Менеджмент в таможенной инфраструктуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 21:02, курсовая работа

Краткое описание

Современная научно-техническая революция не только создала новые товары, услуги и технологии, но и во многом преобразовала социально-экономическую жизнь общества.
Особенностями современного российского управления являются высокий интеллектуальный потенциал руководителей, наличие большого опыта государственного управления и освоения высоких технологий. Но отечественный менеджмент сегодня находится еще в состоянии количественного роста, а качественные результаты его пока мало интересуют.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Особенности менеджмента в государственной службе...................................5
1.1. Менеджмент: сущность и функции………………………………….……...5
1.2. Менеджмент в государственной службе…………………………….…….12
1.3. Государственная служба – реципиент новых технологий современного менеджмента………………………………………………………………...…...14
2. Таможенная инфраструктура Российской Федерации..................................17
2.1. Система таможенной инфраструктуры……………………………………17
2.2. Сущность элементов таможенной инфраструктуры…………………..….19
3. Менеджмент в таможенной инфраструктуре.................................................27
3.1. Сущность менеджмента в таможенной инфраструктуре……….………..27
3.2. Организация менеджмента в таможенной инфраструктуре….…………..30
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 73.12 Кб (Скачать)


 

 

Содержание: 
 
Введение…………………………………………………………………………...3 
1. Особенности менеджмента в государственной службе...................................5 
1.1. Менеджмент: сущность и функции………………………………….……...5 
1.2. Менеджмент в государственной службе…………………………….…….12 
1.3. Государственная служба – реципиент новых технологий современного менеджмента………………………………………………………………...…...14 
2. Таможенная инфраструктура Российской Федерации..................................17 
2.1. Система таможенной инфраструктуры……………………………………17 
2.2. Сущность элементов таможенной инфраструктуры…………………..….19 
3. Менеджмент в таможенной инфраструктуре.................................................27 
3.1. Сущность менеджмента в таможенной инфраструктуре……….………..27 
3.2. Организация менеджмента в таможенной инфраструктуре….…………..30 
Заключение……………………………………………………………………….40 
Список использованной литературы…………………………………………...43 

 

Введение.

Современная научно-техническая  революция не только создала новые  товары, услуги и технологии, но и  во многом преобразовала социально-экономическую жизнь общества.

Особенностями современного российского управления являются высокий  интеллектуальный потенциал руководителей, наличие большого опыта государственного управления и освоения высоких технологий. Но отечественный менеджмент сегодня  находится еще в состоянии  количественного роста, а качественные результаты его пока мало интересуют.

Согласно мнению ведущих  специалистов в области управления, успехи нации во многом определяются не столько природными ресурсами, экономическим  базисом или современными технологиями, а эффективностью управления. Наиболее емко смысл подобного взгляда  на управление выразил известный  американский теоретик П. Дракер в своем  высказывании о том, что нет слаборазвитых  стран, а есть только слабоуправляемые страны.

Таким образом, в сложившейся  ситуации, одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед Россией, является разработка научно обоснованной стратегии  экономического регулирования и  построения на ее основе хорошо отлаженной и эффективно функционирующей системы  государственного управления, направленной на стимулирование развития внешнеэкономической деятельности.

Центральное место в решении  поставленной задачи занимает государственная  таможенная служба, как один из непосредственных субъектов экономического регулирования. Поэтому в первую очередь возникает  необходимость инновации теории и практики таможенного менеджмента  на основе интеграции зарубежных и  отечественных достижений теории и  практики управления. Однако следует  заметить, что использование опыта  других стран возможно лишь при условии  его предварительной критической  оценки с позиций самобытности российской экономики.

При этом первостепенным должен стать принцип ориентации на потребителя, заказчика, клиента. Государство для  предпринимателя - а не предприниматель  для государства. Из федерального бюджета  уже нельзя черпать столько, сколько  вздумается, все должно подчиняться  коммерческому расчету и координации деятельности людей.

Руководствуясь тем, что  в настоящее время механизм государственного управления в сфере регулирования  внешнеэкономической деятельности остается довольно неисследованным, практически  отсутствуют научно-систематизированные  издания в этой области, а также  актуальностью и практическим значением  обозначенной проблемы, я выбрала  в качестве темы курсовой работы менеджмент в таможенной инфраструктуре.

