Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 02:43, курсовая работа
Цель исследования: изучить концепцию развития таможенных органов в Российской Федерации.
Задачи исследования:
рассмотреть право на обращение в органы государственной власти и его реализация в деятельности таможенных органов;
показать роль таможенных органов в противодействии оборота контрафактной продукции на территории Таможенного союза;
проанализировать основные направления развития таможенных органов в РФ;
охарактеризовать таможенную экспертизу при осуществлении таможенного контроля.
Приемной ФТС России приняты 492 гражданина. В ходе приема от граждан получено и направлено в структурные подразделения ФТС России для рассмотрения и принятия по ним решений 136 письменных обращений.
По результатам исполнения письменных обращений граждан (с учетом поступивших в конце 2011 г.) было принято 124 положительных решения, отказано на основании действующего законодательства Российской Федерации в 163 случаях, даны разъяснения 8253 заявителям, 2895 обращений направлены на исполнение в региональные таможенные управления и сторонние организации по принадлежности, принято 3557 информационных писем, не требующих ответа.12
В 2012 г. осуществлялась работа по организации личного приема граждан руководством ФТС России и руководителями структурных подразделений. В ходе личного приема рассматривались вопросы таможенного законодательства, ввоза культурных ценностей, кадровые вопросы, вопросы оказания материальной помощи должностным лицам таможенных органов, выделения субсидии на приобретение жилья.
Проводилась работа по актуализации официального сайта ФТС России, посвященного обращениям граждан, оперативному размещению обзоров обращений граждан, информации о деятельности Приемной ФТС России.
В течение 2012 г. по вопросам общего характера и документам, направленным в ФТС России, телефонной справочной Приемной ФТС России обработано 40 673 звонка (в 2011 г. - 52 231 звонок).13
Таможенными органами (региональными таможенными управлениями, таможнями) в 2012 г. получено 8859 письменных обращений граждан (в 2011 г. - 9162 обращения).
В 2012 г. ФТС России реализованы основные информационные таможенные технологии (электронное представление сведений, предварительное информирование, электронное декларирование и др.), а также принцип "единого окна" (осуществление таможенными органами в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации в полном объеме транспортного контроля, а также документального санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного и ветеринарного контроля).14
Обеспечено на постоянной основе информационное взаимодействие таможенных служб государств - членов Таможенного союза в части контроля таможенного транзита товаров в режиме, близком к реальному времени. В рамках Соглашения об организации обмена информацией для реализации аналитических и контрольных функций таможенных органов государств - членов Таможенного союза от 19 октября 2011 г. разработаны программные средства для взаимного обмена электронными данными и проведено их тестирование совместно с таможенными службами Республики Беларусь и Республики Казахстан.
В целях реализации положений Федеральных законов от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и от 28 декабря 2010 г. N 394-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской Федерации", а также Концепции развития национального сегмента Российской Федерации интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза ФТС России в 2012 г. проводила совместно с федеральными органами исполнительной власти работу по информационно-техническому обеспечению перевода государственных услуг и государственных функций в электронный вид.
Завершены работы по вводу в эксплуатацию КПС "Портал электронного представления сведений для электронного декларирования через Интернет", позволяющего участникам ВЭД самостоятельно (без привлечения сторонних лиц) представлять в таможенные органы в электронном виде информацию о товарах, необходимую для целей таможенного декларирования, с использованием веб-технологий при минимальных финансовых затратах на программно-технические средства.
Организован информационный обмен между ФТС России и Банком России по передаче уполномоченными банками и территориальными учреждениями Банка России в таможенные органы для выполнения ими функций агентов валютного контроля информации о паспортах сделки по внешнеторговым договорам в электронном виде.
Обращения в ФТС России поступают как непосредственно от граждан и организаций, так и в результате взаимодействия с иными органами власти. Речь в данном случае идет об Администрации Президента Российской Федерации, Аппарате Правительства Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Порядок общего взаимодействия с органами государственной власти определен Регламентом ФТС России.
