Формы правления в современных зарубежных странах. США, Франция, Япония

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 09:28, контрольная работа

Краткое описание

Характер формы правления, существующей в государстве, зависит от организации верховной государственной власти, точнее, - отопределения правового положения одного высшего органа государственной власти - главы государства. В конечном счете различие между двумя основными формамиправления, существующими в буржуазных государствах - монархией и республикой зависит от того, кто стоит во главегосударства. Тем не менее форма правления существенна, так как она налагает определенный отпечаток на структуру государственного аппарата и существующиемежду его отдельными звеньями взаимоотношения.

Оглавление

1. Введение
2. Краткая характеристика форм правления в США, Японии, Франции
3. Принципы формирования органов верховной власти и их структура в Японии, США, Франции.
4. Полномочия институтов высшей власти и принципы взаимодействия между законодательной и исполнительной ветвями власти в Японии, США, Франции.
· Глава государства
· Правительство
· Парламент
5. Заключение
6. Библиография

Файлы: 1 файл

Государственный таможенный комитет.doc

— 226.50 Кб (Скачать)

Государственный таможенный комитет

Российской  Федерации

Российская  таможенная академия

кафедра теории и истории государства  и права

Контрольная работа

Конституционное право зарубежных стран

Тема: Формы правления в современных зарубежных странах. США, Франция, Япония.

Москва 1997

Оглавление:

1. Введение

2. Краткая характеристика  форм правления в США, Японии, Франции

3. Принципы формирования  органов верховной власти и  их структура в    Японии, США, Франции.                                               

4. Полномочия институтов высшей власти и принципы взаимодействия между законодательной и исполнительной ветвями власти в Японии, США, Франции.

· Глава государства

· Правительство

· Парламент

5. Заключение

6. Библиография

1. Введение

Форма правления - это способ организации институтов высшей власти, принципы взаимодействия между ними и роль населения в ихформировании. Форма правления характеризуется несколькими основными свойствами: способ формирования органов высшей власти; строение органов власти; принципывзаимодействия между исполнительной и законодательной ветвями власти; взаимодействие между властью и гражданами и тем, насколько структура властиобеспечивает свободу населения.

Эти характеристики определяются конституцией, ее организационной  функцией. Конституция закрепляет структуру государственногомеханизма, распределение компетенции между государственными органами по вертикали и по горизонтали, а также устанавливает отношения между органамигосударственной власти. Основы организационной структуры государства были заложены на заре буржуазных революций и получили соответствующее выражение вконституциях. Представительное правление, опирающееся на избирательный корпус и выборы, а также принцип разделения властей остаются неизменными  для любого периода развитиябуржуазно-демократической государственности.

Характер формы  правления, существующей в государстве, зависит от организации верховной  государственной власти, точнее, - отопределения  правового положения одного высшего  органа государственной власти - главы  государства. В конечном счете различие между двумя основными формамиправления, существующими в буржуазных государствах - монархией и республикой зависит от того, кто стоит  во главегосударства. Тем не менее форма правления существенна, так как она налагает определенный отпечаток на структуру государственного аппарата и существующиемежду его отдельными звеньями взаимоотношения.

Целью работы является сравнительный анализ форм правления  в США, Японии, Франции, характеристика общих и особенных черт,механизма  работы органов власти и принципов их формирования.

2. Краткая характеристика  форм правления  в Японии, США,  Франции.    

Япония

Как самая старая из существующих в одной из этих трех стран форм правления рассматривается  монархия. 

Монархия представляет собой такую форму правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу,занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия. Историческим предшественником современной буржуазной монархии является монархияабсолютная. Для абсолютной монархии характерно сосредоточение всей полноты государственной власти в руках монарха, отсутствие каких-либо представительныхучреждений.

В современных  странах абсолютная монархия эволюционировала в конституционную, которая, в свою очередь, подразделяется ещена два вида - парламентарную и дуалистическую монархию.

