Формы правления в современных зарубежных странах. США, Франция, Япония

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 09:28, контрольная работа

Краткое описание

Характер формы правления, существующей в государстве, зависит от организации верховной государственной власти, точнее, - отопределения правового положения одного высшего органа государственной власти - главы государства. В конечном счете различие между двумя основными формамиправления, существующими в буржуазных государствах - монархией и республикой зависит от того, кто стоит во главегосударства. Тем не менее форма правления существенна, так как она налагает определенный отпечаток на структуру государственного аппарата и существующиемежду его отдельными звеньями взаимоотношения.

Оглавление

1. Введение
2. Краткая характеристика форм правления в США, Японии, Франции
3. Принципы формирования органов верховной власти и их структура в Японии, США, Франции.
4. Полномочия институтов высшей власти и принципы взаимодействия между законодательной и исполнительной ветвями власти в Японии, США, Франции.
· Глава государства
· Правительство
· Парламент
5. Заключение
6. Библиография

Файлы: 1 файл

Государственный таможенный комитет.doc

— 226.50 Кб (Скачать)

Правительство назначается следующим образом: Президент республики подбирает кандидатуру и назначает премьер-министра. Премьер-министр подбирает министров и представляет их президенту, который их назначает. При выборе кандидата на постпремьер-министра президент обладает значительной свободой. Это его личное право. Важно лишь то обстоятельство, чтобы при голосовании в Национальномсобрании не было оказано в доверии премьер-министру. Другими словами, президент должен учитывать расстановку партийных сил в нижней палате парламента.

Парламент.

Парламент состоит  из двух палат: нижней - Национального собрания и верхней - Сената. Пассивное избирательное право предоставляетсядля избрания в Национальное собрание в 23 года, в Сенат - с 35 лет. На всех выборах существует избирательный залог. При выборах депутатов он составляет 1тыс. франков с кандидата, сенаторов - 200 франков. По официальной версии, внесение залога объясняется необходимостью покрыть избирательную кампанию хотябы частично и в некоторой мере воспрепятствовать выдвижению лиц, выдвигающих свою кандидатуру не с целью избрания, а с другими целями.

Национальное  собрание избирается сроком на 5 лет  всеобщим, прямым голосованием по смешанной  мажоритарной системе: в первом туредля  избрания нужно получить абсолютное большинство поданных голосов (от округа избирается один депутат). Если через неделю никто не получил такогобольшинства, то через неделю проводится второй тур. В него допускаются кандидаты, набравшие в первом как минимум 12,5% голосов от числа избирателей,включенных в списки. Для избрания во втором туре достаточно получить относительное большинство голосов. В условиях существующей многопартийности впервом туре замещается незначительная часть мест. Основная борьба развертывается во втором туре. Возможность блокирования партий определяеттактику во втором туре. Партии, сблокировавшись, выдвигают одного кандидата, как правило, снимая остальных.

Верхняя палата - Сенат - формируется по-иному. По мысли  учредителей Пятой республики особые условия образования Сената должнысоздавать  ему иное политическое “лицо”, чем  у Национального собрания. Эта палата формируется, в основном, трехстепенными выборами. Сенаторы избираются на9 лет в коллегиях в каждом из департаментов. Палата обновляется на 1/3 каждые три года, что приводит к уменьшению влияния избирательного корпуса на составСената и не позволяет ему резко менять политический курс.

Выборы сенаторов  проходят в главном городе департамента и проводятся по двум системам. Пропорциональная применяется вдепартаментах, избирающих 5 и более членов палаты. Таких  департаментов 13, а число сенаторов от них - 69. В остальных департаментах применяется двухтуроваямажоритарная система. Установление различных систем имеет политическую цель. Пропорциональное представительство от крупных индустриальных департаментовпозволяет населению, не связанному с рабочим классом, быть представленным в коллегии выборщиков и затем претендовать на места в Сенате. Мажоритарнаясистема в других департаментах не обеспечивает должного представительства городского населения, находящегося там в меньшинстве.

4. Полномочия институтов высшей власти и принципы взаимодействия между законодательной и исполнительной ветвями власти в Японии, США, Франции.

Глава государства.

Император Японии.

После принятия конституции 1947 г. полномочия императора как самостоятельной главы государства были фактически упразднены.“Все действия императора, относящиеся к делам государства, могут быть предприняты не иначе как с совета и одобрения Кабинета, и Кабинет несет за нихответственность.”[23] Чтобы лучше представить его реальную власть, необходимо обратиться не только кюридическим полномочиям, но и к фактической деятельности. По конституции император является символом государства, он не наделен полномочиями, связаннымис осуществлением государственной власти. По представлению парламента он назначает премьер-министра, а по рекомендации премьер-министра - членовкабинета; по представлению кабинета - Главного судью Верховного суда.

