Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 22:11, реферат
Международное экономическое сотрудничество — объективный процесс развития
многообразных экономических связей между государствами. Посредством
внешнеэкономических связей осуществляется международное разделение труда,
обмен его результатами между разными странами. С целью ускорения
экономического развития страны необходимо увеличивать масштабы
внешнеторгового обмена во всех формах.
Введение.
I. Начальный этап развития таможенного дела в СССР.
II. Таможенное законодательство СССР в 20-е годы.
I.1. Разработка таможенно-тарифной политики Советского государства.
I.2. Организация таможенных учреждений.
III. Таможенное законодательство Советского государства в 30 - 60- е годы.
IV. Таможенная политика СССР в 80-е годы.
Заключение.
Использованная литература.
работой руководил управляющий, в состав совещания входили помощники
управляющего и инспекторы. Оно было консультативным органом, а персональную
ответственность за всю деятельность таможенного учреждения нес управляющий.
При железных дорогах создавались таможенные агентства. Для рассмотрения
споров
между таможенными и
в портах организовывались согласительные комиссии.
Порядок приема на службу сотрудников Главного таможенного управления и его
местных органов определялся трудовым законодательством и правилами о
государственной службе. Таможенный устав определял виды деятельности,
которыми не могли заниматься таможенные служащие. На основании ст. 27 Устава
они не имели права участвовать в организациях, выполнявших работу по
погрузке, выгрузке, приему и подготовке грузов, пассажирского багажа и
почтовых посылок, а также в каких-либо мероприятиях коммерческого характера
лично или через подставных лиц; принимать на себя доверенности и поручения
по таможенным делам от посторонних лиц, покупать товары на таможенных
аукционах.
Таможенный устав 1924 г. устанавливал сложную четырехзвенную систему
управления таможенным делом (НКВТ — ГТУ — уполномоченные НКВТ, отделения ГТУ
— районные таможенные инспекторские управления — таможни и таможенные
посты).
Поскольку таможни первого
таможенных учреждений, входящих в их район, то фактически получалась
пятизвенная система управления. Реальная же картина организации таможенных
органов была еще более разнообразной: на практике существовала и трехзвенная
система управления (в УССР, в ЗСФСР, где районных управлений не было), и
двухзвенная (три таможни — Астраханская, Архангельская и Московская —
подчинялись непосредственно ГТУ).
Принятый в 1928 г. Таможенный кодекс СССР не внес значительных изменений в
организацию таможенного управления, но более подробно, чем Устав, определял
компетенцию ГТУ. В развитии таможенного дела в СССР в это время видна
тенденция к постепенному упрощению системы таможенных органов. В частности,
Таможенный кодекс 1928 г. не предусматривал на территории СССР районных
таможенных инспекторских управлений.
Таким образом, переход в начале 20-х годов к нэпу реанимировал утраченные
функции
таможенных органов и обусловил
интенсивное структурное
таможенной системы. Именно с 1922 по 1928 г. (особенно в 1924—1925 гг.)
формировалась сложная, многоступенчатая система управления таможенным делом,
адекватная тем разнообразным задачам и функциям, которые выполняли таможенные
учреждения того времени.
III. Таможенное законодательство Советского государства в 30 - 60- е годы.
На рубеже 20—30-х годов в СССР доминирует командно-бюрократический стиль
управления. Внешнеторговая политика опять основывается на принципе
государственной монополии, а таможенные органы постепенно утрачивают свои
наиболее существенные функции и перестают выполнять роль фискальных
учреждений. Система управления таможенным делом постепенно упрощается.
В период с 1929 по 1932 г. все более отчетливой становится тенденция к
отказу
от экономической модели управления
и доминированию
командных
методов регулирования
затронул
и внешнеэкономическую
таможенного дела. Значительно сократился оборот международного пассажирского
сообщения, резко уменьшился состав участников внешнеторговых связей.
Таможенное дело в целом и таможенный контроль в частности перестали играть
важную
роль в регулировании экспортно-
был упорядочен ускоренный пропуск через границу грузов общественного
сектора и централизованный расчет по таможенным пошлинам за эти грузы, в
связи
с чем сократилось число
сотрудников Московской, Ленинградской и Одесской таможен, насчитывавший по
800—1000
человек, был сокращен в
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1964 г. был утвержден новый
Таможенный кодекс. По сравнению с Таможенным кодексом СССР 1928 г. он был
значительно меньше по объему (120 статей, сгруппированных в три раздела).
