассажиров. Это материально техническая база таможенных органов:
  • Административные здания;
  • Пункты пропуска и перехода;
  • Таможенные склады;
  • Склад временного хранения;
  • Таможенный брокер (представитель);
  • Таможенный перевозчик;
  • Магазины беспошлинной торговли;
  • Транспортные средства;
  • Зоны таможенного контроля на вокзалах, в аэропортах и т.д.
  • Ко второй группе относятся системы, средства и виды деятельности, обеспечивающие осуществление таможенных процедур, передачу информации о ходе этого процесса и полученных результатах:
  • Технические средства таможенного контроля;
  • Технические средства таможенной экспертизы;
  • Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС) ФТС РФ;
  • Системы контроля за нарушением таможенных режимов и т.д.

Третью группу составляет социальная инфраструктура, которая  предназначена для специальных  условий воспроизводства жизнедеятельности  кадров таможенных органов и организаций. Именно эта сфера должна удовлетворять  потребности в различных услугах  непроизводственного характера  в целях повышения профессиональной подготовки, уровня жизни работников таможни. Эти функции выполняют:

  • Учебные заведения и центры;
  • Службы жилищно-бытового обслуживания;
  • Службы здравоохранения и т.д.11

Организация и развитие таможенной инфраструктуры подвержены воздействию  целого комплекса политических, экономических, социальных условий, осложняющих или  облегчающих решение этих вопросов.

Одним из основных условий  является договорно-правовое определение  государственной границы. От признания  или непризнания государственной  границы зависит, является ли граница  таможенной. Ибо только государственная  граница определяет предел таможенной территории, а следовательно, и таможенную границу страны, которую таможня  вправе оборудовать, чтобы осуществлять свои функции.

В соответствии с решением вопроса о таможенной границе  устанавливается порядок размещения таможенных объектов, перемещения товаров  через границу, обложения их пошлинами  и налогами, применения мер экономической  политики, осуществляется квалификация правонарушения и т.д.

Осуществление разработанного комплекса мер по созданию полноценной  таможенной границы обеспечило значительный размах работ по организации и  развитию пограничной и внутренней сети таможенной инфраструктуры.

Создание и оснащение  новых таможенных объектов, обеспечивающих функционирование таможен, таможенных постов, пунктов пропуска позволило  в целом сформировать таможенную инфраструктуру на границе с государствами - бывшими республиками СССР. Создаются  двухсторонние с определенными  государствами пункты пропуска и перехода, т.е. появились международные объекты таможенной инфраструктуры. 

2.2. Сущность элементов  таможенной инфраструктуры.

Для рассмотрения и определения  всей таможенной инфраструктуры необходимо рассмотреть следующие ее элементы.

Таможенный склад.

Таможенными складами являются специально выделенные и обустроенные помещения и (или) открытые площадки для хранения товаров под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов. Таможенные склады являются зоной таможенного контроля и  должны соответствовать требованиям  установленным статьей 225 ТК РФ: помещения  и (или) площади, предназначенные для  использования в качестве таможенного  склада, должны быть обустроены и оборудованы  таким образом, чтобы обеспечить сохранность товаров, исключить  доступ к ним посторонних лиц, а также обеспечить возможность  проведения в отношении этих товаров  таможенного контроля. Место расположения таможенных складов определяется с  учетом интересов торговых организаций и иных заинтересованных лиц.12

Информация о работе Менеджмент в таможенной инфраструктуре