Обеспечение закрепленных законом гарантий в работе с обращениями граждан во многом зависит от существующего механизма работы с обращениями граждан и системы контроля за качеством рассмотрения обращений. В системе таможенных органов в целях обеспечения своевременного и качественного исполнения поручений по обращениям граждан, принятия оперативных мер по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан, анализа содержания поступающих обращений, хода исполнения и результатов работы с обращениями граждан осуществляется контроль за рассмотрением обращений граждан, разработан Административный регламент РФ от 6 июня 2012 г. N 1115, который не только закрепляет гарантирующий механизм, но и предусматривает формы контроля: текущий и итоговый контроль. Согласно положениям Регламента контроль за исполнением обращений граждан в ФТС России включает: постановку обращений граждан и поручений по их исполнению на контроль; сбор и обработку информации о ходе рассмотрения обращений; подготовку и обобщение данных о содержании и сроках исполнения поручений по обращениям граждан; снятие обращений с контроля. Контролю подлежат все поступившие обращения граждан, подлежащие исполнению.
Приемная ФТС России составляет еженедельную сводку предупредительного контроля и направляет ее в структурные подразделения ФТС России. Должностные лица Приемной ФТС России при проведении функциональных проверок таможенных органов (в рамках осуществления внутриведомственного контроля) проверяют организацию работы с обращениями граждан и осуществляют необходимую методологическую и практическую помощь в рассмотрении обращений граждан.
Особую категорию обращений в таможенные органы составляют жалобы, именно они как вид обращения требуют особого внимания, так как это форма обращения по поводу нарушенного действиями (бездействием), решениями юридических или физических лиц (должностных лиц, государственных или муниципальных служащих и т.д.) права или законного интереса.
В системе таможенных органов жалобы составляют значительную долю обращений граждан, направлены они на: оспаривание действий (бездействия) таможенных органов; оспаривание решений таможенных органов; обжалование постановлений таможенных органов о привлечении лиц к ответственности.
Данные ФТС России показывают, что за 2012 г. таможенными органами Российской Федерации рассмотрено по существу 1866 жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов в области таможенного дела, 60% жалоб по результатам их рассмотрения удовлетворены полностью или частично.
Наибольшее количество жалоб поступило в таможенные органы на решения, действия (бездействие), принятые (совершенные) в связи с исчислением и взиманием таможенных платежей, - 87% от их общего числа (из них решения по таможенной стоимости - 41%). Жалобы на решения, действия (бездействие) таможенных органов при применении таможенных процедур и совершении таможенных операций составили 8%, при применении специальных таможенных процедур при перемещении товаров физическими лицами - 3% от общего количества поступивших в таможенные органы жалоб.
Изучив практику работы таможенных органов, можно провести классификацию жалоб, например, в качестве классификационного критерия можно определить предмет обжалования. Это решения, действия (бездействие), принятые (совершенные) в связи с перемещением физическими лицами или в их адрес товаров и транспортных средств для некоммерческих целей; решения, действия (бездействие), принятые (совершенные) при применении таможенных процедур и таможенных операций; решения, действия (бездействие), принятые (совершенные) при определении таможенной стоимости и взимании таможенных пошлин, налогов, сборов.
Порядок подачи, рассмотрения и разрешения жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц определен гл. 3 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Согласно Закону любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если таким решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица может быть подана как непосредственно в ФТС России, так и через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого или должностного лица которого обжалуется. Жалоба подается в письменной форме и должна быть подписана лицом, чьи права, по его мнению, нарушены, или его представителем собственноручно. Использование аналогов собственноручной подписи (например, факсимиле) для подписания жалобы не допускается. В жалобе, поданной организацией, указывается должность лица, которым она подписана.
Развитие информационных технологий позволяет воспользоваться не только традиционными способами подачи жалобы. Для таких жалоб установлены упрощенные условия их подачи, например, жалоба, поступившая по информационным системам общего пользования (факс, электронная почта), посредством телеграфной связи, считается поданной без соблюдения требования о ее подписании.
Можно констатировать, что в системе таможенных органов сложилась действенная система работы с различными видами обращений граждан, в том числе с жалобами. Не случайно Стратегией развития таможенной службы РФ до 2020 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2575-р, в качестве одной из стратегических целей в деятельности ФТС России закреплено повышение уровня законности принимаемых таможенными органами решений, действий (бездействия) в сфере таможенного дела, что требует особого внимания к обращениям граждан, особенно тем, которые касаются жалоб на действия и решения таможенных органов.