В Японии формой правления является парламентарная монархия, введение которой вместо дуалистической было оформлено конституцией1947 г. По сравнению с конституцией 1889 г. новый основной закон Японии явился значительным продвижением вперед на пути демократизации политической системыстраны. Это нашло свое применение в том, что полномочия императора были не только резко сокращены, но и фактически низведены до чисто номинального уровня:“Император осуществляет только такие действия, относящиеся к делам государства, которые предусмотрены настоящей Конституцией, и не наделен полномочиями,связанными с осуществлением государственной власти.”[1]

Как в сфере  законодательной, так и исполнительной император лишен самостоятельных  полномочий и ни при каких обстоятельствах  неможет действовать без санкции  кабинета: “Все действия Императора, относящиеся  к делам государства, могут быть предприняты не иначе как с совета и одобренияКабинета, и Кабинет несет за них ответственность.”[2]

Японская конституция, таким образом, сохранив монархическую форму правления, превратила императора в чисто символическуюфигуру, наделенную лишь церемониальными полномочиями, которые жестко ограничены самим основным законом. Он лишен каких-либо “спящих” прерогатив илиподразумеваемых полномочий.

“Парламент  является высшим органом государственной  власти и единственным законодательным  органом государства”[3]Парламент состоит из двух палат: Палаты представителей и Палаты советников”[4]

Высший орган  исполнительной власти в стране - правительство  Японии, Кабинет министров. “Исполнительная  власть осуществляетсяКабинетом.”[5] Полномочия правительства довольно обширны. Оно проводит в жизнь законы, осуществляетруководство государственными делами, внешней политикой. Кабинет несет коллективную ответственность перед парламентом.[6]

США

Следующей из рассматриваемых  форм правления является республиканская. Она имеет место во многих современных странах, в частности - вСША.

В конституции  США, а именно в статье IV утверждается следующее: “Соединенные Штаты гарантируют  каждому штату в настоящем  Союзереспубликанскую форму правления”[7]. Республиканская форма правления в США реализовалась в виде президентскойреспублики: президент республики - глава государства и правительства; правительство не несет ответственности перед Конгрессом; президент не обладаетправом роспуска палат Конгресса. 

За основу построения системы государственной власти был взят принцип разделения властей,который  в американских условиях трансформировался  в так называемую систему сдержек  и противовесов. В конституции  было проведено организационное разделениемежду тремя ветвями власти - конгрессом, президентом и верховным судом, каждому из которых была предоставлена возможность действовать самостоятельно вконституционных рамках. Установленные отношения между названными органами имеют целью предотвратить усиление одного из них за счет другого и воспрепятствоватьодной из частей этой системы действовать в направлении, противном направлениям других органов. Фактические отношения между тремя основными органами власти -конгрессом, президентом (он именуется не президентом республики, а президентом США) и верховным судом постоянно изменяются, но сам принцип разделения властейостается незыблемым.

“Все установленные  здесь полномочия законодательной  власти принадлежат Конгрессу Соединенных  Штатов, который будет состоять изСената и Палаты представителей”.[8] Но конституция говорит не о законодательной власти вообще, а лишь о полномочияхзаконодательной власти, указанных в самой конституции. Следовательно, Конгресс обладает ограниченными законодательными полномочиями. Это обусловлено тем, чтов США имеется еще 50 законодательных собраний штатов, которые законодательствуют в соответствии со своими полномочиями.

“Исполнительная власть осуществляется Президентом...”[9],его полномочия весьма объемны. В его непосредственном подчинении находится весь государственный аппарат управления: министры, главы многочисленных ведомств, оннепосредственно руководит огромным исполнительным аппаратом. Президент республики и исполнительный государственный аппарат образуют в СШАпрезидентскую власть. Президент формирует администрацию, кабинет министров, исполнительные правления. Кабинет министров является консультативным органом,президент не обязан следовать его советам. Кабинет министров не принимает никаких правительственных актов.

