Формы правления в современных зарубежных странах. США, Франция, Япония

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 09:28, контрольная работа

Краткое описание

Характер формы правления, существующей в государстве, зависит от организации верховной государственной власти, точнее, - отопределения правового положения одного высшего органа государственной власти - главы государства. В конечном счете различие между двумя основными формамиправления, существующими в буржуазных государствах - монархией и республикой зависит от того, кто стоит во главегосударства. Тем не менее форма правления существенна, так как она налагает определенный отпечаток на структуру государственного аппарата и существующиемежду его отдельными звеньями взаимоотношения.

Оглавление

1. Введение
2. Краткая характеристика форм правления в США, Японии, Франции
3. Принципы формирования органов верховной власти и их структура в Японии, США, Франции.
4. Полномочия институтов высшей власти и принципы взаимодействия между законодательной и исполнительной ветвями власти в Японии, США, Франции.
· Глава государства
· Правительство
· Парламент
5. Заключение
6. Библиография

Файлы: 1 файл

Государственный таможенный комитет.doc

— 226.50 Кб (Скачать)

Кабинет осуществляет свои функции на основе обычая: процедура  заседаний и принятие решений  не регулируются писаными нормами права.Обсуждение вопросов и подготовка решений происходят в условиях секретности, решения принимаются кабинетом путем единогласия, а не голосованием. Принятиерешений консенсусом во многом способствует более взвешенному и продуманному подходу, требует более тщательной подготовки и согласования проектовдокументов.

Премьер-министр  как глава кабинета и в силу права назначать и смещать  министров имеет возможность  поддерживать единство вкабинете, направлять и контролировать его деятельность. Все законопроекты, бюджет и другие вопросы представляются через него от имени кабинета впарламент. Он подписывает законы и указы единолично как соответствующий министр, или после соответствующего министра как премьер-министр, т.е.контрассигнует подпись министра. Он также регулирует разногласия между членами кабинета.

Во главе каждого  министерства стоит министр и  два заместителя - парламентский (является членом парламента и уходит в отставкувместе с министром) и административный. Последний является представителем высшего чиновничества и сохраняет  свой пост, невзирая на частые сменыминистров, именно он сохраняет преемственность политики и руководства. Внутренняя организация министерств включает бюро, подразделяемые на секции. Принаиболее важных министерствах создаются административные комиссии, а также консультативные комиссии, которые играют важную роль в ограничении всевластиячиновничьего аппарата.

Японские министры, как правило, не являются специалистами  и потому целиком зависят от компетентности своих подчиненных. Всоответствии  с поправкой, принятой в 1974 г. к закону о кабинете министров, министр может возглавлять более одного министерства или других ведомств, чтоделает ротацию министров более естественной и менее болезненной для конкретного министра. Реальным руководителем аппарата министерства являетсяадминистративный заместитель министра - профессиональный чиновник со специальным образованием. Министр - прежде всего представитель правящей партии,который в своей деятельности руководствуется чаще всего партийными интересами, тесно связан с одной из парламентских фракций и вынужден большую часть времениуделять не делам министерства, а решению партийных вопросов. Частая сменяемость не позволяла министрам как следует вникнуть в дела министерства. Деятельностьминистра может быть подвергнута проверке только со стороны премьер-министра, но такое вмешательство - отступление от общепринятых норм. Являясь депутатом,министр не должен забывать своих избирателей.

Министры несут  коллективную ответственность. Поэтому  в случае отставки премьер-министра или вакансии поста премьер-министра они должныуйти в отставку. В случае выражения правительству вотума недоверия или принятия резолюции порицания, премьер-министр принимает решение об отставкеправительства или в течение 10 дней распускает палату представителей.

Кабинет США.

Кабинет США, с точки зрения его внутренней структуры, относится к так называемой континентальной системе, т.е. в состав правительствавходят все главы центральных ведомств с общенациональной территориальной юрисдикцией. Американская конституция ничего не говорит о кабинете. Тем неменее к концу двукратного президентства Д.Вашингтона кабинет вошел в обычный государственный обиход и приобрел черты правительства, хотя не имел никакихзаконных оснований для своего существования.

В настоящее  время в состав кабинета входят главы  13 департаментов. Кроме 13 глав исполнительных департаментов членами кабинетаявляются президент и вице-президент. Президент может предоставлять ранг члена кабинета некоторым другим высшим федеральным чиновникам.