Рассмотрев отдельные особенности работы с обращениями граждан, в том числе в практике таможенных органов, следует отметить, что качество работы с обращениями граждан и юридических лиц зависит от различных факторов, это сфера деятельности государственного органа, качество нормативно-правовой базы, уровень квалификации и профессионализма должностных лиц, уполномоченных рассматривать обращения и принимать по ним решения. При этом в перспективе необходимо продолжить контроль за соблюдением законности при принятии решений, совершении действий государственными органами и их должностными лицами; принятием эффективных мер по выявлению причин и условий, служащих основанием для удовлетворения жалоб, а также по устранению причин и условий, порождающих нарушения законодательства, служащих основаниями для удовлетворения жалоб; активизировать работу в части учета, анализа и обобщения вопросов, содержащихся в обращениях граждан, проверки состояния дел по рассмотрению обращений и устранению причин и условий, порождающих нарушения прав, свобод и законных интересов граждан. Кроме того, необходимо продолжить работу по обеспечению такого организационно-правового механизма рассмотрения обращений, который в максимальной мере способствовал бы выяснению объективной истины, восстановлению нарушенного права, удовлетворению законных требований.
Международные эксперты по-прежнему считают Россию одной из самых неблагополучных стран, в которых действует неэффективная система защиты прав на интеллектуальную собственность. Так, в феврале 2010 г. Международная коалиция по борьбе с контрафактом (International Anti-Counterfeiting Coalition) подготовила для ежегодного доклада Офиса торгового представительства США обзор и рекомендации по охране интеллектуальной собственности в 10 странах, вызывающих наибольшее беспокойство, в первую тройку которых вошли Китай, Россия и Канада.15
Сегодня распространение контрафактной и фальсифицированной продукции достигло такого уровня, что угрожает экономической безопасности не только России, но и стран ближнего зарубежья. Особое беспокойство вызывает производство и распространение фальсифицированных лекарственных препаратов, продуктов питания и товаров для детей, что наносит серьезный вред здоровью граждан.
На российском рынке реализуются значительные объемы контрафактной продукции импортного и отечественного производства. По последним экспертным оценкам, программное обеспечение, информационные и лицензионные продукты в Интернете, в т.ч. на носителях - CD-, DVD-дисках, подделываются на 70 - 80%; алкоголь, одежда, обувь - на 30 - 40%; чай, кофе, готовые продовольственные изделия - на 30%; текстильные изделия - на 25%, медикаменты и парфюмерия - на 10 - 15%, а табачные изделия - на 1 - 2%.16
Как показывает практика, значительная часть контрафактной продукции поступает в Россию из-за рубежа. Так, в 2012 г. таможенные органы выявили 19,1 млн. единиц товаров с признаками нарушения прав интеллектуальной собственности, что более чем вдвое превышает показатель 2011 г. (9,3 млн.). В результате этого предотвращен возможный ущерб правообладателям на сумму 2,3 млрд. руб. (2011 г. - 1,7 млрд.). Увеличение объема задержанной продукции связано в основном с расширением таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности. Всего же за 2007 - 2012 гг. было выявлено 68,5 млн. единиц контрафактной продукции. Предметами правонарушений чаще всего были одежда, обувь, парфюмерные и косметические средства, алкогольная продукция и кондитерские изделия.17
Согласно ст. 1515 и 1519 ГК РФ контрафактными являются товары, этикетки, упаковка товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, а также незаконно использованы наименования мест происхождения товаров или сходные с ними до степени смешения обозначения. Лица, причинившие крупный ущерб правообладателям объектов интеллектуальной собственности и средств индивидуализации, могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 147 и 180 УК РФ. Кроме того, за нарушение исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации юридическое лицо может быть ликвидировано, а деятельность индивидуального предпринимателя прекращена (ст. 1253 ГК РФ).
В июне 2011 г. была одобрена Стратегия развития ФТС России до 2020 г. , составной частью которой стало обеспечение эффективной защиты прав интеллектуальной собственности. 18Важным элементом этой деятельности является сотрудничество с федеральными органами исполнительной власти, таможенными службами иностранных государств, а также с общественными и международными организациями, правообладателями. В марте 2012 г. была создана рабочая группа по защите интеллектуальной собственности при Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов ТС.
Информация о работе Концепция развития таможенных органов в РФ