История таможенного дела

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 22:11, реферат

Краткое описание

Международное экономическое сотрудничество — объективный процесс развития
многообразных экономических связей между государствами. Посредством
внешнеэкономических связей осуществляется международное разделение труда,
обмен его результатами между разными странами. С целью ускорения
экономического развития страны необходимо увеличивать масштабы
внешнеторгового обмена во всех формах.

Оглавление

Введение.
I. Начальный этап развития таможенного дела в СССР.
II. Таможенное законодательство СССР в 20-е годы.
I.1. Разработка таможенно-тарифной политики Советского государства.
I.2. Организация таможенных учреждений.
III. Таможенное законодательство Советского государства в 30 - 60- е годы.
IV. Таможенная политика СССР в 80-е годы.
Заключение.
Использованная литература.

Файлы: 1 файл

История таможен.дела(реферат).docx

— 40.53 Кб (Скачать)

     управления  таможенным делом. Таможенный кодекс 1964 г., принятый по

     стандартам  командно-бюрократической системы, не только перестал

     соответствовать существующим реалиям, но и противоречил принимаемым

     министерствами  и ведомствами подзаконным актам.

     Развитие  таможенного дела вплоть до принятия в 1991 г. нового Таможенного

     кодекса и Закона СССР о таможенном тарифе определялось подзаконным

     нормотворчеством  — постановлениями Совета Министров  СССР и ведомственными

     актами. Общее руководство таможенными  вопросами осуществлял высший

     исполнительно-распорядительный орган — Совет Министров, который  определял

     также основные направления дальнейшего  развития таможенной системы.

     Координацией  деятельности таможенного ведомства  с другими управленческими

     структурами, а также непосредственным оперативным  руководством таможенным

     делом занималась Государственная внешнеэкономическая  комиссия Совета

     Министров СССР.

     Во  главе таможенной системы стояло Главное управление государственного

     таможенного контроля при совете Министров СССР — центральный таможенный

     орган. Положение о нем, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от

     13 июля 1987 г. № 775 (2), определяло функции  и порядок его деятельности.

     ГУГТК отвечало за таможенный контроль, борьбу с контрабандой и нарушениями

     таможенных  правил, за эффективное применение таможенного тарифа. ГУГТК был

     обязан: разрабатывать предложения и  принимать меры по совершенствованию

     государственного  таможенного контроля; устанавливать  в соответствии с

     Таможенным  кодексом и иными актами законодательства порядок пропуска через

     государственную границу предметов, их декларирования и досмотра, личного

     досмотра  лиц, следующих через государственную  границу, порядок совершения

     иных  таможенных операций; разрабатывать  и проводить мероприятия по борьбе с

     контрабандой  и нарушениями таможенных правил; участвовать в разработке

     таможенного тарифа на товары; утверждать ставки таможенных пошлин на

     предметы  личного потребления. ГУГТК имело  право: участвовать в разработке

     предложений о создании на государственной границе  пунктов пропуска, через

     которые осуществляется автомобильное, морское, речное, воздушное и иное

     сообщение; разрешать ввоз и вывоз имущества, не являющегося предметом

     операций  по внешней торговле; создавать, реорганизовывать и ликвидировать

     таможенные  учреждения в установленном порядке  и др.

     Основными структурными единицами ГУГТК при  СМ СССР были управления и отделы.

     В составе центрального аппарата действовали: Управление организации

     таможенного контроля, Управление по борьбе с контрабандой и нару­шениями

     таможенных  правил, Техническое управление, Управление кадров и учебных

     заведений, Управление таможенного права, Управление таможенной политики и

     внешних связей, Экономическое управление, Отдел контроля за пе­чатными и

     аудиовизуальными  материалами. ГУГТК имел и множество  административно-

     хозяйственных подразделений (Управление делами, Управление материально-

     технического  снабжения и социального развития, Управление эксплуа­тации

     контрольно-пропускных пунктов). Такая сложная организация  центрального

     аппарата  явилась результатом определенного  структурного развития. Например,

     Отдел таможенного права и международных  связей был преобразован в Управление

     таможенного права и международного сотрудничества, из которого затем

     выделились  два самостоятельных управления — Управление таможенного права  и

     Управление  таможенной политики и внешних связей. Введение в практику

     таможенного контроля новых современных технических  средств обусловило

     появление Технического управления. В связи  с созданием в системе ГУГТК

     собственной учебной базы вместо отдела кадров (как было в ГТУ МВТ) в его

     структуре стало действовать Управление кадров и учебных заведений.

     В целом компетенция каждого из управлений носила комплексный характер.