Управлению таможенным делом был посвящен первый раздел Кодекса, содержащий
всего семь статей. Управление таможенным делом на территории СССР было
отнесено к ведению Министерства внешней торговли и осуществлялось через
входящее в его состав Главное таможенное управление (ст. 1 Кодекса). Среди
функций таможенных учреждений выделялись контроль за соблюдением
государственной монополии внешней торговли, совершение таможенных операций
и борьба с контрабандой.(4)
К моменту принятия Таможенного кодекса 1964 г. существенные изменения
претерпела структура самого ГТУ. Оно состояло из отделов: оперативно-
инспекторского, по борьбе с контрабандой, таможенного права и международных
связей, кадров, финансирования, бухгалтерского учета и контроля. В системе
ГТУ уже не существовало структурного подразделения, непосредственно
занимавшегося вопросами тарифно-пошлинного регулирования.
Устанавливалась двухзвенная система управления таможенным делом: местные
таможенные учреждения (таможни и таможенные посты) подчинялись
непосредственно ГТУ. Создание, реорганизация и ликвидация таможен и
таможенных постов производилась Министерством внешней торговли (МВТ).
Принятые после 1964 г. нормативные акты по таможенному делу не внесли
существенных изменений в таможенное управление.
Структура таможенных органов, сложившаяся де-факто во второй половине 30-х
годов и получившая юридическое закрепление в Таможенном кодексе 1964 г., с
очень
незначительными изменениями
IV.
Таможенная политика СССР в
80-е годы.
В период внешнеэкономической реформы (1986—1991 гг.) начинается новый этап
развития таможенной системы, особенности которого связаны с попыткой
трансформировать таможенные службы государства-монополиста в новую
управленческую структуру, ориентированную на функционирование в условиях
свободного рынка и демократического режима.
Пожалуй, наиболее радикальный этап реформы системы таможенных органов
приходится на начало 1986 г., когда ГТУ МВТ было преобразовано в Главное
управление государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР
(ГУГТК
при СМ СССР) — самостоятельный
орган государственного
статусом союзного ведомства. Именно с этого момента началась перестройка
системы управления таможенным делом, так как впервые за всю историю
Советского государства таможенная служба выделялась организационно. Этот этап
развития системы управления таможенным делом имеет ряд особенностей.
Во-первых, с 1986 по 1989 г., несмотря на то, что таможенная служба стала
самостоятельной отраслью государственного управления, функции таможенных
органов фактически остались прежними, так как почти не изменился порядок
экспортно-импортных операций. Как и раньше, главной задачей таможен был
контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли. В этот
период система таможенных органов развивалась в основном в организационно-
правовом направлении. Правовой аспект этого развития заключался главным
образом в принятии ряда нормативных актов, определяющих правовой статус и
порядок деятельности органов таможенной системы (Положение о ГУГТК при СМ
СССР, Инструкция о порядке подготовки нормативных актов ГУГТК при СМ СССР). В
организационном плане происходило структурное переустройство органов
управления таможенным делом: отделы, входившие в состав ГТУ МВТ, были
преобразованы в управление ГУГТК; увеличилась сеть местных таможенных
учреждений. Постановление Совета Министров СССР от 28 февраля 1989 г. № 191
(2)
юридически закрепило отход от
принципа государственной
торговли и поставило задачу формирования новой таможенной политики,
современного
механизма таможенного
функциональной направленности таможенных органов в последующий период.
Во-вторых, и после 1989 г., когда перешли к новым формам управления внешней
торговлей и функции таможенных органов стали постепенно меняться, из-за
недостаточно радикальной и последовательной реформы внутреннего хозяйства
новый
механизм регулирования
действовал. Поэтому новые юридически закрепленные функции таможенных органов
имели декларативный характер и, в частности, функции, связанные с институтом
таможенно-тарифного регулирования.
В-третьих, отсутствовала законодательная база для перестройки системы