Франция

“Франция является неделимой, светской, демократической и социальной Республикой”[10]. Так установила конституция Франции 1958 г. Основной закон установилреспубликанскую форму правления, имеющую смешанный характер, поскольку в ней наблюдаются черты президентской республики (глава государства избирается безучастия парламента, правительство назначается им же)[11]и парламентарной республики (правительство несет ответственность перед нижней палатой парламента)[12].

Главная черта  конституции 1958 г. - концентрация политической власти в руках исполнительных органов. Сосредоточение власти вруках главы государства и правительства - одно из проявлений конституционно закрепленной авторитарной тенденции во французском политическом режиме.Президент находится на вершине иерархии органов государственной власти. Статья 5 Конституции закрепляет за ним обязанность обеспечивать “своим арбитражемнормальное функционирование государственных органов, а также преемственность государства”. В этой же статье провозглашается, что президент является“гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения соглашений Сообщества и договоров”. Президент обладает широкими прерогативами вобласти законодательства. Он наделен правом законодательной инициативы. В отношении парламента президент обладает полномочием роспуска нижней палатыпарламента.

Законодательный орган Республики - парламент - играет относительно небольшую роль в политической жизни страны. Парламент состоит  издвух палат - Национального собрания и Сената. Основная функция парламента - принятие законов - сильно ограничена конституцией. Конституция точно определяеткруг вопросов, по которым парламент имеет право издавать законы. Решение вопросов, не включенных в этот список, отнесено к ведению правительства. Правапарламента ограничены и в финансовой сфере. Конституция устанавливает определенный срок принятия парламентом финансовых законопроектов. Парламентобладает правом контроля за деятельностью правительства.

Правительство Франции - Совет министров, согласно ст. 20 Конституции, “определяет и ведет политику нации”. В состав правительствавходят премьер-министр - глава правительства, министры, возглавляющие министерства, и государственные секретари, руководящие подразделениямиотдельных министерств. Правительство ответственно перед Национальным собранием. В случае принятия резолюции порицания абсолютным большинством Национальногособрания правительство должно подать в отставку. В Конституции  специально обозначены полномочия премьер-министра.На него возложена ответственность за национальную оборону, он должен обеспечивать исполнение законов, осуществлять нормотворческую деятельность.

Конституционный совет - особый орган, контролирующий соблюдение Конституции. Все законы до промульгации их президентом и регламентыпалат  до их принятия должны поступать на рассмотрение Конституционного совета, который дает заключение о том, соответствуют ли Конституции. ЕслиКонституционный совет решит, что тот или иной акт противоречит Конституции, он вправе его отменить. Также в полномочия Конституционного совета входитнаблюдение за ходом президентских выборов, проведением референдумов.

Процесс концентрации политической власти в руках исполнительных органов привел к изменению статуса  парламента. Правительственнойвласти  предоставлены широкие возможности  для воздействия на парламент, а в некоторых случаях для действий и “через его голову”.

3. Принципы формирования  органов верховной  власти и их  структура в Японии, США, Франции.

Япония

Император.

Как уже говорилось выше, Япония по форме правления - парламентарная монархия. “Император является символом государства и единстванарода, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть.”[13] “Императорский трон является династическим и наследуется в соответствии сЗаконом об императорской фамилии, принятым Парламентом.”[14]

Императорский трон в Японии передается в порядке наследования члену императорской семьи. Предпочтение отдается старшему сынуимператора. Лица женского пола наследовать трон не могут.

Статус императора имеет свои особенности. Император  не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти. Всеего действия, относящиеся к делам государства могут быть предприняты не иначе как с совета и одобрения кабинета министров, и кабинет несет за нихответственность. По представлению парламента он назначает премьер-министра, а по рекомендации премьер-министра - членов кабинета; по представлению кабинета,назначает Главного судью Верховного суда.

Информация о работе Формы правления в современных зарубежных странах. США, Франция, Япония