История таможенного дела

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 22:11, реферат

Краткое описание

Международное экономическое сотрудничество — объективный процесс развития
многообразных экономических связей между государствами. Посредством
внешнеэкономических связей осуществляется международное разделение труда,
обмен его результатами между разными странами. С целью ускорения
экономического развития страны необходимо увеличивать масштабы
внешнеторгового обмена во всех формах.

Оглавление

Введение.
I. Начальный этап развития таможенного дела в СССР.
II. Таможенное законодательство СССР в 20-е годы.
I.1. Разработка таможенно-тарифной политики Советского государства.
I.2. Организация таможенных учреждений.
III. Таможенное законодательство Советского государства в 30 - 60- е годы.
IV. Таможенная политика СССР в 80-е годы.
Заключение.
Использованная литература.

Файлы: 1 файл

История таможен.дела(реферат).docx

— 40.53 Кб (Скачать)

     работой руководил управляющий, в состав совещания входили помощники

     управляющего  и инспекторы. Оно было консультативным  органом, а персональную

     ответственность за всю деятельность таможенного  учреждения нес управляющий.

     При железных дорогах создавались таможенные агентства. Для рассмотрения

     споров  между таможенными и транспортными  организация ми на железных дорогах  и

     в портах организовывались согласительные комиссии.

     Порядок приема на службу сотрудников Главного таможенного управления и его

     местных органов определялся трудовым законодательством  и правилами о

     государственной службе. Таможенный устав определял  виды деятельности,

     которыми  не могли заниматься таможенные служащие. На основании ст. 27 Устава

     они не имели права участвовать в  организациях, выполнявших работу по

     погрузке, выгрузке, приему и подготовке грузов, пассажирского багажа и

     почтовых  посылок, а также в каких-либо мероприятиях коммерческого характера

     лично или через подставных лиц; принимать  на себя доверенности и поручения

     по  таможенным делам от посторонних  лиц, покупать товары на таможенных

     аукционах.

     Таможенный  устав 1924 г. устанавливал сложную четырехзвенную систему

     управления  таможенным делом (НКВТ — ГТУ —  уполномоченные НКВТ, отделения ГТУ

     — районные таможенные инспекторские  управления — таможни и тамо­женные

     посты). Поскольку таможни первого разряда  контролировали деятельность всех

     таможенных  учреждений, входящих в их район, то фактически получалась

     пятизвенная система управления. Реальная же картина  организации таможенных

     органов была еще более разнообразной: на практике существовала и трехзвенная

     система управления (в УССР, в ЗСФСР, где  районных управлений не было), и

     двухзвенная (три таможни — Астраханская, Архангельская и Мос­ковская  —

     подчинялись непосредственно ГТУ).

     Принятый  в 1928 г. Таможенный кодекс СССР не внес значительных изменений в

     организацию таможенного управления, но более  подробно, чем Устав, определял

     компетенцию ГТУ. В развитии таможенного дела в СССР в это время видна

     тенденция к постепенному упрощению системы  таможенных органов. В частности,

     Таможенный  кодекс 1928 г. не предусматривал на территории СССР районных

     таможенных  инспекторских управлений.

     Таким образом, переход в начале 20-х  годов к нэпу реанимировал утраченные

     функции таможенных органов и обусловил  интенсивное структурное развитие

     таможенной  системы. Именно с 1922 по 1928 г. (особенно в 1924—1925 гг.)

     формировалась сложная, многоступенчатая система  управления таможенным делом,

     адекватная  тем разнообразным задачам и  функциям, которые выполняли таможенные

     учреждения  того времени.

          III. Таможенное законодательство  Советского государства в 30 - 60- е годы.

     На  рубеже 20—30-х годов в СССР доминирует командно-бюрократический стиль

     управления. Внешнеторговая политика опять основывается на принципе

     государственной монополии, а таможенные органы постепенно утрачивают свои

     наиболее  существенные функции и перестают  выполнять роль фискальных

     учреждений. Система управления таможенным делом  постепенно упрощается.

     В период с 1929 по 1932 г. все более отчетливой становится тенденция к

     отказу  от экономической модели управления и доминированию административно-

     командных методов регулирования общественных отношений. Этот процесс

     затронул  и внешнеэкономическую деятельность, в том числе и организацию

     таможенного дела. Значительно сократился оборот международного пассажирского

     сообщения, резко уменьшился состав участников внешнеторговых связей.

     Таможенное  дело в целом и таможенный контроль в частности перестали играть

     важную  роль в регулировании экспортно-импортных  операций. В 1932—1934 гг.