     Полномочия  одного управления тесно переплетались  с полномочиями других. Так,

     Управление  таможенного права в большей  степени, чем другие управле­ния, несло

     ответственность за подготовку проектов международных  соглашений по

     таможенному делу. Управление по борьбе с контрабандой и нарушениями

     таможенных  правил при разработке международных  соглашений по борьбе с

     контрабандой  в силу своей компетентности в  указанных вопросах во многом

     могло влиять на определение конкретных направлений  сотрудничества в этой

     сфере.

     Наряду  с функциональным определенное значение в деятельности структурных

     подразделений ГУГТК имел и территориальный  принцип. На его основе

     происходило, например, распределение обязанностей в организационно-

     инспекторском секторе Управления организации  таможенного кон­троля, каждый

     сотрудник которого отвечал за положение дел  в таможенных учреждениях,

     расположенных на определенном участке территории СССР.

     Статус  таможен определялся рядом актов. Основным нормативным актом,

     регулирующим  деятельность местных таможенных учреждений, являлось Положение

     о таможнях и таможенных постах, утвержденное приказом ГТУ МВТ от 9 сентября

     1982 г. В структуру местных таможенных  учреждений могли входить отделы:

     оперативный, пассажирский, почтово-грузовой, дипломатических  грузов, контроля

     за  грузами иностранных выставок, контроля за грузами советских выставок,

     контроля  за грузами инофирм, технических  средств контроля, по борь­бе с

     контрабандой, оперативно-технического обеспечения  и др.

     Таможни и таможенные посты по их дислокации делились на пограничные и

     внутренние. По специфике деятельности местные  таможенные учреждения можно

     было  подразделить на сухопутные, воздушные, морские (речные). Зоны

     деятельности  таможен были неодинаковы по размерам, поэтому и число

     таможенных  постов, входивших в ту или иную таможню, было различным. Например,

     Иркутская и Керченская таможни вообще не имели  таможенных постов. В составе

     Чопской таможни, в зону деятельности которой  входили три пограничных района

     Закарпатской  области, действовали пять таможенных постов (Батеево,

     Звонковский, Лужайка, Тисса, Косинский).

     Увеличение  числа международных перевозок  и рост объема международного

     пассажирского сообщения обусловили в 1987—1990 гг. значительный рост числа

     местных таможенных учреждений. Только с марта  по август 1989 г. число таможен

     увеличилось с 87 до 95.

     В это время ясно наметился переход  от чисто территориального принципа

     построения  местных таможенных учреждений к  созданию сети таможен по

     федеративному принципу. Ряд крупных таможен, зоны деятельности которых почти

     полностью совпадали с территориями союзных  республик, были переименованы в

     республиканские. Так, Тбилисская таможня была преобразована  в Грузинскую

     республиканскую. В Таджикистане, Узбекистане, Казахстане, Азер­байджане,

     Армении, Латвии, Литве, Эстонии также учреждались  республиканские таможни.

     Интересно, что в республиканскую была преобразована  Дальневосточная таможня,

     зона  деятельности которой ограничивалась Приморским краем.

     В ходе реформы внешнеэкономической  деятельности многим предприятиям и

     организациям  было предоставлено право самостоятельно проводить экспортно-

     импортные операции. Чтобы увеличить пропускную способность таможен и

     таможенных  постов, а также освободить местные  таможенные учреждения от

     существенного объема работ по оформлению грузов, предусматривалась

     возможность проведения досмотра и таможенного  оформления грузов

     непосредственно в месте расположения участника  внешнеэкономических связей.

     Для этого заинтересованное предприятие (организация) могли вызвать за свой

     счет  сотрудника таможни, обратиться в таможенное управление с просьбой об

     организации досмотровой комиссии или о назначении постоянного тамо­женного

     уполномоченного.

     Порядок создания досмотровых комиссий и  назначения таможенных уполномоченных

     был утвержден приказом ГУГТК от 29 января 1988 г. (2). Досмотровые комиссии

     создавались на смешанной основе из представителей таможенных учреждений и

     администрации предприятий. Таможенные уполномоченные были постоянными

     представителями таможенных органов на тех предприятиях, которые

     осуществляли  экспортно-импортные операции регулярно. В отличие от

     досмотровых комиссий таможенные уполномоченные были официальными

     представителями органов таможенного контроля на местах и вместе с таможнями

     и таможенными постами входили  в единую систему ГУГТК. В целом, однако,

     практика  организации досмотровых комиссий не получила распространения.

     Таможенный  кодекс 1991 г. уже не предусматривал возможности их создания.

     Логическое  завершение данного этапа — принятие в 1991 г. нового Таможенного

     кодекса и Закона СССР "О таможенном тарифе".

     Таможенный  кодекс СССР и Закон СССР о таможенном тарифе, принятые в 1991 г.,

     внесли  существенные изменения в организацию  таможенного управления.

Информация о работе История таможенного дела