Концепция развития таможенных органов в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 02:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить концепцию развития таможенных органов в Российской Федерации.
Задачи исследования:
рассмотреть право на обращение в органы государственной власти и его реализация в деятельности таможенных органов;
показать роль таможенных органов в противодействии оборота контрафактной продукции на территории Таможенного союза;
проанализировать основные направления развития таможенных органов в РФ;
охарактеризовать таможенную экспертизу при осуществлении таможенного контроля.

Файлы: 1 файл

КР_Пышкина Е.И._РАНХиГС_ЮФ_1 курс_Таможенное Дело.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

В процессе окончания переговорного процесса по вступлению России во Всемирную торговую организацию отмечалось, что российское законодательство в области обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности полностью соответствует положениям Соглашения ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

Вопросы таможенной защиты брендов регламентированы главой 46 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), а также национальными таможенными законами России, Казахстана и Белоруссии, которыми в т.ч. охвачены вопросы:

- приостановления таможенного  оформления контрафактных товаров;

- особенности ведения  национальных таможенных реестров  товарных знаков и др.

Процедуре регистрации товарных знаков в Едином таможенном реестре товарных знаков посвящено Соглашение о Едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств - членов ТС от 21 мая 2010 г.  и Регламент взаимодействия таможенных органов государств - членов Таможенного союза по вопросам ведения Единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. 19N 290.

В соответствии с Соглашением о Единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности от 9 декабря 2010 г.  Россия, Республика Беларусь и Казахстан приняли на себя ответственность за то, чтобы контрафактные товары не распространялись на территории Единого экономического пространства (далее - ЕЭП).20

Большинство объектов интеллектуальной собственности, в отношении которых таможенные органы принимают меры по защите прав правообладателей, включаются в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (далее - ТРОИС). Данный реестр также содержит информацию об официальных импортерах и дистрибьюторах оригинальных товаров, о возможных признаках контрафакта. Из ТРОИС также можно узнать контактные данные правообладателя или его российского представителя. В этой связи крайне важно своевременно актуализировать информацию в реестре.

Таможенные реестры товарных знаков существуют как в России, так и в Казахстане и Беларуси. Таможенный союз облегчил правообладателям задачу регистрации своих товарных знаков в таможенных реестрах, предоставив возможность их регистрации в Едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности (далее - ЕТРОИС). Единый реестр имеет прямое действие сразу в трех странах ТС.

Сегодня ЕТРОИС ведет ФТС России. По состоянию на 2012 г. в нем содержалось 2600 объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих российским и зарубежным компаниям, что почти на тысячу больше, чем в 2011 г. Из них 2568 товарных знаков, 30 объектов авторского права, 2 наименования мест происхождения товаров.21

ТРОИС и ЕТРОИС не только выполняют информационную функцию, но и помогают таможенным органам выявлять контрафактную продукцию на стадии таможенного оформления поставки.

Анализ норм таможенного законодательства показывает, что основной мерой защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами выступает приостановление выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, которое осуществляется в соответствии со ст. 331 ТК ТС. Так, если при совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенных в любой из таможенных реестров, под таможенные процедуры, таможенным органом обнаруживаются признаки нарушения прав интеллектуальной собственности, выпуск таких товаров приостанавливается сроком на 10 рабочих дней. Данный срок может продлеваться таможенным органом не более чем еще на 10 рабочих дней, но только по запросу правообладателя (его представителя), если они обратятся в уполномоченные органы за защитой своих прав (исчисление срока действия решения о приостановлении выпуска товаров начинается со следующего рабочего дня после даты его принятия). Любое из указанных решений принимается в письменной форме до истечения срока выпуска товаров руководителем таможенного органа или уполномоченным им лицом.

Указанные сроки необходимы правообладателю для того, чтобы определиться, является ли товар, предъявленный к таможенному оформлению, контрафактным или нет. Для этого правообладатель или его представитель вправе получить необходимое описание товара, осмотреть, сфотографировать его и даже получить образец товара.