Объект работы – управление таможенной инфраструктурой.

Предмет исследования –  основные методы управления таможенными объектами.

Цель работы – изучение менеджмента в таможенной инфраструктуре, а именно, изучение деятельности Федеральной  таможенной службы и Главного управления тылового обеспечения.

Для достижения данной цели , поставлены следующие задачи:

1.  рассмотрение сущности  и определение функций менеджмента; 

2.  изучение особенностей  менеджмента в государственной  службе;

3.  исследование таможенной  инфраструктуры Российской Федерации;

4. организация менеджмента в таможенной инфраструктуре.

 

1.Особенности  менеджмента в государственной  службе 
1.1. Менеджмент: сущность и функции

Менеджмент — это руководство  не подчиненными и не институциональной  структурой (учреждением, коммерческой или некоммерческой фирмой, их отдельным подразделением), а делом.

Менеджмент — это не просто хозяйственное управление, а  его особая разновидность, возможная  только в условиях рынка, — управление предпринимательского типа. Он предполагает обусловленность действий руководителя не командами «сверху», а складывающейся ситуацией, право и обязанность  проявлять инициативу, принимать  самостоятельные решения, нести  ответственность за их результаты.1

Перед менеджментом как разновидностью практической деятельности стоят две главные задачи:

• тактическая (поддержание  устойчивости функционирования организации и всех ее элементов);

• стратегическая (развитие и перевод ее в качественно  новое состояние). 
 
Эти задачи решаются в рамках трех видов менеджмента:

• общего (постановка целей, выработка стратегии, путей развития, решение организационных вопросов, контроль);

• линейного (руководство текущей работой основных и вспомогательных подразделений);

• функционального (управление решением общефирменных задач, планирование, научные исследования и прочее).2

В зависимости от периода, на который ориентируется управленческая деятельность, выделяют текущий, опережающий (перспективный) и контролирующий менеджмент.

Текущий обеспечивает поддержание  параметров соответствующего объекта  в рамках допустимых отклонений в реальном масштабе времени.

Опережающий (перспективный) менеджмент связан с прогнозированием, планированием и реализацией нововведений с учетом риска.

Контролирующий менеджмент нацелен на корректировку и преодоление  негативных последствий принятых в прошлом решений.

Менеджментом также называется система знаний об управлении, которая  возникла в конце XIX в., а в начале XX столетия сформировалась в самостоятельную  науку, имеющую свой предмет, специфические  проблемы и способы их решения.

Предметом изучения менеджмента  является особая разновидность организационных  отношений между людьми, имеющих  форму информационного обмена и  связанных с осуществлением руководства  деловыми и хозяйственными процессами.

Менеджмент как наука  описывает и анализирует эти  отношения, выявляет факторы, влияющие на них, направляет свои усилия на изучение природы управленческого труда, выявление условий его эффективности, установление причинно-следственных связей в процессе принятия управленческих решений. Причем прикладная сторона  здесь является преобладающей.

Познание закономерностей  управления позволяет максимально  эффективно использовать их на практике, своевременно и качественно руководить деятельностью хозяйствующих субъектов, осуществлять ее объективную оценку, прогнозирование, оптимизацию и  комплексное совершенствование.

В то же время менеджмент не дает готовых рецептов, пригодных  на все случаи жизни, ибо условия  хозяйственной деятельности, ее цели, задачи постоянно меняются.

Он учит думать, правильно  ставить вопросы и искать на них  ответы, формулировать основополагающие принципы управления и творчески  применять к конкретным ситуациям.

Как наука менеджмент имеет  ярко выраженный междисциплинарный  характер, привлекая теоретические  положения и практические рекомендации экономики, социологии, права, психологии, теории организации и др.

Менеджментом называется также и учебная дисциплина, преподавание которой в одном из колледжей  США начал в 1881 г. Дж. Вартон. Сегодня на Западе он существует и как одно из самых распространенных направлений профессионального образования, и как важнейший элемент подготовки любого специалиста.3

Функции менеджмента.

Сущность любой теории или целенаправленной деятельности, в том числе менеджмента, проявляется  в функциях.