Американский  кабинет является чисто совещательным органом, так как все решения в пределах полномочий исполнительной властипринимаются только единолично президентом. Фактически процесс принятия решений может осуществляться президентом и без участия кабинета в полном составе. Дляэтой цели президенты часто создают более узкие совещательные коллегии, состоящие из наиболее доверенных людей.

Кабинет министров  не имеет конституционного статуса. Конституция закрепила право  президента “затребовать мнение...от высшегодолжностного  лица в каждом исполнительном департаменте...”[33]Министры назначаются президентом “по совету и с согласия” сената. Кабинет не принимает никаких правительственных актов.

Правительство Франции.

Правительство Франции, как уже отмечалось, - коллегиальный  орган, состоящий из премьер-министра и министров. В соответствиис  конституцией различаются: Совет министров - собрание министров под председательством  президента и кабинет министров - собрание министров подпредседательством премьер-министра. Именно Совет министров осуществляет полномочия, принадлежащие по конституции правительству. Все акты, исходящие изэтого органа, подписываются президентом республики. Премьер-министр может председательствовать в Совете министров в очень редких случаях и только поспециальному уполномочию президента и по определенной повестке дня. Позиция премьер-министра, как и президента, на практике весьма неоднозначна и его рольв управлении зависит от партийного состава Национального собрания.

Полномочия правительства  делятся на осуществляемые им коллегиально и на осуществляемые лично премьер-министром. В первом случае онинаходятся под  прямым воздействием президента республики. Нововведением стало учреждение института несовместимости должности члена правительства с обладаниемпарламентского мандата, с какой-либо должностью профессионального представительства общенационального характера, а также со всякой государственнойслужбой или профессиональной деятельностью. Конституцией и органическим законодательством не запрещается совмещать членство в правительстве собладанием мандата коммунального советника, с должностью мэра, члена и даже председателя генерального и регионального совета. Несовмещение министерскойдолжности и парламентского мандата привело к усилению независимости исполнительной власти и подчинению министров прямому контролю главыгосударства, особенно когда президент и большинство мест в Национальном собрании принадлежа к одной партийной группировке.[34]

Особая роль в правительстве принадлежит  премьер-министру. Он координирует работу министерств, контролирует ее, даетуказания о составлении важнейших актов. Он председательствует в межминистерских комитетах; может председательствовать и в Совете министров. Премьер-министрнесет ответственность за национальную оборону. Эти полномочия должны, однако, рассматриватьсяв совокупности с очень важными правами президента. Полномочия премьер-министра в назначении военных и гражданских чиновников носят остаточный и делегированныйхарактер. Важное значение имеет деятельность премьер-министра в области управления.  Он “обеспечивает выполнениезаконов”[35]. Он осуществляет регламентарную власть и издает декреты, не рассматриваемые вСовете министров. Эти декреты не менее высокого уровня, чет те, которые принимаются в Совете министров, издаются премьер-министром с контрассигнациейсоответствующего министра.

Премьер-министр  обладает значительными правами  в отношении парламента, некоторые  из них он осуществляет лично, другие - всотрудничестве с президентом. Премьер может предлагать президенту созвать парламент, когда тот не заседает.[36] Премьер-министр обладает правом законодательной инициативы, лично участвует вподготовке законопроектов, может участвовать в работе парламентских комиссий и в палатах, в любое время он должен быть там выслушан.

Премьер-министру принадлежит право созыва смешанных  паритетных комиссий при разногласиях парламентских палат в отношениикакого-либо законопроекта[37]; он может просить президента, чтобы тот предложил парламенту повторно рассмотретьзаконопроект; ему принадлежит право ставить в Национальном собрании вопрос о доверии. Премьер-министр обладает личным правом передачи в Конституционныйсовет законопроекта с требованием признать его неконституционным, во-первых, и требовать вынести решение о разграничении законодательной и регламентарнойвласти. Последним правом он широко пользуется.

Парламент.

Парламент Японии.

Парламент Японии является “высшим органом государственной  власти и единственным законодательным  органом государства”[38].

