Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 09:28, контрольная работа
Характер формы правления, существующей в государстве, зависит от организации верховной государственной власти, точнее, - отопределения правового положения одного высшего органа государственной власти - главы государства. В конечном счете различие между двумя основными формамиправления, существующими в буржуазных государствах - монархией и республикой зависит от того, кто стоит во главегосударства. Тем не менее форма правления существенна, так как она налагает определенный отпечаток на структуру государственного аппарата и существующиемежду его отдельными звеньями взаимоотношения.
1. Введение
2. Краткая характеристика форм правления в США, Японии, Франции
3. Принципы формирования органов верховной власти и их структура в Японии, США, Франции.
4. Полномочия институтов высшей власти и принципы взаимодействия между законодательной и исполнительной ветвями власти в Японии, США, Франции.
· Глава государства
· Правительство
· Парламент
5. Заключение
6. Библиография
Кабинет осуществляет свои функции на основе обычая: процедура заседаний и принятие решений не регулируются писаными нормами права.Обсуждение вопросов и подготовка решений происходят в условиях секретности, решения принимаются кабинетом путем единогласия, а не голосованием. Принятиерешений консенсусом во многом способствует более взвешенному и продуманному подходу, требует более тщательной подготовки и согласования проектовдокументов.
Премьер-министр как глава кабинета и в силу права назначать и смещать министров имеет возможность поддерживать единство вкабинете, направлять и контролировать его деятельность. Все законопроекты, бюджет и другие вопросы представляются через него от имени кабинета впарламент. Он подписывает законы и указы единолично как соответствующий министр, или после соответствующего министра как премьер-министр, т.е.контрассигнует подпись министра. Он также регулирует разногласия между членами кабинета.
Во главе каждого
министерства стоит министр и
два заместителя - парламентский (является
членом парламента и уходит в отставкувместе
с министром) и административный.
Последний является представителем
высшего чиновничества и
Японские министры, как правило, не являются специалистами и потому целиком зависят от компетентности своих подчиненных. Всоответствии с поправкой, принятой в 1974 г. к закону о кабинете министров, министр может возглавлять более одного министерства или других ведомств, чтоделает ротацию министров более естественной и менее болезненной для конкретного министра. Реальным руководителем аппарата министерства являетсяадминистративный заместитель министра - профессиональный чиновник со специальным образованием. Министр - прежде всего представитель правящей партии,который в своей деятельности руководствуется чаще всего партийными интересами, тесно связан с одной из парламентских фракций и вынужден большую часть времениуделять не делам министерства, а решению партийных вопросов. Частая сменяемость не позволяла министрам как следует вникнуть в дела министерства. Деятельностьминистра может быть подвергнута проверке только со стороны премьер-министра, но такое вмешательство - отступление от общепринятых норм. Являясь депутатом,министр не должен забывать своих избирателей.
Министры несут коллективную ответственность. Поэтому в случае отставки премьер-министра или вакансии поста премьер-министра они должныуйти в отставку. В случае выражения правительству вотума недоверия или принятия резолюции порицания, премьер-министр принимает решение об отставкеправительства или в течение 10 дней распускает палату представителей.
Кабинет США.
Кабинет США, с точки зрения его внутренней структуры, относится к так называемой континентальной системе, т.е. в состав правительствавходят все главы центральных ведомств с общенациональной территориальной юрисдикцией. Американская конституция ничего не говорит о кабинете. Тем неменее к концу двукратного президентства Д.Вашингтона кабинет вошел в обычный государственный обиход и приобрел черты правительства, хотя не имел никакихзаконных оснований для своего существования.
В настоящее время в состав кабинета входят главы 13 департаментов. Кроме 13 глав исполнительных департаментов членами кабинетаявляются президент и вице-президент. Президент может предоставлять ранг члена кабинета некоторым другим высшим федеральным чиновникам.
Американский кабинет является чисто совещательным органом, так как все решения в пределах полномочий исполнительной властипринимаются только единолично президентом. Фактически процесс принятия решений может осуществляться президентом и без участия кабинета в полном составе. Дляэтой цели президенты часто создают более узкие совещательные коллегии, состоящие из наиболее доверенных людей.
Кабинет министров не имеет конституционного статуса. Конституция закрепила право президента “затребовать мнение...от высшегодолжностного лица в каждом исполнительном департаменте...”[33]Министры назначаются президентом “по совету и с согласия” сената. Кабинет не принимает никаких правительственных актов.
Правительство Франции.
Правительство
Франции, как уже отмечалось, - коллегиальный
орган, состоящий из премьер-министра
и министров. В соответствиис
конституцией различаются: Совет министров
- собрание министров под
Полномочия правительства делятся на осуществляемые им коллегиально и на осуществляемые лично премьер-министром. В первом случае онинаходятся под прямым воздействием президента республики. Нововведением стало учреждение института несовместимости должности члена правительства с обладаниемпарламентского мандата, с какой-либо должностью профессионального представительства общенационального характера, а также со всякой государственнойслужбой или профессиональной деятельностью. Конституцией и органическим законодательством не запрещается совмещать членство в правительстве собладанием мандата коммунального советника, с должностью мэра, члена и даже председателя генерального и регионального совета. Несовмещение министерскойдолжности и парламентского мандата привело к усилению независимости исполнительной власти и подчинению министров прямому контролю главыгосударства, особенно когда президент и большинство мест в Национальном собрании принадлежа к одной партийной группировке.[34]
Особая роль
в правительстве принадлежит
премьер-министру. Он координирует работу
министерств, контролирует ее, даетуказания
о составлении важнейших актов.