     был упорядочен ускоренный пропуск через  границу грузов общественно­го

     сектора и централизованный расчет по таможенным пошлинам за эти грузы, в

     связи с чем сократилось число таможенных служащих. Например, аппарат

     сотрудников Московской, Ленинградской и Одесской таможен, насчитывавший по

     800—1000 человек, был сокращен в каждой  из них в 6—8 раз.(3)

     Указом  Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1964 г. был утвержден новый

     Таможенный  кодекс. По сравнению с Таможенным кодексом СССР 1928 г. он был

     значительно меньше по объему (120 статей, сгруппированных  в три раздела).

     Управлению  таможенным делом был посвящен первый раздел Кодекса, содержащий

     всего семь статей. Управление таможенным делом  на территории СССР было

     отнесено  к ведению Министерства внешней  торговли и осуществлялось через

     входящее  в его состав Главное таможенное управление (ст. 1 Кодекса). Среди

     функций таможенных учреждений выделялись контроль за соблюдением

     государственной монополии внешней торговли, совершение таможенных операций

     и борьба с контрабандой.(4)

     К моменту принятия Таможенного кодекса 1964 г. существенные изменения

     претерпела  структура самого ГТУ. Оно состояло из отделов: оперативно-

     инспекторского, по борьбе с контрабандой, таможенного  права и международных

     связей, кадров, финансирования, бухгалтерского учета и контроля. В системе

     ГТУ уже не существовало структурного подразделения, непосредст­венно

     занимавшегося вопросами тарифно-пошлинного регулирования.

     Устанавливалась двухзвенная система управления таможенным делом: местные

     таможенные  учреждения (таможни и таможенные посты) подчинялись

     непосредственно ГТУ. Создание, реорганизация и ликвидация таможен и

     таможенных  постов производилась Министерством  внешней торговли (МВТ).

     Принятые  после 1964 г. нормативные акты по таможенному  делу не внесли

     существенных  изменений в таможенное управление.

     Структура таможенных органов, сложившаяся де-факто  во второй половине 30-х

     годов и получившая юридическое закрепление  в Таможенном кодексе 1964 г., с

     очень незначительными изменениями сохранялась  вплоть до середины 80-х годов.

         

     IV. Таможенная политика СССР в  80-е годы. 

     В период внешнеэкономической реформы (1986—1991 гг.) начинается новый этап

     развития  таможенной системы, особенности которого связаны с попыткой

     трансформировать  таможенные службы государства-монополиста  в новую

     управленческую  структуру, ориентированную на функционирование в условиях

     свободного  рынка и демократического режима.

     Пожалуй, наиболее радикальный этап реформы  системы таможенных органов

     приходится  на начало 1986 г., когда ГТУ МВТ  было преобразовано в Главное

     управление  государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР

     (ГУГТК  при СМ СССР) — самостоятельный  орган государственного управления  со

     статусом  союзного ведомства. Именно с этого  момента началась перестройка

     системы управления таможенным делом, так как  впервые за всю исто­рию

     Советского  государства таможенная служба выделялась организационно. Этот этап

     развития  системы управления таможенным делом  имеет ряд особенностей.

     Во-первых, с 1986 по 1989 г., несмотря на то, что таможенная служба стала

     самостоятельной отраслью государственного управления, функции таможенных

     органов фактически остались прежними, так  как почти не изменился порядок

     экспортно-импортных  операций. Как и раньше, главной  задачей таможен был

     контроль  за соблюдением государственной  монополии внешней торговли. В  этот

     период  система таможенных органов развивалась  в основном в организационно-

     правовом  направлении. Правовой аспект этого  развития заключался главным

     образом в принятии ряда нормативных актов, определяющих правовой статус и

     порядок деятельности органов таможенной системы (Положение о ГУГТК при СМ

     СССР, Инструкция о порядке подготовки нормативных актов ГУГТК при  СМ СССР). В

     организационном плане происходило структурное  переустройство органов

     управления  таможенным делом: отделы, входившие  в состав ГТУ МВТ, были

     преобразованы в управление ГУГТК; увеличилась  сеть местных тамо­женных

     учреждений. Постановление Совета Министров  СССР от 28 февраля 1989 г. № 191

     (2) юридически закрепило отход от  принципа государственной монополии  внешней

     торговли  и поставило задачу формирования новой таможенной полити­ки,

     современного  механизма таможенного контроля. Это обусловило изменения в

     функциональной  направленности таможенных органов  в последующий период.

     Во-вторых, и после 1989 г., когда перешли к  новым формам управления внешней

     торговлей и функции таможенных органов  стали постепенно меняться, из-за

     недостаточно  радикальной и последовательной реформы внутреннего хозяйства

     новый механизм регулирования внешнеэкономических  связей на практике не

     действовал. Поэтому новые юридически закрепленные функции таможенных органов

     имели декларативный характер и, в частности, функции, связанные с институтом

     таможенно-тарифного  регулирования.

     В-третьих, отсутствовала законодательная  база для перестройки системы

Информация о работе История таможенного дела