Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 22:11, реферат
Международное экономическое сотрудничество — объективный процесс развития
многообразных экономических связей между государствами. Посредством
внешнеэкономических связей осуществляется международное разделение труда,
обмен его результатами между разными странами. С целью ускорения
экономического развития страны необходимо увеличивать масштабы
внешнеторгового обмена во всех формах.
Введение.
I. Начальный этап развития таможенного дела в СССР.
II. Таможенное законодательство СССР в 20-е годы.
I.1. Разработка таможенно-тарифной политики Советского государства.
I.2. Организация таможенных учреждений.
III. Таможенное законодательство Советского государства в 30 - 60- е годы.
IV. Таможенная политика СССР в 80-е годы.
Заключение.
Использованная литература.
управления таможенным делом. Таможенный кодекс 1964 г., принятый по
стандартам
командно-бюрократической
соответствовать существующим реалиям, но и противоречил принимаемым
министерствами
и ведомствами подзаконным
Развитие таможенного дела вплоть до принятия в 1991 г. нового Таможенного
кодекса и Закона СССР о таможенном тарифе определялось подзаконным
нормотворчеством — постановлениями Совета Министров СССР и ведомственными
актами. Общее руководство таможенными вопросами осуществлял высший
исполнительно-
также основные направления дальнейшего развития таможенной системы.
Координацией деятельности таможенного ведомства с другими управленческими
структурами, а также непосредственным оперативным руководством таможенным
делом
занималась Государственная
Министров СССР.
Во главе таможенной системы стояло Главное управление государственного
таможенного контроля при совете Министров СССР — центральный таможенный
орган. Положение о нем, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от
13 июля 1987 г. № 775 (2), определяло функции и порядок его деятельности.
ГУГТК отвечало за таможенный контроль, борьбу с контрабандой и нарушениями
таможенных правил, за эффективное применение таможенного тарифа. ГУГТК был
обязан: разрабатывать предложения и принимать меры по совершенствованию
государственного таможенного контроля; устанавливать в соответствии с
Таможенным кодексом и иными актами законодательства порядок пропуска через
государственную границу предметов, их декларирования и досмотра, личного
досмотра
лиц, следующих через
иных таможенных операций; разрабатывать и проводить мероприятия по борьбе с
контрабандой и нарушениями таможенных правил; участвовать в разработке
таможенного тарифа на товары; утверждать ставки таможенных пошлин на
предметы личного потребления. ГУГТК имело право: участвовать в разработке
предложений о создании на государственной границе пунктов пропуска, через
которые осуществляется автомобильное, морское, речное, воздушное и иное
сообщение; разрешать ввоз и вывоз имущества, не являющегося предметом
операций по внешней торговле; создавать, реорганизовывать и ликвидировать
таможенные учреждения в установленном порядке и др.
Основными структурными единицами ГУГТК при СМ СССР были управления и отделы.
В составе центрального аппарата действовали: Управление организации
таможенного контроля, Управление по борьбе с контрабандой и нарушениями
таможенных правил, Техническое управление, Управление кадров и учебных
заведений, Управление таможенного права, Управление таможенной политики и
внешних связей, Экономическое управление, Отдел контроля за печатными и
аудиовизуальными материалами. ГУГТК имел и множество административно-
хозяйственных подразделений (Управление делами, Управление материально-
технического
снабжения и социального
контрольно-пропускных пунктов). Такая сложная организация центрального
аппарата
явилась результатом
Отдел
таможенного права и
таможенного права и международного сотрудничества, из которого затем
выделились два самостоятельных управления — Управление таможенного права и
Управление таможенной политики и внешних связей. Введение в практику
таможенного контроля новых современных технических средств обусловило
появление Технического управления. В связи с созданием в системе ГУГТК
собственной учебной базы вместо отдела кадров (как было в ГТУ МВТ) в его
структуре стало действовать Управление кадров и учебных заведений.
В целом компетенция каждого из управлений носила комплексный характер.
Полномочия одного управления тесно переплетались с полномочиями других. Так,
Управление таможенного права в большей степени, чем другие управления, несло
ответственность за подготовку проектов международных соглашений по
таможенному делу. Управление по борьбе с контрабандой и нарушениями
таможенных правил при разработке международных соглашений по борьбе с
контрабандой в силу своей компетентности в указанных вопросах во многом
могло влиять на определение конкретных направлений сотрудничества в этой
сфере.