Он председательствует в межминистерских
комитетах; может председательствовать
и в Совете министров. Премьер-министрнесет
ответственность за национальную оборону.
Эти полномочия должны, однако, рассматриватьсяв
совокупности с очень важными правами
президента. Полномочия премьер-министра
в назначении военных и гражданских чиновников
носят остаточный и делегированныйхарактер.
Важное значение имеет деятельность премьер-министра
в области управления. Он “обеспечивает
выполнениезаконов”[35]. Он осуществляет регламентарную
власть и издает декреты, не рассматриваемые
вСовете министров. Эти декреты не менее
высокого уровня, чет те, которые принимаются
в Совете министров, издаются премьер-министром
с контрассигнациейсоответствующе
Премьер-министр обладает значительными правами в отношении парламента, некоторые из них он осуществляет лично, другие - всотрудничестве с президентом. Премьер может предлагать президенту созвать парламент, когда тот не заседает.[36] Премьер-министр обладает правом законодательной инициативы, лично участвует вподготовке законопроектов, может участвовать в работе парламентских комиссий и в палатах, в любое время он должен быть там выслушан.
Премьер-министру
принадлежит право созыва смешанных
паритетных комиссий при разногласиях
парламентских палат в
Парламент.
Парламент Японии.
Парламент Японии
является “высшим органом
Основным местом рассмотрения и подготовки большинства законопроектов являются парламентские комиссии. Подобное положение вызванорядом обстоятельств. Прежде всего, необходимостью всесторонне и детально обсудить все положения законопроектов. Кроме того, детальное обсуждение требуетзначительного времени, а официальные заседания связаны жесткими рамками повестки дня и соблюдением предписанной процедуры. Для работы комиссий ничегоподобного не требуется. Наоборот, особенностью их деятельности “является теснейшая связь с соответствующими органами исполнительной власти. Очень частосостав постоянных комиссий комплектуется из депутатов, имеющих в прошлом опыт работы в министерствах и ведомствах, профиль которых соответствует профилюданной комиссии.[39]
Заседания палат являются открытыми. Они протоколируются; протоколы должны публиковаться и распространяться длявсеобщего ознакомления. Закрытые заседания проводятся после принятия резолюции, за которую проголосовало не менее 2/3 присутствующих депутатов. Комиссии такжепроводят открытые заседания с допуском представителей средств массовой информации. Публичные заседания обязательны при обсуждении бюджета изаконопроектов, касающихся налогов.
Решения обычно принимаются простым большинством голосов присутствующих депутатов. Используется три формы голосования:голосование вставанием; тайное голосование, когда голосующие опускают в урну бюллетени белого цвета “за” или голубого “против”, при поименном голосованиидепутаты прикрепляют к бюллетеню табличку со своей фамилией; невозражением (председатель спрашивает депутатов, кто возражает. Если таковых нет - решениепринимается.)
Депутаты обладают
депутатской
Главной функцией японского парламента является принятие законов и государственного бюджета. Законы принимаются решением обеихпалат. В Японии в законодательном процессе нижняя палата имеет больший вес. Если палата советников отклоняетзаконопроект, принятый нижней палатой, он становится законом после его вторичного принятия большинством не менее 2/3 присутствующих членов палатыпредставителей. В подобной ситуации палата представителей может также потребовать созыва совместного заседания палат или создания согласительногокомитета.[40]
Законодательная инициатива в отношении бюджета и финансовых законопроектов осуществляется только в нижней палате. Обсуждениезаконопроекта проходит при участии премьер-министра и всех членов кабинета.
Все принятые законопроекты подписываются министром, к ведению которого они относятся и контрассигнуются премьер-министром. Послеэтого они направляются императору для промульгации “от имени народа”.
Одним из важнейших внешнеполитических полномочий парламента является утверждение международных договоров, заключенныхправительством.
Парламент также осуществляет контрольные функции за деятельностью правительства. В настоящее время (когда создано коалиционноеправительство) значение этой функции существенно возросло. Главной формой парламентского контроля в Японии является интерпелляция. Право ее внесенияпринадлежит отдельным депутатам палаты представителей. Содержание интерпелляции излагается в письменной форме и представляется председателю палаты. Еслипоследний отказывается принять интерпелляцию, депутат может апеллировать к пленуму палаты. Кабинет министров обязан в течение 7 дней ответить письменноили устно на запрос.
Обе палаты вправе
производить парламентские
Конгресс США.
Компетенция Конгресса США установлена конституцией в разд. 8 и 9 ст.1, а также поправкой 16.
Финансовые полномочия:
устанавливать и взимать
Полномочия в области экономики и торговли: принимать единообразные законы по вопросам о банкротстве, регулировать торговлю синостранными государствами и между отдельными штатами.
Военные полномочия: объявлять войну, формировать и обеспечивать армию, создавать и содержать военно-морской флот.
Иные полномочия конгресса: регулировать порядок приобретения гражданства США, учреждать федеральные суды.[41]
Определив указанные полномочия, конституция записала, что “конгресс имеет право... издавать все законы, которые будут необходимы иуместны” для реализации перечисленных полномочий. Это конституционное положение позволяет конгрессу расширять свою компетенцию.
Информация о работе Формы правления в современных зарубежных странах. США, Франция, Япония