Под функциями менеджмента можно понимать:

•  целевое назначение управленческой деятельности вообще;

• ту или иную общую задачу, которую необходимо решить (такая задача бывает основной и обеспечивающей, например планирование и мотивация);

• относительно самостоятельный вид управленческих действий;

• определенную сферу управления, обособившуюся в результате разделения управленческого труда, где принимаются специфические решения.4

Общие функции менеджмента, отражающие его содержание, были сформулированы в 1916 г. А. Файолем. В качестве таковых  он выделил организацию, планирование, координацию, контроль и распорядительство. Сегодня к ним можно добавить еще мотивацию, информирование и развитие.

Главной функцией менеджмента  считается планирование в широком смысле слова.

Реализуя эту функцию, управляющий на основе глубокого  и всестороннего анализа ситуации, в которой находится организация (подразделение, отдельное направление  деятельности), и прогноза развития формулирует текущие и перспективные  цели и задачи, разрабатывает стратегию  действий, составляет необходимые планы  и программы. Образно говоря, речь здесь идет об определении того, «где мы находимся в настоящее  время, куда хотим двигаться и как собираемся это делать».

Практическое воплощение замыслов, содержащихся в планах, программах и стратегиях, берет на себя организационная  функция. Она реализуется через  проектирование и создание организационных  и управленческих структур, определение  порядка их функционирования и взаимодействия, обеспечение деятельности необходимой документацией.

Доведение до сведения каждого  субъекта того, что тот должен делать для достижения поставленных целей, берет на себя распорядительская  функция.

Реализация целей организации  осуществляется посредством совместной деятельности людей, которую нужно  координировать: упорядочивать, согласовывать, направлять. Это обеспечивает необходимый  уровень сотрудничества участников, единство их совместных действий и  тем самым облегчает реализацию всех остальных функций.5

Координирующее воздействие  должно быть системным, минимальным  по объему, непротиворечивым (не порождающим взаимоисключающих эффектов).

Результаты деятельности организации, подразделения и отдельных  лиц требуется время от времени  проверять, оценивать и корректировать. Кроме того, необходимо заблаговременно  выявлять надвигающиеся опасности, обнаруживать ошибки, отклонения от существующих стандартов. Все это составляет содержание контрольной функции менеджмента, реализация которой создает основу не только совершенствования работы, но и поощрения сотрудников.

Ни одна задача не будет  успешно решена качественно и  с минимальными затратами, если люди не будут в этом заинтересованы. Отсюда вытекает еще одна важнейшая  функция менеджмента — мотивационная.

Она концентрируется на определении  интересов работников (а последние  часто сами не знают, чего хотят) и  выборе наиболее подходящего в данной ситуации способа воздействия на них. Это позволяет обеспечить максимальную активность персонала и менеджеров в процессе достижения поставленных целей.

Роль информационной функции  предопределяется тем, что информация является предметом и результатом  управленческой деятельности. Поэтому  последняя начинается с ее сбора, обработки, анализа (в том числе  мгновенно в голове менеджера).

В задачу информационной функции  входит также создание и пополнение базы данных, определение объема необходимых  сведений, предоставление их всем нуждающимся  в удобной для использования форме.

В эпоху НТР в мире происходят стремительные изменения, к которым  нужно постоянно приспосабливаться. Поэтому сегодня важнейшей функцией менеджмента становится развитие всех сфер и сторон деятельности организации: структуры, системы управления, продукта, отношений с окружением, а главное — персонала.

Перечисленные общие функции  приобретают конкретную специфику, реализуясь на каждом уровне управления и в каждой его сфере, применительно  к какому-либо конкретному объекту  управления.

Принципы менеджмента.

Как и любая другая деятельность, управление осуществляется в соответствии с определенными принципами, т. е. правилами. Они могут быть общими для всех его видов или могут  относиться к некоторой их части. Соблюдение принципов обеспечивает успех, несоблюдение может привести к неудачам и убыткам.

К основным принципам менеджмента  можно отнести следующее. Научность  в сочетании с элементами искусства. Научный подход необходим, поскольку  сложным современным хозяйством фирмы практически невозможно управлять  по наитию, без тщательной проработки решений.

Информация о работе Менеджмент в таможенной инфраструктуре