Если правообладатель подтверждает, что товары являются контрафактными, то таможня начинает административное расследование против импортера. Ввоз контрафактных товаров на территорию Российской Федерации с целью введения их в гражданский оборот является административным правонарушением (ст. 14.10 КоАП РФ). Аналогичная норма содержится в КоАП Республики Казахстан - ст. 145 "Незаконное использование чужого товарного знака". Изложенный порядок действий применяется, если товарный знак включен в таможенный реестр - ТРОИС или ЕТРОИС.

Если правообладатель не успел предпринять действия по включению товарного знака в указанные реестры, защита ему будет предоставлена только в России и Казахстане. Это связано с тем, что в соответствии с законодательством РФ и РК таможенные органы вправе приостановить таможенное оформление товара на основании права ex-oficio (права действовать в силу своего статуса) и сообщить об этом правообладателю, даже если охраняемый товарный знак не включен в ТРОИС или ЕТРОИС. Право действовать ex-oficio законами Беларуси не предусмотрено.

По праву ex-oficio таможенные органы Российской Федерации вправе приостановить работу по оформлению товаров на срок до 7 рабочих дней с возможностью его продления еще на 10 рабочих дней, в Казахстане - на срок до трех рабочих дней, который может быть продлен до 10 рабочих дней.

В остальном порядок приостановления выпуска в силу ex-oficio ничем не отличается от обычной процедуры, применяемой к зарегистрированным товарным знакам. Но есть важная особенность - в России таможенное оформление в целях защиты товарного знака приостанавливается по процедуре ex-oficio только один раз. В дальнейшем если правообладатель желает защищать свой бренд таможенными средствами, то он должен включить его в таможенный реестр.

Таможенные органы не вправе предъявлять претензии по вопросу соблюдения исключительных прав на товарные знаки:

- к гражданам, ввозящим  товары (даже если те обладают  признаками контрафактных) для личных  целей;

- к международным почтовым  отправлениям, поступающим в адрес  граждан;

- к дипломатическим работникам.

Кроме того, ч. 2 ст. 328 ТК ТС запрещает проверять на предмет контрафактности грузы, следующие по процедуре таможенного транзита.

В зависимости от сложности дела возможно использование комплекса доказательств, одним из которых является мнение правообладателя, выраженное в форме заявления, заключения специалиста и т.д. Однако российские арбитражные суды критично относятся к документам, исходящим от правообладателя, считая его заинтересованным лицом. Как следствие, суды не воспринимают такие документы как допустимое доказательство.

В связи с этим следует прибегать также к иным доказательствам:

- заключению патентного  поверенного;

- экспертному заключению  таможенной лаборатории и др.

В России борьбой с распространением контрафактной продукции занимаются не только таможенные органы, но и полиция, ФАС, Роспотребнадзор. При этом распределение компетенции между ними следующее:

- таможенные органы контролируют  импортные товары;

- остальные государственные  органы - товары внутреннего производства.

На практике имели место случаи, когда таможенные органы возбуждали административные дела по фактам продажи контрафактной продукции на внутреннем рынке. Однако арбитражные суды, рассматривая подобные дела, обращали внимание на то, что они выходят за пределы своих полномочий, которые ограничиваются товарами, находящимися под таможенным контролем. Аналогичную позицию занял и ВАС РФ.

На территории Белоруссии распространению контрафакта противодействуют таможенные органы, милиция и прокуратура, а в Казахстане - финансовая полиция.

Наиболее распространенная мера ответственности, применяемая к изготовителям и распространителям контрафактной продукции, - ст. 14.10 КоАП РФ "Незаконное использование чужого товарного знака". Указанная статья охватывает в числе прочих такие нарушения, как введение товара, на котором, а также на этикетках, упаковке, документации которого содержится незаконное воспроизведение средства индивидуализации, в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также ввоз на ее территорию такого товара с целью его введения в гражданский оборот.