Наряду с функциональным определенное значение в деятельности структурных
подразделений ГУГТК имел и территориальный принцип. На его основе
происходило, например, распределение обязанностей в организационно-
инспекторском секторе Управления организации таможенного контроля, каждый
сотрудник которого отвечал за положение дел в таможенных учреждениях,
расположенных на определенном участке территории СССР.
Статус
таможен определялся рядом
регулирующим деятельность местных таможенных учреждений, являлось Положение
о таможнях и таможенных постах, утвержденное приказом ГТУ МВТ от 9 сентября
1982
г. В структуру местных
оперативный, пассажирский, почтово-грузовой, дипломатических грузов, контроля
за грузами иностранных выставок, контроля за грузами советских выставок,
контроля за грузами инофирм, технических средств контроля, по борьбе с
контрабандой, оперативно-технического обеспечения и др.
Таможни и таможенные посты по их дислокации делились на пограничные и
внутренние. По специфике деятельности местные таможенные учреждения можно
было подразделить на сухопутные, воздушные, морские (речные). Зоны
деятельности таможен были неодинаковы по размерам, поэтому и число
таможенных постов, входивших в ту или иную таможню, было различным. Например,
Иркутская и Керченская таможни вообще не имели таможенных постов. В составе
Чопской таможни, в зону деятельности которой входили три пограничных района
Закарпатской области, действовали пять таможенных постов (Батеево,
Звонковский, Лужайка, Тисса, Косинский).
Увеличение числа международных перевозок и рост объема международного
пассажирского сообщения обусловили в 1987—1990 гг. значительный рост числа
местных таможенных учреждений. Только с марта по август 1989 г. число таможен
увеличилось с 87 до 95.
В это время ясно наметился переход от чисто территориального принципа
построения местных таможенных учреждений к созданию сети таможен по
федеративному принципу. Ряд крупных таможен, зоны деятельности которых почти
полностью совпадали с территориями союзных республик, были переименованы в
республиканские. Так, Тбилисская таможня была преобразована в Грузинскую
республиканскую. В Таджикистане, Узбекистане, Казахстане, Азербайджане,
Армении, Латвии, Литве, Эстонии также учреждались республиканские таможни.
Интересно, что в республиканскую была преобразована Дальневосточная таможня,
зона деятельности которой ограничивалась Приморским краем.
В ходе реформы внешнеэкономической деятельности многим предприятиям и
организациям
было предоставлено право
импортные операции. Чтобы увеличить пропускную способность таможен и
таможенных постов, а также освободить местные таможенные учреждения от
существенного объема работ по оформлению грузов, предусматривалась
возможность проведения досмотра и таможенного оформления грузов
непосредственно в месте расположения участника внешнеэкономических связей.
Для этого заинтересованное предприятие (организация) могли вызвать за свой
счет сотрудника таможни, обратиться в таможенное управление с просьбой об
организации досмотровой комиссии или о назначении постоянного таможенного
уполномоченного.
Порядок создания досмотровых комиссий и назначения таможенных уполномоченных
был утвержден приказом ГУГТК от 29 января 1988 г. (2). Досмотровые комиссии
создавались на смешанной основе из представителей таможенных учреждений и
администрации предприятий. Таможенные уполномоченные были постоянными
представителями таможенных органов на тех предприятиях, которые
осуществляли экспортно-импортные операции регулярно. В отличие от
досмотровых комиссий таможенные уполномоченные были официальными
представителями органов таможенного контроля на местах и вместе с таможнями
и таможенными постами входили в единую систему ГУГТК. В целом, однако,
практика
организации досмотровых
Таможенный кодекс 1991 г. уже не предусматривал возможности их создания.
Логическое завершение данного этапа — принятие в 1991 г. нового Таможенного
кодекса и Закона СССР "О таможенном тарифе".
Таможенный кодекс СССР и Закон СССР о таможенном тарифе, принятые в 1991 г.,
внесли существенные изменения в организацию таможенного управления.