Основным местом рассмотрения и подготовки большинства законопроектов являются парламентские комиссии. Подобное положение вызванорядом обстоятельств. Прежде всего, необходимостью всесторонне и детально обсудить все положения законопроектов. Кроме того, детальное обсуждение требуетзначительного времени, а официальные заседания связаны жесткими рамками повестки дня и соблюдением предписанной процедуры. Для работы комиссий ничегоподобного не требуется. Наоборот, особенностью их деятельности “является теснейшая связь с соответствующими органами исполнительной власти. Очень частосостав постоянных комиссий комплектуется из депутатов, имеющих в прошлом опыт работы в министерствах и ведомствах, профиль которых соответствует профилюданной комиссии.[39]

Заседания палат  являются открытыми. Они протоколируются; протоколы должны публиковаться  и распространяться длявсеобщего ознакомления. Закрытые заседания проводятся после  принятия резолюции, за которую проголосовало не менее 2/3 присутствующих депутатов. Комиссии такжепроводят открытые заседания с допуском представителей средств массовой информации. Публичные заседания обязательны при обсуждении бюджета изаконопроектов, касающихся налогов.

Решения обычно принимаются простым большинством голосов присутствующих депутатов. Используется три формы голосования:голосование вставанием; тайное голосование, когда голосующие опускают в урну бюллетени белого цвета “за” или голубого “против”, при поименном голосованиидепутаты прикрепляют к бюллетеню табличку со своей фамилией; невозражением (председатель спрашивает депутатов, кто возражает. Если таковых нет - решениепринимается.)

Депутаты обладают депутатской неприкосновенностью  только на период сессии. Арестованные до открытия сессии по требованиюсоответствующей палаты должны освобождаться из заключения на время сессии.

Главной функцией японского парламента является принятие законов и государственного бюджета. Законы принимаются решением обеихпалат. В Японии в законодательном процессе нижняя палата имеет больший вес.  Если палата советников отклоняетзаконопроект, принятый нижней палатой, он становится законом после его вторичного принятия большинством не менее 2/3 присутствующих членов палатыпредставителей. В подобной ситуации палата представителей может также потребовать созыва совместного заседания палат или создания согласительногокомитета.[40]

Законодательная инициатива в отношении бюджета и финансовых законопроектов осуществляется только в нижней палате. Обсуждениезаконопроекта проходит при участии премьер-министра и всех членов кабинета.

Все принятые законопроекты  подписываются министром, к ведению  которого они относятся и контрассигнуются премьер-министром. Послеэтого они направляются императору для промульгации “от имени народа”.

Одним из важнейших  внешнеполитических полномочий парламента является утверждение международных  договоров, заключенныхправительством.

Парламент также осуществляет контрольные функции за деятельностью правительства. В настоящее время (когда создано коалиционноеправительство) значение этой функции существенно возросло. Главной формой парламентского контроля в Японии является интерпелляция. Право ее внесенияпринадлежит отдельным депутатам палаты представителей. Содержание интерпелляции излагается в письменной форме и представляется председателю палаты. Еслипоследний отказывается принять интерпелляцию, депутат может апеллировать к пленуму палаты. Кабинет министров обязан в течение 7 дней ответить письменноили устно на запрос.

Обе палаты вправе производить парламентские расследования. Кроме того, специальные комиссии палаты имеют право заслушиватьна  своих заседаниях соответствующих  министров.

Конгресс США.

Компетенция Конгресса  США установлена конституцией в  разд. 8 и 9 ст.1, а также поправкой 16.

Финансовые полномочия: устанавливать и взимать налоги, пошлины, подати и акцизные сборы  единообразно на всей территории США;уплачивать долги, делать займы, чеканить монету, регулировать стоимость валюты США, устанавливать наказания за подделку государственных ценных бумаг и монет.

Полномочия в  области экономики и торговли: принимать единообразные законы по вопросам о банкротстве, регулировать торговлю синостранными государствами и между отдельными штатами.

Военные полномочия: объявлять войну, формировать и  обеспечивать армию, создавать и  содержать военно-морской флот.

Иные полномочия конгресса: регулировать порядок приобретения гражданства США, учреждать федеральные суды.[41]

Определив указанные  полномочия, конституция записала, что “конгресс имеет право... издавать все законы, которые будут необходимы иуместны” для реализации перечисленных полномочий. Это конституционное положение позволяет конгрессу расширять свою компетенцию.

Информация о работе Формы правления в современных зарубежных странах. США, Франция, Япония