Для того чтобы ввоз контрафактного товара был признан административным правонарушением, необходимо также соблюдение следующих условий:

- товар должен быть  помещен под таможенную процедуру, предполагающую возможность введения его в гражданский оборот (например, выпуск для внутреннего потребления). Поэтому такие процедуры, как реэкспорт, уничтожение, не образуют объективной стороны данного правонарушения;

- правонарушение должно  быть оконченным, т.е. декларантом  должна быть подана таможенная декларация, необходимая для помещения товаров под таможенную процедуру, условия которой предполагают возможность их введения в оборот на территории Российской Федерации.

Такие действия, как приобретение контрафактного товара, независимо от цели приобретения, а также его хранение или перевозка без цели введения в гражданский оборот на территории Российской Федерации, не образуют состава правонарушения, предусмотренного ст. 14.10 КоАП РФ.

Субъектом данного правонарушения является любое лицо, которое занимается реализацией контрафактного товара, а также любое лицо, которое ввозит контрафактный товар для его введения в гражданский оборот. Вина правонарушителя считается доказанной, если он использовал чужой товарный знак, не проверив, предоставляется ли ему правовая охрана в России, и (или) не проверив, осуществляет ли он такое использование на законных основаниях.

В России с правонарушителя может быть взыскан штраф в размере от 30 до 40 тыс. руб., а контрафактная продукция подлежит уничтожению. Если же нарушитель будет привлечен к ответственности на основании ст. 14.33 КоАП РФ за недобросовестную конкуренцию, то штраф может быть эквивалентен 1 - 15% выручки от реализации контрафактной продукции.

Если же будут иметь место основания для возбуждения уголовного дела - крупный ущерб или неоднократное совершение правонарушения, то оно может быть возбуждено по ст. 180 УК РФ "Незаконное использование товарного знака". В этом случае виновный может быть привлечен к ответственности в виде штрафа в размере до 1 млн. руб. и лишения свободы на срок до 6 лет. Похожие санкции установлены также в Казахстане и Беларуси.

Рассмотрение особенностей таможенного регулирования защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в России после ее вхождения в Таможенный союз позволяет сделать следующие выводы. Система таможенного регулирования защиты интеллектуальной собственности в Российской Федерации стала максимально приближенной к международно-правовым стандартам, что свидетельствует о продолжающейся унификации таможенного законодательства. Основным государственным органом, наделенным полномочиями осуществлять такую защиту, выступает таможенная служба. Компетенция ФТС в данной сфере может быть условно разделена на три основных направления: ведение Таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности; применение мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, а также выявление, пресечение правонарушений и привлечение к ответственности по ст. 7.12 КоАП РФ (нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав) и ст. 14.10 КоАП РФ (незаконное использование чужого товарного знака).

 

2.Перспективы развития  таможенных органов в РФ

2.1 Основные направления  развития таможенных органов  в РФ

 

Подготовка и вступление РФ во Всемирную торговую организацию обязывают совершенствовать структуру таможенных органов, таможенное законодательство в целях оптимизации внешнеторговой деятельности. С подписанием Протокола от 16.12.2011 "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г." Российская Федерация взяла на себя обязательства по поэтапному снижению уровня тарифной защиты экономики. Иными словами, ставки ввозных таможенных пошлин будут постепенно снижаться, что в конечном счете приведет к снижению доходов федерального бюджета от перечисляемых таможенными органами таможенных платежей.

Кроме того, экспоненциальное увеличение объемов трансграничной торговли товарами обязывает максимально сократить длительность совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля до выпуска товаров, акцентировав внимание на проведении таможенного контроля после выпуска товаров. Также фискальная функция таможенных органов должна быть отодвинута на второй план, уступив приоритет правоохранительной деятельности.

Квинтэссенция планируемых к осуществлению мероприятий по модернизации таможенной службы изложена в Стратегии развития таможенной службы до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 N 2575-р) (далее - Стратегия). Данный документ предусматривает реализацию целого ряда небезынтересных программ и новелл, призванных вывести таможенную службу Российской Федерации к мировым стандартам таможенного администрирования, таких как повсеместное применение электронного декларирования и удаленного выпуска, таможенный контроль на основе методов аудита и стандартизации проверочной деятельности, автоматический выпуск товаров и пр.

Информация о работе Концепция развития таможенных органов в РФ