Император лишен  даже такого традиционного для главы государства права, как право “вето” на назначение премьер-министра, посколькуимператор лишь утверждает кандидатуру, избранную парламентом. Император является символом единства народа, в повседневной жизни выполняетцеремониальные функции внешнеполитического характера. Монарх также присутствует на различных национальных праздниках и официальных торжествах.

Как отмечают некоторые  японские юристы и политические деятели, в связи с тем, что в конституции  отсутствует четкое разграничениемежду понятием “государственные дела” и государственная политика”, отсутствуют статьи, запрещающие императору затягивать выполнение решений представительногооргана, а также четко сформулированной процедуры роспуска палаты представителей, император может влиять на решение этих вопросов. Указанноеутверждение не бесспорно, поскольку в силу конституционного обычая император активно не участвует в решении перечисленных вопросов. Следует также добавить,что жизнь императора и его семьи окутана таинственностью и приставленные к нему чиновники постоянно ограждают его от контактов с внешним миром, но ореолтаинственности, как правило, имеет далеко идущие стратегические цели, способствующие росту авторитета монарха. Не будучи задействован в решениитекущих дел, он сохраняет высокий авторитет и влияние, что при определенных условиях важнее формальных полномочий.

Президент США.

Конституция США  предоставляет президенту республики обширные полномочия исполнительной власти. Он “обеспечивает точное соблюдениезаконов  и определяет полномочия всех должностных лиц Соединенных Штатов”[24].Подобная общая формула конституционной компетенции позволяет президенту расширять ее путем делегирования полномочий со стороны конгресса (“чрезвычайныеполномочия”), а также на основе так называемых “подразумеваемых полномочий”, выводимых из духа конституции, из практики ее применения.

Прерогативы президента США, как главы президентской  республики, более значительны, чем президентов в парламентских республиках. Каквысшее должностное лицо он представляет государство в отношениях с другими государствами (“по совету и с согласия сената”) и отзывает их. Президент имеетправо вести переговоры с иностранными государствами и заключать международные договоры (некоторые из них относятся к соглашениям исполнительной власти и неподлежат ратификации сенатом). Он является главнокомандующим вооруженными силами и национальной гвардии; причем это правомочие существует не номинально,а реально. Он наделен правом помилования и отсрочки исполнения приговоров, награждает медалями. Президент США как глава государства назначает министров(“по совету и с согласия сената”)[25], которые несут ответственность перед ним и могут по его воле быть освобождены споста в любое время. Он назначает членов Верховного суда и многих других должностных лиц “по совету и с согласия сената”. Низшие должностные лицаназначаются президентом единолично, без “совета  и согласия” сената.

Президент республики направляет Конгрессу послания, в  которых сообщаются сведения о положении  в стране и обосновывается принятиеКонгрессом необходимых законов. Конституционное  положение: “Президент... рекомендует к его рассмотрению такие меры, которые он сочтет необходимыми ицелесообразными...”[26] фактически закрепляет за ним право законодательной инициативы. Президент СШАимеет право созывать Конгресс на чрезвычайные сессии. Президент промульгирует законы, принятые Конгрессом. При этом ему предоставлено право  в случае несогласия с законом возвращать егона повторное рассмотрение в Конгресс (отлагательное вето). При преодолении вето президента палаты Конгресса должны повторно одобрить указанный закон 2/3голосов. В условиях США ни одна из партийных фракций не обладает 2/3 голосов, а поэтому, отлагательное вето является весьма эффективным средством “сдерживания”президентом законодательной деятельности Конгресса. Многолетняя практика свидетельствует, что Конгресс преодолевает не более 7-11% вето президента.Президентское вето может быть применено к  любому закону, кроме поправок к конституции. Президент обязан утвердитьзакон в течение 10 дней, если за указанный срок он этого не сделает, закон считается утвержденным.

Президент США  не несет политической ответственности  перед Конгрессом. Как записано в  конституции, президент может быть отстранен отдолжности, если он будет осужден в порядке импичмента, если будет признан виновным “в измене, взяточничестве или других тяжких преступлениях ипроступках”[27]

Импичмент - особая процедура привлечения президента к ответственности, а также некоторых других высших гражданских должностных лиц(министров, послов, федеральных судей). При этой процедуре палата представителей принимает резолюцию о возбуждении импичмента и формулирует обвинениястатьи импичмента. Решение принимается простым большинством голосов депутатов. Затем утвержденные “статьи импичмента” передаются в сенат, который обязанпринять дело к рассмотрению и вынести решение по существу дела.  При возбуждении дела по обвинению президентаСША председательствует в сенате не вице-президент, а председатель Верховного суда. Если лицо признается виновным, то оно отстраняется от должности илишается права занимать любую должность в федеральном государственном аппарате. Лицо, осужденное в порядке импичмента, может быть привлечено к уголовнойответственности на общих основаниях.

Президент Франции.

Президент республики занимает вершину в иерархии государственных  органов. “Акты президента Республики, за исключением указанныхв статьях 8,11,12,16,18,54 и 61 контрассигнуются Премьер-министром и в случае необходимости - ответственными министрами.”[28] В соответствии с этой формулировкой конституции, формально-юридическиеполномочия президента подразделяются на осуществляемые им лично и на полномочия, требующие контрассигнации премьер-министра или ответственныхминистров. Практически существуют и другие личные полномочия, не указанные в статье 19, в частности - премьер-министр назначается без контрассигнации.

Наиболее важным личным полномочием президента Франции  является право роспуска Национального  собрания, которое ограничено лишь тремяусловиями: 1) не может быть произведен роспуск в течение года, следующего после предыдущего роспуска; 2) во время действия чрезвычайного положения; 3)временным президентом республики, т.е. председателем Сената, занимающим вакантную должность главы государства до избрания нового президента.

Президент может  передать на референдум любой законопроект, касающийся организации публичных властей..., который, непротивореча конституции, отразился бы на функционировании государственных институтов.[29]

Особенно возрастает роль главы государства, когда он решает ввести чрезвычайное положение  в стране. Статья 16 конституции позволяетввести  президенту настоящую единоличную  диктатуру, во время которой он принимает  все меры, которые, по его представлению, диктуются обстоятельствами.Но в этой статье оговариваются два условия для введения чрезвычайного положения: первое - должно наличествовать одно из четырех требований -серьезная и непосредственная угроза либо институтам республики, либо независимости нации, либо целостности ее территории, либо выполнениюмеждународных обязательств; второе - должно быть нарушено нормальное функционирование органов государственной власти, созданных в соответствии сконституцией. Эта статья не может быть использована при других обстоятельствах, и президент не может вводить ее когда захочет. Однако отсутствие достаточныхюридических и политических гарантий, делает право введения чрезвычайного положения наиболее грозным оружием в руках президента. Для его введения главагосударства обязан лишь получить “официальную консультацию” у премьер-министра, председателей палат и Конституционного совета и обратиться к нации с посланием.Полученные мнения вышеназванных лиц учитывать вовсе необязательно. Сдерживающим органом в этой ситуации должен был бы стать парламент, но практически он необладает контрольными функциями. Правда, парламент в это время не может быть распущен и он вправе передать дело о государственной измене президента вВысокую палату правосудия, но понятия государственной измены весьма расплывчато и не существует  официального толкованияэтого термина.

Президент практически  снизу доверху формирует исполнительную власть. Он назначает министров, всех высших чиновников.Президент - глава  вооруженных сил, он председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны. Чрезвычайно важным является не урегулированноеконституцией право президента вводить в действие стратегические ядерные силы, это право предусмотрено простым декретом от 14 января 1964 г.[30]

В области международных  отношений й президент заключает  и ратифицирует международные договоры, за исключением тех, которыетребуют обязательной ратификации парламента. Ратификация требует контрассигнации членов правительства.

В судебной области  президент - обладатель традиционного  права главы государства - права  помилования. Президент находитсяна  вершине судебной власти, являясь  гарантом ее независимости.[31]

Вторая часть  полномочий главы государства, требующая  контрассигнации премьер-министра или министров, также весьма значительна. Онпредседательствует в Совете министров, подписывает декреты и ордонансы, принятые в нем; принимает участие в рассмотрении законопроектов правительства;назначает на гражданские и военные должности, аккредитует послов и чрезвычайных посланников в иностранных государствах. С контрассигнацией министровосуществляется право созыва парламента на чрезвычайные сессии; по его решению палаты образуют Конгресс для ратификации поправок.

На практике президент обладает большими правами, чем то следует по букве закона. Так, он принимает решения в областях, относящихся ккомпетенции правительства, когда в парламенте имеется “одноцветное” с президентом большинство. Президент порою открыто вторгается в компетенциюпремьер-министра. Так, издание ордонансов на основе делегации, полученной от парламента, постановка вопроса о доверии и некоторые другие не обходятся безсанкции президента.

Президенту помогает в его деятельности личный аппарат, достигающий несколько сот человек. В его состав входят кабинет, генеральныйсекретариат, военный штаб, несколько чиновников для особых поручений; все сотрудники этих служб лично назначаются президентом.

Правительство.

Кабинет министров Японии.

Кабинет, в соответствии с конституцией, осуществляет исполнительную власть.[32] Наряду с другими общими функциями управления кабинет наделен полномочиями поисполнению законов и ведению государственных дел, руководству внешней политикой, заключению международных договоров, руководству гражданской службой,составлением бюджета и внесением его на рассмотрение парламента, изданию правительственных указов.

Информация о работе Формы правления в современных зарубежных странах. США, Франция, Япония